Развитие ребенка средствами художественной литературы

Развитие ребенка средствами художественной литературы thumbnail

Наталья Илюшкина
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Читайте также:  Развитие индивидуальности как средство развития ребенка

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой

юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Источник

Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы

Развитие речи детей посредством художественной литературы

IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa

Развитие ребенка средствами художественной литературы

/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,

как тень доброй беседы!»

Р. Л. Стивенсон.

«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Читайте также:  Значение опытно экспериментальной деятельности в развитии ребенка

Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

воспитывать у детей любовь к книге;

художественной литературе;

способность чувствовать художественный образ;

развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

показ иллюстраций, картин, игрушек;

элементы инсценировки;

просмотр видеофильмов;

изготовление атрибутов к сказкам;

используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;

для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;

оформление выставок: героев из прочитанных произведений.

Словесный метод: приёмы-

чтение произведений с просмотром иллюстраций;

вопросы по содержанию произведений;

беседа по произведению;

пересказ произведений;

чтение сказок детьми;

заучивание наизусть роли;

прослушивание произведений музыкальных книг;

прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

элементы инсценировки;

игры-драматизации;

дидактические игры;

театрализованные игры, использование разных видов театра;

игровая деятельность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадёт,

Любит кашку, любит колобка.

Читайте также:  Язык и когнитивное развитие ребенка

Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?

«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Задание 2. Угадай сказку по трём словам:

Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».

Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса, растущий рядом с домом: «Я — зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как — то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.

Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит из нескольких этапов.

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста развивается:

Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.

Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.

Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.

Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.

Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.

Развитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературыРазвитие ребенка средствами художественной литературы

Источник