Программа по развитию мотивационной сферы ребенка

Дина Фомина
Картотека упражнений для развития мотивационной сферы

Упражнения для развития мотивационной сферы

Возраст: подростковый, взрослый.

Упражнения помогут развивать мотивационную сферу для тех, кто впал в апатию или хочет чего-то добиться, но понимает, что не хватает силы воли, не может достаточно себя замотивировать. Особенно полезно перед (или вовремя) экзаменами или аттестациями, а также для тех, кто подвержен прокрастинации.

Упражнение 1. Активизируй воображение

Цель

Это упражнение разработано на основе идей НЛП. Для его выполнения нужно активизировать свое воображение: чем ярче вы способны вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с определенными формами деятельности — тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея — сформировать новое отношение к вашей деятельности, сделать ее более интересной и привлекательной для вас. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на вашу мотивационную сферу.

Задания

1. Вообразите как можно ярче, что вы достигли своей цели, что

ваша мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь наконец стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого будущего.

2. Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много

работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь определенной деятельностью (например, это может быть учеба или профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно и вы стремитесь преодолеть препятствия и достичь своей цели.

3. Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий — успех, счастье, богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определенной последовательности.

Упражнение 2. Успех в прошлом

Цель

Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

Задания

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают ее.

2. Далее поразмышляйте о цели, которую вы стремитесь достичь. Вообразите ее четко. Прокрутите в воображении картинки достижения цели.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Стремитесь пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижение цели) так, как вы ощущали это в прошлом.

Упражнение 3. Эмоциональное насыщение

Цель

Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определенные слова связываются в вашем воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл (например, слова «замечательно!», «прекрасный», вызывают позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, «привязывая» их к предметам и к отдельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие эмоционального насыщения (сочетание с позитивными, «приятными» эпитетами и эмоциями) определенные предметы становятся для вас более привлекательными и интересными. Для того чтобы сформировалось соответствующее позитивное отношение к предметам (объектам) вашей деятельности, процесс эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным.

Задания

1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов, которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров) предмета (объекта, к которому вы хотите сформировать интерес. Например, если это автомобиль, то среди элементов могут быть мотор, тормоза, руль, корпус, дизайн. А если вы стремитесь развить свой интерес к психологии, то в качестве компонентов могут выступать психические процессы и функции (память, внимание, воображение, мышление, мотивация и т. п.).

4. Каждый компонент (элемент) вашей деятельности (из десяти записанных) насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.

Упражнение 4. Новое имя

Цель

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени, можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обя-зательно требовать этого же от окружающих).

Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов.

2. Я (с новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5. Составь наставления другим людям

Цель

Обучая других — мы учимся также и сами, убеждая других — мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других — мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Задание

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

Пример: Андрей, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него.

•Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели.

•Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение.

Читайте также:  Задержка речевого развития ребенка что делать

•Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, — все возможно.

Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.

Выбрав несколько девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.

Упражнение 6. Указывая ошибки — отметьте улучшения

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше.

2. Пусть трудностей еще немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.

3. Пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определенных аспектов деятельности. Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребенку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям). Для того чтобы побуждать ребенка к учению (или взрослого к работе, следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

Задание

Укажите на недостатки, ошибки ученика (подчиненного, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

Упражнение 7. Сформируй позитивный образ «Я»

Цель

Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ своего «Я» оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда вы чувствуете себя беспомощными и бессильными в определенной деятельности, то, как правило, не будете прилгать значительных усилий; ваша мотивация в таком случае будет низкой. А когда вы уверены в себе, то ваше отношение к деятельности будет совсем иным.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите ваши положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают вам в работе (учебе) и в жизни.

2. Вспомните и запишите ваши успехи (5 вариантов). Поразмышляйте, какие ваши особенности (способности) обусловили эти достижения.

3. Поразмышляйте (или посоветуйтесь с психологом) относительно перспектив, возможностей и методов развития некоторых способностей и навыков, важных для вашей деятельности. Всегда есть возможности для совершенствования, а осознание путей и методов развития даст вам значительный мотивационный заряд.

4. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в ваш адрес со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое мотивационное влияние они имели?

5. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь приобрести позитивный образ «Я». Вспомните его положительные черты и особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их, можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ «Я».

6. Поразмышляйте, как можно было бы усовершенствовать ваши методы работы, что можно было бы улучшить, продумайте перспективы и возможности развития. Вы способны придумать много нового, что может не только изменить вас, но и помочь другим (в первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности). Осознание перспектив, возможностей усовершенствования является не только существенным мотивационным фактором, но и повышает смооценку и влияет на позитивность образа «Я». Запишите шесть вариантов.

Упражнение 8. Похвала самому себе

Цель

Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т. п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъем, в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа/ Так и дальше держать!»

3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость и т. п.).

Упражнение 9. Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.

Литература: С. Занюк «Психология мотивации»

Источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Программа

Коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов V, VII вида.

«Развитие мотивации учебной деятельности и самопознания детей с ОВЗ».

                                                                                                      Составитель: педагог-психолог

 Севостьянова Е.А.

Санкт-Петербург

                                                                 2015   год

  1. Пояснительная записка.

В настоящее время мотивация рассматривается как одна из основных движущих сил учения. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения детей в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Поэтому развитие мотивации к познавательной деятельности и самопознанию в частности необходимо начинать в процессе обучения ребенка в начальной школе, закладывая зону ближайшего развития этого процесса для подросткового возраста. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивации учебной деятельности и самопознания звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально. Очевидно, что без ориентации на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию. Учебная мотивация детей с ОВЗ часто бывает снижена прежде всего из-за состояния здоровья.  Задержка психического развития (ЗПР), интеллектуальная недостаточность сильно тормозят развитие познавательного интереса.  Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, осложняют  процесс обучения и усвоения учебного материала, делая его чрезмерно трудным для ребенка. У детей с ОВЗ длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, но и здесь дети избегают приближающиеся к учебным  сложные игры с правилами, запретами. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети со сложным дефектом прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы по формированию учебной мотивации, мотивации самопознания обучающихся, развитие у них пытливости ума и любознательности. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

  1. Теоретико-методологическое обоснование.
Читайте также:  Развитие ребенка средствами художественной литературы

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний, другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.

Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

  • ребенок хочет учиться  в школе и переживает при отсутствии такой возможности;
  • учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
  • сформирована широкая полимотивация учения;
  • сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
  • сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
  • ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
  1. Цель программы:

Формирование мотивации учебной деятельности и самопознания детей с ОВЗ.

     Задачи программы:

  1. становление и удержание внутренней позиции ученика;
  2. развитие мотивации к обучению в школе и усвоению новых знаний;
  3. формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности;
  4. развитие коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  5. повышение уровня самосознания учащихся, самооценки;
  6. формирование положительного эмоционального фона, снижающего чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  7. развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
  1. Принципы построения программы:
  • Принцип позитивности — создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принципа индивидуального подхода — максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности — активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
  • Деятельностный принцип – формирование положительной мотивации учебной деятельности проходит в процессе развития познавательных способностей ребенка, навыков индивидуальной работы и сотрудничества в коллективе.

5. Формы работы при реализации программы.

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников:

  • групповые занятия;
  • индивидуальная работа — включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику мотивации к обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Время проведения занятий:

Систематический курс (два раза в неделю) по развитию мотивации учебной деятельности и развитию познавательных процессов обучающихся. Количество занятий – 34, продолжительность по 40 минут.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения занятия,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

  • игрового преподнесения заданий;
  • создания положительного образа школьника;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  • возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
  • повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Результаты работы по формированию учебной мотивации  не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Читайте также:  Работа с родителями по развитию эмоциональной сферы ребенка

6. Структура программы:

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки, которая направлена на активизацию мыслительной деятельности. Продолжительность – 5минут.

II. Основная часть включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы. Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Список литературы

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002. 
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993. 
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два — икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.

21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
26. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
27. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
28. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
29. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
30. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
31.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
32. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
33. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
34. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
35. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
36. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Кишинев, 1986.
37. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
38. Монтессори — материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
39.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

Приложение 1.

Тематическое планирование 1 класс.

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности.

1

Раздел 1. «Я — школьник».

2

Я умею управлять собой

2

3

Я умею преодолевать трудности

2

4

Я умею слушать других

2

5

Я умею учиться у ошибки

2

6

Я умею быть доброжелательным

1

7

Я умею делать задания вместе с другими

2

8

Я умею слышать мнение другого

1

9

Я учусь решать конфликты

1

10

Я умею разрешать конфликты

1

Раздел 2. «Хочу все знать о себе».

11

Радость. Что такое мимика и жесты?

1

12

Радость. Как ее доставить другому человеку?

1

13

Грусть

1

14

Страх. Как его преодолеть

1

15

Гнев. С какими чувствами он дружит? В чем его польза?

1

16

Обида

1

17

Я и мои чувства

2

18

Я и мой характер

2

19

Я и мое мышление

2

20

Я и моя память

2

21

Я и мои способности

2

22

Я и мое внимание

2

23

Итоговая диагностика

1

Итого

34

Тематическое планирование 2 класс.

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности.

1

Раздел 1. «Я и другие».

2

Мы рады встрече

1

3

Вспомним чувства

1

4

Понимаем чувства другого

1

5

Мы испытываем разные чувства

1

6

Качества людей

1

7

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

8

Хорошие качества людей

1

9

Кого называют «доброжелательным человеком»? Трудно ли им быть?

1

10

Я желаю добра ребятам в классе

1

11

Какие качества нам нравятся друг в друге

1

12

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

2

13

Каждый человек уникален

1

14

В каждом человеке есть темные и светлые качества

1

15

Какой я?

1

16

Какой ты? Учимся договариваться

2

Раздел 2. «Я в школе».

17

Школьные трудности

2

18

Я и мои чувства

2

19

Я и мой характер

2

20

Я и мое мышление

2

21

Я и моя память

2

22

Я и мои способности

2

23

Я и мое внимание

2

24

Итоговая диагностика

1

Итого

34

Тематическое планирование 3 класс.

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика сформированности учебной мотивации, развития познавательных процессов (память, внимание, мышление), коммуникативной и личностной компетентности.

1

Раздел 1. «Я и другие».

2

Мы рады встрече

1

3

Кого можно назвать фантазером?

1

4

Я умею фантазировать!

1

5

Мои сны!

1

6

Я умею сочинять!

1

7

Мои мечты

1

8

Фантазии и ложь

1

9

Что такое лень?

1

10

Что такое сотрудничество?

1

11

Я умею понимать другого

1