Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка thumbnail

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Почему родители избегают вопросов, связанных с сексуальной сферой, половым воспитанием детей? Чаще всего потому, что в их собственных семьях эта тема была категорически закрыта или стыдливо завуалирована. Предложенная тема достаточно распространена на данный момент в мире взрослых людей, но о сексуальных проблемах дошкольников говорить не принято.

При этом, в своих воспоминаниях о дошкольном детстве взрослые нередко рассказывают истории о том, как воспитатель в качестве наказания раздел догола и заставил стоять пристыженным перед всей группой, или о том, как были застигнуты взрослыми за рассматриванием у своего сверстника противоположного пола гениталий, или за занятием онанизмом… Испытанные ребенком при этом чувства полного позора и опустошенности остаются в памяти всю жизнь, но вспоминать и рассказывать об этом оказывается достаточно болезненно. Некоторые взрослые об этом не помнят, остальные вспоминают с неохотой. Значит, тема пола в нашем дошкольном детстве занимает далеко не последнюю роль. Давайте разберемся в том, как мы сейчас относимся к проявлениям сексуальности наших детей, живя в двадцать первом веке, где «секс есть».

Ответим сразу на возможный вопрос: «Какая у детей может быть сексуальность?». Психическое развитие человека неразрывно связано с сексуальным развитием — психосексуальное развитие. Поэтому наш разговор будет касаться скорее ответов на те вопросы в воспитании ребенка, касающиеся темы, о которой обычно говорят в полголоса и только доверенным лицам.

Возраст интенсификации проблем, связанных с сексуальным развитием от 2 (3) лет до 6 (7). То есть с момента осознания ребенком своей половой принадлежности до начала учебной деятельности. После 6-7 лет до начала первых признаков подросткового периода наступает своеобразное затишье в области интереса к сексу и проявления проблем.

Предлагаю к рассмотрению четыре вопроса: детский онанизм, детская влюбленность, приобщение к культуре тела и половое воспитание.

Интерес к половым органам. Происхождение детского онанизма.

К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой, осознавая разницу (наглядные отличия), понимать, что, находясь в обществе, не стоит снимать штанишки. Психолог Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» пишет: «Где-то с двух-трех лет подходит к концу привилегия младенчества — свободная нагота. Начинается эпоха приличий».

Дети часто проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, в том числе и половые органы. Этот период самоисследования необходим и нормален. Как реагировать родителям? — Спокойно! Помните, что в детстве вы, наверняка, делали то же самое. Несколько советов, что можно и, что категорически нельзя делать в таких ситуациях. Что делать нельзя в таких ситуациях:

  • стыдить: «Фу, как некрасиво!», «Как не стыдно!».
  • одергивать: «Прекрати немедленно!», «Убери оттуда руки!».
  • бить по рукам.
  • наказывать.

Именно с таких «подачек» у ребенка формируются тяжелые проблемы в будущем. Отрицательные ощущения, испытываемые при этом, могут послужить для ребенка самыми ранними источниками возможных затруднений на сексуальной почве в дальнейшем. Воспримите это, как ковыряние в носу или сосание пальца. Не акцентируйте на этом внимание. Страшного в этом ничего нет. Более того, это нормальный процесс самопознания ребенком себя и испытываемых ощущений.

Что можно делать.

Если видите, что ребенок увлекается, мягко отвлеките его.

Артур 3,5 года, раздеваясь перед сном, оттягивает резинку трусов и начинает мять половые органы. Вместо того чтобы стыдить или ругать его за это, можно просто в это время протянуть в его руки игрушку. Таким образом, можно отвлечь ребенка от такого занятия приемлемым способом, не выражая раздражение, не акцентируя на этом внимание. Через какое-то время это пройдет, просто не сразу, необходимо подождать.

Обратите внимание, если ребенок сильно увлекается онанизмом, если это занятие иногда становится необходимым атрибутом его повседневной жизни. Дело в том, что онанизм дошкольников — это индикатор повышенной тревожности. А причиной этому, скорее всего, является нестабильная обстановка в семье. Как пример тому, частый онанизм детей после развода родителей. Также этим чересчур увлекаются дети, родители которых, наказывая, бьют, особенно по попе. Шлепанье по попе (здесь речь не идет об одном-двух шлепках) стимулирует приток крови к половым органам, у ребенка происходит своеобразное возбуждение, которое в дальнейшем ему захочется повторить… только самостоятельной стимуляцией.

Здесь, как видно, достаточно тонкая грань между нормой и «обратите внимание». Однако во всех случаях, не стоит наводить панику. Следует помнить, как бы это ни противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее, что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться. Как замечает психолог Сельма Фрайберг: «Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Ребенок, заметивший, что его сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у него плохое тело и что сам он как личность тоже плох».

Интерес детей к сверстникам противоположного пола. Сексуальные игры детей (поцелуи и крепкие объятья).

Когда родители высказывают опасения по поводу таких проявлений со стороны сверстников, как поцелуи, обнимания, то пытаюсь сначала выяснить, на чем эти опасения основаны, то есть чего боятся родители: инфекции или аморального поведения. Не секрет, что дети непосредственны в своем поведении и часто свое расположение (в том числе и любовь) к сверстнику они высказывают именно так: целуя и обнимая. Неужели правда можно думать, что это послужит дальнейшей испорченности ребенка? Такой контакт с другим ребенком может быть опасен с точки зрения гигиенических норм, но не психологических. Поверьте, что дети при таких контактах не испытывают сексуального вожделения по отношению к сверстникам. Тем более с четырех-пяти лет появляется всем известная игра в маму-папу (жену-мужа). Это первые зачаточные пробы будущих взрослых ролей. И секса в таких играх не больше чем в другой ролевой игре, например, в прятки.

Обратите внимание, если ребенок часто проявляет повышенную потребность в телесном контакте с детьми и другими взрослыми (постоянно прижимается, стремится при каждом удобном случае залезть на колени, забраться на спину, целует много и часто) — такие проявления могут быть сигналом того, что ребенок испытывает нехватку любви от близких людей, пытаясь возместить это с посторонними. Сами по себе такие проявления со стороны детей служат им на пользу. Они, таким образом, снимают свое внутренне напряжение, тревогу и удовлетворяют свою потребность в тепле и контакте. Но для родителей, тем не мене, есть повод задуматься.

Ходить ли родителям при ребенке раздетыми? Спать ли с ним в одной постели?

Давайте не будем здесь впадать в крайности. Любая крайность не оборачивается положительно. По этому вопросу наибольшее число расхожих мнений, в том числе и результатов проводимых исследований. Многие специалисты высказывали предположения о возможных отрицательных последствиях обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели, другие занимали кардинально противоположную точку зрения, говоря о том, что полная раскрепощенность родителей и приобщение ребенка к наготе способствует полноценному здоровому психическому развитию ребенка. И сколько бы не было споров по этим вопросам среди специалистов, все равно вопрос решится в пользу того, как родители сами чувствуют себя комфортно при воспитании ребенка.

Читайте также:  Рабочая программа развития ребенка 1 класс фгос

Pодителям лучше спокойно реагировать на проявления сексуального любопытства ребенка, в том числе и к вашему телу. Например, если трехлетний ребенок заходит в ванную комнату, когда один из родителей только что закончил принимать душ, не стоит выказывать чрезмерное раздражение, строго выговаривая малышу: «Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет(а)?», или, хватая полотенце, словно необходимость укрыться, является вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или отец стесняются своего тела и, скорее всего, спровоцирует его на повторное вторжение.

Скажем так — нет смысла стесняться, тем самым закрепощая ребенка, но и не нужно предаваться излишней демонстрации.

Если родитель положительно относится к своему телу, принимает его, и аналогичные чувства по отношению к своей внешней оболочке он бы хотел воспитать в своем ребенке — это прекрасно, и наиболее полезно для его психического развития. И тогда способы, выбираемые им, не будут отрицательно сказываться на ребенке.

Обратите внимание, почему ребенок не может заснуть в постели один. Потребность ребенка спать с родителями (или с одним из них) может иметь разные причины. Может быть в силу большой занятости редко удается пообщаться с ребенком, уделить ему внимание, дать физическое тепло и ласку, и тогда ребенок пытается получить это ночью, во время сна с вами в одной постели.

На самом деле, есть один аспект, по которому я выскажусь достаточно определенно — не нужно заниматься сексом при ребенке. Психика ребенка не готова к восприятию именно полового акта родителей. Проявление нежности, демонстрация влечения друг к другу оказывают положительное влияние на половое воспитание ребенка. Свидетельство полового акта может послужить серьезной психотравмой для ребенка, последствия которой далеко не всегда проявляется сразу.

Oткуда дети узнают о сексе и половое воспитание.

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха…

Дети могут начать интересоваться проблемой «откуда берутся дети» с момента, как начнут говорить. Но в большинстве случаев ребенок с четырехлетнего возраста начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются. И ведь родителям нужно отвечать.

Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Не получив нужных ответов в семье, дети рано или поздно начинают «откапывать» их в других источниках — во дворе, в детском саду, в школе, из сомнительных фильмов и непонятных книг.

Имейте в виду, что ребенок воспринимает не только прямые обращения и разговоры, но все, что у вас внутри, весь подтекст. Думаю, главное, что должно нести ваше послание ребенку при ответе на вопрос «Откуда берутся дети» это то, что дети рождаются в любви, когда мужчина и женщина (взрослые) настолько любят друг друга, что хотят часто быть вместе, создают семью. Хотя некоторые дети оказываются уже настолько «просвещенными» по этой теме, что бодро опровергают взрослых, приводя примеры из жизни, когда люди и не поженились и не любили друг друга, а ребенок все-таки родился. В дополнительную нагрузку взрослому здесь — объяснение этих примеров.

Физиологию процесса, если ребенка это интересует, можно объяснить на уровне, доступном его пониманию, не делая из этого лекционный материал, но при этом, не рассказывая байки о капусте, аистах и загадочных магазинах, где продаются дети. Если в качестве примера у ребенка есть любящие друг друга родители, дарящие тепло, нежность и заботу друг другу — это уже будет достаточно большой ступенькой полового воспитания для вашего ребенка.

Самый лучший способ не вызвать нездоровый интерес — это удовлетворить здоровый, поэтому на все вопросы на доступном для ребенка уровне родителям придется ответить.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Источник

. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. На этот период приходятся жалобы родителей, связанные с акселерацией полового созревания и с некоторыми девиациями сексуального поведения. В частности, еще недавно большое беспокойство доставляли родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) ‘у подростков. Благодаря более широкому распространению знаний из области сексологии большинство родителей в наше время знают, что это явление в подростковом возрасте широко распространено, а некоторые авторы считают мастурбацию в умеренных количествах полезной для разрядки напряжения и формирования здоровой сексуальности.
I Гораздо большее беспокойство родителей вызывает раннее начало сексуальной жизни подростка. Такие случаи отражают общую тенденцию, характерную для нашего общества, которое, по широко распространенному мнению, переживает сексуальную революцию. Раннее начало половой жизни требует внимания практических психологов по нескольким причинам.
Во-первых, оно может отражать фрустрацию ведущих личностных потребностей подростка в семье. Консультация с родителями должна помочь и родителям, и психологу уяснить, насколько аффилятив-ная потребность, чувство взрослости, потребность в доверительном общении и т. д. удовлетворяются в родительско-детской коммуникации. Очевидно, что если указанные потребности фрустрированы, то необходимо семейное консультирование, которое повысило бы родительскую компетентность и позволило удовлетворить эмоциональные потребности подростка в семье.
470________________________________Часть II. Детская практическая психодОГ|
Во-вторых, важно учитывать факт существенного влияния ранней сексуальной жизни на самооценку подростка. Имеются тендерные различия (Ремшмидт X., 1994), касающиеся переживаний по этому поводу мальчиков и девочек. Так, самооценка и самоуважение мальчиков в этой ситуации повышаются, тогда как у девочек самоуважение падает
В данном случае важно и то, насколько подросток компетентен в данной сфере, поскольку сексуальная безграмотность в этом случае создает опасность для здоровья подростка. Исследования сексологов показали, что несмотря на кажущееся обилие литературы, подростки не чувствуют себя компетентными в этой области и не удовлетворены просветительской работой в данной области. Обобщение этих данных позволяет сформулировать основные принципы такого психологического просвещения.
Лекционная форма занятий нежелательна. Это может быть групповая дискуссия с использованием ролевых игр и тренинговых упражнений. Подростки отвечали, что оптимально, если эти занятия будет вести специально подготовленный психолог. Информация, которой недостает подросткам, касается профилактики ВИЧ — СПИДа, заболеваний, передаваемых половым путем, безопасного секса. Общедоступная и проводимая в приемлемой форме просветительская работа позволяет предотвратить многие печальные последствия ранней интимной жизни.
В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексуального поведения, в подростковом возрасте не редкость. Их причиной становится еще не дифференцированное половое влечение, что вполне естественно в этот период развития. Однако со временем, по мере того, как начинается регулярная половая жизнь, большинство этих явлений проходит. А. Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуациях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят.
Дифференциальная диагностика для отделения истинных (стойких) сексуальных девиаций от преходящих, очевидно, не входит в компетенцию психолога, работающего в образовательном учреждении. Однако в случае, если к нему обратились с жалобой такого рода, необходима прежде всего патопсихологическая диагностика, если возникло подозрение, что данный симптом свидетельствует о начале психического заболевания. Если возникает необходимость более пристально изучить беспокоящую родителей сферу жизни подростка (например, при подозрении, что гомосексуальная ориентация подростка стано-
ПодРостки «группы риска»________________________________________4Д
вится устойчивой), следует избегать прямых вопросов и ограничиваться косвенными данными — результатами проективных методик и т. п. Недопустимо, чтобы причина обращения за консультацией стала известна посторонним людям.
I Сами подростки при этом нередко испытывают угрызения совести или серьезные опасения «стать извращением». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опасениях, возможно, в неявном виде. |В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с подростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет повода для беспокойств.
Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. Яркая картина подобных явлений описана М. И. Буяновьш: повышающаяся раздражительность и агрессивность подростка, раннее начало половой жизни, случайные сексуальные связи. В этом случае подросток по-настоящему нуждается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилакти-ческой работы при этом является подбор занятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности. Отмечено, что если такое занятие подобрано успешно, подобные явления благополучно компенсируются.
Завершая разговор о подростках «группы риска», уместно выделить .несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, [поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит [дальнейшая судьба подростка. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической [терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом необходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой сверстников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь подростку, создать условия для компенсации трудностей.
Часть II. Детская практическая психолоп
Резюме
Период отрочества — это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются школьником, у него формируется новое представление о себе укрепляется самооценка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками В свою очередь, благополучные отношения со взрослыми в школе и семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Поэтому основными направлениями деятельности психолога в этот период являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.
Темы для самостоятельной работы
1. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.
2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.
3. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10-13 лет: возможности и ограничения.
4. Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10-11 и 12-13 лет.
5. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.
Литература
Обязательная
1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.
3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Литература
473
5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. Т. 3, М., 1984. Т. 4.
6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.
7. Клее М. Психология подростка. — М., 1991.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
9. Крайг Г. Психология развития. Разд. 6. Подростковый и юношеский возраст. — СПб., 2000.
10. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985. [1. Массен П. X. и др. Развитие личности ребенка. — М., 1987. L2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
13. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.
14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.
15. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
L6. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 1994.
18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Дополнительная
1. Айдакова Л. Уроки психологии в школе: Созидательная терапия. — М., 1993.
2. Айнхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся III—V классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993.
4. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.
6. Бейтсон Г. и соавт. К теории шизофрении // Московский психотерапевтический журнал, 1993. — № 1,2.
7. Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. — М. — Самара, 2000.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
474________________________________Часть II. Детская практическая психолоГИп
9. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся VI—VIII классов: Пособие для учителей и школьных психологов. — Обнинск, 1993 (1993, 1994).
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
11. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие // Психодиагностика детей и подростков. — М.; СПб., 1994.
12. Возрастная физиология: Руководство по физиологии / Отв. ред. В. Н. Черниговский. — Л., 1975.
13. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. — М., 1994.
14. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994.
15. Гиппентрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
16. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. — М., 1995.
17. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Методическое руководство / Под ред. А. Г. Лидерса, И. В. Ани-симовой. — Обнинск, 1993.
18. Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.
19. Долыпо Ф. На стороне подростка. — М., 1997.
20. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. — М., 1987.
21. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000.
22. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.
23. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.
24. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом / Ред.-сост. В. Шестаков. — М., 1968.
25. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.
26. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.
27. Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. Применение НЛП в терапии наркомании.
28. Колесов Д. В. Учителю о наркомании. — М., 1998.
29. Кон И. С. В поисках себя. — М., 1984.
30. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
31. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. — СПб, 1996.
тература
475
32. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Тематическое приложение № 1 к «Журналу практического психолога». — М.; СПб, 1996.
33. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. — М., 1990.
34. Лебединская К. С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
35. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.
36. Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
37. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
38. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990.
39. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб, 1999.
40. Лоуэн А. Физическая динамика структур характера. — М., 1996.
41. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
42. Меновщиков В. Ю. Основы психологического консультирования. — М., 1998.
43. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.
44. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
45. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бо-далева, В. В. Столина. — М., 1987.
46. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М., 1988.
47. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. — Л., 1973.
48. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа / Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М, 1983.
49. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. — Л., 1976.
50. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий // Раз-
476________________________________Часть II. Детская практическая психол0гы
вивающие и коррекционные программы для работы с младщцМ11 школьниками и подростками. — М.; Тула, 1993.
51. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. — М., 1990.
52. Психологическая диагностика: Учеб. пособие/ Научн. ред. К. М. Гу-ревич. — Бийск, 1993.
53. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Отв. ред. К. М. Гуревич, И. В. Дубровина. — М., 1990.
54. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под. ред. И. В. Дубровиной. — Калуга, 1994.
55. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдщ-тейна. — М., 1987.
56. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А. М. Ма-тюшкина. — М., 1991.
57. Роджерс К. О группах встреч. — М., 1993.
58. Рождественская Н. А. Как понять подростка. — М., 1995.
59. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1999.
60. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.
61. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. — Обнинск, 1993.
62. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. — Обнинск, 1993.
63. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И. В. Дубровиной. — Н. Новгород, 1995.
64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
65. Славина Л. С. Трудные дети. — М.; Воронеж, 1998.
66. Смид Р. Групповая работа с подростками. — М., 1999.
67. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — М., 1995.
68. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.
69. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986.
70. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
71. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. — М., 1994.
дитература
477
72. Фелъдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М., 1997.
73. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.
74. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
75. Формирование интереса к учению у школьников // Под ред. А. К. Марковой. — М., 1986. «
76. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
77. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.
78. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. — № 3.
79. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995.
. 80. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. 81. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. — М., 1993.
¦ 82. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — СПб., 1996.
• 83. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.
184. Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.
|85. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996. 86. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — М., 1992.

Читайте также:  Методы познавательно речевое развитие ребенка

Еще по теме § 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием:

  1. Психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией (Р66)
  2. Проблемы сексуального возбуждения
  3. Психогенные сексуальные расстройства и психосоматические состояния, связанные с ними
  4. Сексуальные проблемы и функциональные расстройства
  5. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СЕКСУАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
  6. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА
  7. Проблемы, связанные со здоровьем
  8. Проблемы, связанные с участниками
  9. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБОРУДОВАНИЕМ
  10. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНТУБАЦИЕЙ

Источник