Программа диагностики психического развития ребенка

        Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.

        Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);

— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации

 (4 занятия).

Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

        Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Читайте также:  Обследование общего и речевого развития ребенка

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

— изучение личного дела;

— подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.

1.1. Сфера воспитания:

Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

От 7 лет до 15лет

От 7 лет до 15 лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 5 лет до 10лет

От 6 лет до 14 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 5 лет до10 лет

От 8 лет

Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи.

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

«Графический узор»

«Тест Пьерона-Рузера»  «Лабиринт»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»

«Домик»

2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

Тревожность

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет.

От 11 до 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 10лет

Тест «Лесенка» (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

Читайте также:  Ребенок после родов развитие по месяцам

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 5 лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3.2. Нарушения в поведении

Цель: выявление нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения

От 12 лет до 15 лет

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных анализа, психолог делает вывод  о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.

4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,

Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003

6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

9. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности  к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.

13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

14. Психолого — педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.

15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.

16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.

17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая  диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева,  Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.

19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального                         обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»

Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста

СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»

Социально-реабилитационное отделение

Возраст от 5 до 15 лет

Срок реализации 12 занятий

Составитель:

Берлянчик О.С.

Должность: психолог

Санкт-Петербург

2017

Источник

КОМПЛЕКС МЕТООИК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

младшего школьного возраста

Под научной редакцией Л. М. Шипициной

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2008

ЕБК 83.5

Читайте также:  Влияет ли внутричерепное давление на развитие ребенка

В 49

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В. Г. Казанская

кандидат психологических наук, доцент Т. П. Головина

Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики| психологии Международного университета семьи и ребенка им. А Вавящпбдка

А. Д. Виноградова, Н. Л. Коновалова, И. А. Михаленкова, С. Т. Посохом, А. А. Хилько, Л. М. Шнпнцына

В 49 Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2008. — 48с.

15ВМ 5-9268-0682-8

Предлагаемая система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста.

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования и может быть использовано в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию детских школьных учреждений, при подготовке и переподготовке практических психологов, коррекционных и социальных педагогов, руководителей школьных учреждений, работников образования.

ББК 86.5

ВН 5-9268-0682-8

Издательство «Речь», 200В Коллектив акторов: Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Михаленкова И. А., Посохом С. Т., Хилько А. А., Шипицына Л. М., 2004 Бороэенец П. В., обложка, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Программа психологической диагностики

Содержание программы психологической диагностики

I. Общие сведения о ребенке

II. Диагностика психического, личностного развития

Комплекс методик психологической диагностики

Рекомендуемая процедура психологического обследования ребенка

Диагностические критерии индивидуального психического развития ребенка

III. Заключение об индивидуальны особенностях психического развития ребенка

Комплекс диагностических методик

Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)

Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)

Методика 3. Последовательные картинки

Методика 4. Продолжи ряд

Методика 5. Зрительная непроизвольная память

Методика 6. Зрительная произвольная память

Методика 7. Слуховая произвольная память

Методика 8. Раскрашивание кружков

Методика 9. Отыскивание чисел (таблицы Шульте)

Методика 10. Мотивация учения

Методика 11. Экспертная оценка

Методика 12. Самооценка учебы и поведения

Методика 13. Социометрическое исследование

Методика 14. Незаконченные предложения

Особенности развития речи

Состояние успеваемости и поведения

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальных проблем современности — проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школь­ника, определение психического своеобразия детей «группы риска».

Системные психолого-педагогические исследования дают основание рас­сматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоре­чивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные осо­бенности и возможные отклонения в социально-психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоя­нием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ре­бенка является школьная успеваемость и поведение.

Своевременное выявление потенциала психического развития может быть обеспечено с помощью научно обоснованного методического аппарата, адек­ватного сложной психической организации ребенка, его возрасту, социальным условиям существования.

Предлагаемая система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявление индивидуаль­ных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребенка, сформированность механизмов волевой регуляции межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учеб­ными программами. Каждая из сфер исследуется с помощью надежных и ва­лидных психодиагностических методик.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить ин­дивидуальный уровень развития ребенка.

Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, вза­имообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной).

2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в раз­витии.

3. Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации.

Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность иг­ровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследова­ния и социальной ситуации развития ребенка.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Психологическое диагностирование включаетследующие этапы;

Источник