Развитие воображения ребенка с помощью нетрадиционных техник рисования

Ольга Давыдова
Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38

Доклад

к методическому объединению для воспитателей на тему:

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Подготовила

воспитатель МБДОУ

д/с № 38 Давыдова О. М.

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду я уделяю развитию творческого воображения.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию.», «вообрази, что ты.» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые,как: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготский А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.

4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи проекта:

1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник.

4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи в работе с детьми:

Развивать воображение и творческие возможности детей

— Обогащать и расширять художественный опыт детей

— Поощрять и поддерживать творческие находки.

Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

— Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

— Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

— Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

— Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Я работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования». Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Читайте также:  Какое влияние ценны игра с правилами оказывают на развитие личности ребенка

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания

В своей работе я использую пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

С первой младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой.Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, др

Например, когда мы рисовали волшебное дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провела мастер-класс, на котором показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

Выступление на районном методическом объединении заведующих

Тема: «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»

Воспитателя

Шабаевой Вероники Рифатовны

2018г.

 Это правда!

 Ну чего же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать!

 На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне…

 Э. Успенский

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Необходимо, чтобы уровень развития воображения, достигнутый в дошкольном детстве, становился одним из компонентов школьнойготовности и одновременно условием формирования полноценной структуры учебной деятельности.

Таким образом, проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на мой взгляд решить названную проблему.

Исходя из работы нашего детского сада «Аленушка», где приоритетным направлением на 2017-2018 учебный год является художественно-эстетическое развитиена основе образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО,актуальности рассматриваемого вопросая провела анкетирование с родителями воспитанников старшей группыпо вопросу «Развитие творческих способностей у детей». В результате анкетирования было выявлено, что дети дома рисуют, используя в основном карандаши, фломастеры и краски.На вопрос, использует ли ребенок в рисовании нетрадиционные способы, из 20 опрошенных родителей только трое ответили «да», остальные родители не имеют представления о нетрадиционных техниках рисования. На основании этого мною была выбрана тема по самообразованию: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

Читайте также:  Психологическая карта развития ребенка дошкольника

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

  1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  1. Формировать эстетический вкус, творчество, воображение, фантазию;
  2. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Работая в детском саду, я убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», Д.Н. Колдина «Рисование с детьми».

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений и т.д.Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Наличие в уголке наглядно-дидактического пособия «Мир искусства»: Портрет, пейзаж, детский портрет, натюрморт, сказочная гжель, гжель, золотая хохлома, животные в русской графике.

Приготовила для детей следующие дидактические игры:

«Теплые и холодные цвета»

«Составь узор»

«Волшебные цвета»

«Гусенички»

«Разрезные картинки»

«Городецкие узоры»

«Угадай, какая роспись?»

«Превращение цвета»

Обогатила уголок раскрасками, книжками «Уроки рисования», трафаретами, разработала картотеки стихов и загадок по ИЗО деятельности, пальчиковые игры, картотека «Нетрадиционные техники рисования».

Сделала лепбук «Юные художники», который включает в себя:

  1. Игру «Рисунок- загадка»
  2. Прыгающая лягушка
  3. Персонажи
  4.  Картотека игр
  5. Лото «Жанры» и «Художники»
  6. Профессии
  7. Игра «Знатоки»
  8. Игры «Четвертый лишний» и «Найди общий предмет»
  9. Словарь юного художника
  10. Игры «Парные картинки и раздели художников»
  11. Материалы и средства ИЗО
  12. Фантастическое животное
  13. Каляки — маляки

Лепбук «Творческое воображение дошкольников», который включают в себя следующие игры:

  1. Дидактическая игра «Кляксы»
  2. «Волшебная ниточка»
  3. «На что похожи облака»
  4. «Продолжи рисунок»
  5. «Три краски»
  6. «На что похожи наши ладошки»
  7. «Волшебные кляксы»

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

Читайте также:  Развитие личности ребенка от пяти до семи

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Кляксография». Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Освоили технику рисования солью. Оказывается солью можно рисовать. Соль – не только вещество необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчество. С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов, рисовать окрашенной солью. При этом развивается творчество, воображение, моторика, сенсорное восприятие. Вместе с детьми рисовали северного медведя и северное сияние, используя трафарет медведя, клей, губку, соль и цветной песок. Дети были в восторге от полученного результата.

На занятии по рисованию березы зимой, детям была предложена нетрадиционная техника рисования с помощью манной крупы (удивлению детей не было предела). Рассказать об этом виде рисования и показать, мне помогла удивительная история, как манная крупа возмущалась, что она нужна только для каши. Но как оказалось манная каша хороша и полезна не только в манной каше, а с помощью нее можно рисовать.

Также с детьми мы освоили технику рисования мыльными пузырями. Рисунки в этой необычной технике тоже оказывается необычной, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, воображать, на что они похожи.

Еще одной доступной техникой с детьми мы овладели в считанные минуты – это рисование нитью. Ниткография представляет собой след на бумаге при помощи смоченной в краске нитке, зажатой между двумя листами и вытянутой оттуда. Рисунок на листе имеет неопределенную форму, которую впоследствии, применяя воображение можно как-то дополнить.

Положительное влияние на развитие воображения у детей оказывает и рисование с песком.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ.

Родителям детей предлагалось также использовать дома различные техники рисования. Им индивидуально раздавались задания с их содержанием. Необходимо отметить, что родители были заинтересованы в развитии своих детей. Родители отметили, что дети стали чаще дома рисовать, используя нетрадиционные техники рисования.

Я планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования.

В процессе работы стало очевидно, что для достижения поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с родителями и педагогами, направленное на повышение их компетентности в вопросах развития творческого воображения детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для повышения родительской компетентности были использованы следующие формы и методы работы: родительские собрания («Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»), проведены консультации «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования», анкета – опросник для родителей «Развитие творческих способностей у детей», папка передвижка «Нетрадиционные техники рисования».

  • результате проведенной работы я выяснила, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

Одной из моей задачи при организации занятий нетрадиционной техники изображения заключалось в том, что бы научить детей свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображенному, развить детское художественно – творческие способности, научить их создавать изображения по замыслу.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения направляет творческую активность и развивают творческое воображения ребенка дошкольного возраста.

Источник