Кершенштейнер развитие художественного творчества ребенка скачать

Кершенштейнер развитие художественного творчества ребенка скачать thumbnail

20.Исследования
изобразительного творчества детей в
конце 19- начале 20 века.
Идея
свободного воспитания в начале 20 века:
Понятие
детский рисунок введено в обиход
сравнительно недавно. Рисунок стал
средством и методом изучения физиологии,
психологии человека, его худ. Одаренности,
а так же прогнозирование новых направлений
в искусстве. Художественное
образование-рассматривается как часть
художественной культуры Детский рисунок
является частью худ.культуры, а
ребенок-действующим лицом культурного
процесса. Рассмотрение детского рисунка
в историческом аспекте, как феномен
худ.культуры предполагает:1. Его анализ
с точки зрения содержания и мтодов
худ.образования; 2.ребенок и его творчество
в худ.культуре; 3.психологически
особенности возростного развития; 4.
Влияние педагогической
индивидуальности-взаимодействие ученика
и его наставника в искусстве. В 20 годы
20 в. Австрийский педагог Ф.Чижек выдвинул
идею свободы и неприкосновенности
детского худож. Выражения в рисунке,
приведшую его последователей к попыткам
полного устранения учебных моментов,
«педагогическому невмешательству».
Теория
Георга Кершенштера о детском изобразительном
творчестве:
книга
Георга Кершенштейнера «Развитие
художественного творчества ребенка»
изданная в России в 1914 г стала первым
фундаментальным исследованием рисунков
детей школьного возраста от 6 до 13 лет.
Особое внимание уделяется художественному
выражению, проявляющееся в свободном
и декоративном рисовании в разные
возрасты детей. Целью исследования было
изучение развития способности рисования
помимо систематического внешнего
влияния. В результате опытов со всеми
детьми школ Мюнхена собралось почти
полмиллиона детских рисунков. Темы,
предложенные детям в ходе эксперимента
стали в дальнейшем определять направление
исследования детского рисунка, а так
же содержание наиболее прогрессивных
программ по искусству, ориентированных
на развитие наблюдательности, накопление
опыта эстетических открытий: изобраджение
человека, животных. Растений, зданий,
продуктов промышленности и транспорта.
Специально исследовалась проблема
изображения формы и пространства, а так
же роль орнамента в художественном
развитии детей и подростков. Показателем
худ.развития является эволюция детского
рисунка от схематического изображения-к
схеме с отдельными чертами действительного
вида объекта и наконец к изображению
свойственному действительному виду
объекта.
Джон
Дьюи о художественном воспитании детей:
Д.Дьюи
выступал за практическое направление
воспитания, предлагая решать его задачи
посредством спонтанного развития
ребенка: «Ребенок — это исходная точка,
центр и конец всего. Надо иметь в виду
его развитие, ибо лишь оно может служить
материалом воспитания». Д. Дьюи
полагал, что повлиять на жизнь человека
можно заботясь с детства о здоровье,
отдыхе и карьере будущего семьянина и
члена общества. Дьюи предлагал сделать
ребенка объектом интенсивного воздействия
многообразных факторов: экономических,
научных, эстетических, культурных и др.
Он считал воспитание непрерывной
реконструкцией личного опыта детей с
опорой на врожденные интересы и
потребности. Был разработан метод учения
посредством делания. По мнению Д.Дьюи,
занятия трудом должны стать «центром»,
вокруг которого группируются научные
занятия. Трудовое обучение и воспитание
в школе выступает как необходимое
условие для общего развития. Ручной
труд — средство, которое используется
для того, чтобы «показать детям
основные нужды общества и способы их
удовлетворения». Для Дьюи важно
понимание труда как мотива и метода
обучения.

А.В.Бакушинский-ведущий теоретик
художественного воспитания в России:
А.
В. Бакушинский – отечественный теоретик
эстетического воспитания. Центральная
фигура в художественно-педагогических
исследованиях и разработках эпохи
революции и двадцатых годов. Он впервые
соединил в неразрывное целое проблематику
современного искусствоведения, знания
о развитии детского сознания и творчества,
оригинальные исследования народного
искусства и практику методических
решений.После десятилетий замалчивания
его наследие вновь встаёт в средоточие
современных исследований и дискуссий;
за именем Бакушинского закрепляется
слава крупнейшего отечественного
исследователя художественной педагогики.
Законченная в 1925 году книга «Художественное
творчество и воспитание» — его центральный
педагогический труд.А. В. Бакушинский
приверженец свободного детского
творчества и биогенетической теории в
приложении к художественному развитию
детей. Следует подчеркнуть большой
интерес учёного к народному творчеству;
именно это и позволило ему выдвинуть
перед народным искусством серьезные
художественные задачи в изменившихся
условиях.

20.Исследования
изобразительного творчества детей в
конце 19- начале 20 века.
Идея
свободного воспитания в начале 20 века:
Понятие
детский рисунок введено в обиход
сравнительно недавно. Рисунок стал
средством и методом изучения физиологии,
психологии человека, его худ. Одаренности,
а так же прогнозирование новых
направлений в искусстве. Художественное
образование-рассматривается как часть
художественной культуры Детский
рисунок является частью худ.культуры,
а ребенок-действующим лицом культурного
процесса. Рассмотрение детского
рисунка в историческом аспекте, как
феномен худ.культуры предполагает:1.
Его анализ с точки зрения содержания
и мтодов худ.образования; 2.ребенок и
его творчество в худ.культуре;
3.психологически особенности возростного
развития; 4. Влияние педагогической
индивидуальности-взаимодействие
ученика и его наставника в искусстве.
В 20 годы 20 в. Австрийский педагог
Ф.Чижек выдвинул идею свободы и
неприкосновенности детского худож.
Выражения в рисунке, приведшую его
последователей к попыткам полного
устранения учебных моментов,
«педагогическому невмешательству».
Теория
Георга Кершенштера о детском
изобразительном творчестве:
книга
Георга Кершенштейнера «Развитие
художественного творчества ребенка»
изданная в России в 1914 г стала первым
фундаментальным исследованием рисунков
детей школьного возраста от 6 до 13 лет.
Особое внимание уделяется художественному
выражению, проявляющееся в свободном
и декоративном рисовании в разные
возрасты детей. Целью исследования
было изучение развития способности
рисования помимо систематического
внешнего влияния. В результате опытов
со всеми детьми школ Мюнхена собралось
почти полмиллиона детских рисунков.
Темы, предложенные детям в ходе
эксперимента стали в дальнейшем
определять направление исследования
детского рисунка, а так же содержание
наиболее прогрессивных программ по
искусству, ориентированных на развитие
наблюдательности, накопление опыта
эстетических открытий: изобраджение
человека, животных. Растений, зданий,
продуктов промышленности и транспорта.
Специально исследовалась проблема
изображения формы и пространства, а
так же роль орнамента в художественном
развитии детей и подростков.

Показателем
худ.развития является эволюция детского
рисунка от схематического изображения-к
схеме с отдельными чертами действительного
вида объекта и наконец к изображению
свойственному действительному виду
объекта.
Джон
Дьюи о художественном воспитании
детей:
Д.Дьюи
выступал за практическое направление
воспитания, предлагая решать его
задачи посредством спонтанного
развития ребенка: «Ребенок — это
исходная точка, центр и конец всего.
Надо иметь в виду его развитие, ибо
лишь оно может служить материалом
воспитания». Д. Дьюи полагал, что
повлиять на жизнь человека можно
заботясь с детства о здоровье, отдыхе
и карьере будущего семьянина и члена
общества. Дьюи предлагал сделать
ребенка объектом интенсивного
воздействия многообразных факторов:
экономических, научных, эстетических,
культурных и др. Он считал воспитание
непрерывной реконструкцией личного
опыта детей с опорой на врожденные
интересы и потребности. Был разработан
метод учения посредством делания. По
мнению Д.Дьюи, занятия трудом должны
стать «центром», вокруг которого
группируются научные занятия. Трудовое
обучение и воспитание в школе выступает
как необходимое условие для общего
развития. Ручной труд — средство,
которое используется для того, чтобы
«показать детям основные нужды
общества и способы их удовлетворения».
Для Дьюи важно понимание труда как
мотива и метода обучения.

А.В.Бакушинский-ведущий теоретик
художественного воспитания в России:
А.
В. Бакушинский – отечественный теоретик
эстетического воспитания. Центральная
фигура в художественно-педагогических
исследованиях и разработках эпохи
революции и двадцатых годов. Он впервые
соединил в неразрывное целое проблематику
современного искусствоведения, знания
о развитии детского сознания и
творчества, оригинальные исследования
народного искусства и практику
методических решений.После десятилетий
замалчивания его наследие вновь встаёт
в средоточие современных исследований
и дискуссий; за именем Бакушинского
закрепляется слава крупнейшего
отечественного исследователя
художественной педагогики. Законченная
в 1925 году книга «Художественное
творчество и воспитание» — его
центральный педагогический труд.А.
В. Бакушинский приверженец свободного
детского творчества и биогенетической
теории в приложении к художественному
развитию детей. Следует подчеркнуть
большой интерес учёного к народному
творчеству; именно это и позволило
ему выдвинуть перед народным искусством
серьезные художественные задачи в
изменившихся условиях.

Читайте также:  Оценка индивидуального развития ребенка в доу по фгос

Соседние файлы в папке Новая папка

  • #
  • #

Источник

Георг Михаэль Кершенштейнер (нем. Georg Michael Kerschensteiner; 29 июля 1854 — 15 января 1932) — известный немецкий педагог.

Одним из свидетельств международного признания Г. Кершенштейнера стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко[2].

Биография[править | править код]

Родился 29 июля 1854 года в Мюнхене. Окончил Мюнхенский университет, работал преподавателем в коммерческих училищах и гимназиях Нюрнберга, Швайнфурта, Мюнхена. С 1918 г. профессор Мюнхенского университета. Одна из ярких фигур немецкой педагогики конца XIX-начала XX века. Находясь под сильным влиянием идей И. Г. Песталоцци, он стремился найти для школы твёрдую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку подойти к ученику со стороны его профессиональных интересов и гражданского воспитания. Умер 15 января 1932 в Мюнхене.

Гражданское воспитание[править | править код]

Кершенштейнер писал: «… Главные вопросы политической экономики и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем нельзя решить без хорошего народного образования, так во многих случаях невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, социальных, частью даже политических условий».
Считал, что необходимо воспитывать подростков в понимании задач государства, сознании вытекающего отсюда гражданского долга и любви к Отечеству, что удержит воспитанников от революционных выступлений. Религиозность использовать как средство гражданского воспитания.[3]

Трудовое воспитание[править | править код]

Научное обоснование движению трудовой школы дал Георг Кершенштейнер. В работе «Понятие трудовой школы» он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию.[4]
Смысл трудовой школы видел в том, чтобы при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на службу государству. Трудовая школа требует учителя, который бы кроме книжного образования «пропитался духом трудовой школы». Ручной труд является основой собственного опыта детей.

Читайте также:  Ребенок год и восемь развитие

Воспитание характера[править | править код]

Задачи нравственного воспитания: воспитания самообладания, справедливости, преданности, сильного чувства собственной ответственности; ведение разумного образа жизни, способности к самовоспитанию. Большое внимание уделял воспитанию воли: пассивная группа воли — терпение, выдержка, постоянство; активное — мужество, храбрость. Для воспитания характера важно тренировать способность логического мышления и душевного подъёма(?), чуткость.

Народная школа[править | править код]

Народную школу и армию рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Предложил создать обязательные дополнительные школы для работающих подростков, закончивших народные школы. Придавал большое значение обстановке вне школы, деятельности различных молодёжных организаций, в которых больше возможностей для организации самоуправления. Перестроил учебные планы народной школы в Мюнхене. Большое место отводил математике, естествознанию, рисованию. гимнастике, пению, Закону Божьему. Ввёл активные методы обучения с широким использованием наглядности, практических работ, экскурсий.

При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу. Программа такой школы предполагала использование различных форм практической деятельности так, чтобы они составляли непрерывную цепь, при которой каждое упражнение последовательно подводит к очередному затруднению, которое ребёнок в состоянии преодолеть самостоятельно. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, а сама организация обучения на ранних его ступенях примыкала к игровой деятельности.[4]

Ставил вопрос о самостоятельной духовной работе, для чего надо уменьшить учебный материал и активизировать библиотеки, в которых воспитанники будут заниматься самостоятельно.

В Германии в первые годы XX в. получили распространение экспериментальные школы по типу «трудовой»: в Мюнхене (по проекту Г. Кершенштейнера).[5]

Исследование детских рисунков[править | править код]

В 1903-5 гг. Кершенштейнер занимался исследованием психологии детского рисунка. Результаты анализа ок. 100 000 детских произведений были выпущены в виде книги (Die Entwickelung der Zeichnerischen Begabung) в 1905 году.[6]

Труды[править | править код]

  • «Понятие гражданского воспитания»;
  • «Понятие трудовой школы»;
  • «Характер и его воспитание».

Библиография[править | править код]

  • Кершенштейнер Г. Сборник // Основные вопросы школьной организации. Вопросы воспитания. — СПб.: Изд. газеты «Школа и Жизнь», 1911. — 140 с.
  • Кершенштейнер Г. Трудовая школа. / Перевод с немецкого М. И. Дрей (Эрей ?). Под ред. и с предисловием Н. В. Сперанского.. — М.: Задруга, 1913. — 64 с.
  • Д-р Георг Кершенштейнер. Развитие художественного творчества ребенка. / С предисл. проф. К. Лампрехта (ректора Лейпциг. ун-та), прив.-доц. А.Н. Бернштейна, д-ра К. Кершенштейнера (специально для рус. пер.). Пер. с нем. и ред. С.А. Левитана. — М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. — Т. 1-й. — 214 с.
  • Левицкая М. Единая школа. (Доклад Кершенштейнера на съезде общегерманского учительского союза). — М., 1915. — 19 с.
  • Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. / Пер. Э.Н. Журавской. — Петроград: Изд-во газеты «Школа и Жизнь», 1917. — 32 с.
Читайте также:  Игры развитие ребенка 5 лет онлайн бесплатно

Источники[править | править код]

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С 142.
  • Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред Б. М. Бим-Бада.- М., 2003.
  • Мыслители образования.. — М.: Прогресс, 1994. — Т. 2-й. — 416 с.

См. также[править | править код]

  • Дьюи, Джон
  • Макаренко, Антон Семёнович
  • Шацкий, Станислав Теофилович

Примечания[править | править код]

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118561596 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ Автореферат Кораблёвой Т. В., 2000 г
  3. ↑ Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С 142.
  4. 1 2 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  5. ↑ Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.
  6. ↑ Kelly, Donna Darling. Uncovering the History of Children’s Drawing and Art. Greenwood Publishing Group, 2004:94-5.

Источник

Понятие детского художественного творчества, его педагогические и психологические особенности. Исследования выдающихся педагогов и психологов в изучаемой области. История возникновения детского художественного творчества и современные тенденции.

  • Влияние самостоятельной созидательной деятельности на личностное развитие ребёнка. Уровни становления детского рисунка по Кершенштейнеру. Средства, способствующие развитию творческих способностей. Перспективы развития художественного творчества детей.

    реферат, добавлен 02.05.2010

  • Основные принципы построения обучающих программ по декоративно-прикладному творчеству. Статус народного художественного творчества. Диалектико-материалистическое изучение фольклора. Возникновение педагогики народного художественного творчества.

    реферат, добавлен 24.01.2011

  • Современные учёные о месте «формирования ручных умений» дошкольников в процессе художественного творчества. Наука и основные общеобразовательные программы дошкольного образования о формировании ручных умений дошкольников. Виды пластического творчества.

    курсовая работа, добавлен 25.06.2019

  • Виды декоративного искусства. Особенности декоративной композиции. Методические подходы к развитию детского декоративного творчества, диагностика его исходного уровня. Формирующий эксперимент по развитию декоративного творчества старших дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 01.03.2011

  • Понятие и психологическое обоснование художественного образа, особенности его восприятия школьниками на уроках литературы. Особенности художественных образов в произведениях У. Шекспира: характеристика и рекомендации по анализу творчества автора.

    курсовая работа, добавлен 27.10.2010

  • Теории развития детского изобразительного творчества в конце XIX-ХХ вв. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа. Возрастные особенности детской психики. Детская изобразительная деятельность в зарубежных исследованиях.

    реферат, добавлен 29.07.2010

  • Развитие творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества. Влияния театрализованной деятельности на развитие творчества детей.

    дипломная работа, добавлен 26.05.2008

  • Приобщение детей к народной культуре, ее формы. Специфика организации детского художественного творчества. Опыт работы любительских творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, народных мастеров. Программа дошкольного фольклорного кружка.

    курсовая работа, добавлен 11.03.2016

  • История появления детского театра. Его современные виды, используемые в ДОУ. Особенности детского творчества. Театрализованные игры, их классификация и влияние на развитие ребенка. Подготовка спектакля и этапы работы с дошкольниками над его постановкой.

    дипломная работа, добавлен 07.04.2015

  • Изучение понятия творчества в педагогике. Виды детского творчества. Поисковая активность как основа творчества. Проектное обучение в начальной школе. Разработка в подгруппах содержания дидактических игр по ознакомлению дошкольников с предметным миром.

    контрольная работа, добавлен 17.09.2013

  • Источник