Психический статус ребенка с задержкой психического развития

Психический статус ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Читайте также:  Разработка индивидуальной программы или рекомендаций по развитию ребенка

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Методическая работа по теме:

«Психолого-педагогический статус школьников с ЗПР и основные принципы работы с ними».

Содержание:

1.Сущность коррекционной работы с аномальными школьниками.

2.Зарождение, становление и развитие учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

3.Характерные особенности системы коррекционно-развивающего обучения.

4.Основные положения коррекционно-развивающего обучения.

5.Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.

Одной из основных проблем современной педагогической практики является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Многочисленные исследования показывают, что среди неуспевающих учеников есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными , интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих школьников.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов (Е.А. Медведева)

Читайте также:  Развития ребенка до года слух и зрение

Изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития началось в конце 50-х годов и широко развернулось в 60-70-х годах хх века. Это было обусловлено потребностями педагогической практики, поскольку в связи с переходом на новые, более усложнённые учебные программы резко возросло количество неуспевающих учеников. Кроме того, развёртыванию комплексного клинико -психолого — педагогического изучения детей этой категории способствовал накопленный к этому времени опыт дифференциальной диагностики. Обобщён зарубежный опыт исследования и обучения школьников с данной патологией развития. Изучение (Т.А. Власовой , В.И. Лубовским) зарубежного опыта исследования детей с трудностями в обучении показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений не существует. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как «дети с трудностями в обучении», «псевдонормальные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», как дети «пограничной черты», как дети , «имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные », «педагогически запущенные», «дети с минимальными повреждениями мозга».

В отечественной специальной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И. Борисов), «слабоодарённые» дети (В.П. Кащенко, Г.В. Мурашов). Термины «задержка темпа психического развития» были предложены Г.Е. Сухаревой.

В ходе исследования Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психическим инфантилизмом. К первой группе они относили детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи считали, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере. С трудом включались в учебную деятельность, отличались быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Ко второй группе относились учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастеническими состояниями), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов. Но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет, и в периоды хорошего состояния они добиваются довольно высоких результатов в учёбе. Именно эти учащиеся позднее были выделены в категорию детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, часто и физическую незрелость ребёнка, что ещё больше осложняет его состояние. Такие дети нуждаются в более сложном лечении, а также и в более сложной педагогической коррекции. Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского развития. В настоящее время не существует единых принципов систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Г.Е. Сухарева выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности детей с задержанным типом развития.

-интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;

-интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено 4 варианта ЗПР:

-конституционального происхождения:

-соматогенного происхождения;

-психогенного происхождения;

-церебрально-органического происхождения.

Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

В отличие от клинических классификаций психолого-педагогическую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлением в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Поступающим в школу детям с ЗПР свойственен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы необходимые для школьного обучения умения и навыки. Недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счётом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость. Низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности. У таких детей часто возникают головные боли. Всё это приводит к тому, что дети быстро утомляются, легко отвлекаются. У них понижена работоспособность. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью. Повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах ощущения и восприятия. У детей с ЗПР наблюдается более низкий, по сравнению с нормой, уровень восприятия. Это проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире. Существенными недостатками восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребёнком информации, нарушение функций поиска. Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. По мнению ряда зарубежных психологов, отставание в развитии пространственного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемых детьми с ЗПР. Изучение процессов памяти детей с данной патологией развития показало их недостаточную продуктивность, малый объём памяти, неточность и сложности в воспроизведении, поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР путём усиления мотивации. Сосредоточения внимания учащихся на задании. Особенно важное значение для повышения эффективности запоминания имеет умение использовать необходимые рациональные приёмы запоминания (группировка слов и картинок, установление связей). У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез. Сравнение, обобщение. Это отчётливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач, в овладении навыками чтения и письма. По характеру и качеству речи дети с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Устная речь детей с данной патологией развития содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя. Для многих детей этой группы характерна недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука «р» (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции. У таких детей недостаточно сформирован фонетический слух и фонематическое восприятие. У данных детей обычно беден словарный состав, нарушено логическое построение связанных высказываний. Такие дети легко соскальзывают с одной темы на другую. В письменной речи дети с ЗПР делают ряд специфических ошибок, которые могут быть вызваны недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи. Поведение детей с ЗПР также довольно своеобразно. Учебная мотивация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе. Ведущей деятельностью для них остаётся игра, которая и готовит детей к выполнению нового вида деятельности – учебной.

Читайте также:  Психологическое сопровождение развития ребенка в раннем возрасте

Важным отличием детей с ЗПР является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возрастая (В.И. Лубовский). Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение сходных заданий. В большинстве случаев та работа, которая проводится с учеником с ЗПР в условиях массовой общеобразовательной школы, не ведёт к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса. Такие дети нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении. Первые попытки специальной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, были предприняты в 50-е годы хх века в рамках экспериментальных групп при институте дефектологии АПН СССР. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях проводится система коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению. Институт коррекционной педагогики позволили сформулировать классификацию задержки психического развития у детей, определить содержание их обучения в 1-9 классах, Разработать методики отдельных дисциплин. В настоящее время для детей с ЗПР созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида. Основная задача коррекционно-развивающей работы с детьми данной группы состоит в том, чтобы помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность и опыт учебной практической деятельности. Формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специальном, коррекционно-развивающем обучении и воспитании, кроме того им бывает необходима и лечебно-оздоровительная помощь. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, т.е качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребёнка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы. Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития. Обучение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода , обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в учёбе.

Характерными особенностями системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР являются:

1.Наличие диагностика-консультативной службы, работающей на основе междисциплинного взаимодействия.

2.Вариативность образования.

3.Активная интеграция учащихся в общеобразовательные традиционные классы из коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после 1-2 –х лет обучения.

4.Пролонгирование коррекционно-развивающего обучения на II ступени (5-9 классы).

5.Максимальная социально-трудовая адаптация в подростковом возрасте к современным социальным условиям (в том числе в условиях рынка труда).

6.Профилактика школьных трудностей.

Реализация системы коррекционно-развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является психологическое и специальное педагогическое консультирование обучающихся, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка. Обсуждение результатов наблюдений проводится систематически.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых учебных занятиях. Содержание индивидуальных занятий должно быть направлено на развитие ученика. На этих занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности: действие с реальными предметами, счётным материалом, использование условно-графических схем. Это создаёт возможность для подготовки учащихся к решению задач разного типа: формирование пространственных представлений; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить те знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники приобретают самостоятельно.

Источник