Профессиональное образование как фактор развития личности ребенка

Профессиональное образование как фактор развития личности ребенка thumbnail

Дополнительное образование детей

как фактор развития личности

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительное образование – особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися с учетом их интересов и потребностей.

Оно существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе.

Дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, мастерами своего дела, увлеченными своей профессией, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования гражданских позиций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Бездарных людей не бывает. В каждом ребенке есть способности. Важно заметить эту искорку и дать ей разгореться. Счастливы те родители, которые вовремя это сделали и привели малыша в Дом детского творчества, где опытные педагоги помогут ему раскрыться творчески и реализовать свои незаурядные способности.

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник.

Сегодня наш Дом творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое отличается гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Это не только место получения знаний, но и место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.

Основная цель деятельности учреждения: формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка через организацию дополнительного образования детей и подростков, осуществление мер по созданию условий для работы молодежных и детских общественных объединений, развитие творческих способностей детей и молодежи, а также их культурного досуга.

В 2018 году государственной системе (внешкольного) дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей и педагогов.

Сегодня мы не можем говорить о дополнительном образовании, не упоминая об основных столпах системы, на которых она держится и развивается. Это, конечно же, педагоги. Удивительные мастера своего дела, Мастера с большой буквы, умеющие организовать теплую душевную атмосферу занятий, передающие тепло сердец, свое мастерство из рук в руки, как крупицы самого дорогого.

Если соединить все тропинки наших направлений, то получится большая дорога жизни, дорога добра и света, на которую вышли сотни талантливых воспитанников учреждения.

А компасом, указывающим путь в будущее, служит сплоченная команда талантливых педагогов, которая ведет своих воспитанников в удивительный мир острова детства. И если ты – капитан, значит, несешь ответственность за выбранный маршрут.

Миссия Дома детского творчества — создание воспитательно -развивающего пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка, создание Дома радости для детей.

Дом, наш любимый детский дом. Он, как человек, он любит, когда в нем много народу, весело и шумно. Мы хотим, чтобы Дом творчества всегда оставался местом, где очень часто улыбались взрослые и постоянно звучали радостные детские голоса.

Главное — помочь ребятам найти себя в этой жизни, выбрать дело по душе, определить свой образ жизни, создать условия самовыражения.

В нашем Доме творчества будущие хозяйки могут выбрать себе по душе кружки декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, научатся шить прекрасные мягкие игрушки, мордовские куклы, которые всегда привлекают внимание и радуют глаз. Девочки приобщаются к труду, приобретают необходимые для жизни навыки и умения.

С ними работают педагоги – рукодельницы: Бурлакова Г.Н., Горелова Л.Н., весь свой багаж знаний и умений они всецело передают детям, используя различные формы и методы работы по развитию таланта и творчества воспитанников, совершенствуя и перерабатывая содержание учебных программ, а также разрабатывая собственные – авторские.

Ежегодно работы детей представляются на районных и республиканских выставках народного творчества. Неоднократно детские труды отмечались грамотами.

На кружках технического творчества дети учатся выполнять аппликации, поделки из соломки, соленого теста, папье – Маше, изучают основы начальное технического моделирования.

С большим удовольствием дети и подростки занимаются в кружках художественно – эстетического творчества. Особенно популярны кружки этого направления: ВИА «Лидер», сольное пение, юный гитарист, танцевальный, клуб досуга, студия изобразительного искусства «Юный художник», фольклорные коллективы, кукольный театр и др.

По этому направлению работают педагоги – талантливые от природы сами и умеющие увлечь своих воспитанников: А.И.Замотаев –Е.К.Федосова, Ю.В.Ощепкова, и др.

Удивительным украшением любой выставки детского творчества и всего нашего учреждения являются работы пейзажей, натюрмортов, ИЗО — студии «Юный художник». Здесь творят фантазеры и умельцы талантливого педагога и мастера красок и цвета – Чикарева Т.Г., Недякина Н.А.

На базе ДДТ работают методические объединения старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района, классных руководителей, на заседаниях которого обсуждаются важные и острые проблемы воспитания и планирования воспитательной работы в школе.

Дом детского творчества является координатором работы детских общественных объединений и организаций в школах райцентра и района.

Районный Дом детского творчества является организатором проведения всех районных конкурсов, праздников, акций, фестивалей детского творчества. Ежегодно проводится большое количество районных мероприятий по разным направлениям деятельности и интересам школьников интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.

Важным направлением деятельности ДДТ является патриотическое воспитание школьников. В каждой школе района действуют отряды поисковиков и юнармейцев, работающие по программе Движения юных патриотов.

Одна из приоритетных задач ДДТ – работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа «Одаренные дети Ельниковской земли». С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе проводится отборочный тур программы, победители которого принимают участие в республиканском конкурсе Международного форума «Одаренные дети».

Воспитанники и творческие коллективы Дома творчества -постоянные участники республиканских фестивалей детского и народного творчества «Шумбрат, Мордовия», «Пластилиновая ворона», выставок народно-прикладного искусства, за что не раз отмечались дипломами фестивалей и конкурсов.

Меняется мир, меняемся мы, но сегодня с уверенностью можно сказать, что неизменным остается главное – преданность своему делу – воспитанию детей.

Юбилей … 100 лет дополнительному образованию — это веха, когда надо остановиться, оглянуться, увидеть самое ценное, яркое и уверенно шагать вперед в будущее. За эти годы немало поколений прошло через внешкольные учреждения. Мы – педагоги, дети и родители вместе продолжаем строить свой Дом, где каждый чувствует себя причастным к сегодняшней яркой и насыщенной жизни единого коллектива.

И не смотря на все те большие трудности, которые переживает сегодня система дополнительного образования, мы полны энергии, творческих сил, оптимизма, за нами традиции воспитания, профессиональный опыт педагогов, с нами любовь наших детей.

Источник

Образование — составная часть и одновременно продукт со­циализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое происходит в ходе социализации. Его отличие от процессов спон­танного научения заключается в целенаправленном и ускорен­ном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и техноло­гий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколе-нию1.

Цель образования — внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) обуча­ющихся. В образовании объединяются обучение и воспитание, обес­печивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Развитие личности происходит в процессе непрерывного обра­зования (дошкольное, общее, профессиональное и последиплом­ное). Цель непрерывного образования — становление и развитие личности как в периоды как ее физического и социально-психо­логического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и воз­можностей.

Повышение уровня образования определяется социально-по­литическими, экономическими и культурными условиями обще­ства. Наиболее тесна взаимосвязь образования и культуры. Инду­стриальное общество существенно обогатило культуру, расшири­ло ее границы. Производство материальных ценностей стало час­тью культуры. Промышленная революция привела к возникнове­нию практико-ориентированного образования. Постепенно на первый план вышли два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личнос­ти, и функциональное, ориентированное на освоение индустри­альных технологий и становление работника. Оба вида оформи­лись в начале ХХ в. как общее и производственное образование. Последнее постепенно трансформировалось в профессиональное образование.

В конце ХХ—начале XXI столетия происходит переход к по­стиндустриальному обществу. Развитие информационных техно­логий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психо-

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М.Бим-Бада. — М., 2002.

технологий серьезно изменят культуру, утвердят новую цивилиза­цию. Образование как социокультурный феномен становится ре­шающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно-развивающее. Основанием для такого пред­положения служат следующие тенденции развития современного образования:

1. Каждый уровень образования признается органической со­ставной частью системы непрерывного образования. Эта тенден­ция постепенно реализуется путем создания интегративных обра­зовательных учреждений, объединяющих гимназию (лицей), кол­ледж, университет (возможны также другие варианты преемствен­ных уровней общего и профессионального образования).

2. В образование широко внедряются информационные техно­логии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их при­менение существенно изменяет традиционное когнитивно ориен­тированное обучение. Компьютеризация и технологизация обра­зования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.

3. Происходит переход от жестко регламентированной органи­зации образования к вариативному, блочно-модульному, контек­стному обучению1. Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к са­мореализации и самообразованию.

4. Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приоб­ретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становят­ся равноправными субъектами образовательного процесса.

5. Постепенный переход от преемственности всех уровней об­разования к целостному совокупно-интегрированному образова­нию предполагает совместную ответственность за процесс и ре­зультат образования, предусматривает способность к самоопреде­лению — действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образова­тельных и профессиональных ситуациях.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образо­вания в развитых странах и обусловливают принципы его рефор­мирования в начале ХХI столетия.

Основные принципы развития образования:

– смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию, содержание образования и технологии обучения;

1 См.: Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный под­ход. — М., 1991.

– целью образования провозглашается формирование компе-тентностей, компетенций и социально значимых качеств обучае­мого как личности, способной к самоопределению, самообразо­ванию, саморегуляции и самоактуализации;

– дифференциация содержания и организации процесса обра­зования осуществляется на основе учета индивидуально-психоло­гических особенностей обучаемых, их потребностей в самореали­зации;

– обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориен­тацией на целостное образование. Ядром реализации этого прин­ципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, ко­торая станет фактором междисциплинарной интеграции содер­жания и технологий обучения;

– адекватность уровней образования и культуры обеспечива­ется вариативным, личностно-развивающим характером содержа­ния образования и технологиями обучения.

В материалах по проблемам модернизации образования опре­делены следующие приоритеты образования:

– развитие новых стандартов образования, тематическим яд­ром которых станут ключевые компетентности, ключевые компе­тенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный подход станет основой проектирования нового содержания образования и поис­ка новых образовательных технологий;

– формирование межкультурной компетенции, которое долж­но стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несов­местимости;

– обеспечение непрерывного образования в течение всей жиз­ни человека путем формирования познавательных компетенций;

– воспитание социальной компетенции — развитие способно­сти к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, умения пре­дупреждать конфликты и др.;

– инициирование самоактуализации и самоопределения обу­чающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.

Образование как процесс осуществляется в обучении и уче­нии, которые образуют единство. Обучение — это целенаправ­ленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обуче­ние в педагогической деятельности учителя, преподавателя, мас­тера производственного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения — обу-ченностью.

Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стан­дарта. Современные стандарты образования определяют содер­жание и объем знаний и умений, включают требования к каче­ствам человека, которые должны быть сформированы при изу­чении данного учебного предмета. В целом стандарт образова­ния отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения.

Второй составляющей результата образования является обра­зованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуаль­ных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образо­ванность может быть как общей, так и социально-профессио­нальной.

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобиль­ность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющих­ся условиях жизни.

Существуют две трактовки образования:

образование как передача и освоение социокультурного опыта, реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достиже­ние эталонных результатов обучения (знания, умения и навыки), осуществляемых на основе специально переработанного содержа­ния и критериального контроля;

образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обес­печивающих формирование и развитие компетентностей, ком­петенций, социально и профессионально значимых качеств, оцен­ка которых осуществляется на основе критериального монито­ринга.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в теории и практике представлены три парадиг-мы1 профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная. Рассмотрим их возможности в профессиональном образовании.

В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: поста-

1 Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосы­лок, определяющих конкретное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.

новка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения — осуществляется как квазиисследовательская дея­тельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формиро­ванию познавательной мотивации и познавательных способнос­тей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмо­циональных оценок поведения других людей и своего собствен­ного.

Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеоб­разная «проекция» науки и практики, учебный материал — как дидактически «препарированные» научные и технологические зна­ния.

Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное — информационное обеспече­ние личности, а не ее развитие, оказывающееся «побочным про­дуктом» реализующейся учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельнос­ти. Педагогические концепции этой парадигмы: традиционная, академическая, репродуктивная и т.п.

С идеологической, управленческой и экономической точек зре­ния это наиболее эффективный и предпочитаемый подход. С пси­холого-педагогической точки зрения это «личностно отчужден­ное образование» (М.М.Поташник).

Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Ори­ентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Являясь частью социальной практики, образование, особенно профессиональное, должно «помнить» о своем месте в политическом, социокультурном и экономическом развитии общества. Целевая установка образования в рамках дея-тельностно ориентированной парадигмы формулируется однознач­но: образование по своей функции является социокультурной тех­нологией формирования знаний, умений и навыков, а также обоб­щенных способов умственных и практических действий, обеспе­чивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Деятельностно ориентированная пара­дигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования.

Применение деятельностно ориентированной модели образо­вания оправданно при изучении профессиональных, специаль­ных дисциплин и, конечно, в процессе производственного обуче­ния и производственных практик. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начально­го профессионального образования.

Когнитивно и деятельностно ориентированные парадигмы на­целены в основном на достижения качества образования, пони-

маемого как обученность и социально-профессиональная подго­товленность.

Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых.

Эта парадигма образования в наибольшей степени адекватна философии открытого образования. Она предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и са­моразвитие и самоактуализацию личности. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, образо­вание по сути своей должно быть вариативным, предоставлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.

Личностно ориентированное образование основывается на сле­дующих принципиальных положениях:

– признается приоритет индивидуальности, самоценности уча­щегося, который изначально является субъектом профессиональ­ного процесса;

– технологии профессионального образования на всех его сту­пенях соотносятся с закономерностями профессионального ста­новления личности;

– содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей професси­ональной деятельности;

– профессиональное образование имеет опережающий харак­тер, что обеспечивается формированием социально-профессио­нальной компетентности и развитием экстрафункциональных ка­честв будущего специалиста в процессе учебно-профессиональ­ной, квазипрофессиональной, производственной и кооператив­ной деятельности;

– действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;

– личностно ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на отслеживании сформированных психологических но­вообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, социально значимых качеств и способ­ностей. Психолого-педагогические преимущества личностно ори­ентированного образования бесспорны. Но в современных поли­тических и социально-экономических условиях оно не может быть реализовано в полном объеме. К факторам, сдерживающим его внедрение в образовательную практику, относится прежде всего государственная политика в сфере образования — ориентация на обученность и планируемые результаты, определяемые образова­тельными стандартами. Следует также иметь в виду ожидания

субъектов образования, которые хотят видеть его осязаемые, оче­видные результаты (поступление в вуз, профессиональная подго­товленность и как следствие трудоустройство, наконец, просто образованность).

Внедрение личностно ориентированного образования во мно­гом затруднено его непроработанностью на инструментально-тех­нологическом уровне: содержание образования должно строиться на основе субъективного опыта обучаемых, но как проектировать такое содержание обучения, неизвестно; ориентация на цели-век­торы образования (обучаемость, социализация, самоопределение, самоактуализация, саморегуляция, развитие индивидуальности) также технологически не обеспечена.

Не решена проблема критериев и измерителей результативно­сти личностно ориентированного обучения. Педагогический мо­ниторинг используется лишь в образовательной практике и усту­пает по своей инновационной доступности технократической оцен­ке знаний, умений и навыков (особенно в связи с широким рас­пространением дидактических тестов) в других образовательных парадигмах.

Таким образом, личностно ориентированное образование с го­сударственно-управленческой позиции крайне сложно и дорого, с педагогической — технологически не обеспечено.

Чтобы определить возможности каждой из парадигм образова­ния в профессиональной подготовке учащихся, проведем их срав­нительный анализ по основным классификационным признакам1 (табл. 29).

Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее вре­мя востребованы профессиональной школой. Их выбор опреде­ляется учебной профессией и специальностью, содержанием учеб­ной дисциплины, профессионально обусловленным опытом пе­дагога.

Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм — ключевые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональнные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентирован­ных не на исходные программные материалы, а на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты. Раз­витие этих многомерных социально-психологических и профес­сионально-педагогических образований также вызовет необхо­димость создания новых технологий и средств обучения, воспи­тания и развития, иной организации учебно-профессионального пространства.

1 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. — С. 25—31.

Jj Таблица 29

CXI

Источник