Программа по развитию ребенка aba

Программа по развитию ребенка aba thumbnail

Н-ов Миша, дата рождения — 17.10.2008, город ****

Социальная ситуация развития. Мальчик – единственный ребёнок в семье. На настоящий момент Миша посещает детский сад в сопровождении мамы, в саду он проводит небольшое количество времени. Мальчик также посещает коррекционно-развивающие занятия в реабилитационном центре «Светлячок». Нетрадиционные методы лечения не применяются.

История тестирования и обучения по АВА-программе. Тестирование проводилось впервые в июле 2013 года, обучение по АВА-программе планируется начать в июле 2013 года.

Диагностического приема ребенка не проводилось, цели настоящей программы сформулированы на основании данных анкеты, интервью с мамой мальчика, видеозаписей. По косвенным данным, Миша – беспокойный и подвижный мальчик. Миша любит проводить время в одиночестве, но время от времени проявляет интерес к взрослым и некоторым сверстникам. Навыки опрятности и самообслуживания развиты недостаточно хорошо: Миша самостоятельно пользуется туалетом, но не умеет кушать, одевается и раздевается с помощью взрослого.

Основными задачами на сегодняшний день являются установление сотрудничества и руководящего контроля взрослого, развитие навыка функциональной коммуникации, развитие навыка имитации, понимания речи. По наблюдениям мамы, Миша практически не обращается с просьбой к другим людям: все, что ему нужно, мальчик пытается взять сам.

Приоритетные направления работы.

В настоящий момент реализация потенциала развития Миши необходимо создать и укрепить отношения сотрудничества, руководящий контроль взрослого. Крайне важно в программе № 1 работать над развитием навыка функциональной коммуникации (развивать навык просьбы) с использованием системы альтернативной коммуникации ПЕКС.

Работа по программе будет успешной, если все окружающие Мишу взрослые будут действовать согласованно, как одна команда. Необходимо всем членам семьи и близким друзьям потренироваться в навыках:

  • правильно давать инструкции. Инструкция дается громко, четко, не содержит дополнительных слов. Строго один раз. Сейчас навык понимания речи у Миши снижен и когда взрослые много раз повторяют инструкцию, добавляя в нее различные уточнения, описания мальчик затрудняется в понимании инструкции. Соответственно, вероятность выполнения такой инструкции невелика;
  • правильно хвалить Мишу. Похвала должна быть обоснованной (!), не нужно много хвалить мальчика и восторгаться им, когда к этому нет явных оснований. Вместе с тем, за достижения в навыках, особенно новых, следует хвалить на постоянной основе.

По косвенным данным (анкета, интервью с родителями мальчика) у Миши есть ряд проблематичных поведений, например, рвать книги. В ходе работы по программе № 1 необходимо провести наблюдение за этим (и другими видами) нежелательного поведения, занося данные в таблицу АВС в течение трех дней (таблица приведена в приложении к программе). По готовности данных таблицу передать куратору программы.

Для коррекции нежелательного поведения в быту важно обучать Мишу другим, желательным видам поведения. В программе № 1 будем развивать навыки игры.

Также будет проводиться работа в следующих направлениях:

  • развитие навыков самообслуживания;
  • интенсивная работа над навыками имитации, в части имитации движений крупной моторики;
  • работа над навыками поведения слушателя (пониманием речи);
  • развитие навыков игры.

Коррекция целей программы будет производиться на постоянной основе по мере развития навыков. Цели данной программы НЕ являются долгосрочными, программа будет уточняться и дополняться по мере формирования и развития навыков мальчика.

По всем вопросам, связанным с упражнениями данной программы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте

e-mail: aba-samara@yandex.ru

или по системе связи «SKYPE»: zhestkova69

С уважением, Екатерина Жесткова г. Самара.

Общие рекомендации тераписту для каждого занятия.

  1. Помните о важности отношений сотрудничества, важности положительного эмоционального фона в течение всего занятия. Внимательно наблюдайте за поведением мальчика. Определите комфортную для Миши громкость и темп речи, слишком громкие звуки могут вызывать у ребенка дискомфорт. Начинайте и заканчивайте занятие всегда теми видами активности, которые нравятся ребенку. Ищите новые стимулы и виды активности, которые заинтересуют Мишу, привлекут его внимание.
  2. Для того, чтобы обучение было эффективным и успешным, все окружающие должны действовать как единая терапевтическая команда. Наши согласованные действия очень важны для эффективности работы. Все новшества в программе, все инновационные изменения обязательно обсуждайте с родителями ребёнка. При необходимости объясняйте свои действия, рассказывайте, почему нужно поступать именно так. Особенно важно соблюдать процедуральную целостность в процессе коррекции нежелательного поведения и установлении руководящего контроля.
  3. Всегда будьте внимательны, поощряйте особенным поощрением спонтанные проявления поведения сотрудничества – спонтанный взгляд в глаза, спонтанное обращение, спонтанный тактильный контакт (мальчик берет вас за руку, что-то вам дает, делится, привлекает ваше внимание, обнимает.)
  4. Проводите обучающие блоки длиной не более 7-10 минут.
  5. Ищите, постоянно пополняйте список заданий из разряда «наверняка», то есть такиx, которые Миша выполнит с высокой степенью вероятности. Для вас это возможность похвалить ребенка, дать жетон. Обучающий блок начинайте заданием из серии «наверняка», затем давайте задание средней сложности, затем самое сложное, затем второе задание из серии «наверняка» и отпустите на перемену. Если уже используются жетоны, к этому моменту они должны быть все собраны.
ЦельРеализацияПодготовка
Систематическое тестирование мотивационных стимуловНа постоянной основе, в составе каждого занятия проводится тестирование мотивационныx стимулов. Ищите активно, постоянно предлагайте новое. Поощрения быстро надоедают детям и их нужно все время менять. Это отдельный вид работы, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ для проведения АВА программы.В обязательном порядке ведите записи. Доступ к поощрениям вне занятия должен быть ограничен.
Введение системы жетоновНеобходимо обучить Мишу закономерности «все жетоны – потом приз». Это правило соблюдается ВСЕГДА, и всегда именно в таком виде. Никогда не дается приз за «почти все жетоны». Также недопустимо оставить ребенка, собравшего все жетоны, без приза. Методически делим задачу на этапы:

  1. Простое быстрое собирание десяти жетонов – приз. Повторять до тех пор, пока мальчик не начнет заинтересованно следить за тем, как вы собираете жетоны.
  2. Собираем девять жетонов, десятый даем Мише в руку, помогаем наклеить и потом приз. Проходим этот этап до того уровня, когда мальчик сам наклеивает 10 жетонов. Потом приз.
  3. Далее наклеиваем 9 жетонов, десятый придерживаем в руке и просим Мишу выполнить простую имитацию крупной моторики (например, положить руку на голову). Если мальчик не выполняет инструкцию самостоятельно, даём подсказку, десятый жетон, потом приз.
  4. Далее следует уровень, когда за каждый жетон предлагается выполнение простой инструкции или задания.

Критерий успешности: Миша собирает жетоны с удовольствием, следит за тем, сколько жетонов осталось собрать. Предложение собрать жетоны не вызывает нежелательного поведения, отказов от сотрудничества.

Обязательно отметьте на плашке для сбора жетонов места, на которые крепятся жетоны. Их должно быть 10, как и жетонов. Никогда не предоставляйте поощрение за 9 или 8 жетонов. Также не забывайте незамедлительно предоставить поощрение за 10 жетонов, как только они были собраны.
Развитие навыка просьбы (манд). PECS 1 этап.Для развития навыков функциональной коммуникации, тренировке коммуникативного навыка, стимулирования вербального поведения, рекомендуется использование системы альтернативной коммуникации PECS. В программе №1 можно провести работу над подготовительным, первым и вторым этапом работы по системе PECS. Система подробно изложена в книге Энди Бонди и Лори Фрост «Система альтернативной коммуникации PECS».Краткое руководство можно посмотреть по ссылкам:https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_12.html
https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_19.html
https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_26.htmlИтак, необходимо заранее заготовить карточки и начать с обмена одной карточки на желаемый предмет. Постепенно увеличивайте количество просьб с помощью карточки. Помните о правилах работы по первому этапу введения карточек – нужно ждать инициативы ребенка, фея помогает совершить обмен, фея всегда молчит. Категорически запрещено настаивать на обмене карточки, если ребенок не проявляет инициативы (вынимать руку ребенка из-за спины, подводить ребенка к предметам или карточкам, и так далее).

Критерий успешности – Миша просит не менее, чем 5 предметов или видов активности с помощью карточки, не менее, чем в трех местах, не менее, чем с тремя коммуникативными партнерами.

Развитие навыка просьбы (манд). PECS 2 этап.Введение карточек PECS — очень динамичный процесс, поэтому в программе № 1 нужно быть готовыми работать и по второму этапу карточек PECS – расстояние и настойчивость.
Основная цель второго этапа — это закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе — подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.
На втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи «феи» здесь — физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.Задача делится на подэтапы:
Подэтап 1. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем. Когда ребенок снимает карточку с книги и протягивает коммуникативному партнеру, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, что бы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.Подэтап 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и карточками. Ребенка усаживают на стул немного дальше от книги. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к книге, взять карточку, подойти к «партнеру», протянуть ему — только после этого получить желаемый предмет.Подэтап 3. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Коммуникативный партнер должен прекратить протягивать руку, для того что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Фея должна остаться без работы.

Критерий эффективности: Миша из любой точки квартиры может подойти к книге, взять карточку и отнеси ее коммуникативному партнеру для обмена на желаемое. Миша просит карточками не менее 10 предметов или видов активности.

Понимание речи № 1В программе №1 будем проводить работу над выполнением простых инструкций: «подойди», «садись», «открой (закрой) дверь», «выброси мусор», «подойди к…» Это упражнение необходимо продолжать выполнять в ходе каждого занятия, уделяя ему достаточно времени.
Акцент нужно сделать на работе в пространстве. На данном этапе будем работать без перехода из помещения в помещение. Тренируйте инструкции «Отнеси маме (няне)», «положи на стул/стол», «дай» и так далее.
Следите за тем, чтобы не давать неосознанных подсказок жестами, взглядами, положением тела.
Не повторяйте инструкцию несколько раз.
Критерий успешности выполнения задания: Миша выполняет 10 простых инструкций в пространстве.
Понимание речи №2Работаем над выполнением простых инструкций с визуальной подсказкой при выборе из 5 предметов.
Пример выполнения задания: на столе лежат 5 предметов (чипсы, сок, салфетка, расческа, машинка). Даём инструкцию «попей сок» и сразу показываем карточку, на которой изображен сок в стаканчике. Если такой подсказки окажется недостаточно, давайте более сильную подсказку для выполнения инструкции. Разучите 10-15 инструкций с визуальной подсказкой.
Критерий успешности: выполнение 10 инструкций, требующих выбора предмета из множества, только с визуальной подсказкой
Набор карточек (желательно сфотографировать те предметы, которые будут использоваться в занятии). Все карточки крупно подписать.
Понимание речи №3В программе № 1 необходимо активно работать над различием стимулов, используя метод DTT.
Подбирайте для обучения бытовые предметы, те, о которых ежедневно говорят с Мишей. Это могут быть: ложка, тарелка, какая-то еда или напитки, носок, сандаль и так далее. Обращайте внимание на звучание слов: на первоначальном этапе слова должны сильно различаться по звучанию, не обучайте одновременно похожим по звучанию словам, например, стол и стул, киса и лиса и так далее.
ИмитацияОбучаем Мишу имитировать движения крупной моторики без предмета.
Методически: даем инструкцию «Сделай так» (или «Как я»), показываем движение, ждем реакцию 5-7 секунд, затем даем подсказку.
Подготовить список движений для имитации: похлопать, постучать по столу, подпрыгнуть, присесть, положить руки на голову и так далее.
Имитация с предметамиВ рамках имитации с предметами обучайте Мишу функциональным действиям. Лучше обучать таким имитациям, как «почистить зубы» или «снять ботинок», чем «постучать молотком по столу» (хотя такие задания и можно использовать, как задания «наверняка»). Прежде, чем добавить новую имитацию, подумайте, как её можно включить в другие занятия или в реальную жизнь.
Примеры имитаций: Одеть панамку, снять сандалик (на липучке), кушать с ложки (сам), попить из чашки, вытереть рот салфеткой, вытереть руки полотенцем, покатать машинку, положить игрушку в машинку(в грузовик).
Критерий успешности: Миша самостоятельно имитирует действия в 80% случаев при выборе из 5 предметов.
Подготовьте парные предметы для имитации с предметом, соответствующие полу и возрасту мальчика. Миша вряд ли согласиться качать куклу или кормить мишку. Используйте машинки, ручной инструмент (молоточек, отвертку), столовые приборы.
Развитие навыков игры (навыки сюжетной имитации)В программе № 1 мы будем тренировать имитацию простых игровых действий. Например:

  • Миша скатывает машинку с горки (инструкция может быть такая: «Я качу и ты как я»);
  • Миша перемещает в пространстве игрушки и машинки («Моя лошадка скачет и твоя)»;
  • Миша строит несложную модель из кубиков или лего. На первоначальном этапе мальчик может

закончить почти готовую модель («Я поставил крышу на мой гараж и ты поставь»). Здесь важно после того, как вы построили гараж обязательно поиграть в него: пусть машины заедут в гараж, поманеврируют там и так далее.

Конструкторы, машинки, фигурки животных, то, что интересует ребенка
Навыки подвижных игрУчите Мишу играть в мяч и кегли, пробуйте разные игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол, крикет). Можно также учить мальчика играть в жмурки с помощью феи.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика по весу и росту

Продолжение таблицы

ЦельРеализацияПодготовка
Продуктивная деятельностьВ программе №1 необходимо изучить пристрастия мальчика в области продуктивной деятельности и подобрать виды продуктивной деятельности, которые нравятся мальчику, вызывают у него интерес и удовольствие.
Пробуйте разные виды творческой деятельности: лепку из пластилина или глины, рисование карандашами, фломастерами, акварелью, гуашью, витражи, раскрашивание фигурок из гипса, поделки из бумаги и так далее.
Поделку каждый раз относите показать папе или бабушке – это элемент социального взаимодействия.
Игры с крупой и водойВ рамках программы №1 будем выполнять упражнения, направленные на увеличение подвижности кисти руки. Так как Миша любит играть с водой и неструктурированными материалами, попробуем ввести занятие игры и упражнения с крупой и водой. Выполняйте их несколько раз за занятие:

  1. Поиск мелких предметов в крупе (поиск может быть тематическим, сегодня детали машинки, завтра бусинки для бус и так далее);
  2. Соединение пальцем подходящих предметов в крупе, например, двух бусинок, машинки и колеса, двух орехов и так далее;
  3. Проведение пальцем линий внутри лабиринта. Лабиринты можно выложить нитками на поверхности крупы;
  4. Продолжение пальцем сложных линий (полукругов, зигзагов, узоров в египетском стиле и так далее). Когда лабиринты начнут получиться хорошо, приступайте к рисованию палочкой по песку;
  5. Поиск и «ловля» ложкой предметов в воде; кусочки пенопласта или шарики для пинг-понга;
  6. Игры с водой и рисование пальчиковыми красками;
  7. Рисование по пене для бритья. Купите дешёвую пену для бритья, выдавите её на поднос и размажьте. Можно капнуть несколько капель пищевого красителя. Предложите Мише рисовать на пене вместе с вами, окажите ему физическую помощь.
Навыки самообслуживания №1Учите Мишу одеваться самостоятельно. Для этого уберите все словесные подсказки в процессе одевания, молча оказывайте физическую помощь, затем постепенно уменьшайте её. Также определите 3 навыка самопомощи для обучения или улучшения и разбейте каждый из них на цепочку поведения. Цепочки пришлите куратору на почту для утверждения.
Навыки самообслуживания №2В рамках программы №1 будем учить Мишу кушать самостоятельно. Начните обучение с кушанья вилкой.
Разрежьте любимую еду Миши на крупные кусочки. Выберите такую еду, чтобы её можно было легко натыкать на вилку. Учите Мишу кушать вилкой с физической помощью.
Элементы коррекции нежелательного поведенияНеобходимо научить Мишу, что кушать можно исключительно на кухне; даже печенье, конфеты или другие сласти. Также необходимо придвинуть обеденный стол к окну или кушать на подоконнике (если позволяет ширина). Проведите наблюдение за поведением Миши во время еды, если он кушает у окна.
Нежелательное поведениеЕсли в течение дня возникло нежелательное поведение, тут же поставьте отметку в таблице скаттер плот. По окончании эпизода нежелательного поведения сделайте запись в таблице АВС. Если случаи нежелательного поведения участятся или форма поведения усложнится – немедленно обратитесь к куратору.
Также отмечайте все эпизоды поведения лазать по мебели, рвать книги, двигать мебели.
Какие ещё виды поведения следует отмечать:

  • крик, визг, плач;
  • сбрасывание предметов со стола, пинки предметов на полу;
  • агрессия и самоагрессия;
  • падание на пол.
Читайте также:  Двигательная активность ребенка стимулирует развитие системы

Конец программы

Екатерина Жесткова

Педагог-психолог, аналитик поведения уровня BCBA

Источник

 äàííîì ïîñòå åñòü ñòàòüÿ îá îñîáåííîñòÿõ ìåòîäà è íåñêîëüêî âèäåî, íà êîòîðûõ ìîæíî ïîñìîòðåòü êàê ýòî ïðîèñõîäèò â ðåàëå.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü îäíèì èç ñàìûõ ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ êîððåêöèè àóòèçìà ÿâëÿåòñÿ ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ èëè ìåòîä ïðèêëàäíîãî àíàëèçà ïîâåäåíèÿ ABA (Applied behavior analysis).

ÀÂÀ‑òåðàïèÿ — ýòî èíòåíñèâíàÿ îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà, êîòîðàÿ îñíîâûâàåòñÿ íà ïîâåäåí÷åñêèõ òåõíîëîãèÿõ è ìåòîäàõ îáó÷åíèÿ. ÀÂÀ êàê íàó÷íàÿ äèñöèïëèíà èçó÷àåò âëèÿíèå ôàêòîðîâ â îêðóæàþùåé ñðåäå íà ïîâåäåíèå è ìàíèïóëèðóåò ýòèìè ôàêòîðàìè, ÷òîáû èçìåíèòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà.

Ìåòîä ÀÂÀ äëÿ ðàáîòû ñ äåòüìè ñ àóòèçìîì âïåðâûå áûë èñïîëüçîâàí äîêòîðîì Èâàðîì Ëîâààñîì (²var Lovaas) è åãî êîëëåãàìè èç Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà â Ëîñ‑Àíäæåëåñå â 1963 ãîäó.  îñíîâó áûëà âçÿòà èäåÿ, ÷òî ëþáîå ïîâåäåíèå âëå÷åò çà ñîáîé íåêîòîðûå ïîñëåäñòâèÿ, è åñëè ðåáåíêó ïîñëåäñòâèÿ íðàâÿòñÿ, îí áóäåò ýòî ïîâåäåíèå ïîâòîðÿòü, à åñëè íå íðàâÿòñÿ, òî íå áóäåò.

Ïðè ýòîì ïîäõîäå âñå ñëîæíûå íàâûêè, âêëþ÷àÿ ðå÷ü, òâîð÷åñêóþ èãðó, óìåíèå ñìîòðåòü â ãëàçà è äðóãèå, ðàçáèâàþòñÿ íà ìåëêèå áëîêè — äåéñòâèÿ. Êàæäîå äåéñòâèå ðàçó÷èâàåòñÿ ñ ðåáåíêîì îòäåëüíî, çàòåì äåéñòâèÿ ñîåäèíÿþòñÿ â öåïü, îáðàçóÿ ñëîæíîå äåéñòâèå. Âçðîñëûé íå ïûòàåòñÿ äàâàòü èíèöèàòèâó ðåáåíêó, à äîñòàòî÷íî æåñòêî óïðàâëÿåò åãî äåÿòåëüíîñòüþ. Ïðàâèëüíûå äåéñòâèÿ çàêðåïëÿþòñÿ äî àâòîìàòèçìà, íåïðàâèëüíûå — ñòðîãî ïðåñåêàþòñÿ. Äëÿ äîñòèæåíèÿ æåëàåìîãî ïîâåäåíèÿ èñïîëüçóþò ïîäñêàçêè è ñòèìóëû, êàê ïîëîæèòåëüíûå, òàê è îòðèöàòåëüíûå. Çàêðåïëåííûì íàâûê ñ÷èòàåòñÿ òîëüêî òîãäà, êîãäà ðåáåíîê ñìîæåò âûïîëíÿòü ýòî äåéñòâèå áåç îøèáîê â 80 ïðîöåíòàõ ñèòóàöèé âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîé àòìîñôåðå è êåì áûëî äàíî çàäàíèå.

 ðàìêàõ îáó÷àþùåé ïðîãðàììû ïî ìåòîäèêå ÀÂÀ ðåáåíîê âñåãäà âåäîìûé, åãî ñâîáîäà è èíèöèàòèâíîñòü îãðàíè÷åíû âûáîðîì îáó÷àþùåãî âçðîñëîãî. Äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà ñîñòàâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíûé ïëàí ïîýòàïíîãî ðàçâèòèÿ. Ðåáåíîê ìîæåò îñâàèâàòü îäíîâðåìåííî äâà‑òðè íå ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé íàâûêà, ïåäàãîãîì âûñòðàèâàåòñÿ ÷åòêàÿ ñèñòåìà óñëîæíåíèÿ è ïîýòàïíîãî îñâîåíèÿ âñå íîâûõ è íîâûõ íàâûêîâ.

Читайте также:  Индивидуальная программ и развития ребенка с уо

Êîíå÷íàÿ öåëü ÀÂÀ — äàòü ðåáåíêó ñðåäñòâà îñâàèâàòü îêðóæàþùèé ìèð ñàìîñòîÿòåëüíî.

 àðñåíàëå ÀÂÀ íåñêîëüêî ñîòåí ïðîãðàìì, ñðåäè íèõ íåâåðáàëüíàÿ è âåðáàëüíàÿ èìèòàöèÿ, îáùàÿ è ìåëêàÿ ìîòîðèêà, ïîíèìàíèå ÿçûêà, íàçûâàíèå ïðåäìåòîâ, íàçûâàíèå äåéñòâèé, êëàññèôèêàöèÿ ïðåäìåòîâ, «ïîêàæè, êàê òû… «, ìåñòîèìåíèÿ, îòâåòû íà âîïðîñû «×òî?», «Êòî?», «Ãäå?», «Êîãäà?», «Êàê?», óïîòðåáëåíèå «äà» è «íåò», è äðóãèõ. Ñðåäè ïðîãðàìì áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ — «Ñêàæè, ÷òî áóäåò, åñëè… » (ïðåäóãàäûâàåò èñõîä äåéñòâèÿ), «Ðàññêàæè èñòîðèþ», «Äåëàé êàê (èìÿ ñâåðñòíèêà)», «Ïîçîâè (èìÿ ñâåðñòíèêà) èãðàòü».

 ÀÂÀ‑òåðàïèè ñóùåñòâóþò íåñêîëüêî òåðàïåâòè÷åñêèõ ìîäåëåé, ðàññ÷èòàííûõ äëÿ ðàííåãî äåòñòâà (îò 1,5‑3,5 ëåò), äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà, ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ.

 ðàííåì âîçðàñòå êîððåêöèÿ íåæåëàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíà, òàê êàê òàêîå ïîâåäåíèå åùå íå óñïåëî çàêðåïèòüñÿ, à âçðîñëîìó ïðîùå ñïðàâèòüñÿ ñ ðåáåíêîì â ñëó÷àå íàïðàâëåííîé àãðåññèè èëè ñàìîàãðåññèè ðåáåíêà ñ àóòèçìîì.

Ïðîãðàììà ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà äîëæíà áûòü èíòåíñèâíîé — îò 30 äî 40 ÷àñîâ â íåäåëþ, ÷òîáû ðåáåíîê ñìîã óñâîèòü íåîáõîäèìûå íàâûêè ïîâåäåíèÿ è ïðåîäîëåòü îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè.

Ñïåöèàëèñò ïî ÀÂÀ ïåðâîíà÷àëüíî îïðåäåëÿåò ïîâåäåí÷åñêóþ ïðîáëåìó ðåáåíêà, çàòåì ïðîâîäèò «èçìåðåíèÿ» (èçó÷àåò è íàáëþäàåò ïîâåäåíèå), â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ ïðîèçâîäèòñÿ îöåíêà è âûðàáàòûâàåòñÿ ñòðàòåãèÿ îáó÷åíèÿ («âìåøàòåëüñòâî»).

Âî âðåìÿ îáó÷åíèÿ ïî ñèñòåìå ÀÂÀ ñ ðåáåíêîì åæåäíåâíî çàíèìàåòñÿ íåñêîëüêî ñïåöèàëèñòîâ ðàçíîé íàïðàâëåííîñòè (äåôåêòîëîã ïî ïîâåäåí÷åñêèì íàâûêàì, ìóçòåðàïåâò, àðòòåðïåâò), à êîíòðîëü îñóùåñòâëÿåò ñóïåðâèçîð — ñïåöèàëèñò ïî ìåòîäèêå. Ñïåöèàëèñòû ïîñëåäîâàòåëüíî çàíèìàþòñÿ ñ ðåáåíêîì íà ïðîòÿæåíèè äâóõ‑òðåõ ÷àñîâ (äåëàÿ çà ýòî âðåìÿ ïÿòü‑øåñòü ïðîãðàìì), íà ïðîòÿæåíèè îäíîãî äíÿ ñ ðåáåíêîì ìîãóò ïîñëåäîâàòåëüíî ðàáîòàòü äâà‑òðè ñïåöèàëèñòà, è ðåáåíîê ïîëó÷àåò ïÿòü‑øåñòü ÷àñîâ â äåíü. Âñå äåéñòâèÿ ïî ïðîãðàììàì çàïèñûâàþòñÿ â îáùèé æóðíàë ðàáîòû ñ ðåáåíêîì, êîîðäèíèðóÿ äåéñòâèÿ ñïåöèàëèñòîâ.

AÂÀ ìîæåò âûïîëíÿòüñÿ íà äîìó, â ó÷åáíîì çàâåäåíèè, â äåòñêîì êðóæêå. Çàíÿòèÿ ìîãóò áûòü èíäèâèäóàëüíûìè è ãðóïïîâûìè — â ìàëåíüêèõ ãðóïïàõ (äâà‑òðè ÷åëîâåêà) è áîëüøèõ (ïÿòü‑äåñÿòü ÷åëîâåê).

Êîëè÷åñòâî ÷àñîâ â ó÷åáíîé ïðîãðàììå ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîòðåáíîñòåé è âîçìîæíîñòåé. Ñðåäíåå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ â ïðîãðàììå ÀÂÀ — 20 ÷àñîâ â íåäåëþ. Ìèíèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ â ÀÂÀ‑ïðîãðàììå — øåñòü ÷àñîâ â íåäåëþ, ìàêñèìàëüíîå — 40.

Âàæíî, ÷òîáû ðîäèòåëè ðåáåíêà áûëè íåîòúåìëåìîé ÷àñòü êîìàíäû ðàáîòàþùåé ñ ðåáåíêîì, âîñïèòûâàëè ðåáåíêà íà îñíîâå ïîâåäåí÷åñêèõ ïðèíöèïîâ îáó÷åíèÿ è ïîìîãàëè åìó îáîáùèòü âñå íàâûêè, êîòîðûå îí âûó÷èë â ïðîãðàììå.

Äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà âíå çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ðàçâèòèÿ íàâûêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ îáó÷åíèå â ñèñòåìå ñïåöîáðàçîâàíèÿ. Îáó÷åíèå íà äîìó ìîæåò áûòü îãðàíè÷åííîé ñðåäîé, â êîòîðîé ðåáåíîê íå ñìîæåò âûó÷èòü òàêèå âàæíûå íàâûêè, êàê íàõîæäåíèå â ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ, îáó÷åíèå â ãðóïïå, îáùåíèå ñ ðàçëè÷íûìè ëþäüìè.

×àñòè÷íî îáó÷åíèå ìîæåò îñòàòüñÿ èíäèâèäóàëüíûì, â îñîáåííîñòè äëÿ äåòåé ñ íèçêèì óðîâíåì ðå÷åâûõ íàâûêîâ èëè äëÿ äåòåé, êîòîðûå ðàíåå íå îáó÷àëèñü è íå íàó÷èëèñü âçàèìîäåéñòâîâàòü ñî âçðîñëûìè.

Ïðè âñåé ñòðîãîñòè îáó÷àþùåé ïðîãðàììû ìåòîäèêà ÀÂÀ ïîäõîäèò äëÿ òÿæåëûõ ôîðì àóòèçìà, ñèíäðîìà Äàóíà è òÿæåëûõ ôîðì èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Âûáîð èìåííî ýòîé ìåòîäèêè îïðàâäàí, åñëè ïîâåäåíèå ðåáåíêà íå ïîääàåòñÿ êîíòðîëþ ñî ñòîðîíû áëèçêèõ, îí íå ðåàãèðóåò íà ïðîñüáû è çàïðåòû, íå îòêëèêàåòñÿ íà èìÿ, íå ñòðåìèòñÿ ê êîììóíèêàöèè, íå èìååò ðå÷è èëè ðå÷ü ðàçâèòà íàñòîëüêî ñëàáî, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò ñ òðóäîì (èëè íå ìîæåò) âûðàçèòü ñâîè ìûñëè è æåëàíèÿ.

Ñòàòüÿ âçÿòà îòñþäà: https://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html

Çàíÿòèå 3. Êàê ýòî íà÷èíàëîñü. Ïðîòåñò. Îð. (2 ôåâðàëÿ 2016 ã):

Çàíÿòèå 35. Ñïóñòÿ 9 ìåñ. ×òåíèå (18 äåêàáðÿ 2016 ã):

22. Ïðîìåæóòî÷íûå èòîãè, ñïóñòÿ 3 ìåñ ïîñëå íà÷àëà çàíÿòèé. Ðàçãîâîðû î äèíàìèêå òåðàïèè, î öåëÿõ è îá îøèáêàõ ðîäèòåëåé:

Источник