Программа работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Программа работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями развития thumbnail

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание.

Данные факты обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников. Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.

Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера):

  • Эмоциональная депривация.
  • Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год).
  • Отсутствие эмоционально-положительного общения.
  • Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации.
  • «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых.
  • Двуязычие в семье.
  • Психические травмы.
  • Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.)

Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.

Особенности семьи ребенка с ТНР:

  • Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
  • Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность,  неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.
  • Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
  • Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.
  • Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
  • Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической  помощи  (перекосы в придания  значимости или медицине, или педагогике).
  • Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

Особенности взаимодействия логопеда с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии,  Мурманский государственный педагогический университет).

❑ Понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение семьи»

Только 48 % респондентов сформулировали определение, остальные вопрос проигнорировали

❑ «Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям?»

62% — «не всегда»

36% — «да, являются»

2%   — не дали ответа

❑ «Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?»

50% — проигнорировали вопрос

42% — констатировали наличие трудностей

8%   — затруднений нет

Типичные проблемы:

30% — низкая мотивация родителей (общая пассивность, чрезмерная занятость, отсутствие принятия проблем ребенка, отказ от сотрудничества)

6%  — организационными затруднениями («Трудности в подборе конкретного лаконичного материала», «Не всегда получается реализовать указанные мероприятия в конкретные сроки»)

2% — недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей («Не всегда родители правильно воспринимают информацию педагога»).

8% — Отсутствие проблем («Проблемы не возникают, так как психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов в рамках «Школы эффективного родителя»).

❑  Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов

Названы традиционные формы работы

96% — устные консультации

90% — родительские собрания

84% — беседы и информационные стенды

60% — открытые занятия

Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков»

❑  Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей

67% — тетрадь для домашних занятий

57% — устные консультации

50% — беседа

40% — родительское собрание

36% — информационный стенд

28% — открытое занятие

❑ «Активность родителей  в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать»

20% — «открытость» коррекционно-развивающего процесса («Проводить совместные занятия; приглашать на индивидуальные занятия; консультировать (давать информацию в полном объеме на доступном языке)»; 

 4% — финансовая ответственность родителей («Ввести оплату за посещение логопедической группы, учитывающую степень тяжести речевого нарушения у ребенка»);

2% — предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем («Чаще напоминать родителям о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка в дальнейшей жизни»;

2% — используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор («Само стимулирование родителей выражается в результативности работы, в видимом результате. Для родителей это – наилучшая стимуляция»)

16%  дали недифференцированные ответы

❑ «Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?» 

80% — взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия)

44% — с музыкальным руководителем

40% — с педагогом-психологом

24% — инструктором по физическому воспитанию

❑ Обязательные документы

90% — «План работы на учебный год»

86% — по своей инициативе разрабатывают  также перспективный план взаимодействия с родителями 

Читайте также:  Развитие действий и деятельности ребенка раннего возраста

Таким образом, проведенное анкетирование показало, что многие практикующие логопеды недостаточно мотивированы,  ищут причину возникающих проблем в условиях семейного воспитания, упуская аспект критического анализа собственной профессиональной деятельности, смутно представляют себе направления работы с семьей, испытывают затруднения при организации этой работы. Есть качественные различия в ответах логопедов, работающих в ДОУ и реабилитационных центрах, поскольку в последних специалисты имеют возможность регулярно лично общаться с родителями воспитанников, оперативно разрешать возникающие проблемы во взаимодействии, что затруднительно при стандартном графике работы логопеда детского сада.

Основные положения «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.

Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение); систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.

Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).

Взаимодействие логопеда с родителями является наиболее важной составляющей в связи с профилем основного нарушения. Поэтому перечень основных программных мероприятий реализуется во взаимодействии логопед – семья. Ведущим специалистом, курирующим реализацию программы, является логопед.

Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

  • Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
  • Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
  • Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
  • Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях
  • Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.

Этапы (основное содержание):

1. Подготовительный этап:

  • Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда,  психолога, воспитателя, других специалистов.
  • Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части.

 2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.

 3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.

Программные мероприятия основного этап по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:

Базовая часть.

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных

Родительские собрания

Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов

«Шоковая анкета» (примеры вопросов: «Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому»)

Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары)

Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей

«Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее)

Круглые столы, вечера вопросов и ответов, встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед. работники, воспитатель, другие специалисты)

Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические). 

Открытые занятия

Еженедельные задания (тетрадь  домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры)

Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей)

Просмотр индивидуальной тетради детей

Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей)

Семейная гостинная (логопед-родитель-ребенок)

Логопедические утренники и праздники

Вариативная часть.

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь)

Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы)

Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам

Интернет-общение

Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения)

Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания).

Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения)

Индивидуальные практикумы

Семейные клубы

Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка

Посещение семьи 

Школа молодой семьи

Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми

Дни открытых дверей

Видеотека (видео, презентации  занятий, консультаций, практикумов)

Выпуск газет для родителей и детей

Страничка логопеда на сайте ДОУ

Выставка литературы, мини-библиотеки

Заключение:

В реализации программы  рассчитывается получить следующие результаты:

  • Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
  • Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.                  
  • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
  • Создание единого речевого пространства развития ребенка.
Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка гашека

Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Координация двух социальных институтов – семьи и детского сада в вопросах развития ребенка способствует оздоровлению и укреплению семьи, расширяет границы образовательного пространства. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна

Источник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами — это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Читайте также:  Карта развития ребенка форма 26

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/пТема мероприятияКол-во часовОрганизационная формаЗадачи мероприятия
1.Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.3СеминарПовышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2.Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ2ЛекцияЗнакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3.Взрослые и дети Приложение 13Групповой тренинг
(1 занятие)
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4.Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления2ЛекцияЗнакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5.Общение с ребенком Приложение 23Групповой тренинг
(1 занятие)
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6.Покажи мне любовь Приложение 33Групповой тренинг
(1 занятие)
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7.Методы педагогического воздействия на ребенка в семье1Индивидуальная консультация 
8.Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов2Круглый столПовышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9.Тренинг «Родительская эффективность»9Групповой тренинг
(3 занятия)
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
«Учимся требовать и контролировать» Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10.Тематический практикум«Класс родительского мастерства»10Практическо езанятие
(5 занятий)
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка. 

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства»(5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и