Программа развития ребенка в театральной студии для детей

Программа развития ребенка в театральной студии для детей thumbnail

Светлана Щеголькова
Рабочая программа театральной студии «Маленький актёр»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является приоритетным направлением.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образовании.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.

Данная программа, является углубленной, так как обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в области театрального искусства.

Главная задача работы театральной студии это — приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К. С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Актуальность данной программы заключается в том,

Основной целью программы «Маленький актёр является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.

Цель будет достигнута при решении следующих задач —

1 год обучения:

• Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.

• Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

• Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

2 год обучения:

• Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

• Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

• Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.

3 год обучения:

• Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

• Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.

• Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

• Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Процесс театрального мастерства строится на общедидактических и специфических принципах:- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

В основу программы «Маленький актёр» положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Читайте также:  Уход развитие и воспитание ребенка

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Новизна программы, её отличительные особенности

Уровень программы по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; постановке и решении новых педагогических задач; использовании авторских разработок и регионального компонента. Программа «Маленький актёр» дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач.

Организационные условия реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-5 лет (1 год обучения, 5–6 лет (2 год обучения, дети 6-7 лет (3 год обучения). Дополнительная образовательная программа «Маленький актёр» реализуется в течение до трёх лет.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

– 1-й год обучения (4-5 лет) – 2 раз в неделю по 20 минут;

– 2-й год обучения (5-6 лет) – 2 раза в неделю по 25 минут;

— 3-й год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30 минут;

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание программы:

Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:

• Актерское мастерство

• Сценическая речь

• Сценическое движение

• Массовая работа

• Основы грима

• История театра

• Прикладное искусство

• Этикет

• Постановка спектакля

• Индивидуальная работа

Программа «Маленький актёр» предусматривает использование следующих методов и приёмов:

• Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)

• Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.

• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.

• Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.

Источник

Программа развития ребенка в театральной студии для детей

Введение

Искусство играет огромную роль в формировании
духовно развитой личности, в совершенствовании
человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни
и природы. Общение с произведениями искусства
отражает действительность во всей гамме ее
проявления. Это не только способствует
формированию органов чувств, установленных на
восприятие отдельных видов искусства, но и
активизирует эстетическое сознание, т.е.
позволяет человеку от психо-физического
отношения к произведениям искусства перейти к
аналитическому отношению к нему. Общение с
искусством совершенствует эстетический вкус,
позволяет корректировать свой эстетический
идеал, соотносить ценностные ориентиры разных
эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании
должна сводиться к постоянному развитию
интеллектуального и чувственного начал в
человеке. Через приобщение к искусству в
человеке активизируется творческий потенциал, и
чем раньше заложены основы этого потенциала, тем
активнее будет его проявление в приобщении к
художественным ценностям мировой культуры.

Преодолевая время и пространство, сочетая
возможности нескольких видов искусств — музыки,
живописи, танца, литературы и актерской игры,
театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.

Театр — это волшебный мир искусства, где нужны
самые разные способности. И поэтому, можно не
только развивать эти способности, но и с детского
возраста прививать любовь к театральному
искусству.

Театр — это не только вид искусства, но и
сокровища мировой культуры, область знания
мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим
ребят, тем лучше.

Что же является основополагающим для
дошкольников?

Занятия сценическим искусством не только
вводят детей в мир прекрасного, но и развивают
сферу чувств, будят соучастие, сострадание,
развивают способность ставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятия «зажатости»,
обучения чувствованию и художественному
воображению — это путь через игру,
фантазирование, сочинительство. Все это может
дать театрализованная деятельность.

Программа развития ребенка в театральной студии для детей

Пояснительная записка

Театр — это огромный, прекрасный и многоликий
мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он
познает мир.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка фото

Театр в детском саду научит ребенка видеть
прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
в нем самому нести в жизнь благое и доброе. В
театре с помощью таких выразительных средств как
интонация, мимика, жест, пластика, походка
разыгрываются определенные литературные
произведения. Дети не только знакомятся с его
содержанием, воссоздают конкретные образы, но и
учатся глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого
произведения. Театральная игра способствует
развитию детской фантазии, воображения, памяти,
всех видов детского творчества
(художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического).

Данная программа предполагает поддерживать
тесный контакт с родителями детей, привлекая их к
изготовлению костюмов, разучиванию ролей,
проведению экскурсий по ознакомлению с театром в
ДКРА, РДК, школу искусств.

Основная цель программы — развитие
сценического творчества детей старшего
дошкольного возраста средствами
театрализованных игр и театральных
представлений.

Воспитательно-образовательные задачи
дошкольного учреждения:

  1. Закрепить у ребенка первоначальный интерес к
    театральному искусству;
  2. Максимально раскрыть творческие возможности
    детей и развить артистические возможности;
  3. Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания;
  4. Активизировать познавательные интересы детей,
    расширить горизонты познаний;
  5. Добиться свободного общения между детьми.

Учебный план

№ п/п

Виды учебной деятельности

Всего

Теоретически

Практически

1.

Вводное занятие

4

1

3

2.

Основы театральной культуры

3

2

1

3.

Мастерство актера

13

2

11

4.

Сценическая речь

13

3

10

5.

Ритмопластика

12

2

10

6.

Работа над репертуаром

10

1

9

7.

Репетиции

6

6

8.

Премьера

3

3

Программа развития ребенка в театральной студии для детей

Содержание программы

Программа состоит из 8-ти разделов, работа над
которыми продолжается в течение 2-х лет с детьми
старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группы
с наилучшими результатами диагностики.

1 раздел — Вводное занятие.

Знакомство с коллективом. Создание предпосылок
для свободного выражения своих чувств, эмоций,
артистических и творческих способностей,
создание психологического комфорта в группе.
Беседа о театре. Значение театра, его отличие от
других видов искусств.

2 раздел — Мастерство актера.

Знания и навыки сценического поведения ребятам
необходимы. Их значения значительно может
облегчить репетиционный период. Ребятам дается
задание сделать сценические импровизации на
заданную тему или просто изобразить кого-то. На
этих этапах педагог объясняет как нужно говорить
и двигаться на сцене. Упражнения проводятся
чтобы слушать партнера, стараться понять его,
оценить его слова и поведения. Воздействовать на
него в заданном направлении: убеждать, ругать,
хвалить, призывать, просить, требовать,
разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям
подвигаться, сочетая словесное действие с
физическим.

3 раздел — Сценическая речь.

Объединение игры и упражнений, направленных на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата,
умение владеть правильной артикуляцией, четкой
дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи
и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со
словами, развивающие образную речь, творческую
фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы.

4 раздел — Ритмопластика.

Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения,
призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников,
обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений.

5 раздел — Мастерство актера.

Знания и навыки сценического поведения ребятам
необходимы. Их значения значительно может
облегчить репетиционный период. Ребятам дается
задание сделать сценические импровизации на
заданную тему или просто изобразить кого-то. На
этих этапах педагог объясняет как нужно говорить
и двигаться на сцене. Упражнения проводятся
чтобы слушать партнера, стараться понять его,
оценить его слова и поведения. Воздействовать на
него в заданном направлении: убеждать, ругать,
хвалить, призывать, просить, требовать,
разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям
подвигаться, сочетая словесное действие с
физическим Основы театральной культуры.

Призван обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями и
понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства. В раздел включены:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

6 раздел — Работа над репертуаром.

Является вспомогательным, базируется на
авторских сценариях и включает в себя следующие
темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюда к спектаклю.

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с
    детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения
    отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть
    необходимость). Создание совместно с детьми
    эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
    Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов
    поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и
    подлинностью поведения в сценических условиях;
    закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с
    деталями декорации и реквизита (можно условна), с
    музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение
    темпоритма спектакля.

7 раздел — Репетиции.

Сводная репетиция.

Перед педагогами ставится задача, сложился ли
весь спектакль в целом. Просматривается на
сколько правильно и динамично выстроена
действенная линия спектакля, одинаковы ли по
отработке его отдельные эпизоды, удалось ли
воплотить разработанный в начале режиссерский
замысел, правильное ли развитие получили
характеры героев. Разрешение этой задачи требует
проведения таких репетиций всего спектакля. Их
надо проводить без остановок, от начала до конца.

Монтировочная репетиция.

Эта репетиция проводится для того, чтобы
переставить декорацию, вынести или убрать со
сцены мебелью ширмы другие детали. Это довольно
сложно, так как переменна зачастую должна быть
быстрой, бесшумной, точной.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 417

Генеральная репетиция.

Это проверка готовности всего коллектива к
проведению спектакля. В этот период группа
участников получает полную самостоятельность.
Исполнители должны твердо знать свои роли,
мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе
работы режиссерские указания и задачи.

8 раздел — Премьера.

Это итог длительной работы всего коллектива,
момент наивысшего напряжения. Выявление всех
творческих способностей детей.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление о театре как о виде
искусства, особенностях театра.

2. Иметь навыки концентрации внимания и
координации движений.

3. Иметь представление об устройстве речевого
аппарата и звукообразования.

4. Уметь пользоваться важными средствами
выразительности мимикой, жестами.

5. Уметь свободно ориентироваться на сцене,
площадке.

6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями.

7. Уметь сочинять этюды по сказкам.

8. Иметь представление о сценической культуре,
иметь навыки выступления в спектаклях.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во занятий

Цели

Практическая часть занятий
1.Вводное занятие4  
 

1.1

Давайте познакомимся.

1

Дать детям представление о театре, о
занятиях, рассказать о правилах поведения.
Формировать устойчивый интерес к театральному
искусству.

Беседа — игра

1.2Вместе весело играть.

3

Приобретать навыки и развивать умения
действовать в коллективе. Развивать
произвольное внимание, память, наблюдательность.
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры
— упражнения на развитие слухового, зрительного
внимания.
2.Основы театральной культуры

3

  
2.1Здравствуйте, меня зовут искусство.

1

Формировать представления о понятиях
искусство, живопись, музыка, театр, музей, концерт
артист и т. д. расширять общекультурный кругозор
детей.
Экскурсии в ДКРА, РДК, просмотр
фотоматериалов Сюжетно ролевые игры.
2.2Великое театральное царство.

2

Формировать представление о театре, как
о виде искусства. Рассказывать об особенностях
театрального искусства. Знакомить детей с видами
театрального искусства. С театральной
терминологией. Воспитывать представление в
театральных профессиях.
Беседа, театральные игры — этюды.
3.Мастерство актера

13

  
3.1В гостях у сказки.

7

Формировать творческую художественно-
речевую деятельность на примере сказок;
развивать умение осмысливать содержание
художественного произведения. Развивать
внимание, память, воображение, формировать
умение отражать свои впечатления в словесной
форме. Проигрывать фрагменты сказок,
инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить
детей к действиям с воображаемыми предметами.
Беседа. Игровой — тренинг. Этюды.
3.2Веселые сочинялки.

1

Побуждать детей сочинять несложные
истории героями, которыми являются дети.
Воспитывать чувство юмора, способствовать
повышению самооценки детей. Развивать связную
речь детей (диалогическую).
 
3.3Этюды.

5

Учить детей самостоятельно сочинять
этюды с заданными или нафантазированными
сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами,
эмоциями.
 
4.Сценическая речь13  
4.1Веселая гимнастика.

5

Учить развивать правильную
интонационную выразительность, дыхание.
Игровой практикум.
4.2Зарядка для лица и языка.

3

Дать представление об устройстве
речевого аппарата и звукообразовании, голосо —
речевой тренинг.
Беседа, практическое занятие.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
4.3Забавные чистоговорки.

3

Формировать навыки правильного
звукообразования, развивать интонационную
выразительность речи.
Игры со словами. Заучивать
чистоговорки.
4.4Игры говорилки.

2

Формировать навыки правильного
звукообразования. Декламировать стихотворный
текст тест от лица разных сказочных героев.
 
5.Ритмопластика

12

  
5.1Разминка — тренинг

6

Развивать двигательные способности
детей ловкости, подвижности, выносливости,
гибкости.
 
5.2Музыкально-пластическая импровизация.

3

Развивать пластическую
выразительность ( ритмичность, быстроту реакции
координацию движений) воображение.
 
5.3Язык жестов. Мимика.

2

Развивать умение пользоваться
разнообразными жестами.
 
5.4Психогимнастика.

1

Побуждать детей экспериментировать со
своей внешностью. Развивать умение детей
переключаться с одного образа на другой.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
 
6.Работа над репертуаром

10

Применять полученные знания, умения и
навыки в практической деятельности. Накапливать
опыт сценической деятельности. Реализовать
творческие способности детей.
Участие в проведении календарных и
тематических мероприятий, в постановке
спектаклей. Инсценировка.
7.Репетиции

6

 Репетиции: сводная, монтировочная,
генеральная.
8.Премьера

3

  

Список литературы

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная
    деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие
    для воспитателей дошкольных образовательных
    учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  2. Иванова Г.П. Театр настроений . Коррекция и
    развитие эмоционально- нравственной сферы у
    дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
    2006.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов н /Д
    : изд- во » Феникс», 2004 .
  4. Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы
    и конспекты
  5. занятий педагогов дополнительного
    образования, работающих с дошкольниками:
    Программно- методическое пособие — М.: 1999.

  6. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.
  7. Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: »
    Социум» 1999г.
  8. Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: » Детство-Пресс»,
    2001г.
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
    Программа » Театр -Творчество -Дети»: Пособие
    для воспитателей, педагогов дополнительного
    образования и музыкальных руководителей детских
    садов.- М.: 2004.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация
    театрализованной деятельности дошкольников и
    младших школьников: Программа и репертуар.- М. :
    Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  11. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском
    саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией
    О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.

Источник