Коллектив и развитие личности ребенка с проблемами в развитии

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

PERSONAL DEVELOPMENT OF THE CHILD WITH HIA PEER GROUP

Lyudmila Rassudova

cand. psychol. Associate Professor, Department of General and Educational Psychology, Omsk State Pedagogical University,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется роль группы сверстников для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто понятие субъектности группы, охарактеризованы условия, при которых общество сверстников будет оказывать позитивное влияние на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ABSTRACT

The article analyzes the role of the peer group for the development of the child with disabilities. Discloses the concept of subjectivity group, described the conditions under which peers society will have a positive impact on the development of the personality of the child with disabilities.

Ключевые слова: развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; группа сверстников; субъектность группы; социально-психологический климат.

Keywords: personality development of the child with disabilities; peer group; subjectivity of the group; socio-psychological climate.

Читайте также:  Образование и развитие ребенка это та основа

В настоящее время меняется характер психологической помощи детям, имеющим различные нарушения и отклонения в своем развитии. Для психологов неоспорим тот факт, что основой психологической помощи ребенку с ОВЗ является развитие его личности, а не коррекция и компенсация недостатков. В свою очередь, на развитие личности решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение.

Акатов Л.И. подчеркивает, что «в социально-реабилитационной прак­тике необходимо заботиться не только о конкретном ребенке, но и о развитии группы, создавая тем самым лучшие условия для формирования личности каждого ребенка, входящего в эту группу» [1, с. 245].

Когда речь идет о ребенке с ОВЗ, то зачастую референтными и единственно доступными для него становятся те группы сверстников, в которые его включают взрослые – группы детей в различных реабилитационных и специальных образовательных учреждениях. Такая детская группа, в которую включается ребенок с ОВЗ, проходит в своем становлении опре­деленные этапы. По мере включения детей в различные виды игровой, учебной, трудовой и общественно-полезной дея­тельности и расширения сфер их взаимодействия как внутри группы, так и вне ее, группа начинает функционировать не просто как детская группа, а как качественно новое образо­вание – субъект деятельности и общения. Субъектность группы – это социально психологическая характеристика, определяющая группу как носителя актив­ности, способную действовать целенаправленно на ее членов и на преобразование окружающей действительности [1, с. 245]. Субъ­ектность группы может быть различной, в зависимости от того, для чего эта группа сформирована. Например, если это группа детей, посещающих социально-реабилитационное учреждение, то она сформирована взрослыми для того, чтобы дети вместе играли и общались, а значит такая группа будет выступать как субъ­ект общения и познания. В то же время, группа детей с ОВЗ, выступающая субъектом учебной или реабилитационной деятельности, одновременно будет и субъектом общения. Названные компоненты субъектности группы выступают как единое целое в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности между собой. При этом в каждой группе соотношение компонентов субъектности будет разным. Так, если в учебной группе большое значение придается развитию межличностных отношений детей, а учебно-познавательная деятельность отходит на второй план, то такая группа в первую очередь будет субъектом общения.

Для того, чтобы референтная группа способствовала развитию личности ребенка с ОВЗ, она должна быть, прежде всего, субъектом деятельности и воспитательного воздействия. В такой группе четко определены цели и задачи совместной деятельности, распределены роли, организовано межличностное взаимодействие. Выступающая субъектом деятельности детская группа должна представлять собой сплоченный коллектив детей, имеющих схожие мнения и оценки относительно предмета их деятельности (игровой, учебной, реабилитационной и др.).

Реализуя себя как личность, ребенок с ОВЗ стремится занять в группе сверстников определенное положение, самоутвердиться. Самоутверждение ребенка с ограниченными возможностями в группе детей может проходить в одних случаях благополучно, в других – с теми или иными затруднениями. Причинами трудностей при самоутверждении в группе сверстников могут быть как индивидуально-личностные особенности самого ребенка с ОВЗ, так и уровень развития группы, в которую он включается, сложившая­ся в ней система межличностных отношений. Если другие дети принимают ребенка с ОВЗ и готовы взаимодействовать с ним, то ему удается занять нормальное положение в группе, и тем самым создаются благоприятные условия для развития таких личностных качеств как самоуважение, чувство собственного достоинства, вера в собственные силы [2].

Одной из наиболее распространенных психологических проблем детей с ОВЗ является пассивность, неумение взаимодействовать и перестраивать свое поведение. Именно процесс самоутверждения в группе сверстников позволяет такому ребенку стать более активным. Взаимодействуя с другими детьми и стремясь быть принятым ими, он учится перестраивать свое поведение, считаться с желаниями других детей, договариваться и находить общее решение, приемлемое для всех.

Развитие личности ребенка с ОВЗ в группе сверстников происходит под влиянием различных социально-психологических механизмов, среди которых особо хочется выделить подражание. Когда речь идет о нормотипичных детях, подражание имеет значение в дошкольном возрасте, позже роль этого механизма в развитии личности существенно уменьшается. Но для ребенка с ОВЗ именно подражание зачастую остается важнейшим социально-психологическим механизмом. Подражая сверстникам, ребенок усваивает различные образцы поведения и нормы взаимодействия, что способствует его социально-психологической адаптации. Разумеется, выбранные ребенком для подражания образцы поведения могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому важной задачей специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, будет создание таких условий в детской группе, чтобы у детей была возможность подражать социально приемлемым образцам поведения, оказывающим наиболее положительное влияние на формирование личностных качеств у каждого ре­бенка.

Если группа детей с ОВЗ, созданная взрослыми с определенной целью, развивается благополучно и становится субъектом деятельности и общения, то основной характеристикой такой группы будет благоприятный социально-психологический климат.

Социально-психологический климат в детской группе является базовым показателем межличностных отношений, на основе которого можно делать выводы о психологической совместимости членов группы, существующих между ними симпатий и антипатий, о сложившейся структуре взаимодействий. Для формирования положительного климата в группе детей с ОВЗ решающее значение имеют доверительное и уважительное отношение всех детей к друг другу, которое выражается в понимании ребенком с ОВЗ того, что другому, так же как и ему самому, может понадобиться помощь, и в готовности предложить эту помощь. При соблюдении этого условия у детей в группе возникает чувство психологической защищенности, очень важное для нормального развития личности. Таким образом, социально-псхологический климат может оказывать определенное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в ней. В то же время, общаясь друг с другом, дети испытывают различные, иногда довольно сильные эмоциональные состояния, которые воздействуют на психологический климат в группе. По этой причине в группе могут возникать естественные колебания эмоционального состояния, спады и подъемы настроения, ко­торые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении длительного периода. К примеру, возникающие между отдельными детьми конфликтные ситуации могут приводить к ухудшению социально-психологического климата всей группы.

Для того, чтобы социально-психологический климат детской группы оказывал эффективное положительное воздействие на детей с ОВЗ, следует, прежде всего, учитывать характер взаимодействия каждого ребенка со сверстниками, стремясь к созданию в группе позитивных совместных эмоциональных переживаний. Ребенок с ОВЗ, включенный взрослыми в группу сверстников, должен обязательно получить опыт разделенных с другими положительных эмоций, этот опыт в дальнейшем позволит выстроить позитивное отношение к пребыванию в детской группе. В группе детей с ОВЗ нужно добиваться, чтобы каждый ребенок ощущал себя равноправным ее членом, с которым считаются все другие члены группы.

Безусловно, осуществление воздействия на формирующийся детский коллектив – задача непростая, от специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение, это потребует большого такта и терпения. Зачастую такое воздействие может быть оказано опосредованно, например, через неформального лидера детской группы. Способствовать повышению групповой сплоченности можно через осознание группой своей социальной роли и своего от­личия от других групп; посредством использования раз­личных эмблем, отличительных знаков, формы, девизов и др. Утверждение групповых норм лучше проходит, если группа детей с ОВЗ включена в какую-либо деятельность, и внимание всех членов группы сосредоточено на выполнении этой деятельности. В таких условиях процесс утверждения новых групповых норм и изменения (при необходимости) групповых установок проходит «безболезненно» и незаметно для самих детей.

Читайте также:  Конспект по самообразованию игра в развитие ребенка

Таким образом, процесс социально-психологического сопровождения группы детей с ОВЗ должен включать в себя механизмы и методы воздействия, усиливающие положительное влияние группы на личность ребенка. Выступая субъектом формирования личности ребенка с ОВЗ, детская группа способствует развитию у ребенка навыков регуляции поведения в условиях совместной деятельности, что, в свою очередь, является фактором успешного развития личности и ее благополучной социально-психологической адаптации в будущем.

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2012. – 192 с.

Источник

Воспитание
малоэффективно без опоры на коллектив
самих ребят, их организационное единство,
психологическую общность, без опоры на
общественное мнение, принятые в детской
(подростковой) среде нормы поведения и
ценностные ориентиры. Коллектив, как
бы он не назывался, — «справедливое
сообщество», «бойскаутский отряд»,
«команда зелёных» или «община Маленького
принца», — является весьма действенным
и мощным инструментом воспитания в
руках думающих педагогов-гуманистов,
сориентированных на ребёнка, как на
высшую ценность.

Детский
коллектив — основная база накопления
детьми позитивного социального опыта.
Опыт приобретается воспитанником в
семье, через общение со сверстниками в
неорганизованных внешкольных условиях,
через средства массовой информации,
чтение книг и другие источники.

Однако, только в
коллективе его освоение специально
планируется и направляется
педагогами-профессионалами. Ребёнок с
поступлением в школу становится членом
многих коллективов, часть из которых
он выбирает самостоятельно (кружки,
секции, клубы, внешкольные детские и
подростковые коллективы и т.п.), а членом
других и, прежде всего, классного и
школьного коллектива, он становится в
силу определённых условий.

Как член общества
и коллектива воспитанник вынужден
принимать те правила и нормы
взаимоотношений, которые свойственны
тому или иному коллективу. Он не может
их игнорировать или пренебрегать ими
уже потому, что хочет быть принятым
коллективом, занять в нём удовлетворяющее
его положение и эффективно осуществлять
свою деятельность.

Это вовсе не
означает, что ребёнок пассивно должен
приспосабливаться к сложившимся или к
складывающимся отношениям. Если он
убеждён в своей правоте, он должен занять
активную позицию и не только высказывать
свою точку зрения, противоположную
мнению большинства, но и отстаивать её
перед коллективом.

Таким образом,
коллектив открывает возможности
накопления опыта коллективного поведения
в позициях подчинения, активного
противопоставления и руководства. В
конечном итоге это должно привести к
формированию таких социально ценных
качеств, как гражданственность, гуманизм,
инициативность, ответственность,
социальная справедливость и др.

Проявляя
социальную активность, каждый воспитанник
воспринимает для себя коллектив как
арену для самовыражения и самоутверждения
себя как личности. Благодаря педагогическому
руководству коллективной жизнедеятельностью,
стремление утвердиться в своих глазах
и глазах сверстников, находит в коллективе
благоприятную почву. Только в коллективе
формируются такие существенные личностные
характеристики, как самооценка, уровень
притязаний и самоуважение, т.е. принятие
или неприятие себя как личности.

Воспитательный
коллектив, по определению И.Ф. Козлова,
специально исследовавшего творчество
А.С. Макаренко, это научно организованная
система воспитывающей детской жизни.
Организация коллективной
учебно-познавательной, ценностно-ориентационной
деятельности и общения создаёт условия
для формирования и упражнений в проявлении
интеллектуальной и нравственной свободы.
Только в коллективной жизнедеятельности
формируются интеллектуально-нравственные
ориентации личности, её гражданская
позиция и целый ряд общественно-значимых
умений и навыков.

Ничем
не заменима роль коллектива в организации
трудовой деятельности детей. В условиях
коллектива она стимулирует проявление
взаимоответственности за конечные
результаты труда, взаимопомощи. Через
участие в трудовых делах воспитанники
включаются в экономические отношения,
и становятся их активными участниками.

Коллективная
жизнедеятельность детей и подростков
открывает практически неограниченные
возможности для реализации физического
и художественного потенциала личности.
Физкультурно-оздоровительная и
художественно-эстетическая деятельность,
организуемая в условиях свободного
общения, стимулирует содержательный
обмен духовными ценностями, формирование
эстетического отношения к действительности,
овладение широким спектром специальных
знаний, умений и навыков. Эти виды
деятельности способствуют эмоциональному
развитию воспитанников, вызывая чувства
коллективного сопереживания, сочувствия,
совместного ощущения эмоционально-нравственной
атмосферы и её сотворчества.

Роль
коллектива в развитии личности состоит
и в том, что он открывает возможности
практического освоения демократических
форм организации жизнедеятельности.
Прежде всего, это реализуется через
активное участие в школьном самоуправлении
и многообразной общественной жизни.
Педагогически ориентированный коллектив
создаёт благоприятные возможности для
формирования социально ценной личности
и проявления её индивидуальности.

Современный
ребёнок обычно входит в состав нескольких
коллективов (классный, школьный,
спортивный, творческий и т.д.). Влияния
разных коллективов нередко оказываются
противоречивыми. Каждый из них как
специфический социально-педагогический
организм с особым пространством
межличностного и межвозрастного
взаимодействия обладает своим
воспитательным потенциалом. Чтобы
предотвратить противоречивость этих
влияний, надо, с одной стороны, знать
воспитательный потенциал каждого
коллектива, а с другой — обеспечить их
педагогически целесообразное
взаимодействие. Только тогда коллективный
опыт ребёнка будет сбалансированным.

В
прошлом при исследовании проблем
коллектива и личности под их взаимодействием
понимали
двусторонний процесс: влияние коллектива
(его общественного мнения, ценностных
ориентаций, нравственных норм) на
личность ребёнка и восприятие личностью
этих воздействий. В настоящее время
такая трактовка является недостаточной,
ибо анализ структуры этого процесса с
позиций гуманистического воспитания
свидетельствует о том, что помимо
воздействий коллектива на личность и
личности на коллектив, осуществляемых
на основе их взаимного восприятия,
происходят и «процессы взаимопроникновения».
Среди них особое значение приобретает
идентификация ребёнка с коллективом,
и обособление его в коллективе,
диалектически связанные между собой.

В реальной практике
работы с разномасштабными общностями
детей и взрослых происходит их
взаимопроникновение. Например, используя
рассчитанные на всех массовые (фронтальные)
формы работы с детьми, можно не только
дать основание для последующего
коллективного суждения о выдвинутой
идее, но и вызвать эффект эмоционального
заражения, побудить детей к совместным
переживаниям. В итоге может возникнуть
ситуативная общность, своеобразный
ситуативный коллектив (Д.Н. Генкин).

  1. Существенные
    признаки коллектива и его функции.
    Стадии формирования коллектива.

Слово коллектив
в переводе с латинского означает
«объединяю».
Таким образом, понятие коллектив
указывает на объединение
людей,
на их
определённую общественную совокупность,
на существование между ними связующих
отношений.

В этом смысле в
каждом людском объединении можно
выделить отношения
деловые и отношения личные. Деловые
отношения
основываются
на совместной деятельности по решению
социально-значимых задач, по поддержанию
и соблюдению установленных в том или
ином объединении организационных
зависимостей, правил и порядков. Личные
же отношения
основаны
на личных привязанностях, симпатиях и
антипатиях и охватывают главным образом
сферу узколичной деятельности. Например,
два ученика активно участвуют в работе
класса и выполняют общественные
поручения. В этом случае они находятся
в деловых отношениях. В то же время у
них может существовать близость интересов
в спорте (любят вместе кататься на
коньках) в посещении кино, чтении книг,
а также особая доверительность и
откровенность в сфере дружеских
отношений. Как видим, последняя область
их связей и поведения существует
параллельно с деловыми отношениями и,
естественно, характеризует их личные
привязанности.

Читайте также:  Развитие органа зрения ребенка первого года жизни

Деловые отношения
отнюдь не исключают личных симпатий.
Наоборот, они становятся прочнее, если
подкрепляются личными симпатиями,
поэтому надо стремиться к тому, чтобы
между учащимися складывались хорошие,
товарищеские отношения. В контексте же
рассматриваемой темы важно подчеркнуть,
что главным признаком коллектива
является надёжность, прочность и
действенность деловых отношений и
ответственных зависимостей между
учащимися. Круговая порука и всепрощение,
в основе которых, чаще всего, лежат
личные, узкогрупповые симпатии и
антипатии, считаются антиподом коллектива
и коллективизма. Что же в этом случае
следует понимать под воспитательным
коллективом?

На основе анализа
своего опыта А.С. Макаренко определил,
что коллектив
– это такая группа детей, которую
объединяют общие, имеющие общественно-ценный
смысл цели и совместная деятельность,
организуемая для их достижения.

Объединённые
единством цели и деятельности члены
коллектива вступают в определённые
отношения ответственной зависимости
руководства и подчинения при безусловном
равенстве всех членов и их одинаковой
ответственности перед коллективом.

Каждый коллектив
имеет свои органы управления, и является
частью более общего коллектива, с которым
связан единством цели и организации.
Из этого видны основные характерные
признаки коллектива:

— наличие общественно
значимых целей, их последовательное
развитие как условие и механизм
постоянного движения вперёд;

— систематическая
практическая связь детского коллектива
с обществом, включение воспитанников
в разнообразную социальную деятельность;

— соответствующая
организация совместной деятельности
(систематическое создание отношений
ответственной зависимости между
воспитанниками, атмосфера взаимопомощи,
доверия, требовательности, обеспечение
действенной работы органов самоуправления
коллектива);

— наличие положительных
традиций и увлекательных перспектив;


развитые критика и самокритика,
сознательная дисциплина, которая по
А.С. Макаренко, укрепляет коллектив
Вместе с тем есть нечто общее,
обусловливающее возможности коллектива
как субъекта воспитательной деятельности.
Прежде всего, это его признаки, ставшие
классическими в отечественной педагогике:


наличие общественно значимой цели;


закон движения коллектива;


принципы перспективных линий и
параллельного действия;


сочетания требования с уважением и
доверием к воспитаннику;


отношения ответственной зависимости
как основы сплочения коллектива и
важнейшего фактора влияния на личность
ребёнка;


эстетизация жизни коллектива и др. [15].

Важно
иметь в виду, что признаки, характерные
для развитого коллектива, возникают не
сразу и не автоматически. Только
высокоразвитый коллектив успешно
выполняет свои социальные функции, а
именно: является естественной формой
социальной жизнедеятельности члена
общества, и в то же время главным
воспитателем личности.

Выделяют три
воспитательные функции коллектива:

организационную
детский
коллектив становится субъектом управления
своей общественно-полезной деятельности;

воспитательную
детский
коллектив становится носителем и
пропагандистом определённых
идейно-нравственных убеждений;

стимулирования
коллектив
способствует формированию нравственных
стимулов всех общественно-полезных
дел, регулирует поведение своих членов,
их взаимоотношения.

Детально определив
сущность коллектива, А.С. Макаренко
отмечал, что «Нельзя представить себе
коллектив, если взять попросту сумму
отдельных лиц. Коллектив – это социальный
живой организм, который потому и организм,
что он имеет органы, что там есть
полномочия, ответственность, соотношение
частей, взаимозависимость, а если ничего
этого нет, то нет и коллектива, а есть
просто толпа или сборище» [14, с.231].

Таким образом,
воспитательный
коллектив — это такое объединение
учащихся, жизнь и деятельность которого
мотивируются здоровыми социальными
устремлениями, в котором хорошо
функционируют органы самоуправления,
а межличностные отношения характеризуются
высокой организованностью, ответственной
зависимостью, стремлением к общему
успеху, богатством духовных отношений
и интересов, что обеспечивает свободу
и защищённость каждой личности.

Если исходить из
этого определения, то становится
понятным, что коллектив как специально
организованное объединение учащихся
формируется не сразу. Ни одно объединение
людей изначально не проявляет существенных
признаков, которые характеризуют
коллектив. Процесс формирования
коллектива длительный и проходит через
ряд этапов.

Этапы
развития детского коллектива, где
педагогическое требование выступает
основным параметром, определяющим его
становление, впервые были обоснованы
А.С. Макаренко. В развитии воспитательного
коллектива он считал закономерным
переход от категорического требования
педагога до свободного требования
каждой личности к себе на фоне требований
коллектива.

В связи с этим
обычно выделяют три
стадии
в
развитии коллектива. Критерием этого
развития считается отношение коллектива
к предъявляемым педагогическим
требованиям.

На
первом
этапе
в
качестве средства, сплачивающего детей
в коллектив, должно выступать единоличное
требование педагога к учащимся
.
По А.С. Макаренко, единоличное требование,
высказанное в форме, не допускающей
возражений («негнущееся», категорическое),
необходимо на первых порах в каждом
коллективе.

Следует отметить,
что большинство воспитанников, особенно
младших возрастных групп, практически
сразу и безоговорочно принимают
требования педагога, предъявленные в
тактичной и твёрдой форме.

На
втором
этапе
развития
коллектива основным проводником
требований к личности должен быть актив.
Педагогу в связи с этим необходимо
отказаться от злоупотребления прямыми
требованиями, направленными непосредственно
к каждому воспитаннику.

Здесь вступает в
силу метод
параллельного действия,
поскольку
педагог имеет возможность опереться в
своих требованиях на группу учащихся,
которые его поддерживают. Однако сам
актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия
педагог вправе предъявить требования
к активу, а через него и к остальным
воспитанникам. Таким образом, категорическое
требование на этом этапе должно стать
требованием коллектива. Если этого нет,
то нет и коллектива в истинном смысле.

Показателями, по
которым можно судить о том, что диффузная
группа переросла в коллектив, являются
также мажорный стиль и тон в группе,
качественный уровень всех видов
предметной деятельности и выделение
реально действующего актива. О наличии
последнего, в свою очередь, можно судить
по наличию инициативы со стороны учащихся
и по общей стабильности в группе.

Третий
этап
органично
вырастает из второго, сливается с ним.
«Когда требует коллектив, когда коллектив
сближается в известном тоне и стиле,
работа воспитателя становится
математически точной, организованной
работой», — писал А.С. Макаренко. Положение
«когда требует коллектив» говорит о
сложившейся в нём системе
самоуправления.
Это
не только наличие органов коллектива,
но и, главное, наделение их реальными
полномочиями, переданными педагогами.
Только с полномочиями появляются
обязанности, а с ними и необходимость
в самоуправлении.

В
настоящее время сложился другой подход
(Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) к
определению стадий развития коллектива,
в рамках которого признаётся, что не
только требования, но и другие средства
могут выступать сплачивающим детей
средством. Л.И. Новикова выделяет:

— стадию сплочения
коллектива,


стадию сплочения коллектива в инструмент
воспитания всех учащихся;


стадию, когда важнейшей заботой коллектива
становится корректировка социального
опыта и развитие творческой индивидуальности
каждого воспитанника.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник