Программа развития ребенка с задержкой

Программа развития ребенка с задержкой thumbnail

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Читайте также:  Методы семейного воспитания их роль в развитии ребенка

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

Если в отношении ребенка врач, педагог, психолог или другой специалист использует «задержка», то реакция родителей может быть неоднозначной. Здесь присутствует вина, панические настроения, недоверие, в редких случаях наступает адекватная ситуации реакция принятия. И тогда возникает миллион вопросов о том, как исправить ситуацию, чем помочь малышу. На самом же деле задержки психического, речевого, моторного развития случаются очень часто, поэтому давно разработаны алгоритмы и принципы помощи детям.

Особенности детей с задержкой психического развития

Что у ребенка присутствуют какие-то отклонения в психическом развитии родители впервые узнают примерно в 3-4 года. До этого возраста трудно судить об опережении или отставании малыша от развития сверстников, поскольку оно происходит волнообразно. Даже если еще вчера подруга хвасталась, что ее ребенок выучил все цифры или запомнил названия цветов, а ваш ребенок продолжал путаться в них, то уже завтра он внезапно может разобраться с оттенками не только на русском, но и на английском языке.
При поступлении в детский сад и под пристальным вниманием профессиональных педагогов, логопеда, психолога особенности наконец могут быть выявлены. Там же начнется первая коррекционная развивающая работа, основанная на результатах диагностики всех сфер психического развития.

Программа развития ребенка с задержкой

Среди общих особенностей детей с ЗПР можно выделить несколько основных:

Во-первых, задержка сказывается на запоминании новой информации, ее усвоении и применении. Чтобы запомнить простое четверостишие такому ребенку потребуется больше времени, чем его одногруппникам, слова будут путаться. Правила игры приходится постоянно напоминать, просто потому что даже усвоенная информация быстро теряется, объем долгосрочной памяти значительно ограничен.

Во-вторых, проблемы с памятью влияют на восприятие общей картины мира и окружающих ребенка вещей. Восприятие строится в основном на зрительных представлениях, поэтому важным принципом работы становится наглядность.

В-третьих, у детей с ЗПР сильно страдает внимание. Дошкольникам в принципе тяжело долго заниматься одним делом, удерживать свое внимание на одном предмете, а когда дело касается задержки, то отвлечения становятся еще более частыми. Такие дети нуждаются в постоянной смене деятельности и в полном отсутствии отвлекающих факторов. Если речь идет о домашнем образовании, то следует полностью исключить из жизни ребенка компьютер, телевизор, телефон. В школе и детском саду необходима особенная учебная среда.

В-четвертых, образное и абстрактное мышление практически отсутствует или работает только при наставлении взрослого, впрочем, как и логическое. Найти возможное решение проблемы, разобрать причину события и его последствия, проанализировать информацию, полученную в прошлом – все это тяжело для детей с ЗПР.

Читайте также:  Развитие воображения ребенка с помощью нетрадиционных техник рисования

Программа развития ребенка с задержкой

Что касается эмоций и чувств, то ЗПР повлияет и на них. Настроение может резко и часто меняться, ребенок может проявлять агрессию, или напротив, быть тревожным и неуверенным в себе.
Представленная картина особенностей детей с ЗПР не может целиком охарактеризовать конкретного ребенка. Каждая задержка развития индивидуальна: некоторые сферы страдают сильнее, другие меньше. Поэтому при возникновении подозрений ребенок должен быть тщательно обследован целой комиссией специалистов, для составления наиболее полной картины.

Программа для детей с задержкой психического развития

В силу очевидных обстоятельств, дети с задержкой психического развития не могут обучаться вместе со своими сверстниками и по той же самой программе. Чем раньше ребенок начнет заниматься по адаптированной программе, тем скорее он сможет догнать своих сверстников. Поэтому важно обеспечить особенный образовательный процесс еще во время обучения в саду.
В отличии от нормально развивающихся детей, чья мотивация к обучению очень высока от природы, дети с задержкой в развитии чаще всего не проявляют интереса к познавательной деятельности. Это значит, что первоочередной задачей, стоящей перед педагогами и родителями, становится попытка заинтересовать ребенка. При этом овладение знаниями происходит в процессе игры. Приведем пример, нормально развивающиеся дети разделяют учебную и игровую деятельность, они способны обучаться математике, чтению, письму вместе с воспитателем, но при этом играют чаще всего самостоятельно друг с другом. Так происходит всестороннее развитие личности. Но для детей с зпр эти виды деятельности обязательно необходимо объединить в одну, потому что само по себе учебное занятие не вызовет интереса, а значит не приведет к успеху.

Программа развития ребенка с задержкой

Программа развивающего обучения, адаптированная под особенности детей с задержкой психического развития, включает в себя несколько основ. Большое значение уделяется развитию психофизических функций, поскольку без них ребенку тяжело будет осваивать школьное обучение. Повышенное внимание уделяется развитию общего кругозора и строится оно с учетом особенностей плохого восприятия.
Важная часть программы отводится под преодоление интеллектуальной пассивности и общее развитие интеллекта, поскольку отставание в развитии памяти, мышления, речи значительно снижают его.

Работа с детьми с задержкой психического развития

Ежедневная развивающая работа делится на 2 этапа. Первый заключается в развитии речи, четкого произношения слов, умении вычленять главные моменты в речи педагога. Наибольшую эффективность в развитии речи можно добиться через развитие мелкой моторики. С детьми проводят пальчиковые игротренинги, графические упражнения, спортивные мероприятия.

Программа развития ребенка с задержкой

Второй этап заключается в интеллектуальном развитии. Особенное внимание уделяется работе с той психической функцией, которая сильнее всего западает у ребенка с ЗПР. При этом практическая направленность материала, подлежащего изучению, всегда усиливается, а опора делается на тот жизненный опыт, который уже был приобретен ребенком.
Первоначально ведется индивидуальная коррекционная работа, постепенно детей объединяют в небольшие группы по 2-4 человека.

Развитие речи детей с задержкой психического развития

В силу особенностей развития, у детей с ЗПР всегда страдает речевое развитие. Если она и способна удовлетворять поверхностные потребности в ежедневном общении, то выражать собственные мысли или увеличивать словарный запас тяжело. Кроме того, наблюдаются проблемы в развитии фонематического слуха и произношения. В будущем эти проблемы дополняются дисграфией, дизартрией, другими логопедическими проблемами.
Для наилучшего развития речи детей с ЗПР, специалисты обычно совмещают логопедическую и лечебно-неврологическую работу. Работа одновременно идет в нескольких направлениях. Во время каждого занятия специалист работает над звукопроизношением, улучшением фонематического слуха, обогащением словарного запаса, грамматическим строем речи. В занятие также включается артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.

Читайте также:  Ладушки детский сад центр развития ребенка

Программа развития ребенка с задержкой

Занятия по развитию речи обязательно проводятся в индивидуальном порядке с постоянной сменой деятельности и несколькими перерывами.

Задержка развития детей в 2 года

О том, что у ребенка присутствует задержка развития в 2 года говорить еще слишком рано. Специалисты не назначают дополнительных медицинских или психолого-педагогических обследований, если двухлетний малыш не овладел речью или не умеет играть с сортером. Некоторые логопеды берут к себе на занятия таких малышей, но это не является необходимостью для ребенка. Скорее это способ успокоить родителей и заработать денег специалистом. В действительности же в этом возрасте ребенку достаточно заниматься с мамой. Для этого можно использовать книги, обучающую методики Монтессори, даже посещать развивающие занятия раз в неделю.

Программа развития ребенка с задержкой

Развития ребенка в 3 года

Как уже говорилось ранее, 3-х летний возраст часто становится тем самым периодом, когда родители и специалисты начинают активно работать над психодиагностикой и коррекцией. Основная коррекционная работа ведется в сфере речевого развития. Дело в том, что оно самым первым обращает на себя внимание. Но коррекция может начать осуществляться только после всестороннего обследования ребенка неврологом, лор-врачом, логопедом, психологом. Если комиссия установит наличие проблем, то будет составлен план работы.
Что касается остальных сфер психического развития, то в 3-х летнем возрасте с ребенком ведутся обычные занятия, такие же, как со всеми дошкольниками этого возраста.

Программа развития ребенка с задержкой

Ребенок 4 года задержка развития

Если диагноз задержка развития диагностирован у 4-х летнего ребенка, родителям скорее всего предложат посещать специализированный коррекционный сад. При этом в основном вывод будет строиться на степени речевого развития, умение играть, в том числе, способности освоения ролевых игр.
Специализированные программы для детей 4-х лет в основном строятся на принципах методики Марии Монтессори. Она создает уникальную возможность для ребенка учиться и играть так, как удобно именно ему. При этом специалист, занимающийся с малышом, в процессе наблюдения сможет определить какие сферы психического и личностного развития нуждаются в дополнительном внимании и направит внимание ребенка на их развитие.

Программа развития ребенка с задержкой

Ребенок 5 лет задержка развития

До наступления 5-ти летнего возраста специалисты еще могут сомневаться в точности диагноза ЗПР, наблюдать и лишь слегка корректировать развитие. В 5 лет наступает период, когда подтверждение диагноза означает начало полноценной коррекционной работы как в педагогической, так и в лечебной сферах. Это связано с приближением периода обучения в школе, когда задержка психического развития будет существенно снижать качество усвоения материала.
Окружающим становится очевидно отставание в развитии речи, логике, эмоционально-волевой сфере. Самыми яркими признаками того, что ребенок отстает от сверстников является неумение считать до 10, проблемы с запоминанием названия форм, в соотношении размеров, неспособность отличать цвета.
В работе с ребенком педагоги используют несколько методик. Среди них уже названная ранее система Монтессори, методика «Кубики Зайцева». Психологи используют для работы с детьми с ЗПР сказкотерапию, занятия с песком, игровую терапию.

Программа развития ребенка с задержкой

Задержка развития ребенка лечение

Кроме коррекционной работы, специалисты используют в работе с ребенком с ЗПР медикаментозное лечение. Оно проводится под руководством психоневролога. Высокую эффективность показывают такие медицинские препараты, как ноотропы, витаминные комплексы, лекарства, улучшающие мозговое кровообращение, успокоительные или наоборот, психостимулирующие препараты, БАДы.
Конкретное лечение основывается на симптомах, психодиагностическом обследовании, индивидуальном анамнезе пациента.
Медикаментозное лечение сопровождается массажем, лечебной физкультурой, терапией с животными.

Программа развития ребенка с задержкой

При совмещении педагогической коррекционной работы, медикаментозного лечения и профилактических процедур, успешность устранения задержки психического развития наступает у 8 детей из 10. Причем большая часть догоняет своих сверстников уже к школе.

Источник