Протокол на ребенка по развитию речи

Протокол обследования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Ф.И.О._______________________________________________________________________________

Дата рождения________________________ Учреждение_____________________________________________

Обследование состояния артикуляционного аппарата _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обследование состояния мелкой моторики _____________________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Обследование состояния фонематического восприятия ____________________________________________________________________________________

Определ. наличие или отсутствие

заданного звука в слове

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ м]

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ ш]

Выделить гласный звук, стоящ. в начале, в конце, в середине слова

обруч, иней, артист, улитка

кольцо, очки, кенгуру

кот, дым, лук,

Выделить соглас. звук, стоящ. в начале, в конце слова

мак, кошка, булка, чашка, трава

дом, камыш, ключ, танк, барабан

Определить последовательность звуков в слове

мак                суп               каша

Определить количество звуков

дом           рак                луна

Синтез слова

ком                     лапа

Повторить:           та-да -та

    да-та-та              па-ба-па

            том-дом-ком

Обследование состояния слоговой структуры слова ______________________________________________          

Барабана                                       самолет                                            бабочка

светофор                                       мотоцикл                                          цыпленок

ласточка                                        свечка                                               телевизор                                                                                                            

Обследование состояния лексики ______________________________________________________________

Существительные

Обобщающие понятия

Части предметов

Название профессий

Название детенышей

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Мебель

Животные

Транспорт

инструменты

Тела

Одежды

автомобиля

Врач

Повар

Продавец

Художник

Учитель

Шофер

летчик

Кто у:

коровы

козы

свиньи

собаки

зайца

лисы

медведя

ежа

Глаголы

Назвать действия по предъявленному предмету (по картинкам)

корабль                                           птица                                            змея

пешеход                                         спортсмен                                   девочка    

солнце                                            рыба                                             дождик

Назвать близкие по значению слова — действия

шьет                                               вяжет                                      вышивает

варит                                              жарит                                      печет

Прилагательные

Подобрать слова противоположные по смыслу

Легкий                                          кислый —                                    холодный —

Маленький —                                 низкий —                                     короткая –

Широкое —                                    толстая —                                     высокий —

Качественные прилагательные. Назвать какой формы предмет; какого цвета; какие на вкус ягоды и фрукты.

Треугольный                  овальный                      круглый                       квадратный

Красный                          желтый                        зеленый                     синий

Оранжевый                     голубой                        розовый                    фиолетовый

Серый                              черный                         коричневый

Сладкая  (ягода)             кислый (лимон)           горькая (рябина)

Прилагательные по тактильному ощущению. Определить.

Какой в чайнике чай?                                       Какой снег на ощупь?

Какой дождь летом?

Относительные прилагательные.

Деревянный                                                                 шерстяная

Стеклянный                                                                 металлическая

Притяжательные прилагательные.

Чей хвост?      заячий                                               лисий                                                  волчий

Обследование состояния грамматического строя речи____________________________________________

Понимание предлогов Покажи где:

птичка в клетке                       птичка на клетке                     птичка около клетки

Птичка над клеткой                 птичка под клеткой                птичка вылетает из клетки

Читайте также:  Музыкально ритмические движения как средство развития личности ребенка

Изменение существительных по падежам

И. п. Что это?    (дом)                                                     В. п. заходит в дом

Р. п. выходит из дома                                                     Т. п. прячется за домом

Д. п. подходит к дому                                                    П. п. сидит в доме

Согласование существит. с прилагат. Назови, какой по цвету этот предмет?

Желтая майка                                               желтый  мяч                                     желтое яблоко

Красная роза                                                 красный флаг                                    красное кресло

Изменение сущ.                     Мн. ч.                                          Род. П.

ложка                                      ложки                                                ложек    

 гриб                                        грибы                                               грибов

 стол                                         столы                                               столов

Согласование существительных с числительными

1 машина                                          2 машины                                            5 машин

1 карандаш                                       2 карандаша                                        5 карандашей

1яблоко                                             2 яблока                                              5 яблок

Словообразование

Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дом                                 книга                                             звезда                                           кукла

Образование приставочных глаголов

Что делает мальчик?   подходит                                                       переходит

 входит                                           выходит                                        обходит

Обследование состояния связной речи  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Составить предложения по картинке____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить рассказ по картинке____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования:

Учитель – логопед: _______________________

Логопедическое представление (2, 5 — 3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Читайте также:  Задержка развития ребенка с аутическими чертами

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

Логопедическое представление (3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

______________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

       Учитель-логопед _______________________________________________

Дата обследования

Источник

Наталия Бестаева
Протокол родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2

от 20 марта 2015 года

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.

Присутствовали: 18 человек

Отсутствовали: 7 (по причине нахождения на рабочих местах).

Повестка дня

1.«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (докладчик — воспитатель Н. В. Бестаева)

2. Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей (воспитатель Н. В. Бестаева)

3. Разное.

Ход собрания

По первому вопросу Воспитатель Наталия Васильевна Бестаева рассказала о задачах речевого развития детей, факторах успешного речевого развития, предложила решить проблемную ситуацию, в ходе решения которой дала понять, как следует организовывать наблюдения с детьми за окружающим миром. Здесь же Наталия Васильевна привела примеры словесных игр и темы бесед и разговоров с детьми для обучения дошкольников рассказыванию, выслушала высказывания родителей о способах и приемах развития речи детей в домашних условиях (Приложение 1) .

Решение по первому вопросу: принять к сведению данную информацию; создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей.

Проголосовали: «За» — единогласно».

По второму вопросу воспитатель Н. В. Бестаева предложила родителям поиграть в словесные игры, используя которые, родители смогут развивать речь детей (Приложение 2) .

Решение по второму вопросу: Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад.

Проголосовали: «За» — единогласно.

По третьему вопросу Наталия Васильевна рассказала родителям о требованиях к внешнему виду детей, объяснила родителям, как правильно подобрать дошкольникам одежду и обувь.

Решение по третьему вопросу: Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.

Проголосовали: «За» — единогласно.

Проект решения родительского собрания:

1. Создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей.

2. Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад.

3. Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.

Председатель родительского комитета: ___Е. А. Ковалева

Секретарь родительского комитета: ___ О. Н. Пищита

Приложение 1.

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы).

Читайте также:  Пальчиковые игры как развитие умственных способностей ребенка

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети (Высказывания родителей)

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина (Высказывания родителей)

• Отсутствие необходимых знаний.

• Нет устойчивого интереса к чему-либо.

• Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т. д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

А теперь я предлагаю всем вместе поиграть в словесные игры, используя которые дома Вы сможете развивать речь детей.

Приложение 2.

«Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей».

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету: Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец — …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

• Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

• Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет — девочка, радио, …

Горький — перец, лекарство. и т. д.

Источник