Карта речевого развития ребенка 4 лет

Карта речевого развития ребенка 4 лет thumbnail

Речевая карта дошкольника (4-5 лет)

I. Анкетные данные

1. Фамилия имя ребенка__________________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________ Возраст ______________________________

3. Домашний адрес _________________________________ Телефон _____________________________

II. Анамнез

1. Мать: ______________________________________________ (возраст при рождении ребенка) ______

Отец: _________________________________________________________________________________

2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________

3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _________________________________________________; инфекции _________________)

4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.

5. Какие заболевания перенес ребенок от года _______________________________________________

III. Раннее психомоторное развитие (время появления)

Стал держать голову ____________ сидеть _____________вставать ______________ ходить _________

YI. Раннее речевое развитие (время появления)

гуление __________________ лепет _____________ первые слова __________ речь фразой _________

Выводы: ______________________________________________________________________________

Y. Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___________________________________________________________________

2. Зрительное восприятие (показ цветов):белый ______, черный _____, красный _____, желтый______

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку ________/_________

4. Обследование общей моторики:

Статическая организация движений

а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд _________________

б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ______________/___________________

Координация движений

а) потопать ногами и похлопать руками одновременно __________________________________________

б) шагаем, как лошадки ____________________________________________________________________

Двигательная память

а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз ____________________________________

б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой ________________________________________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

6. Обследование пальцевой моторики рук

Статическая организация движений

а) «Кольцо» на правой руке __________ на левой руке _________; б) «Солнышко» / ________ / _______

Координация движений

а) «Пальчики устали» / ______________ / ___________; б) «Ушки зайчика» / _____________ / _________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:

Губы – ___________________________________; Зубы – _________________________________

Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.

Строение челюсти – прогения, пргнатия, норма. (нужное подчеркнуть)

Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)

Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)

Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)

Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)

Выводы: _________________________________________________________________________

YII. Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________

«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________

2. Состояние артикуляторной моторики:

Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________

Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________

Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YIII. Звукопроизношение

Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________

Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______

Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______

Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______

Выводы: ________________________________________________________________________________

IX. Обследование слоговой структуры слова

Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________

кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________

барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________

кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________

торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________

Выводы: ________________________________________________________________________________

X. Обследование фонематического слуха

Читайте также:  Изменение ребенка в процессе развития личности

1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______

2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________

3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________

4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XI. Обследование фонематического восприятия

1. Опознание ударного гласного в начале слова:

  • в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист______; утка_________; ива________ – какой?

2. Опознание ударного гласного в конце слова:

  • в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога ________; окно _____; кенгуру _____ — какой?

3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XII. Обследование понимания речи

  1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___

  2. Обследование понимания предложения.

а)Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________

б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________

в) Закончить предложение:«Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»

  1. Обследование понимания грамматических форм.

а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________

б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________

в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

1. Предметный словарь.

а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____

б) показ и название частей пред-ов: человек — нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул — спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина — кузов _______ колеса __

в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________

рубашка, платье, шорты _______________________________________________

2. Словарь признаков.

а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________

3. Глагольный словарь.

а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________

б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________

в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________

4. Подбор антонимов: большой — __________; пришёл — _________ приехал — _______; холодно — ____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIY. Обследование словообразования

1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково»: стол — ___________________ чашка — ___________________ кукла — _______________

2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки — ________________________

у лисы — ______________________ у утки — ___________________ у слона — ______________________

3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________

4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XY. Обследование словоизменения

1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

«Скажи по образцу: стол-столы» рука — ___________________ кукла — _______________________

2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:

Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________

3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):

майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко — ______________________

4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка первых месяцев жизни

5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XYI. Обследование связной речи

1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» __________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Монологическая речь.

а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы: _________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________________________

Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.

Учитель-логопед: _________________________

Литература:

  1. Гордеева С.Е. Системный подход к ведению документации в работе логопеда-практика. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2007.

  2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» — «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

— покажи, где кукла

машинка

зайчик

— мяч дай мне, а зайку возьми себе

— покатай мишку

— покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

— покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

— если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

— что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

— что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

— чем будешь резать бумагу?

— что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла — шапка — голова —

машина — пирамидка — куртка —

рубашка — руки — нос —

матрешка – платье — глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует — кормит –

моет — поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила — сапоги — мяч — диван — ложка —

сова — молоко — лук — батон — мишка —

муха — машина — нож — лимон — туфли —

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

Читайте также:  Влияние сказок психическое развитие ребенка

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

— прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

— язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

— уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

— твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

—  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « — » )

— «Толстячок» (надувание щек)

— «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

—  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

—  «Дудочка» (губы трубочкой)

— «Заборчик» — «Дудочка» (чередовать)

—  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

—  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

—  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

—  «Лошадка» (поцокать языком)

—  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука — правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник

Исследование состояния речи

С 3-х лет до 4-х лет.

1. Пассивный словарь.

Понимание сущ-х (показать на картинке)

  • Стол _______________________________________________________

  • Стул_________________________________________________________

  • Окно_________________________________________________________

  • Голова_______________________________________________________

  • Рука_________________________________________________________

  • Нос__________________________________________________________

  • Уши_________________________________________________________

  • Глаза________________________________________________________

Понимание обобщающих слов (по картинкам)

  • Игрушки_____________________________________________________

  • Посуда_______________________________________________________

  • Одежда______________________________________________________

Понимание действий.

  • Где мальчик рисует____________________________________________

  • Идёт________________________________________________________

  • Сидит_______________________________________________________

  • Играет______________________________________________________

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

Понимание форм единственного и множественного числа сущ-х.

  • Стол — столы__________________________________________________

  • Стул — стулья__________________________________________________

  • Дом – дома___________________________________________________

  • Карандаш — карандаши_________________________________________

  • Дерево — деревья______________________________________________

  • Чашка – чашки_______________________________________________

Понимание предложно-падежных конструкций.

  • Положи кубик в машинку_____________________________________

  • На стол_____________________________________________________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-х.

  • Кукла – куколка_____________________________________________

  • Лист – листик________________________________________________

  • Дом — домик__________________________________________________

  • Шар – шарик_________________________________________________

3. Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по темам)

  • Игрушки________________________________________________________________________________________________________________

  • Посуда____________________________________________________________________________________________________________________

  • Одежда___________________________________________________________________________________________________________________

  • Обувь____________________________________________________________________________________________________________________

  • животные________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы.

  • Стоит________________________________________________________

  • Сидит_______________________________________________________

  • Играет_______________________________________________________

  • Рисует_____________________________________________________

Прилагательные

  • Красный______________________________________________________

  • Синий______________________________________________________

  • Зелёный_____________________________________________________

  • Жёлтый______________________________________________________

  • Большой______________________________________________________

  • Маленький___________________________________________________

  • Сладкий _____________________________________________________

  • Горький_____________________________________________________

Согласование прилагательных с существительными ед.ч. муж. и жен. рода.

  • Синий шар_______________________________________________

  • Синяя ваза________________________________________________

  • Красная лампочка_________________________________________

Употребление глаголов ед.ч. и мн.ч.

  • Девочка стоит – дети стоят________________________________

_____________________________________________________________

  • Девочка бежит – дети бегут__________________________________

________________________________________________________________

4. Исследование звукослоговой структуры слов.

  • Дом__________________________________________________________

  • Кот__________________________________________________________

  • Дуб______________________________________________________

  • Бык_________________________________________________________

  • Вода________________________________________________________

  • Вата_______________________________________________________

  • Дима_______________________________________________________

  • Тома_______________________________________________________

  • Вагоны_____________________________________________________

  • Бананы___________________________________________________

  • Батоны_____________________________________________________

  • Панама____________________________________________________

5. Исследование состояния фонематического восприятия (по картинкам).

  • Кот – кит___________________________________________________

  • Бочка – дочка______________________________________________

  • Бак – мак__________________________________________________

  • Миска – киска________________________________________________

6. Исследование фонетической стороны речи.

Состояние имитации стороны речи.

  • А-а-а (укачиваем)______________________________________________

  • О-о-о (сердимся)_______________________________________________

  • У-у-у (поезд)__________________________________________________

  • И-и-и (ослик)_________________________________________________

  • Уа (малыш)___________________________________________________

  • Ау (дети)__________________________________________________

  • Мяу (кошка)_________________________________________________

  • Му (корова)__________________________________________________

  • Ав (собака)_________________________________________________

  • Пи-пи-пи (цыплёнок)__________________________________________

  • Ко-ко-ко (курица)_____________________________________________

  • Га-га-га (гуси)_____________________________________________

7. Состояние связной речи.

Понимание сказки__________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Характер речи.

  • Однословная__________________________________________________

________________________________________________________________

  • Фразовая____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Связная_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_______________________________________________

Источник