Особенности развития ребенка при слепоте

Особенности развития ребенка при слепоте thumbnail

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

Психические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления.

Кроме того, отсутствие зрения тормозит формирование кинестетических функций, так необходимых для нормального развития.

Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение.

Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.

слепорожденные дети

В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок.

При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация».

Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства.

Во всех клинических проявлениях депривационный синдром наблюдался только у лиц с врожденной или рано приобретенной слепотой.

У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией.

— Также рекомендуем «Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих»

Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

Поскольку
деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не
нарушается, овладение речью и ее функциями, а также ее структурой при
слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих,
однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс
определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике
развития и накопления языковых средств и выразительных движений,
своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором
отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение
родного языка, т.е. формирование фонетического слуха и механизма
звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И
если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых
представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и
зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции
звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и
зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного
или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные
движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его
людей. Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко
распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм —
неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в
различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л;
ротацизм — недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения
произношения звуков д, т и др.

Развитие звукопроизношения зависит от времени потери зрения: по данным
М.Е. Хватцева, среди слепорожденных и ослепших до появления речи
недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более
старшем (дошкольном) возрасте — до 5-7 лет, т.е. до окончательного
завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6%
случаев.

Речевые расстройства у слепых детей отражаются на их письме. По данным
М.Е. Хватцева, 25% ошибок связаны с неправильным произношением
соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно произносимые звуки
обусловливают неверное написание.

Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят
психическое развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени, чем
нормально видящих. Недостатки произношения отрицательно влияют на
речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда
детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств
личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость,
аутизм, негативизм).
На основе развивающегося у ребенка к концу 1-го года жизни
фонематического слуха и формирования голосового аппарата начинается
овладение смысловой речью. Выделение и развитие обозначающей функции
речи относится примерно к полутора годам и характеризуется быстрым
ростом словарного запаса, одновременно с которым происходит и овладение
грамматическим строем родного языка.

Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество
воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных и,
что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие
свойств и качеств предметов (например, цвет). Это ведет к замедлению
процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на
темпах речевого развития.

Развитие словарного запаса может рассматриваться в двух аспектах:
количественно — как увеличение числа используемых и понимаемых слов и
качественно — как смысловое развитие словаря, как соотношение слов и
обозначаемых ими предметов, как процесс все большего и большего
обобщения значения слов.
Неограниченные у слепых детей возможности речевого общения
(непосредственное общение со взрослыми, прослушивание радиопередач и
т.д.) способствуют накоплению словарного запаса, который уже в среднем
школьном возрасте может не только достичь уровня нормы, но и, по данным
некоторых исследователей, превзойти его. Богатый словарный запас
является одним из непременных условий компенсации ограниченного
чувственного опыта, однако для этого он должен хотя бы минимально
опираться на конкретные представления.

Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону
словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с
соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта,
а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных
данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным
овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций.
Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается
в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность к
овладению обобщенным значением слов и выше его уровень.

Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и
явлений и их свойства лишает слепых возможности произвести сопоставление
усвоенных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет
значение слов.

Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или
ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются
вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение
слов либо неправомерно сужается — слово остается как бы привязанным к
единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно
отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое
значение.
Однако отсутствие соответствия между словом и образом, вербализм знаний
могут быть в значительной степени преодолены путем специальной работы по
конкретизации речи.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со
взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При
нормальном общении с окружающими слепые дети имеют все условия для
успешного овладения грамматическим строем родного языка. Но достаточно
часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко
ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на
формировании у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи
родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение
связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей,
осуществляется у слепых детей по тем же закономерностям, что и у
нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть
задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.

В специфику развития речи слепых детей включаются также особенности
усвоения и использования ими неязыковых средств общения — мимики,
пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи.
Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и
непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих
отрицательно сказывается как на понимании ситуативной, сопровождаемой
мимикой и пантомимикой устной речи, так и на внешнем оформлении речи.

Слепой ребенок не воспринимает массу мимических движений и жестов,
придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и
значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами он существенно
обедняет свою речь, она становится маловыразительной.

Наиболее тесно со временем и степенью потери зрения связаны из
неязыковых средств общения мимика и пантомимика. При врожденной и рано
возникшей слепоте страдают как инстинктивные, так и прижизненно
формирующиеся социальные выразительные движения.

Последние у данной категории слепых вообще отсутствуют, а инстинктивные
мимические движения (например, сопровождающие смех и плач) оказываются
слабо выраженными.

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов
речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить,
что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со
стороны родителей и воспитателей достигает нормального уровня и служит
мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во
всех видах деятельности.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же
закономерностям, что и развитие в норме. С помощью компенсаторных
приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия
между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму
смещенные или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим
приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или
восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из
важнейших задач реабилитационной работы.

Включение в деятельность людей при слепоте или слабовидении приводит к
формированию нового способа поведения. Например, компенсаторные
приспособления, обеспечивающие ориентацию в пространстве, возникают в
тех случаях, когда слепой активно и самостоятельно овладевает
пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно
пользующихся услугами сопровождающих, ориентировочные навыки не
формируются.

Включение в деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также
благотворно влияет на компенсаторное приспособление. Участие в игровой,
а затем учебной и трудовой деятельности повышает их активность,
развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность
сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на
развитии высших психических функций.

Среди большого количества работ, посвященных исследованию роли
деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает
монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты». В ней
экспериментально доказано, что деятельность в различных ее видах
является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути
психического развития при ранних нарушениях зрительной функции, так и
для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при поздней
слепоте.

«Наши наблюдения, — пишет М.И. Земцова, — показывают, что когда ослепшие
включаются в интересующий их общественный труд, то их самочувствие
заметно улучшается. Их охватывает чувство радости, бодрости,
удовлетворенности успехами труда, у них укрепляется вера в свои
возможности и силы, постепенно сглаживаются и ослабевают болезненные
проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией
личности на слепоту».

Т. Б. Епифанцева

Нужна консультация невролога? Запишитесь
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.Особенности развития ребенка при слепоте

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.

Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за нихнесможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.

Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.

Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренируетего память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─  в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.Особенности развития ребенка при слепоте

Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

Источник

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 4 империя детства