Программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «АБВГДЕЙКА» разработана на основе общей программы дополнительного образования «Все в моих руках» ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».
Рабочая программа предназначена для работы учителя – дефектолога с детьми глубокой степенью умственной отсталости.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.).
Для детей с умственной отсталостью характерны следующие особенности:
— такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
— степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико- фонематической, лексической, грамматической;
— характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
— недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
— восприятие детей с глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;
— для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
— такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.
Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность детей;
формировать коммуникативную деятельность;
корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Принципы составления коррекционной программы.
1.Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
2.Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
3.Принцип индивидуально – дифференцированного подхода — изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
4.Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
5.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от простого – к сложному.
7.Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Методы и приемы реализации программы.
В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
— совместные действия детей и взрослого;
— действия по подражанию действиям учителя — дефектолога;
— действия по образцу, по словесной инструкции;
— элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
— воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога — дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
— подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности
Категория и возраст обучающихся.
Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Период обучения – четыре года
1 год обучения – от 7 до 10 лет.
2 год обучения – от 10 до 13 лет.
3 год обучения – от 13 до 16 лет.
4 год обучения – от 16 до 18 лет.
Продолжительность
Количество индивидуальных занятий для каждого ребенка определяется исходя из потребностей ребенка и его психофизических особенностей. Продолжительность занятий 10-20 минут.
Количество часов в неделю -1 часа (с глубокой степенью умственной отсталостью)
Общее количество часов в год – 34 часа
Учебный план
для детей с глубокой умственной отсталостью
Название дисциплины
I полугодие
II полугодие
Кол-во часов
Кол-во часов
1 учебный год обучения (от 7 до 10 лет)
«Развитие речи и окружающий мир»
7
9
«Сенсорная стимуляция»
8
9
Итого
15
19
2 учебный год обучения (от 10 до 13 лет)
«Развитие речи и окружающий мир»
7
9
«Сенсорная стимуляция»
8
9
Итого
15
19
3 учебный год обучения (от 13 до 16 лет)
«Развитие речи и окружающий мир»
7
9
«Сенсорная стимуляция»
8
9
Итого
15
19
4 учебный год обучения (от 16 до 18 лет)
«Развитие речи и окружающий мир»
7
9
«Сенсорная стимуляция»
8
9
Итого
15
19
В течение учебного года осуществляется входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация.
1. Входящая диагностика, проводиться вначале учебного года (сентябрь).
2. Промежуточная аттестация в конце первого, второго полугодия (декабрь, май ).
3.Итоговая аттестация проводится по окончанию учебной программы в конце четвертого года обучения. (май).
Структура занятия.
Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа.
Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.
Подготовку к каждому занятию планирую осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание детей и осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.
Источник
Оксана Беляева
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью
Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.
Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.
Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.
Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;
создать в ДОУ оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;
осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.
Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.
Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.
Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.
Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.
Основное, чему должны научиться эти дети — адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
Основные задачи программы:
1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;
4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
5. выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;
6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение
следующих основных задач:
* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.
Структура занятий:
* Коммуникативные игры;
•*Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;
Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.
Источник
МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Индивидуальная программа
социального развития
детей с глубокой умственной отсталостью
класс 1-й год надомного обучения
на 2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
педагог – психолог:
Костоусова Екатерина Валерьевна
г. Петухово 2016 г.
Рекомендации ПМПК Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальной учебной программе для детей со сложной структурой дефекта.
Год обучения_(класс) 1-й год надомного обучения.
Пояснительная записка
1. Используемые программы обучения:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Владос, 2007 г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М., 1993
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
2. Приоритетными направлениями работы с данной категорией детей являются: укрепление и охрана здоровья, физическое развития, формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи, формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.
Цель и задачи обучения:
— адекватное включение ребенка в окружающую социальную среду
— формирование социального поведения, коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью
— формирование и развитие коммуникативной функции речи
— отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости
— включение ребенка в домашний, хозяйственный труд
— развитие чувства уверенности, положительного отношения к себе и окружающим
— развитие умения занять себя в свободное время
— развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности
— укрепление и охрана здоровья ребенка
— формирование представлений об окружающем мире
— формирование элементарных навыков счета, чтения и письма
3. Формы организации обучения детей определяются локальным актом образовательного учреждения, включенного в интегрированное обучение. ( Обучение в условиях гибкого класса, частичная интеграция, обучение по индивидуальному расписанию)
4. Итоговая аттестация
Оценивание знаний, умений, навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к ЗУН(ам) учащихся. В конце учебного года аттестация ученика осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете.(ПМПк) С учетом вышеизложенного ребенок не может быть оставлен на второй (повторный) год обучения.
Основное содержание и контроль результатов обучения
Перечень изучаемых предметов и распределение часов предусмотрен учебным планом для обучения глубоко умственно отсталых детей
Контроль уровня обученности
( показатели самостоятельности обучающегося)
Отметка об усвоении
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)
пп
Действие выполняется ребенком:
-со значительной помощью взрослого
п
-с частичной помощью взрослого
чп
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
и
-по подражанию или по образцу
о
-самостоятельно
с
Индивидуальный учебный план по организации работы с обучающимся со сложным дефектом (МОРФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6)
На 2016-2017 учебный год (1-й год надомного обучения)
Учебно-тематический план
Лепка
1
Труд
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
2
Предметно-практическая деятельность
Конструирование
Ручной труд
3
Коррекционные технологии
Развитие речи
1
Итого:
7
Расписание предметов на неделю
1.Лепка
1. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
1.Конструирование
2. Развитие речи
2.Ручной труд
2. .Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания
3.Конструирование
Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали
Постройки: башня, гараж, мост, забор
1.4.
Работа с мозаикой
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета
Выкладывание чередующегося ряда через один элемент
Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»
1.5.
Лепка
Разминание глины, раскатывание палочки в руках и на подкладной доске
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)
Деление глины на части
Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)
Лепка букв: а, о, у
1.6.
Работа с бумагой
Сминание и разглаживание бумаги ладонью
Отрывание бумаги небольшими кусочками
Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно
Изготовление «книжечки»
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник)
1.7.
Работа с нитками
Сортировка ниток по цвету
Намотка на катушку
2.
Развитие речи
2.1.
Пропедевтический период
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
Уточнение и развитие слухового восприятия
Правильное произнесение слов за учителем, состоящих из одного гласного звука (у-у-у); двух звуков (ау, ах, му); 3-4 звуков
Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя
Уточнение и развитие зрительного восприятия
Развитие движений кисти и пальцев рук
2.2.
Букварный период (1 этап)
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х
Образование и чтение прямых и обратных слогов
Усвоение печатного начертания изучаемых букв
Письмо по обводке и образцу, данному учителем
3.
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживание
3.1.
Гигиена тела
3.2.
Одевание и раздевание
3.3.
Прием пищи
3.4.
Навыки культурного поведения
Тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
(1 час в неделю: лепка)
Количество
часов
Дата
план
факт
Название предмета: лепка
1-2
Разминание пластилина, раскатывание палочки на руках и на подкладной доске
2
3-4
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч)
2
5
Изготовление поделки: цветок из шариков
1
6
Деление пластилина на части
1
7-8
Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба)
2
9-10
Изготовление поделки: грибы на полянке
2
11
Раскатывание из пластилина палочки
1
12-13
Изготовление завитка из жгутика
2
14-15
Лепим посуду из пластилинового жгута
2
16
Изготовление поделки: цепочка из палочек
1
17
Изготовление поделки: гусеница
1
18-19
Лепим овощи
2
20-22
Лепим: деревья, кустарники, цветы
3
23
Учимся лепить посуду: тарелка, кружка
1
24
Лепим геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
1
25
Вырезаем из пластилина геометрические фигуры
1
26-27
Изготовление поделки: человечек из геометрических фигур
2
28-29
Размазывание пластилина по шаблону, не выходя за контуры. Аппликация «Осеннее дерево»
2
30
Изготовление поделки: парусник
1
31-32
Изготовление поделки: тропический цветок
2
33
Изготовление поделки: рисунок на пластилине
1
Итого :
33
Тематическое планирование по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность»
(1час в неделю: ручной труд)
Количество
часов
Дата
план
факт
Работа с бумагой
1
Смятие и разглаживание бумаги ладонью
1
2
Отрывание бумаги небольшими кусочками
1
3-4
Сгибание бумаги, трафаретное вырезание
2
5-6
Отрывание бумаги небольшими кусочками, составление цветного коврика.
2
7
Изготовление поделки: аппликация из геометрических фигур
1
8-9
Изготовление поделки: портрет из геометрических фигур
2
10
Изготовление поделки: обрывная аппликация «цветок»
1
11
Изготовление поделки: рыбка из разноцветных кусочков
1
12
Изготовление поделки: мозаика из обрывных кусочков «ваза»
1
13
Изготовление поделки: свободная тема
1
14
Сгибание бумаги по прямым линиям произвольно
1
15-16
Изготовление поделки: «я парикмахер»
2
17-18
Изготовление книжки-малышки
2
19
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги
1
20-21
Изготовление поделки: аппликация из птичьих перьев
2
Работа с нитками
22-24
Сортировка ниток по цвету
3
25
Скручивание нитки в клубок
1
26-28
Плетение трех ниток в косичку
3
29-30
Связывание ниток в узелки
2
31
Намотка ниток на катушку
1
32-33
Учимся вязать декоративные узлы
2
Итого:
33
Тематическое планирование по учебному предмету
«Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»
(2 часа в неделю)
Количество
часов
Дата
план
факт
Навыки одевания и раздевания
1-4
Расстегивание и застегивание пуговиц
4
4-7
Завязывание и развязывание шнурков на обуви
3
7-10
Надевание и снимание одежды (спортивного костюма, брюк и т.д.)
3
10-13
Надевание и снимание обуви (сапог, кроссовок и т.д.)
3
13-16
Выбирание школьной одежды и одежды для дома
3
16-19
Застегивание молний на одежде
3
19-22
Складывание одежды в шкаф
3
Навыки, связанные с гигиеной тела
22-26
Знакомство с предметами санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок).
4
26-30
Процесс умывания и вытирания своего лица и рук
4
30-33
Чистка зубов
3
33-36
Причесывание
3
36-39
Пользование носовым платком
3
Навыки приема пищи
39-43
Предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Умение обращения с этими предметами
4
43-46
Умение сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом
3
46-49
Умение обслуживать себя за столом (налить молоко, сок, взять хлеб, булочку и.т.д.)
3
49-52
Убирание со стола, мытье и вытирание тарелки; убирание чистой посуды в шкаф под присмотром взрослого
3
Навыки культурного поведения.
52-55
Использование в своей речи слов «пожалуйста», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания»
3
55-59
Вежливое обращение за помощью к взрослым
4
59-62
Правила поведения за столом
3
62-64
Правила пользования носовым платком
2
65-66
Правила поведения в общественных местах
2
Итого:
66
Тематическое планирование по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность» (2часа в неделю)
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: КОНСТРУИРОВАНИЕ
Количество
часов
Дата
план
факт
Выполнение отдельных заданий с предметами
1-3
Вынимание и складывание предметов в коробку
3
3-6
Разбор пирамидки
3
6-9
Сборка пирамидки
3
9-12
Нанизывание шаров на шнур
3
12-16
Группировка предметов двух контрастных цветов
4
16-20
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы
4
2о-24
Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин
4
Дидактические игры
24-27
«Подбор к фону», «Разложи в ряд»
3
27-31
«Предметное цветовое лото»
4
31-35
«Что лишнее»
4
Элементарное конструирование
35-39
Складывание фигур: молоток, ворота, домик, окно
4
39-43
Складывание разрезных картинок из 2-х, 3-х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали
4
43-47
Постройки: башня, гараж, мост, забор
4
Работа с мозаикой
47-50
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета
3
50-53
Выкладывание чередующегося ряда через один элемент
3
53-57
Выкладывание узоров: «Башня и флаг», «Елочка и грибок»
4
57-60
Изготовление поделок из молочных коробочек от зубной пасты.
3
60-64
Изготовление игрушек из бумажных полосок
4
64-66
Мозаики из геометрических фигур
2
Итого:
66
Тематическое планирование по учебному предмету
«Развитие речи»
( 1 час — в неделю)
Количество
часов
Дата
план
факт
Название предмета: развитие речи
1.
Школа и класс
1
2-3
Я и моя семья
2
4
Мой дом
1
5
Книги
1
6-7
Одежда
2
8
Посуда
1
9
Мебель
1
10-11
Транспорт
2
12
Игры и забавы детей
1
13
Кто такие насекомые
1
14-15
Дни недели
2
16-17
Сутки (утро,день,вечер,ночь)
2
18-19
Что где растет и кто где живет
2
20
Что такое зоопарк
1
21
Дикорастущие растения
1
22
Комнатные растения
1
23-24
Птицы
2
25
Домашние животные
1
26-27
Дикие животные
2
28
Фрукты
1
29
Овощи
1
30
Ягоды
1
31
Изучаем времена года:осень
1
32
Изучаем времена года:зима
1
33
Изучаем времена года: весна
1
Итого:
33 часа
Литература
Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми нарушениями развития. Программно-методические материалы / под. ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 181
Источник