Семинар практикум для воспитателей по речевому развитию ребенка

Наталья Разуваева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»

___

671300,Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Современные технологии речевого развития»

Воспитатель: Разуваева Н. О.

п. Онохой

2017 год.

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.

Задачи:

— расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий;

— способствовать внедрению речевых технологии в образовательный процесс ДОУ;

— пополнение предметно-пространственной развивающей среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению;

— включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.

Предварительная работа:

— анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

— подготовка презентации «Современные технологии речевого развития»;

— подбор дидактического материала для игр с педагогами.

Ход семинара.

1. Теоретическая часть.

Консультация для педагогов «Современные технологии речевого развития»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности,успешности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития:

• Игровые технологии.

• Конструкторы ЛЕГО.

• Здоровьесберегающие технологиии.

• Моделирование.

Современные игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

— игры – драматизации;

— режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

— игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

— ролевые диалоги на основе текста;

— инсценировки произведений;

— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

— игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

«Салат из сказок» смешивание разных сказок

«Что будет, если?» сюжет задаёт воспитатель

«Изменение характера персонажей» старая сказка на новый лад

«Использование моделей» картинки-геометрические фигуры

«Введение в сказку новых атрибутов» волшебные предметы, бытовые приборы и т. д.

«Введение новых героев» как сказочных, так и современных

«Тематические сказки» цветочные, ягодные и т. д.

ЛЕГО —технология

В педагогике ЛЕГО — технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе воспитания и образования дошкольников.

В силу своей универсальности ЛЕГО -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

ЛЕГО — технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.

Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи — рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные. Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

Использование ЛЕГО —технологии в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Конструктор ЛЕГО используется в совместной деятельности взрослого и детей, а также и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Использование ЛЕГО — технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые в работе с детьми:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная;

Пальчиковая гимнастика;

гимнастика после сна.

Игровой массаж,

Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Более подробно рассмотрим технологию наглядного моделирования.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Отличительные особенности технологии:

-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в условиях детской организации

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Работа над пересказом с использованием мнемотаблицы.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

• Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

• Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

• Беседа по содержанию текста.

• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

• определение взаимосвязи между ними;

• объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

На начальном этапе мы предлагаем готовую план-схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для разучивания каждого произведения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.

Этапы работы над стихотворением:

• Воспитатель выразительно читает стихотворение.

• Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа над мнемозагадками

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

В какие игры еще можно играть с мнемотаблицами:

Разрезать таблицу на отдельные карточки и восстанавливать последовательность картинок

Найти ошибку в последовательности картинок

Что лишнее: смешиваем с другими карточками и убираем те картинки, которые не относятся к выбранной теме.

Читаем небольшой отрывок текста, ребенок находит соответствующие изображения.

Одновременно составляем несколько мнемотаблиц.

На основе нескольких разрезанных мнемотаблиц составить свой рассказ и таблицу.

Правила использования мнемотаблицы:

1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.

2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.

3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть

Результаты использования мнемотаблицы:

— у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

2. Практическая часть

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Уважаемые коллеги!Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми, вспомним педагогические технологии.

Читайте также:  Значение музыкального воспитания в семье для развития личности ребенка

Задание №1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам

Задание№2. Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная, с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

Вот какая каша,

У бабушки Наташи!

Задание №3. Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ- изложение)

Задание №4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Отгадка:

3. Рефлексия

Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие речи дошкольников»

Заместитель заведующего по ВМР Разумова Е.В.

20 декабря, 2016г.

Цель семинара:
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от представителей животного мира. Только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Сегодня мы с вами будем говорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к  речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Предлагаю Вам заново познакомиться: (педагоги сидят на стульях в кругу) передавая «волшебную палочку», по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».К. Д.Ушинский — основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1. Есть на новом платье у меня кармашки.
    На кармашках этих вышиты ромашки
    Ромашки, ромашки, будто луговые
    Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
    Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
    Наш зеленый огород нас покормит круглый год.
3. Проршу представить свои мнемотаблицы воспитателей. (домашнее задание).

Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком — вагон.
Есть кислое слово – лимон!А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Читайте также:  Хорошая музыка для развития ребенка

Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже

Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту.
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. 
• Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике .
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Выступление воспитателя Тишуниной В.В. «О скороговорках и методике работы с ними».

В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию.

Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендуется, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми.

Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его:

«ОКОШКИ» 
Пособие: картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету. 
1 вариант. Одно окошко (любой формы). 
2 вариант. Число окошек по количеству объектов. 
Ход игры.
— Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?

«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА» 
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне. 
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры.

По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т.п.)

«ПОЧЕМУ?» 
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
• строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
• Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный• запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.

Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», https://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитатели приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются  детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
— во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
— обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
— педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

         

     

     

            

Источник