Программа развития и социализации личности ребенка

Программа развития и социализации личности ребенка thumbnail

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Составитель

Социальный педагог

Архипович И.Г.

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создание такой системы образования, которая предусматривала бы условия освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное для приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях. Ребенку предстоит, исходя из собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир природы и культуры. Достичь этого возможно только в результате развивающего обучения. Следовательно, одна из задач нашего времени – создание условий для развития личности ребенка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды в их многообразных связях.

Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум как объективная социальная реальность представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе её жизни, деятельности и общения. Общение в различных сферах микросоциума личности – это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.

«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

Цель данной программы – повышение социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка в современных условиях.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

2. Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождения ребенка в новую самостоятельную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция).

3. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности; укрепление духовных связей воспитывающих и воспитуемых.

4. Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.

5. Тесная связь с жизнью коллектива, страны.

Принципы построения программы:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.

  2. Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

  3. Личностно-ориентированный подход к детям.

  4. Изучение интересов и потребностей детей.

  5. Практическое участие и наглядное оформление.

  6. Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению старших дошкольников и младших школьников. К ним относятся:

— придание обучению развивающего характера;

— обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания;

— интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на повышение уровня социально-психологической ориентации ребенка в современных условиях жизни.

Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности.

Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога:

— совместная деятельность детей;

— игры;

— самостоятельная деятельность;

— упражнения и другие.

Программа включает 3 основных блока:

1 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа страны, края, города. Профессиональные особенности деятельности страны, края, города.

2 блок: «Я и моё окружение». Межличностные отношения в обществе (детском коллективе): понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях; развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.

Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Формирование основ здорового образа жизни.

3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».

Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», основными положениями «Семейного кодекса РФ», с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).

Тематический план.

Месяц

Основные

блоки

программы

Группы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

ВСЕГО

1. «Я и моя страна».

Подготовит.

Мл. школ.

4

4

4

4

1

3

2

17

5

2. «Я и моё окружение».

Подготовит.

Мл. школ.

4

4

4

4

4

3

1

4

1

2

4

15

20

3. «Защита ребенка в социальных условиях».

Подготовит.

Мл. школ.

4

4

4

3

4

11

Познавательные задачи распределены поквартально. На основе этих задач построена тематика учебного плана.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Подготовительная группа.

1 квартал (сентябрь – ноябрь)

Расширение знаний о родной стране, крае, городе: знакомство с географическим положением, разнообразием природного мира.

Дать детям представление о видах производительного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и другие) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и другие). Связь людей разных профессий в производственной деятельности машиностроение и фермеры; фермеры и работники пищевой промышленности.

2 квартал (декабрь-февраль)

Ознакомление детей с детским домом. Его история, местонахождение, план территории.

Знакомство с трудом людей в детском доме.

3 квартал (март-май)

Формирование полоролевых представлений девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Представление об особенностях поведения других людей в группе. Понимание техники безопасности при обращении с огнем, электроприборами, изучение способов общения с незнакомыми людьми. Углубление представлений о детском организме, уходе за ним.

Содержание работы:

СЕНТЯБРЬ 1. Под крышей дома моего.

2. Мой любимый город (географическое положение, история, население, традиции). Визитная карточка города (имя, возраст, герб).

3. Край, в котором я живу. Заповедные места нашего края.

4. Труд людей в городе и крае.

ОКТЯБРЬ. 1. Моя страна — Россия (географическое положение, история развития).

2. Труд людей в России.

3. Работа над альбомом «Все работы хороши».

4. Экскурсия «На почте».

НОЯБРЬ. 1. Экскурсия в сберегательный банк: «Знакомство с профессиями».

2. Работа над альбомом «Все работы хороши».

3. Экскурсия в магазин: «Знакомство с профессиями»

4. Игра-конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус».

ДЕКАБРЬ. 1.Дом в котором я живу. Знакомство с детским домом.

2. Экскурсия по образовательному заведению.

3. Распределение обязанностей в детском доме.

4. Экскурсия по территории детского дома. Знакомство с планом участка.

Читайте также:  Развитие интереса ребенка в процессе обучения

ЯНВАРЬ. 1. Любимые занятия детей в детском доме.

2. Встречи с работниками детского дома.

3. «Знакомство с профессиями в детском доме».

4. Как мы помогаем педагогам детского дома.

ФЕВРАЛЬ. 1. Школа. Я – ученик. Как подготовиться к обучению в школе?

2. Правила поведения в школе. Распорядок дня.

3. Обязанности школьника. Правовая основа (права и обязанности школьников).

4. Мы встречаем друзей – школьников. Обмен опытом.

МАРТ. 1. Я – мальчик. Я – девочка.

2. Общение мальчиков с девочками. Секреты общения.

3. Как можно управлять своими чувствами?

4. Правила поведения со сверстниками.

АПРЕЛЬ. 1. Скорая помощь (служба 03).

2. Как звонить в милицию?

3. Как звонить в пожарную часть? Разговор по телефону, если случилась беда. Обращение с огнем.

4. Правила по технике безопасности.

МАЙ. 1. Природа и человек – единое целое.

2. Что красивого в природе.

3. «Наше здоровье – в наших руках».

4. Как мы проведем лето?

Младшие школьники.

1 квартал (сентябрь-ноябрь).

Понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в особенностях мимики, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, одобрение и др.), развитие коммуникативных способностей.

Дать представление о значении собственного имени. Представление о социальной значимости ребенка в детском доме, его правах и обязанностях.

Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Дать представление о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям.

Понимать отличия между понятиями «друг» и «товарищ».

Формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним.

2 квартал (декабрь-февраль).

Расширение представлений об истории основания, культурных традициях и природе родного края и города.

Знакомство с картой мира, с глобусом. Дать детям представления о планете, познакомить с самими крупными горами, лесными массивами, пустынями, реками, океанами и т.д.

Расширять знания о разных видах животных на планете, особенностях их питания и поведения.

Дать понятие «экологическая катастрофа», её причины и последствия.

Познакомить с основными статьями Конвенции о правах детей, Семейным кодексом.

3 квартал (март-май).

Расширять представления детей по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшим, общение с незнакомыми людьми).

Введение понятий «здоровье», влияние «образа жизни» на состояние здоровья людей.

Формирование умения анализировать свое поведение, сопоставлять с поведением других детей, добиваться положительной результативности в развитии личностных качеств.

Содержание работы:

СЕНТЯБРЬ 1.Урок радостного общения.

2. Урок улыбки.

3. Урок взаимопомощи.

4. Урок здоровья.

ОКТЯБРЬ 1. Моё имя.

2. Я – человек. Каков я?

3. Как я интересуюсь жизнью сверстников.

4. Выходной день в нашем детском доме.

НОЯБРЬ 1. Я – друг. Я – товарищ. Что значит дружить.

2. Я – девочка. Я – мальчик. Секреты общения.

3. Моё настроение, настроение других людей.

4. Я – член общества. Как себя вести?

ДЕКАБРЬ 1. Моя планета – планета Земля.

2. Моя страна Россия.

3-4. Мой край, мой город, мой дом.

ЯНВАРЬ 1. Природа моего края, города. Заповедные места.

2. Я в мире природы.

3. Мои братья меньшие.

4. Деловая игра: «Как предотвратить экологическую катастрофу».

ФЕВРАЛЬ 1-4. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Основные положения о правах и обязанностях детей.

МАРТ 1-4. Знакомство с Семейным Кодексом РФ.

Основные положения о правах и обязанностях детей.

АПРЕЛЬ 1. «Как избежать беды?» (техника безопасности)

2. Общение с окружающими людьми (по телефону, на улице)

3. «Азбука светофора»

4. «Моё здоровье – в моих руках».

МАЙ 1. «Каким я был – каким я стал?»

2. Я – чуткий, воспитанный человек.

3. Я – веселый. Я — фантазер.

4. Как интересней провести каникулы.

По завершению данной программы к концу учебного года дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

— ознакомиться со своими правами и обязанностями;

— ознакомиться с понятием Планета Земля и иметь представление о людях, населяющих нашу планету;

— иметь представления о своей стране, её символике, государственных праздниках;

— иметь представление о родном крае, городе, его обычаях, традициях. О труде людей на территории нашего края;

— изучить основы здорового образа жизни;

— иметь представления о полоролевых отношениях в обществе;

— ознакомиться с различными видами профессий;

— освоить основы по организации безопасности жизнедеятельность;

— иметь представления о различных законодательных документах, обеспечивающих защиту прав и обязанностей детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баряева Л., Герасимова Е. «Родник». Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста// Дошкольное воспитание. – 2002. № 5 – с. 22

  2. Ванюшкина Л. Мир, открываемый заново// Дошкольное воспитание.

– 2003. № 5 – с. 28

  1. Герасимова З., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай!»//Дошкольное воспитание. – 2001. № 12 – с.47

  2. Гризик Т. Познаю мир// Дошкольное воспитание. – 2001. № 11 – с.7

  3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс», 2000 г. – 224 с.

  4. О новых актуальных программах по дошкольному образованию// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с.4

  5. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с. 12

  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

  7. Юхина Т.В. Программа социализации личности ребенка.

Источник

Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей

Программа

«Я и ТЫ»

Подготовил воспитатель

стационарного отделения

Дмитриева Лариса Ивановна

Вязьма

2016 год

Пояснительная записка

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Читайте также:  Психология развития ребенка в детском саду образец

С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Актуальность

Программа построена на занятиях «круг общения».

Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.

Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.

Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.

Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.

Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.

Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:

• Трудности в общении.

• Нарушение в поведении.

• Трудности эмоционального развития.

• Трудности личностного развития.

Цель программы

• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.

• Формировать детей социальных контактов и развивать способность

к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.

• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Задачи.

• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Развивать навыки социального поведения.

• Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• Способность адаптироваться к окружающей среде.

• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.

• Воспитывать интерес к окружающим людям.

Развивать чувства понимания потребности в общении.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

• Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Возраст участников программы от 3 до7 лет.

Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.

Наполняемость группы-10человек.

Особенности программы:

• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.

• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.

• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.

• В группе формируются свои традиции.

Условия, необходимые для реализации программы.

• Помещение для занятий.

• Реквизиты для игр.

• Музыкальное сопровождение.

• Канцелярские принадлежности.

Требования для организации занятия.

• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)

• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)

• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.

• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

• Создавать необходимые условия для личностного роста.

Принципы реализации программы.

• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.

• Принцип уважения к мнению ребёнку.

• Принцип функциональности.

• Принцип динамичности.

Личностно-ориентированное сопровождение.

• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.

• Принцип систематичности.

Предполагаемый результат

• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе

• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.

• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.

• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

• Проявляют эмпатию и толерантность.

Читайте также:  Диагностика речевого развития ребенка бланк

• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.

• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.

• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков коммуникативной культуры.

• Восстановление душевного равновесия.

сотрудничать и решать конфликтные ситуации,

• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Структура занятий.

• Приветствие.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы

• Разминка.

Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.

• Основное содержание (по теме).

2 – 3 игры, задания.

• Создание проблемной ситуации по теме занятия.

Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.

• Дискуссия.

Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.

• Рисование по теме (если необходимо).

• Проигрывание некоторых ситуаций.

Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.

• Расслабляющие упражнения.

Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.

• Прощание.

Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

• КРУГ.

• ПЕСЕНКИ.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

• ИГРЫ.

• СЛУШАНИЕ.

• ПАЛЬЧИКИ.

• КРУГ

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.

• ПЕСЕНКИ.

Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень рады Сашеньке …

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной

игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

• СЛУШАНИЕ.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.

• ПАЛЬЧИКИ.

Мелкая моторика – важное звено на занятиях.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

• ИГРЫ.

Игры всегда включены в занятия. Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.

Структура программы «Я и Ты»:

«Вот я какой»

«Я и эмоции»

«Я и моё окружение»

«Я и мой мир»

I блок

«Вот я какой»

Цель:

Помочь ребёнку понять себя.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.

3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).

4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.

Тематика занятий:

• Моё имя.

• Вот Я какой!

• Моё Я.

• Кто Я такой?

• Вот как Я умею.

• Я могу.

• Мы такие разные.

• Мои игрушки.

II блок

«Я и эмоции»

Цель:

Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

2. Развивать у детей эмпатию.

3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.

Тематика занятий:

• Общение и настроение.

• Путешествие на полянку весёлого настроения.

• Мы сегодня не грустим.

• Путешествие на острова Разных Настроений.

• Волшебная страна настроения.

• Мир эмоций.

• Волшебные средства понимания.

• Радуга настроений.

• Я не боюсь.

• Я удивляюсь.

• Робость.

• Хочу поделиться радостью.

III блок

«Я и моё окружение»

Цель:

Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

3. дать детям представления о мужественности и женственности.

4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Тематика занятий:

• Давай познакомимся.

• Мы принимаем правило.

• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

• Что такое хорошо и что такое плохо.

• Разные, но похожие.

• Как живёшь?

• Я и другие.

• Мы.

• Круг друзей.

• Мы играем.

• Наш дом.

IV блок

«Я и мой мир»

Цель:

Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.

2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

3. Способствовать самопознанию ребёнка.

Тематика занятий:

• Мир, в котором я хотел бы жить.

• Плохо быть одному.

• Мои добрые волшебники.

• Я в царстве любви.

• Наши мечты.

• Я в стране Вежливости.

• Мои друзья.

• Мои фантазии.

• Полезные и вредные привычки.

• Я в сказочном мире.

• Дом дружбы.

Направления программы.

• Знакомство.

• Создание положительного настроя в группе.

• Снятия напряжения и расслабление.

• Снятие агрессии.

• Преодоление застенчивости.

Социализация.

• Снижение тревожности.

• Выражение чувств.

Развивающие игры разного направления.

Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.

• Сказотерапия.

Источник