Программа развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью

Программа развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

— направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

— выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

— использование по назначению учебных материалов

— выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

— выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

— коррекция негативизма

— коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

— обращение по имени к собеседнику

— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

— выражение своих желаний («Дай»)

— выражение просьбы о помощи («Помоги»)

— выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

— выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

— прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

— понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

— понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

— понимание названий действий

— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

— употребление отдельных звуков (а, у и др.)

— употребление звукоподражаний животным

— употребление простых слов (дай и др.)

— называние своего имени

— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

— нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

— различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

— составление упорядоченного ряда из однородных предметов

— составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

— группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

— группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

— различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

— различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

— различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

— различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

— еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

— снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

— расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

— застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

— надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет

— пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

— чистка зубов

— полоскание полости рта

— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

— расчесывание волос

Представление о себе

Читайте также:  Центры развития ребенка в подольске

— различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

— ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

— соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

— рисование точек

— соединение точек

— рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

— рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

— закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

— разминание материала

Деление на части

— отрывание куска материала от целого куска

— откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

— катание шарика

— катание колбаски

— выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

— сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

— сминание бумаги

— разрывание бумаги

Работа с клеем

— намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

— выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

— сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

— принятие основной стойки для построения и перестроения

— построение в колонну по одному

— размыкание на вытянутые руки в стороны

— ходьба в колонне по одному

— бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

— вдох и выдох через рот

— вдох и выдох через нос

— сжимание и разжимание кистей рук

— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

— круговые движения кистью

— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

— наклоны туловища вперед, назад, в стороны

— ходьба с высоким подниманием колен вверх

— полуприсед

— поднимание на носках в положении «стоя»

— ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

— прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

— ходьба по кругу, взявшись за руки

— ходьба в умеренном темпе

— спокойный бег с правильной координацией движений

— ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

— лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

— броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

— ловля мяча двумя руками

— передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

— передвижение санок за веревку

— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

— удержание равновесия при спуске санок с горы

— подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

— соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

— посадка на трехколесный велосипед

— управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года девочка рост вес

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

— по подражанию или по образцу

по

— самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Библиографическое описание:

Юсуфкулова, Г. Г. Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Юсуфкулова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1649/ (дата обращения: 15.05.2020).



Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью

У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью наряду с нарушением базовых психических познавательных процессов также выявляются специфические нарушения речи. Своеобразие развития речи проявляется в нарушении всех его структурных компонентов: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

Речевые нарушения у обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью носят стойкий характер. Наряду с отсутствием речи, звукокомплексов либо с использованием в общении бессмысленных штампов ранее услышанных фраз, присутствуют компоненты сенсорного недоразвития. В связи с чем, у данной категории детей наблюдается ограниченное понимание обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз, инструкций. Другие способны воспринимать бытовую речь и выполнять инструкции, восприятие более сложных речевых конструкций текста затруднено. У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью формирование письменной речи затруднено либо практически невозможно.

Выше описанное дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

Своеобразие психического развития обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью с ТМНР определяет специфику их образовательной потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями.

Понимая значимость учета образовательных потребностей детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо создать адекватные условия, способствующие развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС), образование детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями осуществляется не на основе адаптированной основной образовательной программы (АООП), а на основе Специальной индивидуальной программы развития, учитывающей их вариативные специфические образовательные программы.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды. Команда включает специалистов школы и родителей, которые вовлечены в организацию образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. СИПР составляется исходя из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающихся. Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет требования к содержанию СИПР каждого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и условием их реализации.

Реализация СИПР предполагает формирование у детей с тяжелой умственной отсталостью жизненных компетенций, которые обеспечат их необходимым объёмом знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

В индивидуальном учебном плане ребенка выделены образовательные области. Одним, из которых является язык и речевая практика. Реализация данной образовательной области осуществляется через учебный предмет речь и альтернативная коммуникация. Для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью совместно всеми, сопровождающие в образовании ребенка (учитель класса, учитель-логопед, специальный психолог, учитель-дефектолог, учитель по адаптивной физкультуре и др.), составляется программа учебного предмета.

Программа (подпрограмма) индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью в структуре СИПР отражается в индивидуальной учебном плане в части — коррекционные занятия «альтернативная коммуникация».

Основанием проектирования индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы являются нормативные документы:

– Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

Читайте также:  Вакансии центр развития ребенка новосибирск

– Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»».

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

– Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

– Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова».

– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И. М. Бгажноковой (2010 г).

ФГОС на регламентирует структуру специальной индивидуальной программы развития обучающегося. В нашей школе в структуру СИПР мы включили следующие разделы, предложенные профессором Левченко И.Ю (заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР).

Структура индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы содержит следующие компоненты:

– Титульный лист.

– Целевой раздел.

– Пояснительная записка

  • цели и задачи реализации Программы.
  • принципы и подходы к формированию программы.
  • характеристика особенностей речи у детей с тяжелой умственной отсталостью.
  • характеристика развития ребенка на момент составления программы, определяющая приоритетные направления его воспитания и обучения;
  • планируемые результаты освоения Программы.

– Содержательный раздел.

  • Формы, методы и средства организации коррекционно-образовательной деятельности.
  • Взаимодействие учителя–логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса.
  • Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

– Организационный раздел.

  • Материально-техническое обеспечение Программы.
  • диагностика речевых нарушений.
  • комплексное тематическое планирование работы по преодолению речевых нарушений.
  • план индивидуальной коррекционной работы.
  • перспективный годовой план работы.
  • проектная деятельность.
  • Индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) учителя-логопеда.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга учитель-логопед оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т. д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [https://www. constitution.ru/] Режим доступа: Система Кодекс-клиент.
  2. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ.
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14 № 1599.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей интеллекта / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. — СПб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. — 96 с.
  5. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р Маллер, Г. В Цикото. — М.: Академия, 2003. — 202 с.
  6. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1969.
  7. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Основные термины (генерируются автоматически): тяжелая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, нарушение, глубокая умственная отсталость, специальная индивидуальная программа, умственная отсталость, программа, Адаптированная основная общеобразовательная программа, индивидуальная логопедическая работа, логопедическая работа.

Похожие статьи

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.

Вопросы проектирования специальной индивидуальной

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, образование обучающихся, ребенок, опорно-двигательный аппарат, специальная индивидуальная программа, ограниченная возможность здоровья, обучающийся…

Основные термины (генерируются автоматически): умственная

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяется четыре формы умственной отсталости: легкая умственная отсталость: F-70; умеренная умственная отсталость: F-71; тяжелая умственная отсталость: F-72; глубокая умственная отсталость: F-73 [6].

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой

Первый шаг коррекционной работы с неговорящими учащимися с глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями учащимися — развитие произвольного внимания.

Определение уровня сформированности навыков…

Основные термины (генерируются автоматически): умеренная умственная отсталость, навык самообслуживания, мелкая моторика, обучающийся, уровень развития, спектр, сочетание, расстройство, нарушение, ближайшее окружение.

Примерная коррекционно-развивающая программа для…

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени).

Деятельностный подход в формировании нравственных установок…

В статье идёт описание опыта работы по формированию нравственных установок и моральных норм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью и ТМНР, рассматриваются интегрированные подходы урочно-внеурочной деятельности…

Структура работы по развитию речи в классах для детей…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, письменная речь, работа, развитие речи, слово, умение, умственная отсталость, развитие, отсталый ребенок, выраженная умственная отсталость.

Использование методики глобального чтения в коррекционной…

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

Источник