Проект индивидуального развития талантливого ребенка

Надежда Шемендюк
Проект «Я-талантлив» создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей

Шемендюк Н. Б.

МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников.

Возраст участников: дети 5-6 лет.

Цель: создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей.

Задачи проекта:

1. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Приобщить детей к процессу познания, развивать способности через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.

4. Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы  с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Я – талантлив», возможно, выявление талантливых детей и развитие их способностей.

Актуальность:

В последнее время, актуальность и значимость проблемы выявления и развития талантливых детей все больше возрастают. Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения талантливости, был выдающийся английский антрополог Френсис Гальтон. Также особое место в разработке данной отрасли психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине, он занимался познавательной деятельностью, разработал тесты интеллекта. Самое продолжительное исследование принадлежит Льюису Термену в США, его уникальные разработки сыграли большую роль в определении талантливости.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития талантливых детей. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию талантливых дошкольников. Увидеть талантливого ребенка очень сложно. На сегодняшний день не разработана единая диагностика для выявления детей, относящихся к категории «талантливых».

Понятие «талант» — это системное, развивающиеся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Талантливость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и ребенок проявляет себя в непроизвольном интересе к различным сферам деятельности.

В дошкольном возрасте талантливость проходит несколько этапов:

— первый этап (2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;

-второй этап (3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности.

-третий этап (4-5лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;

-четвертый этап (5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;

-пятый этап (6-7лет) само проявление одаренности.

Признаки проявления талантливости:

повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности.

ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.

повышенная познавательная потребность, любознательность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

предлагаемый мною проект работы с талантливыми детьми внутри дошкольного учреждения включает в себя пять этапов работы.

Этапы и направления деятельности:

Направление деятельности,  её этапы,

задачи

Содержание

I этап –

Задача: Сбор и анализ информации

   Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний способностей детей)

   Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Проведение педагогической диагностики, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

Подготовка консультативного материала для родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап Реализация проекта

Мероприятия:

«Мы — ищем таланты» (выявление детей с музыкальными и танцевальными способностями»;

«Я лучше всех рассказываю стихи» (умение выразительно рассказывать стихотворения);

«Мама, папа, я – спортивная семья» (самая спортивная семья);

«Умелые руки» (творческие работы детей);

«Юный художник» (выявление художественно-эстетических способностей).

IV этап – Ожидаемый результат

Читайте также:  Медицинская карта история развития ребенка форма 112

Выявление талантливых детей.

V этап – подготовка к презентации и презентация проекта.

Задача: демонстрация опыта работы

   Обобщить опыт работы и оформить в виде презентации материал представить в методический кабинет ДОУ.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

Для педагога:

Повысится качество работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

Проявятся способности детей в разных видах деятельности:

-познавательной

творческой

-конструктивной

-театральной.

Формируются навыки коммуникативного общения и умение детей работать в группе.

Для родителей:

Сформируются партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Продукт проектной деятельности:

Предметно-развивающая среда обогатится дидактическим материалом, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Совместная творческая работа родителей с детьми: коллаж «Цветочная поляна наших талантов».

Выставка творческих работ детей и родителей.

Презентация результатов проекта.

Оформление папки консультаций для родителей.

Фотовыставка мероприятий с детьми и родителями.

Источник

Проект

Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения г.Абакана

«Центр развития ребёнка – детский сад «Чайка».

Визитная карточка проекта.

Визитная карточка проекта

Тема

Поддержка талантливых детей  — путь к успеху.

Нормативно-правовое

обеспечение

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Приоритетные направления развития российского образования  на 2005 – 2010 г.г.
  3. Федеральный государственный стандарт общего образования 2004г.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетное направление: поддержка талантливых детей.

Разработчики проекта

Кузнецова Екатерина Сергеевна,  заведующая МДОУ «ЦРР – д/с «Чайка»,

Семенец Наталья Валерьевна, воспитатель

Цели и задачи проекта

Цель:  Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  1. объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  2. создать банк достижений и успехов талантливых детей ДОУ для дальнейшего сопровождения  в получении начального, среднего и высшего образования;
  3. разработать индивидуальные программы по развитию творческого потенциала детей;  
  4. создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и детские конференции, семинары, олимпиады).

Сроки реализации, участники проекта

2010-2014 учебный год.

Дети, педагоги, родители, социальные институты г. Абакана

Технология

реализации проекта

Реализация деятельностного подхода, методов стимулирования и мотивации познавательной, творческой  деятельности, методов контроля за эффективностью развития творческих способностей.

Материально – техническая база проекта

Театральная студия; ИЗО – студия;

спортивный зал; музыкальный за; ТСО

  1. Обоснование необходимости создания проекта.

                                                       «Главная педагогическая задача

                                                       смещается с развития общих 

                                                                 способностей к поиску адекватного

                                                       способа реализации личности

         в определенных видах деятельности»

А.И.Савенков.

Вопрос создания системы поддержки талантливых детей сегодня актуален. Причина в том, что не решен в полной мере ряд проблем:

—  закрепление талантливых детей в стране и ее регионах;

— расширение сети инновационных учреждений (базовых учреждений, реализующих деятельность по развитию талантливых детей). Ребенок не может в полной мере раскрыть свои способности в обычной школе или детском саду. Ему необходимы условия, соответствующие его потребностям, интересам и темпу развития.

        Требует совершенствования методика поиска, выявления и поддержки талантливых детей.

        Выявление талантливых детей на ранних возрастных этапах – одна из задач специалистов, работающих в сфере дошкольного образования.

Часто талантливые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.

Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей.

Читайте также:  Занятия по развитию познавательной активности ребенка дошкольного возраста

В дошкольном учреждении в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, имеющими трудности в развитии.

Чаще всего талантливых детей просто ставят в пример, не развивая их способности. И со временем они угасают.

Поэтому в нашем детском саду мы разработали  систему поддержки талантливых детей и индивидуально-ориентированные программы для них.

Три раза в год специалисты ПМПС и педагоги групп проводят диагностику,  выявляя особенности развития познавательной, социально-эмоциональных сфер  и творческих способностей детей.  С целью выявления таких детей собран комплекс методик, дающих возможности исследовать данные воспитанников и проследить динамику их развития.

Современный детский сад должен создать условия для развития личности дошкольников, их индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому, основным направлением педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития творческих компетенции воспитанников.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений работы обозначено создание условий для поиска и поддержки талантливых детей, развитие одаренности через организацию  совместной и самостоятельной деятельности ребёнка.

Поэтому обоснованной является идея создания  системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного учреждения.

  1. Основные цели и задачи проекта.

Цель:  Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  1. объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
  2. создать банк достижений и успехов талантливых детей ДОУ для дальнейшего сопровождения  в получении начального, среднего и высшего образования;
  3. разработать индивидуальные программы по развитию творческого потенциала детей;  
  4. создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и детские конференции, семинары, олимпиады).

Участники, партнёры проекта.

  1. дети;
  2. педагоги;
  3. родители;
  4. социальные институты г.Абакана. (приложение 1)

3. Содержание и технологии инновационной деятельности.

Отбор методов реализации проекта обусловлен необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию дошкольников, привлечения семьи к развитию их творческих способностей и участию в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальный, республиканский, всероссийский.

Одним из вариантов решения задач является организация деятельностного подхода, а так же использование  методов стимулирования и мотивации познавательной, творческой  деятельности, методов контроля за эффективностью развития творческих способностей талантливых детей.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей ДОУ.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

Выявление  талантливых детей:

  1. анализ особых успехов и достижений ученика;
  2. создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  3. диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  4. преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Помощь одаренным детям в  самореализации их творческой направленности:

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное развитие и воспитание;
  2. формирование и развитие сети дополнительного образования;
  3. организация исследовательской деятельности;
  4. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности талантливых детей:

  1. диагностика развития в рамках образовательной деятельности;
  2. контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

Поощрение талантливых детей:

  1. публикация в СМИ;
  2. премия администрации ДОУ «Воспитанник года»;
  3. стенд «Наши звездочки»;
  4. система поддержки талантливых детей на уровне муниципалитета.

Взаимодействие образовательного учреждения  с другими структурами социума с целью  создания благоприятных условий развития талантливых детей.

Создание системы поддержки талантливых детей предполагает:

  1. внедрение системы материальных и моральных стимулов:

—  проведение конкурсов, акций по различным направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное;

  1. поощрение:

— публичное вручение наград — благодарность, грамота, благодарственное письмо, премия администрации образовательного учреждения;

—  публикации в СМИ;

  1. осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовать намерения дошкольного образовательного учреждения  (мастерские, спортзал, студии, «инструментарий» для юных талантов).

В целях создания общей среды, стимулирующей творческий рост, развитие личностных качеств каждого ребенка предполагается:

  1. расширять систему конкурсов, олимпиад, конференций различного рода;
  2. улучшать практику взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, способствующего более полному развитию таланта дошкольников;
  3. совершенствовать систему учета личностных достижений воспитанников (портфолио).
  1. Этапы реализации проекта.
  1. Подготовительный (2010-2011 учебный год) 

Цель: организация и проведение диагностики   уровня развития способностей талантливых детей.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики руки ребенка посредством продуктивной деятельности

 Задачи:

  1. по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать  творческие группы по направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное;
  2. разработать программы индивидуального развития дошкольников;
  3. организовать курсовую подготовку педагогического коллектива по проблемам работы с талантливыми детьми.
  1. Основной (2011-2013 учебный год)

   Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;

  Задачи:

  1. создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);
  2. организовать и периодически пополнять  электронный банк данных успехов воспитанников;
  3. развивать систему дополнительного образования детского сада.
  1.  Заключительный (2013-2014 учебный год)

          Цель: проверка влияния полученных в ходе эксперимента результатов на удовлетворение потребностей участников проекта.

          Задачи:

  1. провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
  2. закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города.
  3. разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.
  1. Ожидаемые результаты.

Методическая работа:

Будет  разработана:

  1. методика сопровождения семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;
  2. программа индивидуального развития  и поддержки талантливого ребёнка;
  3. система диагностики успешности развития талантливых детей;

Квалификация педагогического состава:

Будет обеспечен:

  1. рост  потенциала педагогического коллектива за счёт организации курсовой подготовки на базе ХРИПК И ПРО г. Абакана;
  2. участие в дистанционных курсах  по данной проблеме;
  3. условия для реализации личностного роста педагогов: участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах.

Развивающая среда:

  1. произойдёт расширение культурного потенциала  среды за счёт вовлечения семьи и социальных институтов города в процесс развития  и поддержки талантливых детей;
  2. среда обретёт большую интерактивность за счёт использования ИКТ, создания электронного банка данных достижений и успехов  воспитанников, расширения  дополнительных образовательных услуг.
  1. Возможные риски.
  1. возможность недовольства родителей и отказа принимать участие в

   дополнительных репетициях, в необходимости  подготовки ребёнка домашних условиях;

  1. перегрузка воспитанников, так как участие в фестивалях, конкурсах   требует подготовки вне занятий, дополнительного времени;
  2. отсутствие финансирования на приобретение костюмов, спортивного

    оборудования, инструментария для занятий по ИЗО – деятельности.

 Минимизации рисков будет способствовать:

  1. организация  консультативной помощи родителям,

         воспитывающим талантливых детей;

  1. оптимизация  воспитательно-образовательного  процесса;
  2. привлечение к реализации проекта Фонда детского сада «Счастливое детство», социальных институтов города.
  1. Для успешной реализации проекта ДОУ имеет:
  1. театральную студию;
  2. ИЗО – студию;
  3. спортивный зал;
  4. музыкальный зал.
  5. ТСО (музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютеры),              костюмы, декорации.
  1. Для успешной реализации проекта ДОУ необходимо:
  1. приобретение методической литературы;
  2. организация курсовой подготовки педагогов по вопросам работы с талантливыми детьми;
  3. участие в конкурсах, проектах различного уровня;
  1. обновление костюмерной;
  2. приобретение спортивного оборудования;
  3. приобретение инструментария для ИЗО – деятельности.

9. План мероприятий по реализации проекта.

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Диагностика уровня развития талантливых детей.

На протяжении проекта.

2.

Разработка программ индивидуального развития и поддержки каждого ребёнка.

На подготовительном этапе.

3.

Организация групп  по направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное.

На подготовительном этапе.

4.

Организация курсовой подготовки педагогов.

На подготовительном этапе.

5.

Приобретение методической литературы.

На протяжении проекта.

6.

Организация консультативной помощи родителям, воспитывающих талантливых детей.

На протяжении проекта.

7.

Участие в конкурсах, фестивалях по направлениям и на различных уровнях

На основном и заключительном этапах.

8.

Организация и участие в художественных выставках на различных уровнях

На основном и заключительном этапах.

9.

Разработка методических рекомендации по созданию системы поддержки талантливых детей в условиях ДОУ.

На заключительном этапе.

10.

Организация семинаров — практикумов для педагогов по проблемам работы с талан талантливыми детьми

На заключительном этапе.

  1.  Объем финансирования. Примерная смета  проекта.

Наименование

Сумма

1.

Учебно-методическая литература

3000 рублей

2.

Костюмы, декорации в театральную студию

25 000 рублей

3.

Физкультурное оборудование

25 000 рублей

4.

Оборудование для  ИЗО — студии (репродукции картин, модели, краски, кисти, карандаши, ватманы, мелки)

7000 рублей

5.

Курсовая подготовка педагогов по проблемам работы с талантливыми детьми.

6000 рублей

6.

Материальное стимулирование воспитанников (грамоты, благодарственные письма, игрушки, наборы для творчества)

4 000 рублей

Итого:

60 000 рублей

Источник