Методы познавательно речевое развитие ребенка
Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитиевключает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Задачи воспитания:
• Обогощать познавательную сферу детей
информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
• Обогощать эмоционально-чувственную
сферу детей в процессе непосредственного
общения с предметами, явлениями, людьми.
• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Вся работа строится на следующих принципах:
• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.
• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.
Модель развития связной речи дошкольника.
Познавательно –исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).
Развитиюречи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).
Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.
Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:
Опыты (экспериментирование).
Коллекционирование (классификационная работа).
Путешествие по глобусу и карте.
Путешествие «Назад в прошлое»
Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).
Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.
Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).
Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Для типа исследования «путешествие по глобусу и карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, «прокладываем» его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.
Исследовательская деятельность, может быть «обрамлена» другими видами деятельности.Возможны следующие сочетания:
• Исследовательская деятельность — затем сюжетно-ролевая игра.
• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) — затем собственно исследовательская деятельность.
• Исследовательская деятельность — затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.
Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).
Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.
Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста.Ребенок:
• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации,задает вопросы: «зачем?», «почему?», «как?»;
• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения («потому что. «);
• Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать
что-то по ним (лепить, конструировать);
• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных
материалов, вещей (коллекции);
• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;
Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.
Источник
Житникова Оксана
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Вяземского.
Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
Участники: воспитатели и педагоги ДОУ
Обсуждение правил проведения мастер-класса
— «Говори, что знаешь»
— «Делай, что умеешь»
— «Позитивно относись к мнениям других»
— «Уважай время»
— «Помни, что знать и уметь никому не вредно»
Вопрос ко всем участникам мастер-класса:
«Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)
Актуализация проблемы.
Ребёнок – абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребёнок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий. Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.
Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.
Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.
Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».
Для организации непосредственно — образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и загадки.
Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.
При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.
Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:
Кто на улице гуляет
От ворот недалеко?
Лапкой землю загребает
И кудахчет … (ко-ко-ко).
Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:
От избушки в лес ведёт
Вырытый подземный … (ход).
Загадки-ребусы:
«Расшифруйте слово» — ЛОКНУ (КЛОУН);
«Составь слово» — Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.
Загадки-шарады, например:
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(КАР+ТИНА).
Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь.
Анаграммы — от перестановки звуков образуется новое слово …
КОТ — ТОК
СОСНА — НАСОС
ЛИПА — ПИЛА
Я дерево в родной стране
Найдёшь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду.
Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…
Известное я блюдо,
Когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем… (УХА — МУХА)
Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…
Был Алёша очень рад
Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).
Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.
Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.
Работа строится по определённой схеме:
1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;
4 строчка — четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка — одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна, как заключительного задания по пройденному материалу.
Синквейн для воспитателей детского сада – это:
— средство творческого самовыражения ребёнка;
— способ обогащения словарного запаса;
— подготовка к краткому пересказу;
— и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
ПРИМЕР:
1. «РОССИЯ»
2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).
3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)
4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?
Лучше нет родного края!
5. Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!
А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.
СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
1. День рождения
2. Яркое, незабываемое
3. Поздравляют, дарят, любят
4. Счастливое торжество раз в году
5. Праздник
СИНКВЕЙН на тему «НОВЫЙ ГОД»
1. Новый год
2. Радостный, долгожданный
3. Приходит, веселит, радует
4. Я радуюсь новому году
5. Праздник, подарки
Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Итоги мастер-класса
Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)
Теперь я вам предлагаю просмотр непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Посуда», где будут использованы загадки «Доскажи словечко», а также элементы синквейна. Целью игровой ситуации «День рождения куклы Маши» является систематизация знаний детей по теме «Посуда» и решение задач через образовательные области познание, коммуникация, социализация, физическая культура и художественное творчество.
Ст. воспитатель – Житникова О. А., 2015 г.
Источник