Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Социальная ситуация развития ребенка эльконин thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Читайте также:  Карта развития ребенка зарин а

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Читайте также:  Показатели развития ребенка в утробе

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Д
Б. Эльконин обосновал свою периодизацию
сменой ведущих типов деятельности и
выделил разные по содержанию стадии —
эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа
фаз возрастного развития — фазы освоения
мотивационной стороны человеческой
активности и фазы овладения
операционально-технической стороной
деятельности.

В
ней используются три критерия — социальная
ситуация развития, ведущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Социальная
ситуация развития — это своеобразное
сочетание того, что сформировалось в
психике ребенка и тех отношений, которые
устанавливаются у ребенка с социальной
средой.

Понятие
«ведущая деятельность» было введено
Леонтьевым: деятельность, которая на
данном этапе оказывает наибольшее
влияние на развитие психики.

Читайте также:  Методика оценки личностного развития ребенка

Новообразование
— те качественные особенности психики,
которые впервые появляются в данный
возрастной период.

Гипотеза
о периодичности закл в закономерном
чередовании периодов преимущественного
развития аффективно-потребностной,
личностной сферы и операционно-технической,
умственной сферы.

Периодизация
строится по след схеме: цикл, периоды,
фазы равития. Целостный цикл включает
два взаимодополняющих периода: период
развития аффективно-потребностной,
личностной сферы и период развития
операционно-технической, умственной
сферы.

Ограничения:

•     
в
периодизаци. не включен период
пренатального развития, так как другие
закономерности.

•     
нет
зрелых возрастов, так как предположение
о кардинальном изменении законов
развития в зрелом возрасте.

эпоха
раннее детство.

Период
Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная
ситуация «Мы» — ребенок отделен от матери
физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая
деятельность Непосредственное
эмоциональное общение и близким взрослым.
Ходьба, возникновение мотивированных
представлений.

Кризисы
0-2 мес. кризис новорожденности (переход
от пренатального к постнатальному
развитию, изменение типа жизни). 1 год –
кризис первого года жизни ( распад
Пра-Мы)

Новообразование
кризиса Возникновение индивидуальной
психической жизни, перестройка
физиологических механизмов существования.

 Сфера
Развития — Мотивационно-потребностная.

Период 
Ранний возраст (1-3 года).

Социальная
ситуация Распад «Пра-Мы», приобретение
относительной самостоятельности,
свобода перемещения и автономия
намерений.

Ведущая
деятельность Предметно-орудийная.
Использование предмета как орудия.
Речевое развитие – центральная линия
развития.

Кризисы
Кризис «я сам» (3 года).

Симптоматика:
негативизм, упрямство, строптивость,
своеволие, обесценивание взрослых,
стремление к деспотизму. Суть кризиса:
перестройка отношений между ребенком
и взрослым, в пользу возрастания
самостоятельности ребенка.

Новообразование
кризиса Ребенок называет себя, используя
местоимение «я» — становление самосознания, 
гордость за достижения. Рождение
автономной личности с намерениями и
желаниями, тенденция к самостоятельной
деятельности, похожей на деятельность
взрослого.

 Сфера
развития Познавательно-умственная.

Эпоха
детство.

Период 
Дошкольный (3-7 лет).

Социальная
ситуация Распад совместной деятельности
с взрослым.

Ведущая
деятельность Сюжетно-ролевая игра.
Развитие мотивационно-потребностной
сферы, преодоление эгоцентризма, развитие
идеального плана, развитие произвольности
Новообразование — наглядно-образное
мышление.

Кризисы
Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря
непосредственности, манерничание,
симптом горькой конфеты.

Суть
кризиса:формирование мира внутренних
переживаний, опосредующих отношение
ребенка к миру

Новообразование
кризиса Вступление в отношения с
обществом как с совокупностью людей,
осуществляющих обязательную, общественно
необходимую и общественно-полезную
деятельность.

 Сфера
развития Мотивационно-потребностная.

Период
Младший школьный (7-11 лет).

Социальная
ситуация Ребенок-близкий взрослый» и
«ребенок- социальный взрослый».

Ведущая
деятельность Учебная (предполагает
овладение обобщенными способами действий
в системе научных понятий). Центральная
линия – интеллектуализация.

Кризисы
Кризис 12 лет. Перестройка отношений со
взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование
кризиса Возникновене представления о
себе как «не о ребенке, подросток начинает
чувствовать себя взрослым, стремится
быть взрослым, нет подлиннной взрослости,
но есть потребность в признании взрослости
окружающими.

 Сфера
развития  Познавательная сфера,
интеллект.

Эпоха
подростничество.

Период 
Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная
ситуация Господство детского общества
над взрослым.

Ведущая
деятельность Интимно-личностное общение
со сверстниками. Осваиваются нормы
социального поведения.

Кризисы
Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности,
рождение индивидуального самосознания.

Новообразование
кризиса Открытие «Я», возникновение
рефлексии – на ее основе самосознания,
осознание своей индивидуальности.

 Сфера
развития Мотивационно-потребностная,
усвоение моральных норм.

Период 
Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная
ситуация Подросток находится в ситуации
моратория – нужно самоопределиться.

Ведущая
деятельность Учебно-профессиональная.

Кризисы
Кризис 17 лет. Завершение эпохи
подростничества, начало вступления во
взрослость.

Новообразование
кризиса Ценностные ориентации в сфере
идеологии и мировоззрения, построение
жизненных планов во временной перспективе.

 Сфера
развития Познавательная деятельность.
Становится более специфичной, появляется
самообразование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник