Проблемы физического развития ребенка с проблемами в развитии

Проблемы физического развития ребенка с проблемами в развитии thumbnail

МКДОУ «ЦРР-детский сад №5 «Дельфин»

Консультация

На тему:

«Проблемы физического развития современного дошкольника»

Подготовила:Москалева Ю.С.

Семилуки 2016 учебный год

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. И это кладет отпечаток на их физическое развитие.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка,  развития у него физических навыков и умений  является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия- пониженная двигательная активность.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Основное средство изучения физической культуры — освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем. 

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.

Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.

Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей, авторы указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.

Отсюда, следовательно вытекает следующая проблема в современных условияхв контексте ФГОС – это диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания  является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных  способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Читайте также:  Развитие ребенка до года скачать видео

Основное средство изучения физической культуры — освоение базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого ребёнка уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребёнок заниматься в будущем.

Формы физического воспитания дошкольника.

  1. Физкультурное занятие в ДОУ как образовательная область, мероприятия в режиме учебного дня в ДОУ (физкультпауза, физкультминутка и др.).

  2. Внедошкольные формы физического воспитания, проводимые на базе ДОУ (это кружки) или в спортивных школах для детей дошкольного возраста.

  3.  Физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физкультминутки между занятием ребёнка и родителя, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения). И это ещё одна проблема.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, дошкольник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. И это является основной задачей в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Они звучат так:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Я ещё раз перечислю все актуальные проблемы физического развития дошкольников в свете современных требований:

  1. Высокая заболеваемость детей, а главная проблема – это гипокинезия.

  2. Диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.

  3. И бездействие родителей, близких людей для наших детей.

Делая вывод , главной актуальной проблемой физического развития в свете современных требований — охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Это остается приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. За многие годы коллективом всех ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Источник

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается роль физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и его развитии в целом. Выделены существующие проблемы в физическом развитии таких детей. Обозначена важность проведения физкультурных занятий в жизни и развитии ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, физическое развитие, физическая культура, коррекция, занятия, эффективность, проблемы.

Физическое развитие является одним из главных направлений, которое обеспечивает успешность жизнедеятельности ребёнка. Формирование моторики и автоматизация комплекса движения – главные компоненты физического развития ребёнка. А чувство радости, ощущение самостоятельности – это главные источники мотивации физической активности детей.

В последнее время возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии [3, с.327]. Поэтому физическое воспитание ребенка с ОВЗ – это самый действенный метод в его развитии. Дети с ОВЗ становятся активными участниками Параолимпийских игр на международных аренах. Их желание заниматься спортом нисколько не меньше, чем у обычных ребят, бывает даже и гораздо выше.

Читайте также:  Центр развития ребенка ленинский район

Физическое развитие детей с ОВЗ имеет свои существенные особенности. Таким детям свойственна быстрая утомляемость, мышечная напряженность, замедленность процесса освоения основных движений, у них нарушена осанка, общая моторика, ориентировка в пространстве, обладают общей скованностью и замедленностью выполнения движений, дискоординацией, выражено плоскостопие. Также такие дети отстают в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Родители детей с ОВЗ в основном делают упор на занятия с логопедом или дефектологом, а на физические занятия почти не обращают внимание.

Поэтому одно из главных направлений в физическом развитии ребенка с ОВЗ представлено формированием максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, с помощью коррекционной работы, включая индивидуальные, физиологические и психические возможности каждого ребёнка.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития у детей с ОВЗ подчеркивается в работах многих ученых: П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др. [1, с.173].

Работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, поэтому важной особенностью проведения занятий по физическому развитию является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Особенностью преподавания физического развития для воспитанников с ОВЗ, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся.

На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для детей с ОВЗ, а именно – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое – относят к формам адаптивного физического воспитания и называют занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре.

Традиционные формы проведения физкультурно-оздоровительных занятий не формируют у детей полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), не развивают интерес к саморазвитию физических качеств, не способствуют развитию любознательности и познавательной мотивации, которые занимают важное место в формировании ценностей здорового образа жизни.

Поэтому как в дошкольном учреждении, так и в школе появляется необходимость поиска такой формы проведения физкультурных занятий, при проведении которых оздоровительный эффект был в тесной взаимосвязи с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику детей с ОВЗ.

Отметим общие проблемы физического развития детей с ОВЗ [2, с.55]:

1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченность представления об окружающем мире.

2. Низкий темп выполнения заданий.

3. Необходимость в постоянной помощи взрослого.

4. Уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение) достаточно низкий.

5. Уровень развития речи, мышления также находится на низком уровне.

6. Наличие трудностей в понимании инструкций.

7. Нарушение координации движений.

8. Низкая самооценка.

9. Повышенная тревожность.

10. Высокий уровень психомышечного напряжения.

Читайте также:  Закономерности доречевого и раннего речевого развития ребенка

11. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

12. Повышенная утомляемость с двигательным беспокойством.

13. Повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Двигательная активность детей с ОВЗ находится в тесной взаимосвязи с видом заболевания, поэтому развивать ее во время традиционных игр просто нецелесообразно. Долгое время говорится о том, что именно определенные физические упражнения в зависимости от вида заболевания ребёнка помогают в развитии функциональных систем его организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, а также повышают уровень умственной деятельности. Также нужно отметить благотворное влияние занятий танцами, физической культурой и спортом на развитие личности, что особенно четко выражается среди детей с ОВЗ. Для формирования высокого уровня физической формы детей с ОВЗ в течение всей жизни нужно проведение систематических физических занятий с самого детства [3, с.329].

Содержание физического развития в традиционных дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах недостаточно развито в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. В основном занятия проходят для галочки, нагрузки на таких занятиях абсолютно не соответствуют потребностям организма ребёнка. Главными причинами являются отсутствие педагогов с соответствующей квалификацией в области адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в этой области медицинских сведений о патологии занимающихся детей, что в последствии приводит к некорректной коррекции дефектов физического развития и здоровья детей с ОВЗ.

Согласно статистике наблюдается низкий уровень физического развития детей-выпускников общеобразовательных школ, а среди детей-выпускников специальных школ-интернатов данный процент еще ниже, что недопустимо [2, с.57], т.к. решение проблем физического развития детей с ОВЗ, рост их двигательной активности и уровня физического развития с помощью систематической целенаправленной коррекционной работы является одним из главных условий подготовки таких детей к самой жизни и трудовой деятельности, а также процессам их реабилитации и интеграции в современном обществе.

Таким образом, согласно наблюдениям и практическому опыту детям с ОВЗ просто необходимо повышение их двигательной активности с помощью физкультурных занятий.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики каждого ребенка с ОВЗ. Многие физические упражнения, вариативность их выполнения, позволяют выбирать целесообразные сочетания для каждого ребенка в силу из различных нарушений.

Поэтому регулярные физкультурно-оздоровительные занятия необходимы в жизни каждого ребенка с ОВЗ. В воспитании таких детей существует своя особая направленность, которая представлена: обеспечением духовного и физического развития, профессионально-прикладной подготовленностью к труду, усвоению правил и норм поведения в разных условиях, занятиями некоторыми видами спорта, которые будут соответствовать их физическим и психическим возможностям, участием в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.

Список литературы:

  1. Лебедев Е.О. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2018. – №5. – С. 173-175.
  2. Меркушева Е.П. Развитие двигательной сферы – важное условие эффективной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. – 2018. – №5. – С. 54-60.
  3. Токарева С.В. Физическая культура, как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 327-333.

Источник