Программа работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями развития
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание.
Данные факты обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников. Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.
Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.
Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.
Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера):
- Эмоциональная депривация.
- Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год).
- Отсутствие эмоционально-положительного общения.
- Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации.
- «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых.
- Двуязычие в семье.
- Психические травмы.
- Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.)
Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.
Особенности семьи ребенка с ТНР:
- Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
- Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.
- Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
- Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.
- Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
- Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).
- Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.
Особенности взаимодействия логопеда с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии, Мурманский государственный педагогический университет).
❑ Понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение семьи» | Только 48 % респондентов сформулировали определение, остальные вопрос проигнорировали |
❑ «Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям?» | 62% — «не всегда» 36% — «да, являются» 2% — не дали ответа |
❑ «Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?» | 50% — проигнорировали вопрос 42% — констатировали наличие трудностей 8% — затруднений нет Типичные проблемы: 30% — низкая мотивация родителей (общая пассивность, чрезмерная занятость, отсутствие принятия проблем ребенка, отказ от сотрудничества) 6% — организационными затруднениями («Трудности в подборе конкретного лаконичного материала», «Не всегда получается реализовать указанные мероприятия в конкретные сроки») 2% — недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей («Не всегда родители правильно воспринимают информацию педагога»). 8% — Отсутствие проблем («Проблемы не возникают, так как психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов в рамках «Школы эффективного родителя»). |
❑ Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов | Названы традиционные формы работы 96% — устные консультации 90% — родительские собрания 84% — беседы и информационные стенды 60% — открытые занятия Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков» |
❑ Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей | 67% — тетрадь для домашних занятий 57% — устные консультации 50% — беседа 40% — родительское собрание 36% — информационный стенд 28% — открытое занятие |
❑ «Активность родителей в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать» | 20% — «открытость» коррекционно-развивающего процесса («Проводить совместные занятия; приглашать на индивидуальные занятия; консультировать (давать информацию в полном объеме на доступном языке)»; 4% — финансовая ответственность родителей («Ввести оплату за посещение логопедической группы, учитывающую степень тяжести речевого нарушения у ребенка»); 2% — предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем («Чаще напоминать родителям о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка в дальнейшей жизни»; 2% — используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор («Само стимулирование родителей выражается в результативности работы, в видимом результате. Для родителей это – наилучшая стимуляция») 16% дали недифференцированные ответы |
❑ «Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?» | 80% — взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия) 44% — с музыкальным руководителем 40% — с педагогом-психологом 24% — инструктором по физическому воспитанию |
❑ Обязательные документы | 90% — «План работы на учебный год» 86% — по своей инициативе разрабатывают также перспективный план взаимодействия с родителями |
Таким образом, проведенное анкетирование показало, что многие практикующие логопеды недостаточно мотивированы, ищут причину возникающих проблем в условиях семейного воспитания, упуская аспект критического анализа собственной профессиональной деятельности, смутно представляют себе направления работы с семьей, испытывают затруднения при организации этой работы. Есть качественные различия в ответах логопедов, работающих в ДОУ и реабилитационных центрах, поскольку в последних специалисты имеют возможность регулярно лично общаться с родителями воспитанников, оперативно разрешать возникающие проблемы во взаимодействии, что затруднительно при стандартном графике работы логопеда детского сада.
Основные положения «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.
Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение); систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.
Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.
Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.
Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).
Взаимодействие логопеда с родителями является наиболее важной составляющей в связи с профилем основного нарушения. Поэтому перечень основных программных мероприятий реализуется во взаимодействии логопед – семья. Ведущим специалистом, курирующим реализацию программы, является логопед.
Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.
Задачи:
- Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
- Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
- Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
- Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях
- Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.
Этапы (основное содержание):
1. Подготовительный этап:
- Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов.
- Знакомство с родителями, представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей, презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части.
2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.
3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.
Программные мероприятия основного этап по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:
Базовая часть.
Индивидуальные | Коллективные | Наглядно-информационные |
Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных | Родительские собрания | Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов |
«Шоковая анкета» (примеры вопросов: «Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому») | Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары) | Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей |
«Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее) | Круглые столы, вечера вопросов и ответов, встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед. работники, воспитатель, другие специалисты) | |
Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические). | Открытые занятия | |
Еженедельные задания (тетрадь домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры) | Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей) | |
Просмотр индивидуальной тетради детей | Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей) | |
Семейная гостинная (логопед-родитель-ребенок) | ||
Логопедические утренники и праздники |
Вариативная часть.
Индивидуальные | Коллективные | Наглядно-информационные |
Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь) | Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы) | Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам |
Интернет-общение Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения) | Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания). | Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения) |
Индивидуальные практикумы | Семейные клубы | Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка |
Посещение семьи | Школа молодой семьи | Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми |
Дни открытых дверей | Видеотека (видео, презентации занятий, консультаций, практикумов) | |
Выпуск газет для родителей и детей | ||
Страничка логопеда на сайте ДОУ | ||
Выставка литературы, мини-библиотеки |
Заключение:
В реализации программы рассчитывается получить следующие результаты:
- Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
- Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
- Создание единого речевого пространства развития ребенка.
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Координация двух социальных институтов – семьи и детского сада в вопросах развития ребенка способствует оздоровлению и укреплению семьи, расширяет границы образовательного пространства. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.
Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна
Источник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами — это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.
Сроки реализации:
- 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
- Продолжительность занятия – 3 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 5-7 человек.
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
- Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
№п/п | Тема мероприятия | Кол-во часов | Организационная форма | Задачи мероприятия |
1. | Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. | 3 | Семинар | Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. |
2. | Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ | 2 | Лекция | Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. |
3. | Взрослые и дети Приложение 1 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы. |
4. | Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления | 2 | Лекция | Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. |
5. | Общение с ребенком Приложение 2 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Введение понятия «принятие». Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния участников. |
6. | Покажи мне любовь Приложение 3 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка. |
7. | Методы педагогического воздействия на ребенка в семье | 1 | Индивидуальная консультация | |
8. | Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов | 2 | Круглый стол | Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах |
9. | Тренинг «Родительская эффективность» | 9 | Групповой тренинг (3 занятия) | Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям. |
«Я – родитель» Приложение 4 | ||||
«Учимся требовать и контролировать» Приложение 5 | ||||
«Счастливая семья» Приложение 6 | ||||
10. | Тематический практикум«Класс родительского мастерства» | 10 | Практическо езанятие (5 занятий) | Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов. |
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ » | ||||
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов» | ||||
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ» | ||||
«Формирование игровой деятельности у детей» | ||||
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста» |
На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»
- Презентация программы.
- Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
- Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
- Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
- Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.
Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка.
Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»
- Разминка «Цветок настроения».
- Выработка и принятие правил группы.
- Упражнение «Знакомство с семьей».
- Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
- Информативный блок.
- Упражнение «Пойми чувства ребенка».
- Упражнение «Я-сообщение».
- Рефлексия, обратная связь.
- Домашнее задание.
Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»
- Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
- Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
- Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопросы и задания.
Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»
- Приветствие «Комплимент».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Упражнение «Активное слушание».
- Упражнение «Никто не знает, что…».
- Творческая работа «Портрет моего ребенка».
- Рефлексия чувств.
- Домашнее задание.
Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
- Приветствие.
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
- Упражнение «Искатели».
- Упражнение «Мне в тебе нравится…».
- Рефлексия.
Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»
- Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
- Анкетирование родителей.
- Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
- Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»
Занятие № 1 «Я – родитель»
- Приветствие «Знакомство руками».
- Упражнение «Пантомима».
- Групповая работа «Цели воспитания».
- Упражнение «Родитель-ребенок».
- Упражнение «Слепой и поводырь».
- Упражнение «Возрастная регрессия».
- Упражнение «Диалог сторон моего Я».
- Домашнее задание.
- Рефлексия занятия.
Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»
- Разминка «Ассоциации».
- Упражнение «Разожми кулак».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Работа в парах «Зоны контроля».
- Упражнение «Родительские требования».
- Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
- Упражнение «Испорченный телефон».
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Занятие № 3 «Счастливая семья»
- Упражнение «Ластик».
- Упражнение «Привет».
- Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
- Упражнение «Я – ребенок».
- Упражнение «Безоценочное восприятие».
- Упражнение «Я забочусь …».
- Упражнение «Я-высказывание».
- Упражнение «Передай сигнал».
- Арт-терапия «Мой ребенок».
- Музыкальная релаксация.
- Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
- Рефлексия занятия. Прощание.
Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства»(5 занятий)
- «Формирование моторных навыков и