Программа для развития речи ребенка
Камалдинова Гульнур Мугтасимовна
Вирфель Татьяна Михайловна
Михайлова Лариса Павловна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2» Рябинка», г. Бавлы, Республика Татарстан
Камалдинова Г.М., Вирфель Т.М., Михайлова Л.П. Играем, говорим, размышляем: программа по речевому развитию дошкольников // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 03.03.2020).
Заказ № 427652
ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия программы с приложениями (брошюра)
Пояснительная записка
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
В настоящее время ученые и педагоги – практики отмечают снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому педагогам необходимо обратить самое пристальное внимание на детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, коммуникативных навыков. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Актуальность
В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда у ребенка взрослый просит рассказать, что интересного он увидел в зоопарке, пересказать сказку, рассказ, описать картинку, составить рассказ по картинке, то сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, невыразительной.
К 5 – 6 годам современный ребенок должен овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звуко-слоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы, описывать картинки, события.
Программа «Играем, говорим, размышляем» позволяет решить проблемы речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в школе.
Цель программы
Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей.
Задачи программы
- Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Формирование и развитие связной речи.
- Формирование потребности самостоятельного вхождения в диалог.
- Формирование умения аргументировать свои умозаключения.
- Раскрепощение ребенка, дать ему возможность обнародовать свою реакцию, свое впечатление на различные события.
- Создание комплексной интегрированной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ как условие речевого развития ребенка.
Отличительные особенности программы
Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.
Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия).
Второй год обучения: Развитие мышления.
Третий год обучения: Развитие речи.
Выбор такой структуры обусловлен тем, что состояние произносительной и содержательной сторон речи, уровень развития речи находятся в прямой зависимости от уровня сформированности внимания, сенсорных процессов; умения самостоятельно вычислять значимые для решения каждой конкретной задачи свойства предметов, умения делать самостоятельные обобщения, самостоятельно находить выбор решения практической задачи в незнакомой ситуации. Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности: от простого — к сложному. Во всех трех годах обучения решаются задачи воспитания звуковой культуры речи, формирования словаря и грамматического строя речи, развития связной речи.
В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.
В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.
В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.
Предлагаемая дополнительная программа является адаптированной, за основу были взяты следующие источники:
- Леонгард Э.И. Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду: программа, Москва 1996.
- Исаева Г.И. Точка отсчета – ребенок: методическое пособие. Казань, 2003.
- Ткаченко Г.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей, М.: ГНОМ Д, 2003.
Данная программа «Играем, говорим, размышляем» основывается на идеях вышеперечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания.
Реализация данной программы предполагает:
- повышение у детей уверенности в себе;
- овладение правилами разговорной речи, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказывания.
- развитие культуры общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться или в зависимости от ситуации.
Организация образовательного процесса
Сроки реализации программы: в течение 3-х лет. Программа рассчитана для работы с детьми 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.
Ведущие формы работы: занятия, игры, сценарии, активизирующие обучение.
Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей: средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25 минут, подготовительный к школе возраст – 30 минут.
Программа состоит из трех разделов:
1 раздел – диагностический
Диагностика является начальным и завершающим этапом работы с ребенком и группой в целом. Логопед проводит обследование речи детей, воспитатели, психолог ведут наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в детском саду.
2 раздел – практический
В практической части ставятся и решаются задачи речевого и коммуникативного развития детей. Целью педагога является пробуждение речевой активности ребенка, его языковых способностей, создание ситуаций диалогового общения между детьми. Педагог организует деятельность детей так, чтобы деятельность не выступала как форма обучения, это может быть досуг, развлечение, игра, чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, художественное творчество и т.д. При использовании сценариев активизирующего общения, обучение происходит как на занятиях, так и вне занятий, в течение всего дня, и носит интегрированный характер с активным применением игровых приемов.
Цели и задачи деятельности:
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- обогащение и активизация словаря;
- формирование грамматического строя языка ребенка;
- развитие связной речи;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие умения работать с картинками;
- развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.
- развивать умение внимательно выслушивать собеседника;
- развивать умение аргументировать свои умозаключения.
3 раздел – контрольный
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. После завершения учебного года выявляется уровень речевого и коммуникативного развития.
Данные сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Глубокий анализ результатов помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с задачами дальнейшего обучения, а также определить рекомендации педагогам и родителям.
Методическое обеспечение программы:
Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами.
При проведении упражнений с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать умственную активность ребенка.
Дидактическое и техническое обеспечение программы:
Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран и прочая наглядность.
Литература:
- Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей М : Мозаика – Синтез, 2008.
- Бычкова С.С. Формирование умение общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. М.: Аркти, 2003.
- Точка отсчета – ребенок: методическое пособие / автор – составитель Р.И. Исаева. Казань, 2003.
- Леонгард Э.И. Общение: программа
- Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1996.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / под.ред. Умаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Скоролупова О.А. Введение ФГОС Дошкольного образования. М.: Скрипторий, 2014.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2003.
Полная версия программы с приложениями (брошюра)
Источник
Назначение врача не требуется
Противопоказаний нет
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дома, в отпуске и даже в пробке!
Опишите проблему и мы вышлем Вам вариант решения!
Помогает при РАС, СДВГ, ОНР, ЗРР, НСВ / НСО, ЗПРР, ФФНР, алалии, дислексии, при нарушении фонематического слуха, нарушении слухового восприятия и т.п.
Для детей с 4-х лет
Эффективность, доказанная практикой
Доступно круглосуточно, везде, где есть интернет
FAST FORWORD —
Инновационная Неврологическая Методика Развития речи
Большинство методик по развитию речи применяют инструменты, которые обеспечивают либо только временные улучшения, либо занимают бесконечно долгое время и обеспечивают очень медленный прогресс. Это похоже на накачивание воздуха в медленно спускающую шину.
Fast ForWord работает иначе!
Основанная на нейронауке, эта компьютерная коррекционная методика состоит из программ, включающих игры-упражнения, благодаря которым наращиваются и укрепляются нейронные связи в областях головного мозга, отвечающих за развитие речи и основных когнитивных навыков человека: памяти, способности концентрировать внимание, скорости обработки информации мозгом, а также умение упорядочивать информацию (воспринимать и воспроизводить последовательность, например: букв в алфавите, слов в предложении, цифр в числовом ряду, месяцев в году и т.д.).
Таким образом, занятия в Fast ForWord обеспечивают физиологическую базу для развития речи, устраняют первопричины фонетико-фонематического недоразвития (ФФН), нарушения слухового восприятия (НСВ) и обработки звуковой информации.
Fast ForWord обеспечивает более персонализированные и интенсивные занятия, чем другие методики, и обеспечивает более быстрые результаты, которые останутся на всю жизнь.
Fast ForWord считается уникальным не просто так!
На основании многолетних исследований, проведенных ведущими мировыми нейрофизиологами Др. М. Мерценихом, Др. П. Таллал, и др., были выявлены причины нарушений речевого развития: мозг детей с нарушением развития речи не успевает корректно обрабатывать входящие звуковые сигналы в темпе нормальной человеческой речи. Это прежде всего касается обработки мозгом согласных звуков.
Fast ForWord использует запатентованную технологию цифровой обработки речи. Данная технология позволяет акцентировать и удлинять звучание согласных звуков относительно гласных. Для людей, имеющих проблемы восприятия речи на слух, сложно отличить схожие по звучанию слоги, например: ба/да; ки/ги и т.д. Как следствие, неверное воспринятое слово ведет к непониманию всего предложения, что осложняет коммуникацию в целом.
При нарушении слухового восприятия нейронам слуховой зоны коры головного мозга требуется больше времени на обработку звуков. Говоря обывательским языком: мозг «не слышит» уши. При цифровом замедлении и акцентировании отдельных слогов речи, используемом в методике Fast ForWord, соответствующие нейроны получают больше времени на обработку звуков и за счет интенсивной тренировки учатся воспринимать и обрабатывать слуховую информацию быстрее. По мере продвижения ученика в упражнениях к следующим уровням программа постепенно снижает степень цифровой обработки речи и на последних уровнях используется тренировка обработки естественной речи.
Благодаря Fast ForWord ребёнок сможет быстро и навсегда развить речь и улучшить память, навыки концентрации внимания и обработки информации.
Посмотрите на примере одного из упражнений, как изменяется скорость обработки мозгом звуковой информации до и после прохождения курса в Fast ForWord:
До
Начальный уровень упражнений Sky Gym / Space Racer:
длительность звукового сигнала 80 мсек
межстимульный интервал 500 мсек
2 звуковых стимула
Для большинства детей с задержкой речи, эти упражнения даже на начальном уровне, вызывают огромную сложность, но регулярные тренировки помогают преодолеть трудности.
После
Завершающий уровень упражнений Jumper Gym / Sky Rider:
длительность звукового сигнала 25 мсек
межстимульный интервал 0 мсек
5 звуковых стимулов
Благодаря тренировкам в Fast ForWord мозг настолько эффективно тренируется быстро обрабатывать звуковую информацию, что навыки учеников превосходят возможности типично развивающихся людей!
Занимаясь в FAST FORWORD, Ваш ребенок развивает:
речи
памяти
концентрации внимания
скорости мышления
навыков обработки и упорядочивания информации
навыков чтения
способности к обучаемости
логического мышления
социальных навыков
самостоятельности
базового английского языка
Как работает FAST FORWORD:
Не требует дорогого специального
оборудования
Запатентованная технология цифровой обработки
речи
Необходимо подключение к сети интернет и наушники
Работает на компьютере или iPad
Использует принцип пластичности мозга
Индивидуальный
учебный
план
Это похоже на тренировку в тренажерном зале: сначала атлет поднимает малые веса, потом, по мере развития мускулатуры, все большие и большие. Именно поэтому Fast ForWord называют «фитнес для мозга». Но есть важное отличие — курс занятий в Fast ForWord важно проводить до конца, иначе мозг натренируется распознавать звуковые сигналы только до промежуточной стадии, так и не достигнув способности корректно распознавать человеческую речь в её обычном темпе, а значит, ребенок по-прежнему не сможет полноценно понимать услышанное, проблемы в развитии речи не будут преодолены и это не позволит развить ребенку навыки чтения.
FAST FORWORD
ребенок развивается, мама отдыхает!
Задача родителя — просто включить программу и обьяснить ребёнку, как в ней работать (это описано в инструкции). Дальше ребенок занимается самостоятельно, а программа все задания наглядно «объясняет» сама.
Даже если ребёнок не воспринимает обращённую речь (ему сложно обьяснить задачу), он поймёт задачу из самой программы, но на это уйдёт чуть больше времени.
Для повышения эффективности тренировок, иногда необходимо просто посидеть рядом с ребенком и понаблюдать за его работой, не вмешиваясь.
Это мотивирует ребенка заниматься старательнее и продемонстрировать родителям свои успехи.
Если у ребенка возникнут трудности в каком-либо упражнении, программа назначит проведение дополнительных занятий — интервенций, которые мы Вам вышлем.
Ваша помощь будет заключаться в регулярном проведении этих дополнительных занятий с ребенком, пока трудность не будет преодолена.
Мы обеспечим Вас всеми необходимыми материалами
Для мотивации ученика и повышения эффективности занятий
Для помощи ученику
Для Вашего контроля за занятиями и результатами
Запишитесь на пробные занятия, пока бесплатно!
Fast ForWord — отзывы родителей и профессионалов
Эффективность Fast ForWord подтверждена более чем
250 независимыми исследованиями!
«У нас есть потенциал, чтобы помочь отстающим детям достичь нормы и даже превысить её.»
Посмотрите часть выступления Доктора Майкла Мерцениха на конференции
TED в 2004 году, где он рассказывает о методиках, основанных на пластичности мозга, предназначенных для исправления механизмов работы в мозгу ребенка, для увеличения его способности распознавать речь, разговаривать и читать.
«С точки зрения нейрофизиологии заметно, что программа Fast ForWord помогает нормализовать функционирование мозга ребенка за счет активации участков мозга, необходимых для развития речи и чтения».
Посмотрите часть выступления Доктора Марты Бёрнс на вэбинаре «Нейрофизиология обучения в коррекционной педагогике».
Истории успеха — отзывы родителей
о FAST FORWORD
«Настя плохо понимала, что ей говорят по телефону, она слышала, что с ней разговаривают, но немогла разобрать смысла слов. Теперь по телефону Настя может разговаривать часами.»
— Елена Онучкова, мама Насти
Хотите и Вы помочь своему ребенку?
Запишитесь на бесплатные пробные занятия сегодня!
Fast ForWord — самая доступная методика из эффективных
Мы гарантируем Вам самые низкие цены на занятия в FAST FORWORD в мире!
Кажется, что дорого?
Давайте сравним стоимость занятий в Fast ForWord со стоимостью занятий со специалистом:
Но самое главное даже не то, что занятия в Fast ForWord дешевле, чем занятия со специалистами, а то, что специалист просто не в состоянии заменить Fast ForWord, а программа не всегда в состоянии заменить специалиста!
Fast ForWord это инструмент, позволяющий сделать работу со специалистами более эффективной. Занятия в Fast ForWord подготавливают физиологическую базу, а специалист использует её для формирования необходимых для ученика навыков. За счет этого ученик быстрее получает необходимые результаты, а Вам потребуется оплачивать меньше занятий с дорогостоящими специалистами. Таким образом, благодаря занятиям в Fast ForWord, Вы экономите деньги и быстрее достигаете желаемого результата!
Попробуйте Fast ForWord, это бесплатно!
Почему Вам стоит заниматься в
Fast ForWord с нами?
Мы являемся официальным сертифицированным провайдером FAST FORWORD
Наши гарантии
Мы гарантируем Вам самую низкую цену на занятия в Fast ForWord в мире!
Если Вы найдете дешевле, мы вернем Вам разницу.
У нас Вы гарантированно получите самую лучшую организацию занятий в Fast ForWord на домашнем доступе, с сопровождением на русском языке.
Мы гарантируем Вам 100% возврат денег, если Вы решите отказаться от занятий и провели не более двух занятий в программе.
Наши Партнеры
Группа в ВК
Группа в ОК
Источник