Программа индивидуального развития ребенка с зпр

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=»eliadunit»>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой чтения.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа коррекционно – развивающей работы.
Ф. И. ребенка:
Срок реализации: 2015-2016 уч.год.
Направление
Задачи
Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие внимания
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
— «Найди отличия»,
— «Что неправильно?»,
— «Что задумал художник?»,
— «Что недорисовано?»
— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
— «Найди пару», «Найди такой же».
— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
— «Копирование образца»,
— «Найди такой же предмет»,
— «Рисую палочки»,
— «Расставь значки»
Развитие восприятия
1) развивать восприятие геометрических фигур
2) развивать точность восприятия
3) развивать цветоразличение
4) развивать восприятие длительности временного интервала
5) развивать представление о частях суток
6) развивать представления о временах года
7) развивать пространственные представления
8) развивать наблюдательность
— «Назови фигуру»,
— «Геометрическое лото»,
— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
— «Танграм»,
— «Закрой фигуры»,
— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
— «Дорисуй фигуры»,
— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
— «Радужный хоровод»,
— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
— «Цветное лото»,
— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
— «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
— Беседа по картинкам (части суток),
— «Разложи картинки»,
— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
— Отгадывание загадок о временах года
— Заучивание стихотворений,
— Беседа о временах года,
— «Назови время года т.д.»,
— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»
»
— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
— «Кто больше назовёт?»,
— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»
Развитие мышления
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
— «Четвёртый лишний»,
— «Найди отличия».
— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
— «Как это можно использовать?»,
— «Говори наоборот»,
— «Бывает – не бывает»,
— Загадывание загадок.
Развитие памяти
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),
— «Я — фотоаппарат».
— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Развитие воображения и творческих способностей
1) развивать воображение и творческие способности
— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
— «Дорисуй»,
— «Рисование по точкам»,
— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
— «Что будет, если …»
Источник
Индивидуальная программа
коррекционно – развивающего обучения
и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья (средний возраст ЗПР)
Направление
Задачи
Содержание коррекционно – развивающей работы
Социальное развитие
1)Формирование у ребёнка представлений о себе;
2)формирование самостоятельности в быту;
3)формирование интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств ком- муникации со взрослым;
4)формирование интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником.
Развивающие игры: — «Умываемся»;
— «Мыльные перчатки»;
— «Чистим зубы»;
— «Посмотри мне в глазки»;
— «Кто спрятался?»;
— «Ку — ку»;
— «Подуй, ветерок»;
— «Хлопаем в ладоши».
Физическое развитие
1)Совершенствование имеющихся двигательных функций ребёнка;
2)развитие и коррекция основных движений, а также двигательных навыков;
3)развитие мелкой моторики пальцев рук;
4)развитие зрительно – двигательной координации;
Упражнения, игры:
— элементы игровой гимнастики (или зарядки);
— динамические и статические упражнения с предметами (погремушками, флажками, колокольчиками, мячами и др.);
— динамические элементы спортивных упражнений (например, ходьба под музыку, ползание, лазание, прыжки и др.);
— подвижные игры (сюжетные).
Познавательная линия развитие
1)Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно – двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно – исследовательских реакций и действий;
2)формирование наглядно – действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, орудийных действий, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);
3)формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия;
4)ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка;
5)развитие речи, её культуры и языковых способностей.
Игры и упражнения:
— «Собери (сложи) картинку»;
— «Назови предметы красного, жёлтого… цвета»;
— «Угадай, какой формы»;
— «Чудесный мешочек»;
— «Узнай по описанию»;
— «Найди пару»;
— «Какое время года?»;
— «Что изменилось?»;
— «Когда это бывает?»;
— «С какой ветки детки?»;
— «Лото – вкладыши»;
— «Зоологическое домино»;
— «Четвёртый лишний»;
— «Одень Наташу».
Формирование ведущей (игровой деятельности)
1)Формирование предметных действий;
2) формирование сюжетной игры;
3) формирование элементов сюжетно — ролевой игры.
Игры и упражнения по формированию предметных действий:
— «Ёлочки – грибочки»;
— «Покатай мячи» и др..
Примерный перечень сюжетов для использования в игровых ситуациях:
— «Наша семья (кукла – мама, кукла – дочка, и т.д.)»;
— «Дочки – матери»;
— «Готовим обед для кукол» и др..
Примерный перечень сказок – драматизаций:
— «Репка»;
— «Теремок»;
— «Три медведя» и др..
Формирование продуктив –
ных видов деятельности
1)Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементам операционно – технических умений (в рисовании, лепке, аппликации);
2)формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразным способам моделирования (с помощью деревянного строительного конструктора, мягких модулей, готовых конструкций, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и др.);
3) формирование ручной умелости, хозяйственно – бытовых навыков.
Предлагаются следующие задания:
. в изобразительной деятельности:
— в рисовании: «Дождик – кап-кап», «Тучи», «Травка», «Ручеёк» и др.;
— в лепке: «Колбаски», «Колобок», «Колечки» и др.;
— в аппликации: «Воздушные шары», «Яблоко» и др.;
. в конструировании:
«Дорожки», «Башни» и др.;
. в ручном труде:
задания, направленные на выполнение поделок – работа с бумагой, картоном, природным материалом;
. в хозяйственно – бытовом труде:
«Подметём комнату», «Пылесосим», «Вытрем пыль», «Искупаем куклу», «Помоем посуду» и др.
Речевое развитие
1)Расширение и систематизация словаря;
2)обучение построению высказыва – ния (совершенствование грамматического строя, построение предложения);
3)развитие связной речи.
1)Проведение активной артикуляционной гимнастики;
2)развитие понимания обращённой речи;
3)формирование фонетико – фонематического слуха;
Рекомендации для
родителей
1)Завести «Дневник наблюдений»;
2)оформить «Фотоальбом»;
3)создать «Папку детских поделок».
Проведение тематических лекций:
— Возрастные закономерности развития детей раннего возраста;
— особенности развития детей с ОВЗ;
— организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у детей;
— дидактическая игра как средство психического развития ребёнка.
Источник