Программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

Программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью thumbnail

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «АБВГДЕЙКА» разработана на основе общей программы дополнительного образования «Все в моих руках» ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

Рабочая программа предназначена для работы учителя – дефектолога с детьми глубокой степенью умственной отсталости.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.).

Для детей с умственной отсталостью характерны следующие особенности:

— такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

— степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико- фонематической, лексической, грамматической;

— характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

— недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

— восприятие детей с глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;

— для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;

— такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.

Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  • развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность детей;

  • формировать коммуникативную деятельность;

  • корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Принципы составления коррекционной программы.

1.Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

2.Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном пе­риоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специ­ального формирования.

3.Принцип индивидуально – дифференцированного подхода — изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

4.Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

5.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от простого – к сложному.

7.Учет эмоциональной сложности материала.

Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Методы и приемы реализации программы.

В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

— совместные действия детей и взрослого;

— действия по подражанию действиям учителя — дефектолога;

— действия по образцу, по словесной инструкции;

— элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

— воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;

Читайте также:  Леонтьев к теории развития психики ребенка статья

— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога — дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

— подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;

— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности

Категория и возраст обучающихся.

Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Период обучения – четыре года

1 год обучения – от 7 до 10 лет.

2 год обучения – от 10 до 13 лет.

3 год обучения – от 13 до 16 лет.

4 год обучения – от 16 до 18 лет.

Продолжительность

Количество индивидуальных занятий для каждого ребенка определяется исходя из потребностей ребенка и его психофизических особенностей. Продолжительность занятий 10-20 минут.

Количество часов в неделю -1 часа (с глубокой степенью умственной отсталостью)

Общее количество часов в год – 34 часа

Учебный план

для детей с глубокой умственной отсталостью

Название дисциплины

I полугодие

II полугодие

Кол-во часов

Кол-во часов

1 учебный год обучения (от 7 до 10 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»

7

9

«Сенсорная стимуляция»

8

9

Итого

15

19

2 учебный год обучения (от 10 до 13 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»

7

9

«Сенсорная стимуляция»

8

9

Итого

15

19

3 учебный год обучения (от 13 до 16 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»

7

9

«Сенсорная стимуляция»

8

9

Итого

15

19

4 учебный год обучения (от 16 до 18 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»

7

9

«Сенсорная стимуляция»

8

9

Итого

15

19

В течение учебного года осуществляется входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация.

1. Входящая диагностика, проводиться вначале учебного года (сентябрь).

2. Промежуточная аттестация в конце первого, второго полугодия (декабрь, май ).

3.Итоговая аттестация проводится по окончанию учебной программы в конце четвертого года обучения. (май).

Структура занятия.

Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа.

Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.

Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.

Подготовку к каждому занятию планирую осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание детей и осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.

Источник

Оксана Беляева
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью

Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.

Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

создать в ДОУ оптимальных условий для физического, соци­ально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;

осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.

Основное, чему должны научиться эти дети — адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

Основные задачи программы:

1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;

2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;

Читайте также:  Развитие ребенка до года интересные факты

4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

5. выработка у детей социально-эмоциональных навы­ков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;

6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение

следующих основных задач:

* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.

Структура занятий:

* Коммуникативные игры;

•*Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.

Источник

МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Индивидуальная программа

социального развития

детей с глубокой умственной отсталостью

      класс 1-й год надомного обучения

на 2016-2017 учебный год

Автор-составитель:

педагог – психолог:

Костоусова Екатерина Валерьевна

г. Петухово 2016 г.

Рекомендации ПМПК Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальной учебной программе для детей со сложной структурой дефекта.

Год обучения_(класс) 1-й год надомного обучения.

Пояснительная записка

1. Используемые программы обучения:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос, 2007 г.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М., 1993

Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

2. Приоритетными направлениями работы с данной категорией детей являются: укрепление и охрана здоровья, физическое развития, формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи, формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.

Цель и задачи обучения:

— адекватное включение ребенка в окружающую социальную среду

— формирование социального поведения, коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью

— формирование и развитие коммуникативной функции речи

— отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости

— включение ребенка в домашний, хозяйственный труд

— развитие чувства уверенности, положительного отношения к себе и окружающим

— развитие умения занять себя в свободное время

— развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности

— укрепление и охрана здоровья ребенка

— формирование представлений об окружающем мире

— формирование элементарных навыков счета, чтения и письма

3. Формы организации обучения детей определяются локальным актом образовательного учреждения, включенного в интегрированное обучение. ( Обучение в условиях гибкого класса, частичная интеграция, обучение по индивидуальному расписанию)

4. Итоговая аттестация

Оценивание знаний, умений, навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к ЗУН(ам) учащихся. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете.(ПМПк) С учетом вышеизложенного ребенок не может быть оставлен на второй (повторный) год обучения.

Основное содержание и контроль результатов обучения

Перечень изучаемых предметов и распределение часов предусмотрен учебным планом для обучения глубоко умственно отсталых детей

Контроль уровня обученности

( показатели самостоятельности обучающегося)

Отметка об усвоении

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

пп

Действие выполняется ребенком:

-со значительной помощью взрослого

п

-с частичной помощью взрослого

чп

-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

-по подражанию или по образцу

о

-самостоятельно

с

Индивидуальный учебный план по организации работы с обучающимся со сложным дефектом (МОРФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6)

На 2016-2017 учебный год (1-й год надомного обучения)

Учебно-тематический план

Лепка

1

Труд

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

2

Предметно-практическая деятельность

Конструирование

Ручной труд

3

Коррекционные технологии

Развитие речи

1

Итого:

7

Расписание предметов на неделю

1.Лепка

1. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

1.Конструирование

2. Развитие речи

2.Ручной труд

2. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

3.Конструирование

Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

Постройки: башня, гараж, мост, забор

1.4.

Работа с мозаикой

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

Выкладывание чередующегося ряда через один элемент

Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»

1.5.

Лепка

Разминание глины, раскатывание палочки в руках и на подкладной доске

Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)

Деление глины на части

Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)

Лепка букв: а, о, у

1.6.

Работа с бумагой

Сминание и разглаживание бумаги ладонью

Отрывание бумаги небольшими кусочками

Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно

Изготовление «книжечки»

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник)

1.7.

Работа с нитками

Сортировка ниток по цвету

Намотка на катушку

2.

Развитие речи

2.1.

Пропедевтический период

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

Уточнение и развитие слухового восприятия

Правильное произнесение слов за учителем, состоящих из одного гласного звука (у-у-у); двух звуков (ау, ах, му); 3-4 звуков

Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя

Уточнение и развитие зрительного восприятия

Развитие движений кисти и пальцев рук

2.2.

Букварный период (1 этап)

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х

Образование и чтение прямых и обратных слогов

Усвоение печатного начертания изучаемых букв

Письмо по обводке и образцу, данному учителем

3.

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживание

Читайте также:  Задачи речевого развития ребенка дошкольного возраста

3.1.

Гигиена тела

3.2.

Одевание и раздевание

3.3.

Прием пищи

3.4.

Навыки культурного поведения

Тематическое планирование по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

(1 час в неделю: лепка)

Количество

часов

Дата

план

факт

Название предмета: лепка

1-2

Разминание пластилина, раскатывание палочки на руках и на подкладной доске

2

3-4

Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)

2

5

Изготовление поделки: цветок из шариков

1

6

Деление пластилина на части

1

7-8

Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)

2

9-10

Изготовление поделки: грибы на полянке

2

11

Раскатывание из пластилина палочки

1

12-13

Изготовление завитка из жгутика

2

14-15

Лепим посуду из пластилинового жгута

2

16

Изготовление поделки: цепочка из палочек

1

17

Изготовление поделки: гусеница

1

18-19

Лепим овощи

2

20-22

Лепим: деревья, кустарники, цветы

3

23

Учимся лепить посуду: тарелка, кружка

1

24

Лепим геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

1

25

Вырезаем из пластилина геометрические фигуры

1

26-27

Изготовление поделки: человечек из геометрических фигур

2

28-29

Размазывание пластилина по шаблону, не выходя за контуры. Аппликация «Осеннее дерево»

2

30

Изготовление поделки: парусник

1

31-32

Изготовление поделки: тропический цветок

2

33

Изготовление поделки: рисунок на пластилине

1

Итого :

33

Тематическое планирование по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность»

(1час в неделю: ручной труд)

Количество

часов

Дата

план

факт

Работа с бумагой

1

Смятие и разглаживание бумаги ладонью

1

2

Отрывание бумаги небольшими кусочками

1

3-4

Сгибание бумаги, трафаретное вырезание

2

5-6

Отрывание бумаги небольшими кусочками, составление цветного коврика.

2

7

Изготовление поделки: аппликация из геометрических фигур

1

8-9

Изготовление поделки: портрет из геометрических фигур

2

10

Изготовление поделки: обрывная аппликация «цветок»

1

11

Изготовление поделки: рыбка из разноцветных кусочков

1

12

Изготовление поделки: мозаика из обрывных кусочков «ваза»

1

13

Изготовление поделки: свободная тема

1

14

Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно

1

15-16

Изготовление поделки: «я парикмахер»

2

17-18

Изготовление книжки-малышки

2

19

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги

1

20-21

Изготовление поделки: аппликация из птичьих перьев

2

Работа с нитками

22-24

Сортировка ниток по цвету

3

25

Скручивание нитки в клубок

1

26-28

Плетение трех ниток в косичку

3

29-30

Связывание ниток в узелки

2

31

Намотка ниток на катушку

1

32-33

Учимся вязать декоративные узлы

2

Итого:

33

Тематическое планирование по учебному предмету

«Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»

(2 часа в неделю)

Количество

часов

Дата

план

факт

Навыки одевания и раздевания

1-4

Расстегивание и застегивание пуговиц

4

4-7

Завязывание и развязывание шнурков на обуви

3

7-10

Надевание и снимание одежды (спортивного костюма, брюк и т.д.)

3

10-13

Надевание и снимание обуви (сапог, кроссовок и т.д.)

3

13-16

Выбирание школьной одежды и одежды для дома

3

16-19

Застегивание молний на одежде

3

19-22

Складывание одежды в шкаф

3

Навыки, связанные с гигиеной тела

22-26

Знакомство с предметами санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок).

4

26-30

Процесс умывания и вытирания своего лица и рук

4

30-33

Чистка зубов

3

33-36

Причесывание

3

36-39

Пользование носовым платком

3

Навыки приема пищи

39-43

Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Умение обращения с этими предметами

4

43-46

Умение сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом

3

46-49

Умение обслуживать себя за столом (налить молоко, сок, взять хлеб, булочку и.т.д.)

3

49-52

Убирание со стола, мытье и вытирание тарелки; убирание чистой посуды в шкаф под присмотром взрослого

3

Навыки культурного поведения.

52-55

Использование в своей речи слов «пожалуйста», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания»

3

55-59

Вежливое обращение за помощью к взрослым

4

59-62

Правила поведения за столом

3

62-64

Правила пользования носовым платком

2

65-66

Правила поведения в общественных местах

2

Итого:

66

Тематическое планирование по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность» (2часа в неделю)

НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: КОНСТРУИРОВАНИЕ

Количество

часов

Дата

план

факт

Выполнение отдельных заданий с предметами

1-3

Вынимание и складывание предметов в коробку

3

3-6

Разбор пирамидки

3

6-9

Сборка пирамидки

3

9-12

Нанизывание шаров на шнур

3

12-16

Группировка предметов двух контрастных цветов

4

16-20

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы

4

2о-24

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин

4

Дидактические игры

24-27

«Подбор к фону», «Разложи в ряд»

3

27-31

«Предметное цветовое лото»

4

31-35

«Что лишнее»

4

Элементарное конструирование

35-39

Складывание фигур: молоток, ворота, домик, окно

4

39-43

Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали

4

43-47

Постройки: башня, гараж, мост, забор

4

Работа с мозаикой

47-50

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

3

50-53

Выкладывание чередующегося ряда через один элемент

3

53-57

Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»

4

57-60

Изготовление поделок из молочных коробочек от зубной пасты.

3

60-64

Изготовление игрушек из бумажных полосок

4

64-66

Мозаики из геометрических фигур

2

Итого:

66

Тематическое планирование по учебному предмету

«Развитие речи»

( 1 час — в неделю)

Количество

часов

Дата

план

факт

Название предмета: развитие речи

1.

Школа и класс

1

2-3

Я и моя семья

2

4

Мой дом

1

5

Книги

1

6-7

Одежда

2

8

Посуда

1

9

Мебель

1

10-11

Транспорт

2

12

Игры и забавы детей

1

13

Кто такие насекомые

1

14-15

Дни недели

2

16-17

Сутки (утро,день,вечер,ночь)

2

18-19

Что где растет и кто где живет

2

20

Что такое зоопарк

1

21

Дикорастущие растения

1

22

Комнатные растения

1

23-24

Птицы

2

25

Домашние животные

1

26-27

Дикие животные

2

28

Фрукты

1

29

Овощи

1

30

Ягоды

1

31

Изучаем времена года:осень

1

32

Изучаем времена года:зима

1

33

Изучаем времена года: весна

1

Итого:

33 часа

Литература

  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития. Программно-методические материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 181

Источник