Пальчиковые игры как развитие умственных способностей ребенка

Пальчиковые игры как развитие умственных способностей ребенка thumbnail

Элла Почтарева
Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников. Мастер-класс для родителей

Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.

Предварительная работа: подбор игр, методической литературы по теме.

Участники: родители детей дошкольного возраста 3-4 года.

Форма проведения: мастер-класс.

Содержание мероприятия:

— Уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем мастер- классе. Сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр. М. Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время проведения пальчиковых игр учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к пальчиковым играм, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Пальчиковые игры — это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики рук, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес у ребёнка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти, а заинтересует ли ребёнка игра, зависит от родителей.

Тренировка движений пальчиков и кистей рук с помощью пальчиковых игр является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Дети от 3 – 4 лет уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением. Все подобные игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка. Помогают в игре формировать элементарные математические представления. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Игры с пальчиками создают благоприятных эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

2. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

3. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

5. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

7. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

8. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

9. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.

Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все пальчиковые игрыпроводятся тремя способами:

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Читайте также:  Сколько кризисных периодов в развитии ребенка

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.

1. Игры – манипуляции:

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения:

«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Уважаемые родители, я предлагаю вам окунуться в мир и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно, пальчиковаягимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают на голове.

В ходе этой пальчиковой игры ребенок учится перебирать пальцами по поверхности стола, предплечью. С помощью данной игры у ребенка развивается внимание, память.

Червячки

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе.

Раз, два, три,четыре, пять,

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Головой она кивает,

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Каркает:»Вот и обед!»

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Глядь – а червячков уж нет!

Данная пальчиковая игра направлена на формирование умения у ребенка под счет перебирать пальцами обеих рук. У ребенка развивается внимание, воображение, повышает эластичность мышц.

Два козлика

На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держа кисти горизонтально, сближать руки.

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

На слово «бух» – хлопок в ладоши. Уронить руки на колени.

Вот с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

Данная пальчиковая гимнастика основывается на том, что у ребенка формируется умение выполнять одинаковые упражнения одновременно пальцами обеих рук.

На блины

Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

И Ивану блин

(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

И Митрошечка

До свидания!

Данный вид пальчиковой игры относится к играм-манипуляциям. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

«Горох»

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке.

(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже.

(выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая.

(выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

С помощью данной пальчиковой игры у ребенка также как и в игре «Червячки» формируется умение под счет (в данном случае до 5) разгибать пальчики на руке. Ребенок начинает понимать, что на каждой руке у него 5 пальцев.

«Рыбы»

Посмотри скорей вокруг!

(приложить ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль.)

Что ты видишь, лучший друг?

(сомкнуть большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.)

Здесь прозрачная вода.

Рыбки все плывут сюда.

(Сжать кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.)

И медуза, и кальмар.

Ну, а это рыба-шар.

И расправив восемь ног,

Нас встречает осьминог.

С помощью данной пальчиковой игры у ребенка развивается воображение. У ребенка формируется умение образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Уважаемые родители, какие из игр запомнились вам больше и показались интереснее?

Какие на ваш взгляд игры будут сложными для ваших детей?

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

— Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в мастер-классе. Надеюсь, что вам была интересна данная информация и вы сможете применить полученные знания в семье.

Читайте также:  Что такое зона ближайшего развития ребенка это

Источник

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАИзвестный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

✔ Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение» Зайчик»

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

— Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

— Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти.

— Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

— Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

— Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

✔ Дети в возрасте 2 — 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение»Капустка»

Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.

• простые фигуры из пальчиков одной руки.

«Зайка»
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

«Коза»

У козы торчат рога,
Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке»» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

✔ Дети 3 – 4 лет.

• Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

— выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).

— разучивается вторая фигура по этому же принципу.

«Мышка»

Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: «Здравствуй!».

— дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

— Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

«Пальчики»

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

✔ Дети с 4 до 5 лет:

• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

«Краб»

Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка что это

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

«Зайчик и кочан капусты»

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

«Идем» пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

«Заяц» грызет кулак и причмокивает.

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

С усилием растопыриваем все пальцы.

А домой добрался – долго отдувался!

Показываем, как заяц движется по столу.

✔ Дети 5 — 7 лет

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема «Грибы».

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

«За грибами»

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить горохом по нарисованному контуру.

«Корзинка»

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.

Груздь.

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

«Чудесный мешочек»

Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.

Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
• Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.
• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

«Забавные картинки»

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

«Застегни пуговку»

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

«Разноцветные прищепки»

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).

«Трафареты»

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитию мелкой моторики способствуют:
— лепка,
— рисование,
— конструирование,
— аппликация,
— собирание пазлов,
— собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Источник