Подходы к разработке содержания математического развития ребенка
Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Психологические экспериментальные исследования и педагогический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие компоненты общих и специальных способностей. Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.). Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике, и условно его можно разделить на три таких направления:- представления и понятия; — зависимости и отношения; — математические действия. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно. Так, при ознакомлении с числом дети упражняются в счете конкретных предметов, реальных и нарисованных (считают девочек и мальчиков, зайчиков и лисичек, круги и квадраты), попутно знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, без всяких определений и даже описаний этих понятий. Точно так же дети усваивают понятия: «больше», «меньше»; «один», «два», «три»; «первый», «второй», «последний» и т. д. Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими. Первая младшая группа: Количество.Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: «много» и «один», «много» и «мало». Величина.Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров (большой домик маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. п.).Форма.Учить различать предметы по форме (кубик, шар и др.). Вторая младшая группа: Количество.Учить детей составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один предмет; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один». Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Величина.Учить детей сравнивать предметы контрастных (одинаковых) размеров; при сравнении величины предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые (равные по длине), широкий — узкий, одинаковые (равные по ширине), высокий — низкий, одинаковые (равные —по высоте), большой — маленький, одинаковые (равные по величине). Форма.Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение. Ориентировка в пространстве.Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди — позади (сзади), вверху — внизу, справа (слева) — направо (налево). Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени.Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. Средняя группа: Количество и счет.Дать детям представление о том, что множество (группа) может состоять из разных по качеству, предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных». Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три —всего три кружка». Подготовительная группа. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 7089; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10470 — | 7726 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Математическое
развитие детей дошкольного возраста
осуществляется как в результате
приобретения ребенком знаний в
повседневной жизни (прежде всего в
результате общения со взрослым),так
и путем целенаправленного обучения на
занятиях по формированию элементарных
математических знаний. Именно
элементарные математические знания и
умения детей следует рассматривать как
главное средство математического
развития .
Г.С.Костюк доказал,
что в процессе обучения у детей развивается
способность точнее и полнее воспринимать
окружающий мир, выделять признаки
предметов и явлений, раскрывать их
связи, замечать
свойства,интерпретироватьнаблюдаемое;формируются
мыслительные действия, приемы
умственной деятельности,создаются
внутренние условия для перехода к
новым формам памяти, мышления и
воображения.
Психологические
экспериментальные исследования и
педагогический опыт свидетельствуют
о том, что благодарясистематическому
обучению дошкольников математике у них
формируются
сенсорные,перцептивные,мыслительные,вербальные,мнемические
и другие компоненты общих и специальных
способностей.В исследованиях
В.В.Давыдова,Л.В.Занкова и других
доказано,что задатки индивида превращаются
в конкретные способности посредством
учения. Разница в уровнях развития
детей, как показывает опыт, выражается
главным образом в том, какими темпами
и скакими успехами они овладевают
знаниями.
Однако при всем
важном значении обучения в психическом
развитии личности последнее нельзя
сводить к учению. Развитие не исчерпывается
теми изменениями личности, которые
являются прямым следствием
обучения(Г.С.Костюк).Оно характеризуется
теми «умственными поворотами»,которые
происходят в голове ребенка,когда он
научаетсяискусству говорить,
читать,считать, усваивает
социальныйопыт,передаваемый ему
взрослым(И.И.Сеченов).
Как показывают
исследования(А.В.Запорожец,Д.Б.Эль-конин,В.В.Давыдов
и др.), развитие идет далее того, что
усваивается в тот или иной момент
обучения.В процессе обучения и под
влиянием обучения происходит
целостное,прогрессирующее изменение
личности, ее взглядов,
чувств,способностей.Благодаря
обучению расширяются возможности
67
дальнейшего усвоения
нового,более сложного материала,создаются
новые резервы обучения.
Между обучением и
развитием существует взаимная
связь.Обучение активно содействует
развитию ребенка,но и само значительно
опирается на его уровень развития . В
этом процессе многое зависит от того,
насколько обучение нацелено на развитие
.
Обучение может
по-разному развивать ребенка в зависимости
от его содержания и методов. Именно
содержание и его структура являются
гарантами математического развития
ребенка.
В методике вопрос«чему
учить?»всегда был и остается одним из
основных вопросов. Давать ли детям
основы научных знаний, вооружать ли
их только набором конкретныхумений,при
помощи которых они имели бы некоторую
практическую ориентировку,— это
важная проблема дидактикидетского
сада.
Содержание
математического развития отражено в
Программе обучения детей математике,и
условно можно его разделить на три
направления:представления и
понятия;зависимости и
отношения;математические действия.
Отобрать познавательный
материал для изучения с учетом его
значимости и в соответствии с возможностями
детей— дело весьма непростое.Содержание
обучения, т. е .программа по формированию
элементов математики,отрабатывалось
на протяжении многих лет, В последние
50лет этот процесс осуществлялся на базе
экспериментальных
исследований(А.МЛеушина,В.В.Даншгова,Т.В.Тарунтаева,РЛ.Бе-резина,Г.А.Корнеева,Н.И.Непомнящаяидр.).
Подсодержаниемобучения
понимаются объем и характер знаний,
умений и навыков, которыми должны
овладеть дети в процессе организации
разных видов деятельности.
Анализ
различных(вариативных)программ по
математике в детском саду позволяет
заключить, что основным в ихсодержании
является достаточно разнообразный круг
представлений и понятий:количество,число,
множество,подмножество,величина,
мера,форма предмета и геометрические
фигуры; представления и понятия о
пространстве(направление,расстояние,взаимное
расположение предметов впространстве)и
времени (единицы измерения времени,
некоторые его особенности).
При этом важно
подчеркнуть,что каждое математическое
понятие формируется постепенно,поэтапно,
по линей-
68
но-концентрическому
принципу. Разные математические понятия
тесно связаны между собой.Так, в работе
с детьми четвертого года жизни основное
внимание уделяется формированию
знаний о множестве.Дети учатся
сравнивать«контрастные» и
«смежные»множества(много
и один;больше
(меньше)на
один). В дальнейшем,в группах
пятого,шестого,седьмого годов жизни,
знания о множестве углубляются:дети
сравнивают множество элементов по
количеству составляющих,делят
множество на подмножества,устанавливая
зависимости между целым и его частями,
и т.п.
На основе представлений
о множестве у детей формируются
представления и понятия о числах и
величинах и т.д. Усваивая понятия о
числах,ребенок учится абстрагироватьколичественные
отношения от всех других особенностей
элементов множества(величина,
цвет,форма). Это требует от ребенка
умения выделять отдельные свойства
предметов,сравнивать,обобщать, делать
выводы.
Формирование понятий
о величине тесно связано с развитием
у детей числовых представлений.Сформированностьоценок
величины, знаний о числе позитивно
влияет на формирование знаний о форме
предметов (у квадрата 4 стороны,все
стороны равны, а у прямоугольника—
только противоположные и т.д.).
В
дошкольном возрасте основные математические
понятия вводятся описательно.Так,
при ознакомлении с числом дети упражняются
в счете конкретных предметов,реальных
и нарисованных(считают девочек и
мальчиков,зайчиков и лисичек,круги и
квадраты),попутно знакомятся с простейшими
геометрическими фигурами, без всяких
определений и даже описаний этих
понятий.Точно так же дети усваивают
понятия: больше,меньше;
один,два, три; первый,второй,последний
и
т.д.
Каждое понятие
вводится наглядно, путем созерцанияконкретных
предметов или практического оперирования
ими.
В период дошкольного
детства, как отмечают Н.Н.Поддья-ков,А.А.Столяр
и другие, имеется достаточно обширная
область«предпонятийных»,«житейских»понятий.
Содержание«житейских»понятий очень
расплывчато,диффузно, оно охватывает
самые различные формы, предшествующие
настоящим понятиям. Тем не менее
«житейские понятия» важныдля
математического развития ребенка.
Специфическая
особенность«житейских понятий»
такова,что они построены на основе
обобщения признаков предметов,существенных
с точки зрения каких-либо нужд че-
69
ловека,выполнения
им различных видов практической
деятельности.
Интересные данные
в этом плане были получены
З.М.Богуславской(1955), изучавшей
особенности формированияобобщений у
детей различных дошкольных возрастов
в процессе дидактической игры. У
младших дошкольников познавательная
деятельность была подчинена решению
той или иной конкретной игровой задаче
и обслуживала ее. Дети усваивали лишь
те сообщаемые им сведения,которые
былинеобходимы для достижения
определенного практическогоэффекта в
игре. Усвоение знаний носило утилитарный
характер.Приобретаемые знания тут
же применялись для выполнения заданной
группировки картинок.
У старших дошкольников
познавательная деятельность в процессе
дидактических игр выходила за рамки
лишь непосредственного обслуживания
практических задач, теряя сугубо
эмпирический характер, и выступала уже
в форме развернутой содержательной
деятельности с характернымиспецифическими
способами осуществления.В результате
формируемые у детей представления
и понятия достаточно полно и адекватно
отражали определенный круг явлений.
Другим направлением
в обучении дошкольников математике
является ознакомление их с рядом
математических зависимостей и
отношений.Например, дети осознают
некоторые отношения между предметными
множествами(равно-численность—
неравночисленность),отношение порядка
в натуральном ряду, временные
отношения;зависимости между свойствами
геометрических фигур, между величиной,мерой
и результатом измерения и др.
Особо следует
выделить требования к формированию у
детей определенных математических
действий:накладывание,прикладывание,пересчитывание,отсчитывание,измерение
и т.д. Именно овладение действиями
оказывает наибольшее влияние на
развитие .
В методике выделяются
две группы математических действий:
основные:счет,
измерение,вычисления;
дополнительные:пропедевтические,сконструированные
в дидактических целях; практическое
сравнение,наложение,приложение(А.М.Леушина);уравнивание
и комплектование;сопоставление(В.ВДавыдов,Н.
И .Непомнящая).
Как видим,
содержание«предматематической»подготовкив
детском саду имеет свои особенности.Они
объясняются:спецификой математических
понятий;
70
традициями в обучении
дошкольников ;требованиями современной
школы к математическому развитию
детей(А.А.Столяр).
Учебный материал
запрограммирован так, чтобы на основе
уже усвоенных более простых знаний и
способов деятельности у детей
формировались новые, которые в свою
очередь будут выступать предпосылкой
становления сложных знаний и умений,и
т.д.
В процессе обучения
наряду с формированием у детей
практических действий формируются
также познавательные(умственные)действия,
которыми без помощи взрослых ребенок
овладеть не может. Именно умственным
действиям принадлежит ведущая
роль,так как объектом познания вматематике
являются скрытые количественные
отношения,алгоритмы,взаимосвязи.
Весь процесс
формирования элементов математики
непосредственно связан с усвоением
специальной терминологии.Слово
делает понятие осмысленным,подводит к
обобщениям,к абстрагированию.
Особое место в
реализации содержания обучения(программных
задач) занимает планирование
учебно-воспитательной работы на
занятиях и вне их в форме перспективного
и календарного плана. Значительную
помощь в работе воспитателя могут
оказать ориентировочные перспективные
планы;планы-конспекты занятий по
математике.Эти планы иконспекты
воспитатель должен использовать именно
какориентировочные,при этом следует
постоянно сопоставлятьих содержание
с уровнем математического развития
детейданной группы.
План-конспект занятий
по математике включает следующие
структурные компоненты:тема
занятия;программныезадачи(цели);
активизация словаря детей;дидактическийматериал;ход
занятия(методические приемы, использование
их в разных частях занятия),итог.
Воспитатель проводит
занятия в соответствии с планом. Каждое
занятие независимо от его длительности
и формы проведения— это организационно,логически
и психологически завершенное целое.
Организационная целостность и
завершенность занятия заключаются в
том, что оно начинается и заканчивается
в четко отведенное для этого время.
Логическая целостность
заключается в содержании занятия,в
логических переходах от одной части
занятия к другой.
71
Психологическая
целостность характеризуется достижением
цели, чувством удовлетворения,желанием
продолжать работу дальше.
Упражнения
для самопроверки
математике
интеллектуальное
В
процессе обучения детей… осуществляется
их … , в частности математическое ,
развитие .
математических
познавательные
математического
средство
базу
математике
развития
государственный
В
дошкольный период дети овладеваютдостаточно
большим объемом… понятий, приобретают
практические и … умения.
Содержание
обучения рассматривается в методике
… развития детей прежде всего как …,
ведущее к накоплению знаний,умений
и к тем внутренним изменениям,которые
составляют… , основу развития .В
выборе конкретного содержания обучения
…воспитатель должен ориентироваться
на Программу… и воспитание детей,
отражающую… стандарт знаний дошкольников
и действительный уровень их в данной
группе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
19.05.20156.22 Mб33Э. Гидденс sociology.pdf
- #
- #
- #
- #
Источник