Программа диагностики психического развития ребенка младшего возраста

Программа диагностики психического развития ребенка младшего возраста thumbnail

        Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.

        Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);

— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации

 (4 занятия).

Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

        Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

— изучение личного дела;

— подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.

Читайте также:  Тест на развитие ребенка матрица

1.1. Сфера воспитания:

Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

От 7 лет до 15лет

От 7 лет до 15 лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 5 лет до 10лет

От 6 лет до 14 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 5 лет до10 лет

От 8 лет

Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи.

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

«Графический узор»

«Тест Пьерона-Рузера»  «Лабиринт»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»

«Домик»

2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

Тревожность

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет.

От 11 до 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 10лет

Тест «Лесенка» (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 5 лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3.2. Нарушения в поведении

Цель: выявление нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения

От 12 лет до 15 лет

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных анализа, психолог делает вывод  о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.

4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,

Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003

6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

9. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности  к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.

Читайте также:  Психологическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.

13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

14. Психолого — педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.

15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.

16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.

17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая  диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева,  Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.

19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального                         обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»

Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста

СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»

Социально-реабилитационное отделение

Возраст от 5 до 15 лет

Срок реализации 12 занятий

Составитель:

Берлянчик О.С.

Должность: психолог

Санкт-Петербург

2017

Источник

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

Читайте также:  Эмоциональное познавательное развитие ребенка музыкальных занятиях

низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень — все выполнено правильно;

средний уровень — допущено 2 ошибки;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень — задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень — точное следование инструкции;

средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник