Программа индивидуального развития ребенка с зпр

Программа индивидуального развития ребенка с зпр thumbnail

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

Читайте также:  Интернет магазин раннего развития ребенка

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

Ф. И. ребенка:  

Срок реализации: 2015-2016 уч.год.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— «Найди отличия»,

— «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Танграм»,

— «Закрой фигуры»,

— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

Читайте также:  Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

— «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

— «Назови время года т.д.»,

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

— «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

— «Я — фотоаппарат».

— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

— «Что будет, если …»

Источник

Индивидуальная программа

коррекционно – развивающего обучения

и воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья (средний возраст ЗПР)

Направление

Задачи

Содержание коррекционно – развивающей работы

Социальное развитие

1)Формирование у ребёнка представлений о себе;

2)формирование самостоятельности в быту;

3)формирование интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств ком- муникации со взрослым;

4)формирование интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником.

Развивающие игры: — «Умываемся»;

— «Мыльные перчатки»;

— «Чистим зубы»;

— «Посмотри мне в глазки»;

— «Кто спрятался?»;

— «Ку — ку»;

— «Подуй, ветерок»;

— «Хлопаем в ладоши».

Физическое развитие

1)Совершенствование имеющихся двигательных функций ребёнка;

2)развитие и коррекция основных движений, а также двигательных навыков;

3)развитие мелкой моторики пальцев рук;

4)развитие зрительно – двигательной координации;

Упражнения, игры:

— элементы игровой гимнастики (или зарядки);

— динамические и статические упражнения с предметами (погремушками, флажками, колокольчиками, мячами и др.);

Читайте также:  Академия развития ребенка детский центр

— динамические элементы спортивных упражнений (например, ходьба под музыку, ползание, лазание, прыжки и др.);

— подвижные игры (сюжетные).

Познавательная линия развитие

1)Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно – двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно – исследовательских реакций и действий;

2)формирование наглядно – действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, орудийных действий, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);

3)формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия;

4)ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка;

5)развитие речи, её культуры и языковых способностей.

Игры и упражнения:

— «Собери (сложи) картинку»;

— «Назови предметы красного, жёлтого… цвета»;

— «Угадай, какой формы»;

— «Чудесный мешочек»;

— «Узнай по описанию»;

— «Найди пару»;

— «Какое время года?»;

— «Что изменилось?»;

— «Когда это бывает?»;

— «С какой ветки детки?»;

— «Лото – вкладыши»;

— «Зоологическое домино»;

— «Четвёртый лишний»;

— «Одень Наташу».

Формирование ведущей (игровой деятельности)

1)Формирование предметных действий;

2) формирование сюжетной игры;

3) формирование элементов сюжетно — ролевой игры.

Игры и упражнения по формированию предметных действий:

— «Ёлочки – грибочки»;

— «Покатай мячи» и др..

Примерный перечень сюжетов для использования в игровых ситуациях:

— «Наша семья (кукла – мама, кукла – дочка, и т.д.)»;

— «Дочки – матери»;

— «Готовим обед для кукол» и др..

Примерный перечень сказок – драматизаций:

— «Репка»;

— «Теремок»;

— «Три медведя» и др..

Формирование продуктив –

ных видов деятельности

1)Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементам операционно – технических умений (в рисовании, лепке, аппликации);

2)формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразным способам моделирования (с помощью деревянного строительного конструктора, мягких модулей, готовых конструкций, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и др.);

3) формирование ручной умелости, хозяйственно – бытовых навыков.

Предлагаются следующие задания:

. в изобразительной деятельности:

— в рисовании: «Дождик – кап-кап», «Тучи», «Травка», «Ручеёк» и др.;

— в лепке: «Колбаски», «Колобок», «Колечки» и др.;

— в аппликации: «Воздушные шары», «Яблоко» и др.;

. в конструировании:

«Дорожки», «Башни» и др.;

. в ручном труде:

задания, направленные на выполнение поделок – работа с бумагой, картоном, природным материалом;

. в хозяйственно – бытовом труде:

«Подметём комнату», «Пылесосим», «Вытрем пыль», «Искупаем куклу», «Помоем посуду» и др.

Речевое развитие

1)Расширение и систематизация словаря;

2)обучение построению высказыва – ния (совершенствование грамматического строя, построение предложения);

3)развитие связной речи.

1)Проведение активной артикуляционной гимнастики;

2)развитие понимания обращённой речи;

3)формирование фонетико – фонематического слуха;

Рекомендации для

родителей

1)Завести «Дневник наблюдений»;

2)оформить «Фотоальбом»;

3)создать «Папку детских поделок».

Проведение тематических лекций:

— Возрастные закономерности развития детей раннего возраста;

— особенности развития детей с ОВЗ;

— организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у детей;

— дидактическая игра как средство психического развития ребёнка.

Источник