Программа развития ребенка 6 лет цель

Программа развития ребенка 6 лет цель thumbnail

Образовательная программа раннего развития детей 4-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка

Актуальное обоснование программы.

Известно, что дошкольная пора — старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального знакомства с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями, приобретения навыков и умений.

Самым ответственным периодом для развития ребенка, является предшкольный период, когда ребенка необходимо морально и физически подготовить к переходу на другой социальный статус «школьник». В этот период необходимо акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, речи, коммуникабельности, способности задерживать внимание от 15 до 20 минут, на обучении навыкам пользования письменными принадлежностями, наблюдательности и организованности.

Отсюда и возникает необходимость обучения дошкольников по программам, обеспечивающим преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Методологическая основа программы, ее цели и задачи.

Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:

– подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;

— бережное отношение к каждому воспитаннику;

индивидуализация и дифференциацияобучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;

системность и последовательность, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;

сочетаниеигровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.

Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.

Главная цель программы:

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку.

Основные задачи программы:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.

2. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

3. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

4. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

5. Воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к педагогам и взрослым людям, приучение детей к дисциплине, навыкам самообслуживания.

6. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребёнка.

Организация образовательного процесса.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 1 учебный год.

Перечень занятий:

• подготовка руки к письму;

• английский язык;

• развитие мелкой моторики, через занятия техникой лепки «Тестопластика»;

• развитие речи.

Формы занятий – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей: 5-6 человек — для детей 4-5 лет; 6-7 человек — для детей 6 лет.

Продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН

составляет 30 минут. Во время занятий предусмотрены 5 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Между занятиями одного дня, предусмотрен 5 минутный перерыв.

Максимальная дневная нагрузка для детей – 2 занятия.

Максимальная недельная нагрузка: 4 занятия.

Структура программы

«Центр раннего развития «Всезнайка» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, состоит из 4 образовательных разделов и ряда итоговых мероприятий.

  • Развитие речи

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, учатся выражать мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов, составлять рассказы по картинке, поддерживать диалог, голосом показывать различные интонации, рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

  • Подготовка руки к письму

Учатся правильно захватывать и удерживать карандаш, ручку. Учатся ориентироваться на тетрадном и альбомном листе. Учатся штриховать, обводить по контуру узоры и рисунки предметов различной конфигурации, определять направление движения (от себя, направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад), самостоятельно составлять узоры и рисунки, прописывать элементы букв и цифр.

  • Английский язык

Учатся понимать иностранную речь, слушают и повторяют английские слова, накапливают лексику, слушают учебные аудиозаписи, смотрят мультфильмы на английском языке, играют в развивающие игры.

  • Развитие мелкой моторики

Учатся пользоваться инструментами для лепки, учатся готовить тесто для лепки, выполнять фигуры их теста и раскрашивать их. Составляют композиции по программе «Окружающий мир».

Итоговые мероприятия по программе предполагают организацию и проведение обобщающих и итоговых занятий по пройденным темам, дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, тестирование по различным методикам уровня подготовки к школьной жизни.

2.Ожидаемые результаты

Основные результаты интеллектуального развития ребенка:

• Умение понимать, направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;

• Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий;

• Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;

• Умение пользоваться письменными принадлежностями;

•Умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;

• Умение выполнять односложные и многосложные фигуры из пластичного материала, составлять из них композиции;

• Умение правильно повторять английские слова (минимального запаса), понимать их значение и применять в речемыслительном процессе;

Основные результаты нравственного развития ребенка:

• Преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к окружающему миру;

•Умение оценивать свои поступки и события (хорошо-плохо, правда-неправда, добрый- злой, честный- нечестный и т.д.)

Основные результаты социального развития ребенка:

• Активность в общении;

• Умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы, отвечать на них);

• Первичная адаптация к школьному режиму.

IIУчебно-тематический план

4

1

3

1.4

Точечный рисунок каплей (рисование каплями разноцветной краски из пипетки)

6

6

1.5

Быстрый карандаш (контуры, штриховка дорисовывание контура рисунка, раскраска)

8

2

6

1.6

Рисование по клеткам в тетради (прорисовка клеток, составление узоров, дорисовка фигур, рисование письменных элементов)

10

10

1.7

Итоговое — Графический диктант, выставка рисунков

1

1

II

Развитие мелкой моторики, через занятия в технике «Тестопластика»

36

5ч.15мин

30ч. 45 мин.

2.1

Приёмы лепки, Изготовление мелких орнаментальных деталей.

1

15 мин.

45 мин.

2.2

На просторах зеленого листочка

8

1

7

2.3

Приятного аппетита

6

1

5

2.4

Морское дно

7

1

6

2.5

Лесная сказка

7

1

6

2.6

Моя семья

6

1

5

2.7

Итоговое — выставка работ

1

1

III

Развитие речи

36

11

25

3.1

Правильное произношение звуков

8

2

6

3.2

Говорим и дышим правильно

8

2

6

3.3

Вопрос-ответ

5

2

3

3.4

Законченная фраза

5

2

3

3.5

Составление рассказа

5

2

3

3.6

Гимнастика для развития мышц лица и двигательной функции языка

4

1

3

3.7

Итоговое–декламированные стихов

1

1

IV

Английский язык

36

9

27

4.1

Устная речь на английском языке. Знакомство со словами.

7

3

4

4.2

Игры на правильное произношение и употребление английских слов.

8

8

4.3

Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.

6

1

5

4.4

Повторение слов за педагогом или диктором с фонозаписи.

8

4

4

4.5.

Просмотр развивающих мультфильмов с изучением английского языка

2

2

4.6

Постановка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.

4

1

3

4.7

Итоговое занятие — Инсценировка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.

1

1

Итого:

144

25ч.15 мин.

118ч.85мин.

Содержание программы

Важнейшим компонентом образования дошкольников является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:

— Развитие речи;

— Развитие мелкой моторики;

— Подготовка руки к письму;

— Английский язык.

Занятия по данным направлениям позволяют решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с взрослыми и детьми).На всех занятиях большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.

Читайте также:  Этапы развития ребенка от рождения до года

Раздел«Развитие речи»

Тренинг правильного произношения звуков, слов. Тренинг правильного дыхания. Игры на составление полных предложений, коротких текстов, рассказов по картинке, поддержку диалога, вопросы и ответы и т.д. Разучивание текстов: стихи, проза, монолог, диалог.

Раздел «Развитие мелкой моторики» Знакомство с инструментами, используемыми в работе с соленым тестом: сетки, скалка, карандаш, ножницы, доска. Правила безопасной работы с ними.

Знакомство с рецептом изготовления соленого теста. Знакомство с приемами лепки, способами соединения деталей, раскраска изделий.

Выполнение композиций из соленого теста на темы, отображающие окружающий мир: насекомые, морской мир, животные, транспорт, продукты питания, люди.

Раздел«Подготовка руки к письму»: Физические упражнения для развития детской руки, игры для совершенствования детской моторики (игры с пальчиками, ладонями, кистями, кулачками). Игры с игрушками: юла, волчок, барабанные палочки. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке,дорисовывание предметов с помощью карандаша. Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке или клетке). Штриховка наклонной горизонтальной линией. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Обводка по контуру. Узоры и рисунки предметов различной конфигурации. Раскрашивание прозрачных предметов. Самостоятельное составление узоров и рисунков. Рисунок по образцу. Вырабатывание навыка правильно ухватывать и держать карандаш, ручку. Знакомство с тетрадью, рисование по клеткам. Правильная посадка и расположение тетради при письме. Тренировка зрительной памяти.

Раздел «Английский язык»: Слушаем и повторяем английские слова.

Игра на правильное произношение и употребление слов. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.

Знакомство с названиями животных, игрушек. Использование РО Thisis… для составления собственных песенок. Магазин игрушек. Знакомство со структурой: Please, give me a dog/ Can I have a dog, please?

Я и моя семья. Чувство любви и взаимного уважения в семье. Помощь старшим. Обязанности детей в семье. Британская королевская семья. Знакомство с рождественскими традициями англоязычного мира. Знакомство со структурой “I HAVE…”. Знакомство с английским счетом.

Цвета. Раскрашивание воздушных шариков в цвета: red, yellow, green, blue. Игра: «В цветочной стране». Глаголы движения( tosleep, todance, toeat). Названия спортивных и детских игр. Активизация новой лексики – знакомство с конструкцией “I liketo… (run, play)”. Информация о странах изучаемого языка через героев сказок. Разучивание стихов, считалок.

Что мы едим, чтобы быть здоровыми. Знакомство со словами: tomato, potato, pineapple. Английский чай. Традиционный английский способ заваривания чая. Удивительные привычки англичан в еде.

Названия продуктов питания – угощение для сказочных героев. Разучиваниесчиталки.”Apples here, apples there”. Праздники. Мы идем в гости. День рождения. Разучивание песенки “Happybirthdaytoyou!”. Правила поведения за столом. РО“May I comein? May I goout?”. Игра «Теремок». Как красиво накрыть праздничный стол. Активизация в речи изученных стихов и песенок.

Мое тело, моя одежда. Знакомство со словами: head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose. Тренировка в употреблении речевых образцов It’smyhead. I havetwolegs. I have a red dress (and blue shoes).

Дом, в котором мы живем, мой город. Слова: window, door, table, floor. (+рисование). Как пользоваться бытовыми приборами. Активизация лексики по теме «Мой дом. Комнаты. Мебель». Аудирование слов, игра «Покажи». Названия комнат и предметов мебели РО: I have… He has… May I come in? Iplayinmyroom. Временагода, погода. Лексические структуры для понимания и говорения:It’sraining, It’ssunny… Rh: “Rain, rain, goaway”. Игра «Угадай время года». Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

Условия реализации программы

Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами. Дидактический и методический материал разрабатывается педагогами совместно с методистом и оформляется в приложениях к программе.

В ходе занятий используются технические средства: Видео-проектор, ПК, сеть Интернет.

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска передвижная.

Каждый учебный кабинет (класс) оформлен в соответствии с направлением, оснащен мебелью, оборудованием. Для улучшения организации учебно-воспитательной деятельности учреждение ежегодно приобретает материальные средства.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, литература, обучающие карточки, развивающие игрушки (юла, волчок, палочки), доски для лепки, стеки, кисти, карандаши простые, карандаши цветные, краски, чинилки, ластики, ручки шариковые, мелки, подставки для карандашей, тетради, альбомы, книжки-раскраски, стаканы-непроливашки, прописи 0+, ксероксная бумага, дидактический материал по направлениям деятельности, наглядные пособия, материал для лепки, переносные доски.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.

Методическое сопровождение образовательного процесса

Методическое сопровождение осуществляется методистом и педагогами высшей и первой квалификационной категории.

На заседаниях методического объединения:

• Рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников в тесной связи с результатами педагогического процесса;

• Изучается и обобщается опыт работы педагогов по различным направлениям деятельности или по проблеме, касающейся организации учебного процесса.

Формы и методы организации образовательного процесса.

Центр раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ, посредством выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

Устная подача материала и практические занятия, игры,

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

Наглядный: показ материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Список источников:

1. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «Englishisfun» — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. -М. Педагогическое общество России, 1998.-147с.

3. Гаврина С.Е. Природа вокруг нас. Узнай и назови. (для детей 4-5 лет).- Ярославль, «Академия развития», 2005

4. Гаврина С.Е. Окружающий мир. Тесты для детей 6-7 лет.- Ярославль, «Академия развития», 2006

5. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. – М..: Школа – Пресс, 1996.-123с.

6. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир:дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.-Волгоград:Учитель, 2008.-217с.

7. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» — М.:Дрофа, 1995.

8. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.-224с.

9. Лукьянова А.В. Знакомство с окружающим миром. Обучающие тесты для детей 4-5 лет. – Ярославль, «Академия развития», 2007

10. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» — Ярославль: Академия развития, 2006.

11. МалышеваН.И. «Секреты английских звуков» — М.: АСТ-Пресс, 1997.

12. Математика до школы//Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.

13. Нехорошева А.В. «RhymeyourEnglish» — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

14. Носова Е.А. «Педологическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». — Л.: 1990г. стр.47-62.

15. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-272с.

Читайте также:  Программа развития по коррекции в домах ребенка

16. Пугина А.В. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир.-Волгоград: Учитель, 2008.-249с.

17. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А., М., «Просвещение», 1984 18. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-272с.

19. Родаева О.Е. «Английский для детей» — Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

20. Точилина А.К. Супертренинг. Английский язык. –Минск, «ТетраСистемс», 2010 21. Тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?», Весна-дизайн, Киров,2009

22. Шишкова И.А.,Вербовская М.Е. «Английский для дошкольников» -М.:Росмэн, 2002

23. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г.

24. Хамидулина Р.М. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий.-М.:Издательство»Экзамен»,2009.-318с.

25. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям. Развивающие игровые занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-90с.

26. Юдин Г. Букваренкина школа. – М., 2001

27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1991.

Источник

Комитет образования и науки Администрации г.Новокузнецка

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического                                             Директор МОУ «Средняя

объединения                                                                       общеобразовательная

                                                                                             школа №14»

протокол №______________                                            ____________ Т.И.Колесова

от «____»___________2008 г.                                         «_____»___________2008 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ  И  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  5 – 6 лет

                                                           Автор – составитель:

                                                           Петухова Н.А., учитель нач. классов

Новокузнецк

Введение

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникновением многовариативного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.

Проблемы преемственности:

  1. Несогласованность между « входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы.
  2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования.
  3. Отсутствие системности при отборе содержания и организации образовательного процесса по ступеням дошкольного образования и начального образования.
  4. Неполное соблюдение психологической преемственности.
  5. Отсутствие единых образовательных программ.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности дошкольного обучения, а главное сохраняет «радость детства». В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

С другой стороны – школа как приемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования не должна пониматься  только как подготовка детей к обучению.

Вступление ребенка в школьную жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.

В связи с этим нами разработана рабочая программа, целью которой является: реализация единой линии развития ребенка на этапе дошкольного и школьного начального образования, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

Задачи:

  1. Научить детей элементарным нормам общения.
  2. Расширить представление детей об окружающей действительности.
  3. Формировать личностные качества с учетом эмоционально – чувственной сферы.
  4. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  5. Развивать устную речь.
  6. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
  7. Обогатить словарный запас у детей.

Программа составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.,

Гербовой В.В., Комаровой Т.С., а также с опорой на программу «Предшкольная пора» (ХХ1 век) под редакцией Виноградовой Н.Ф.

        Программа рассчитана на 156 часов. Режим проведения занятий: 2 раза в неделю, ежедневно проводятся 3 занятия по 25 минут каждое. Сроки реализации программы: с октября по май.

Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут выполнять требования учителя, сотрудничать с одноклассниками.

Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, викторины, рассказы, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.

Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

        Группы предшкольной подготовки создаются при школе для детей, не посещающих дошкольные учреждения и живущие на микроучастке школы.

Содержание программы.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю (156 часов в год) и включает следующие разделы:

  1. «Мир общения».
  2. «Про все на свете».
  3. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка».
  4. Развитие математических представлений и понятий.
  5. Подготовка руки к письму.

Раздел I. «Мир общения» — 26 часов (1 час в неделю).

Цель: формирование социального опыта у детей, осознания элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество», воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Содержание раздела: познание себя и мира вокруг, взаимодействие и взаимоотношение; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.

Умение и навыки к концу года:

  1. Различать и называть виды транспорта (надземный, подземный, воздушный, водный).
  2. Выбирать и группировать предметы в соответствии познавательной задачи.
  3. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ, последовательно и логично.
  4. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
  5. В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться вежливыми словами.
  6. Употреблять синонимы, антонимы.
  7. Уметь слушать чтение литературных произведений, пересказывать их.
Читайте также:  Особенности психофизического развития ребенка первого года жизни

Раздел II. «Про все на свете» — 26 часов (1 час в неделю).

Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно – гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств,

 пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.

Содержание раздела: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Умения и навыки к концу года:

  1. Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  2. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.
  3. Иметь представление о труде взрослых; о государственных праздниках; о школе.
  4. Иметь представление о том, что Москва – главный город нашей страны, что там работает президент и правительство.
  5. Иметь представление о родном городе и районе.

Раздел III. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка» — 26 часов (1 час в неделю)

Цель: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове,  предложении; развитие интереса к чтению.

        Содержание раздела: представление о звуке, различие звуков на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого – звуковой анализ, соотношение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого – звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого – звуковыми схемами – моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Умения и навыки к концу года:

  1. Знать звуки и буквы русского языка, осознавать их основные отличия, усваивать правила общения.
  2. Уметь выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию.
  3. Различать понятия звук, слог, слово, предложение. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Раздел IV. Развитие математических представлений и понятий – 52 часа ( 2 часа в неделю)

Цель: развитие элементарных математических понятий и представлений, познавательной деятельности, интеллекта.

        Содержание раздела: активизация представлений о числах до 10, понятия закономерности построения числового ряда, овладения способами сравнения предметов, расширения представлений о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах, обогащение временных характеристик, обогащение математических понятий через доступные образы, формирование элементарных действий контроля и оценки.

Умения и навыки к концу года:

  1. Иметь элементарные представления и понятия о числах, геометрических фигурах.
  2. Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  3. Знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +, -, =.
  4. Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
  5. Уметь называть числа в прямом и обратном порядке.
  6. Уметь соотносить цифру и число предметов.
  7. Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
  8. Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

.

Раздел V. Подготовка руки к письму – 26 часов (1 час в неделю)

Цель: развитие основных движений, мелкой моторики, формирование грамматических навыков, координацию движений мелких мышц, составляющих кисть руки.

        Содержание раздела: раскрашивание, рисование узоров, штриховку, восприятие графических узоров по клеточкам, обведение контуров. Все упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки, развитие интеллектуальных способностей.

Умения и навыки к концу года:

  1. Уметь рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
  2. Уметь рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
  3. Уметь штриховать фигуры в заданном направлении.
  4. Уметь находить  рабочую строку.
  5. Уметь правильно держать ручку, карандаш.

Тематическое планирование занятий «Мир общения».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Твои любимые книжки.

2 часа

2

Мы – хорошие друзья.

2 часа

3

Культура общения.

2 часа

4

Могут ли «разговаривать» предметы?

2 часа

5

Слова и предметы.

2 часа

6

Учимся читать дорожные знаки.

2 часа

7

Слова и рисунки.

2 часа

8

Читаем стихи и сказки с помощью схем.

2 часа

9

Мир полон звуков.

2 часа

10

Веселые стихи для детей.

2 часа

11

Классификация слов предметов.

2 часа

12

Узнай предмет.

2 часа

13

Мир общения.

2 часа

Итого:

26 часов

Тематическое планирование занятий «Про все на свете»

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Времена года.

4 часа

2

Удивительное рядом.

4 часа

3

Книга природы.

4 часа

4

Большие и маленькие секреты.

2 часа

5

Час потехи.

6 часов

6

Доброе семя – добрый всход.

2 часа

7

Все профессии важны.

2 часа

8

Москва – главный город нашей страны.

1 час

9

Наш город.

1 час

Итого:

26 часов

Тематическое планирование занятий «АБВГДейка».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Веселое путешествие.

1 час

2

Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы.

1 час

3

Узнавание звуков в словах.

1 час

4

Поиграем в эхо.

1 час

5

Игра «Путаница».

1 час

6

Звуки и буквы Мм, Сс.

1 час

7

Узелки на память.

1 час

8

Звуки и буквы Нн, Тт.

1 час

9

Звуки и буквы Рр, Вв.

1 час

10

Звуки и буквы Пп, Лл.

1 час

11

Узелки на память.

1 час

12

Звуки и буква Кк.

1 час

13

Звуки и буква Гг.

1 час

14

Звуки и буквы Ее, Ёё.

1 час

15

Узелки на память.

1 час

16

Звуки и буквы Дд, Жж.

1 час

17

Звуки и буква Бб.

1 час

18

Звуки и буква Зз.

1 час

19

Звук и буква Яя.

1 час

20

Звуки и буква Хх.

1 час

21

Звуки и буквы Цц, Фф.

1 час

22

Звук и буква Й.

1 час

23

Буква Ь.

1 час

24

Звук и буква Юю.

1 час

25

Звук и буква Шш

1 час

  26

Звуки и буквы Чч, Щщ.

1 час

Итого:

26 час

Тематическое планирование занятий по развитию математических представлений.

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Счет от 1 до 5. Активизация представлений о числах до 5.

5 часов

2

Образование числа 6. Цифра 6.

1 час

3

Сравнение чисел, понятие «больше», «меньше», «столько же».

2 часа

4

Знакомство с цифрой 7.

1 час

5

Пространственное понятие «вверх», «вниз», «вперед», «сзади».

2 часа

6

Построение числовой лесенки. Сравнение круга и квадрата.

3 часа

7

Знакомство и образование числа 8.

1 час

8

Сравнение двух множеств.

3 часа

9

Независимость количества от формы.

2 часа

10

Ориентирована в пространстве.

4 часа

11

Сравнение квадрата и прямоугольника.

2 часа

12

Понятие «предыдущего», «последующего»

3 часа

13

Понятие «многоугольник».

2 часа

14

Знакомство с образованием числа 9.

1 час.

15

Сравнение групп предметов.

4 часа.

16

Ознакомление с календарем. Дни недели.

4 часа

17

Образование числа 0.

1 час

18

Образование числа 10.

1 час

19

Сравнение чисел 9 и 0.

1 час

20

Сравнение овала и круга.

2 часа

21

Ознакомление с геометрическими телами: куб – кубик, шар – шарик.

3 часа

22

Решение задач.

4 часа

Итого:

52 часа