Программа развития по коррекции в домах ребенка

Программа развития по коррекции в домах ребенка thumbnail

«Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как основа профилактики детской инвалидности и социального сиротства (с учетом требований ФГОС)» (Тема №23)

240 часов, дистанционно. 

Программа рассчитана на воспитателей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием (код ОКСО 050705), методиста дошкольного образования (код ОКСО – 050707), педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии (код ОКСО 050717).

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 1 750 рублей. (+ 300р. доставка) 

Цель программы:
Повысить качество процесса психолого-педагогической реабилитации в домах ребенка как условия успешного жизнеустройства воспитанников в будущем.

Задачи программы:
— Повысить уровень теоретических знаний у специалистов в области особенностей организации процесса психолого-педагогической реабилитации;
— Отработать технологию внедрения коррекционно-развивающего компонента в занятия специалистов;
— Отработать систему профессиональных умений работы с семьей с учетом современных требований к оказанию ранней помощи;
— Сформировать умения профессионально грамотной разработки индивидуальной программы развития ребенка в доме ребенка, в семье.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из 3-х частей, тестовых заданий, заданий для самостоятельной работы, педагогической практики.
1 часть — Инновационные технологии в работе воспитателя как условие повышения качества услуг в домах ребенка;
2 часть — Современные технологии оказания ранней помощи родителям  (усыновителям), воспитывающим детей-инвалидов;
3 часть — Комплексная программа развития и социализации ребенка со сложной структурой дефекта.

Авторы:
Худенко Е.Д. — доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, директор АНМЦ «Развитие и коррекция»,
Приходько О.Г. — доктор педагогических наук, профессор,
Дедюхина Г.В. – старший преподаватель кафедры дефектологии,
Кириллова Е.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МОГПУ,
Шаховская С.Н. — профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Слушатель, освоивший программу, должен повысить профессиональную компетенцию в следующих областях:
— в области психолого-педагогической реабилитации через освоение технологии личностного развития воспитанников домов ребенка, имеющих неврологические нарушения, рассматриваемые в 4-х основных параметрах: социальном поле, физическом развитии, познавательной и речевой деятельностей с позиции системного подхода к организации процесса психолого-педагогической реабилитации;

— в области обеспечения информационной основы деятельности через отработку системы профессиональных навыков: моделировать, планировать и внедрять коррекционно-развивающие упражнения, разработанные с учетом смены опорного доминантного анализатора, принципа продуктивной обработки информации, динамичного восприятия, обеспечивающие повышение качества и эффективности воспитательного процесса в домах ребенка;

 в области разработки программ деятельности на основе изучения и внедрения технологии социально-реабилитационного и психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания и развития ребенка с церебральным параличом (все клинические формы), с интеллектуальным недоразвитием в стационарных учреждениях системы здравоохранения;

— в области личностных качеств на основе расширения диапазона профессиональных умений воспитателя, повышения качества его работы, нейтрализации эффекта «эмоционального выгорания».
В процессе обучения специалисты получат пакет научно-методических материалов, состоящих из 3-х модулей общим объемом 140 страниц.

Источник

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА:


«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ ПРОХОДЯЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ В УЧЕРЕЖДЕНИИ »
hello_html_m781c1e65.jpg

Разработчик: учитель- дефектолог Некрылова Н.А.

с.Великовечное

2017г.

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА:


«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ ПРОХОДЯЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ В УЧЕРЕЖДЕНИИ »

Разработчик: учитель- дефектолог Некрылова Н.А.

с.Великовечное

2017г.

Пояснительная записка.

Народная мудрость гласит:

«Если хочешь, чтобы год помнили —

Сажай цветы!

Долго помнили – посади дерево!

Вечно помнили – учи детей!»

Коррекционно- развивающая работа с несовершеннолетними детьми предпологает активное взаимодействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально- психологических особенностей, необходимых для ее дальнейшего становления и развития.

Коррекционно- развивающая работа проводится в двух основных формах и- групповой и индивидуальной, должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности . Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого несовершеннолетнего гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет несовершеннолетнему полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной про-
граммы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности несовершеннолетнего, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка дошкольника в семье

Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления и речи.

Технологии и методы реабилитационной программы. Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определённых образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приёмов обучения и воспитания.

Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т.е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:

  1. Методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);

  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  3. Методы контроля и самоконтроля.

Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.

Категория воспитанников: несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет находящиеся в социально реабилитационном центре

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы:

Можно разделить на 5 принципов:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов . Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов социально- реабилитационного учреждения .

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения детей на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.        

Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Формы проведения занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Режим занятий:

Режим дня и сетка непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога строятся с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения.

Учитель-дефектолог проводит с детьми организованную образовательную деятельность: по сенсорному развитию (зрительное восприятие, слуховые функции);

Читайте также:  Развитие речи ребенка 3 года упражнения

— развитию высших психических функций (мышления, внимания, памяти);

-развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формированию элементарных математических представлений;

— формированию целостной картины мира, расширению кругозора;

— формированию навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

— практическому овладению нормами речи.

Дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми 2 раза в неделю, и подгрупповое занятие 1 раз в неделю, продолжительностью от 25 до 40 мин.( в зависимости от возраста), в течении трех месяцев.

     Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен выверяться и очень точно соблюдаться.

Состав исполнителей: учитель-дефектолог, воспитатели, несовершеннолетние.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: уютно оборудованное помещение для проведения занятий ( коррекционный класс), художественные материалы, канцелярские принадлежности для занятий, компьютер, экран, мультимедиа проектор, доска, стол с зеркалом для индивидуальных занятий с детьми.

 Ожидаемый результат:

В результате реализации Коррекционно — развивающей программы: «Развитие познавательных процессов у несовершеннолетних проходящих социальную реабилитацию в учреждении » предполагается улучшить у обучаемых:

1. Восполнение пробелов в развитии несовершеннолетнего.

2. Положительная динамика развития обучаемого.

3. Переход учащихся на более высокий уровень развития, увеличение числа учащихся, интегрированных в общеобразовательную среду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Блок 1 «Диагностика несовершеннолетних»

Цель: Выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, определение этапа на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Задачи:

  1. Обследование ребенка заведение на него личной коррекционной карты

2.Обследование высших психических функций (мышления, внимания, памяти)

3.Обследование познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

4.Выявление элементарных математических представлений

5.Общая осведомленность несовершеннолетнего о целостной картины мира, и степени расширенности кругозора;

6.Наблюдения на сформированностью у несовершеннолетнего навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

7.Обследование обучаемого по речевой карте.

Раздел № 1 Память и внимание

Диагностическое обследование:

Памяти: «Определение типа памяти», «Диагностика логической памяти»

Внимания: «Перепутанные линии»

«Числовой квадрат»

Диагностическое обследование:

Памяти: «Диагностика зрительной памяти», «Воспроизведение текста»

Внимания: «Распределение внимания», «Корректурная проба»

Раздел №2 Восприятие и мышление

Диагностическое обследование:

Восприятия: « Чего не хватает?», «Диагностика объема восприятия»

Мышления: « Исключение лишнего», «Исследование словесно — логического мышления»

Диагностическое обследование:

Восприятие: « Поиск информации», «Диагностика Л.Ф.Тихомировой»

Мышление: «Пословицы», «Диагностика творческого мышления»

Раздел№3 Диагностика речи

Диагностическое обследование:

Речь: « Диагностика связной речи»

«Методика Т.Н. Фотековой»

Диагностическое обследование:

«По речевой карте»

«Фонематический слух»

Блок 2 «Коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия»

Цель: Восполнение пробелов в развитии несовершеннолетнего.Коррекционно- развивающего взаимодействия на ребенка и работа с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Задачи:

  1. формирование положительной учебной мотивации

  2. снятие эмоционального напряжения

  3. развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления и речи.

Раздел № 1 Развитие памяти

« Опиши картинку»- развитие зрительной памяти

« Эстафета слов»- развитие слуховой памяти

Кроссворд «Какие сказки живут в доме»

Раздел № 2 Развитие внимания

«Составь по смыслу»

«Деление сплошного текста на предложения»

Презентация «Хлеб всему голова»

Раздел № 3 Развитие восприятия

Тренировка зрительно – пространственного восприятия « Сломалась печатная машинка»

«Письмо из зазеркалья»

Творческое сочинение « Как я встречу новый год»

Раздел № 4 Развитие мышления

«Составление текста из деформированных предложений»- развитие логического мышления

«Составь поезд»- развитие логического мышления

Викторина « Ребусы»

Раздел № 5 Развитие звукопроизношения

Постановка звука «Р»

Закрепление звуков «Р»

« В гостях у сонорных звуков»

Раздел № 6 Развитие фонематического слуха

Найди место звука в слове «Словечки» ( соотнеси со схемами)

«Гласные- согласные» — дифференциация гласных и согласных звуков

«Близкие слова по звучанию»- различение слогов и слов близких по звучанию.

Раздел № 7 Формирование Лексико- грамматических категорий

«Антонимы»- подбор слов антонимов существительных и прилагательных.

«Незнакомые слова» .- обогащение словаря прилагательных и глаголов

«Овощи».Составление рассказа по схеме.

Раздел № 8 Работа над слоговой структурой слова

«Ну- ка быстрее» — проговаривание скороговорок, прохлопывая по слогом.

Отработка слов сложной слоговой структуры.

«Мир скороговорок»

Раздел № 9 Формирование связной речи

«Составление связного текста по серии сюжетных картинок»

« Пересказ прочитанного текста»

Составление связного рассказа по картине «Дети на прогулке»

Читайте также:  Ребенок 1 5 месяцев чем заняться развитие

Раздел № 10 Обучение элементам грамоты

Деление слов на слоги соответственно со схемой.

Составление схем предложений. Подбор предложения к схеме.

Звуковой анализ слов из сказки В. Сутеева «Под грибом».

Раздел № 11 Развитие графомоторики

Ориентация на листе бумаги в клетку.

«Правильно примени в тексте предлоги»

Диктант на выявление аграмматизмов в письменной речи « Могучий дуб»

Раздел № 12 Развитие понимания речи

« Письмо с пропусками» умение понимать письменную инструкцию

«Будь внимательным»

«Знакомый-незнакомый» умение понимать многоступенчатую словесную инструкцию.

Блок 3 «Аналитическое обследование несовершеннолетних»

Цель: Провести анализ процесса и эффективности коррекционного взаимодействия на развитие воспитанника , наблюдение за динамикой развития познавательных процессов у обучаемого.

Задачи:

1. Наблюдение за динамикой речевых процессов и фиксация их улучшения коррекционном листе.

2.Наблюдение познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

3.Наблюдение за динамикой осведомленности несовершеннолетнего о целостной картины мира, и степени расширенности кругозора;

4.Заведение на каждого ребенка индивидуального плана для продолжения работы по коррекционной работе

5. Представление учителя-дефектолога на ПМПК ( первичный, промежуточный, выводной)

6. Проведение мониторинга 2 раза в год по сводным таблицам.

Раздел № 1 Аналитика.

Индивидуальный план дефектологической коррекционной работы на несовершеннолетнего.

Наблюдение по коррекционному листу

Представление учителя-дефектолога на ПМПК

Раздел № 2 Обследование по сводным таблицам

— Обследование звукопроизношения и слоговой структуры слова.

— Обследование состояния общей и мелкой моторики.

— Обследование анатомического состояния и моторики органов артикуляции.

— Обследование фонематической стороны речи.

— Обследование лексико –грамматической стороны речи

— Обследование связной речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.
16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.
19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.
20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. – М., 1990.
24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991.
25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

Источник