Проблема развития игровой деятельности ребенка

Проблема развития игровой деятельности ребенка thumbnail

Проблемы развития игровой деятельности

        Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения  она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.

        Как  передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе , включающей в себя несколько поколений  — от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо” (вспомните так называемые дворовые сообщества , существовавшие до 80-х годов). Постепенно дети накапливают игровой опыт и сами становятся “носителями” игры.

        Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом.        Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:

  • в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
  • в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
  • дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).

        Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.

        Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра  не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни.

        В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами — подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п.

        Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники  не всегда успевают полноценно поиграть.

        Особенно трудно приходится медлительным детям, а также тем, кого поздно приводят и рано забирают. Их жизнь организована так, что им просто некогда играть.

        Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план. В итоге “перечеркивается самоценность дошкольного возраста, и создаются определённые трудности для будущего освоения ребёнком учебной деятельности в начальных классах” (В.В.Давыдов).

        Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.

        Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом — он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте.

        Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.

        Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?

        Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).

        Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.

        Необходимо также проверить, на каком уровне находится методическая помощь по вопросам игры. Умеют ли играть сами воспитатели?

        Но даже при  акцентировании внимания воспитателей на развитие детской игровой деятельности усилия педагогов по повышению её уровня могут не достичь своей цели, если в воспитательно-образовательном процессе учреждения не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами занятий. Поэтому педагогам, изучающим проблемы игровой деятельности, необходимо обратить внимание на то, как игра используется не только в повседневной жизни детей (особенно в вечернее, более свободное от организованных форм обучения время), но и на занятии, на прогулке.

        Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами  (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские,  театрализованные, сюжетно-ролевые).

        Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:

  • отсутствие разновозрастного общения;
  • нехватка времени в режиме дня;
  • отсутствие внутренней убеждённости воспитателей в важности игры;
  • обеднение содержания игры.

        Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.

        Но, как отмечалось ранее, роль воспитателя не ограничивается изменением (созданием) игровой среды. Большое значение имеет непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности детей.

        Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем — как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

Читайте также:  Упражнения на развитие восприятия для ребенка с зпр

        Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее.  Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

        Рассмотрим методические приёмы, позволяющие создать реальные условия для развития свободной игровой деятельности в детском саду:

  • Расширение территории для детских игр, использование помещений спален, приёмных, залов — музыкального, физкультурного, помещения изостудии. Организация сюжетно-ролевых и других видов игр на прогулке, включение их в занятия.
  • Обновление игровой обстановки, перестановка игрового материала, “сюрпризные” игровые ситуации (утром или после дневного сна дети обнаруживают интересную постройку), обыгрывание, “рекламирование” новой игрушки воспитателем, исчезновение из группы игрушек, которыми ребята долго не пользуются.
  • Пополнение групп игровым материалом. Большие дорогостоящие игровые комплекты (Центры песка и воды, “Водные пути”, “Детское кафе”, сухой бассейн, мягкий крупный модуль, спортивный мягкий модуль, мини-горка, качели, палатки…) передаются из группы в группу на некоторое время (2-3 недели) с тем, чтобы за год игровой комплект обыгрывался в каждой группе по нескольку раз в разных вариантах. Ежегодная к новому учебному году передача игрушек с учётом возраста из группы в группу. Вручение игр и игрушек в качестве поощрительных призов для группы во время конкурсов, праздников. Домашние “ремонтные мастерские” игрушек с передачей их в группу.
  • Формирование оснований для развития детской игры за счет проведение бесед с детьми, обсуждения событий, чтения художественной литературы, наблюдения, целевых прогулок и экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, использования ТСО (просмотр видеофильмов, диафильмов, слайдов, прослушивание аудио- и грамзаписей), составления тематических альбомов, рассматривания иллюстраций, фотографий, наблюдения за играми других детей, самостоятельного изготовления атрибутов к ней.  Широко используется для этих целей время, когда одна из подгрупп детей занимается, а вторая находится с младшим воспитателем.
  • Содействие становлению у детей игрового опыта. Знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования. Организация игрового пространства, отражение типичных черт роли. Подключение к играм родителей — представителей разных специальностей (парикмахер, врач, милиционер, военный и т.д.), а также бывших воспитанников д/с (в НШДС — учеников начальных классов) с целью создания разновозрастного сообщества детей. Взаимные походы в гости “поиграть” — малышей к старшим и наоборот (новизна обстановки, желание показать свои умения).
  • Планирование игры. Составление схемы-проекта развития сюжетно-ролевой игры, создание банка схем-проектов развития игры для разного возраста.

Источник



Данная статья посвящена проблемам низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников в России. В ней рассмотрены основные понятия игровой деятельности; классификация игр, их сущность и роль в развитии личности ребенка. Определены актуальные проблемы развития игровой деятельности. Сделана попытка понять причины возникновения этих проблем и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольный возраст, игры, проблемы, решения.

This article is devoted to the problems of the low level of development of the game activity of pre-school children in Russia. It considers the basic concepts of gaming activity; classification of games, their essence and role in the development of a child’s personality. Actual problems of the development of gaming activities are identified. An attempt was made to understand the causes of these problems and suggested possible solutions.

Keywords: gaming activities, preschool age, games, problems, solutions.

В современном мире не подвергается сомнению важность игровой деятельности для всестороннего развития детей. Ведь игра для детей любого возраста это не только основная деятельность, но и важное средство самовыражения и самореализации.

Игра необходимый и неотделимый атрибут детства, она способствует физическому и духовному здоровью, обеспечивает эмоциональное благополучие, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания.

Именно в игре у детей развивается способность к воображению и образному мышлению, что уже установлено такими известными исследователями, как Л. С. Выготский, Д. Б. Элконин, А. Н. Леонтьев, Ж.Пиаже и др.

Также игра является средством общения детей — в игре они обмениваются информацией между собой, через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей. И только в игре полностью раскрывается стремление ребенка приобщиться к жизни взрослых.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка. Свои эмоции ребенок проецирует на игрушки, на предметы, выражает в действиях. По словам А. П. Усовой «Мотивы выбора игры включают в себя отношение ребенка к тому или иному событию». Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Благодаря психологическим исследованиям известно, что ребенок, который «не доиграл» в детстве, испытывает сложности в обучении и при общении с другими людьми.

Игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте. К тому же при помощи игры решаются и более узкие педагогические задачи.

Все игры различны по своему содержанию, характерным особенностям и занимаемому месту в воспитании детей и их жизни.

На сегодняшний день наиболее распространена следующая классификация игр по С. Л. Новосёловой: сюжетно -ролевые, творческие, подвижные и дидактические.

Читайте также:  Эмбриональное развитие ребенка по неделям

Самые ранние и простые игры — подвижные игры. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижные игры бывают элементарные и сложные. Элементарные, в свою очередь, принято делить на сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. Игры этого вида наиболее популярны в младшем дошкольном возрасте, хотя используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания.

Также подвижные игры различают по степени физической нагрузки — игры большой, средней и малой подвижности.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Подвижные игры у детей младшего дошкольного возраста в основном подражательные — игры с игрушками, движения под потешки, стихи и песенки взрослых, благодаря чему они пополняют словарный запас и обогащают речь детей.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то или не быть пойманным, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Еще один вид игровой деятельности — дидактическая игра. Дидактические игры — игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой развития сенсорных способностей, и игровым методом обучения детей.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности, создается интерес к решению умственных задач.

Одна из особенностей дидактической игры — наличие дидактической задачи, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. В каждой игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи у детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Многими исследователями дидактические игры в младших возрастных группах рассматриваются как обучение детей сюжетно-ролевым играм.

Также с помощью дидактических игр для младшего дошкольного возраста могут решаться задачи развития связной речи и увеличения словарного запаса детей.

Творческие игры — игры, в которых ребенок

проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях.

По мнению большинства педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры — социальное развитие ребенка. В то же время сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него не может быть самой игры. Не менее важным компонентом считается использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и предметов-заместителей.

В младшем возрасте дети, играя самостоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. Но при этом одна и та же игрушка может вызвать разные ассоциации.

Развитие сюжетно-ролевой игры в игровой деятельности дошкольников происходит в несколько этапов: ознакомительная игра (1 год), отобразительная игра (1–2 года), сюжетно-отобразительная игра (2–3 года), собственная ролевая игра (3- 7 лет).

У детей младшего дошкольного возраста изначально игры непродолжительны (5– 10 минут), но постепенно, становятся более длительными (15- 30 минут), они ограничиваются игрой с одной — двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Отношение к правилам игры у детей младшего дошкольного возраста изменяются по мере развития игровой деятельности. Если изначально ребенок легко нарушает правила (и не замечает, когда это делают другие), то в скором времени он начинает фиксировать нарушения другими играющими. И только потом правила становятся осознанными. Так дети учатся управлять своим поведением.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. В это же время продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Таким образом, становится ясно, что игры существуют разные, и все они нужны и по-своему полезны, все должны быть использованы для гармоничного развития.

Но в последнее время всё более явной становится проблема низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников, в том числе младшего возраста. Можно сказать, что игра переживает настоящий кризис. Дети стали мало играть, не умеют придумывать сюжет, им становится неинтересен сам процесс игры, они хотят быстрее достичь результата, быть первыми, даже в младшем дошкольном возрасте их больше привлекают компьютерные игры на планшетах, телефонах и т. д.

Каковы же причины столь плачевного положения вещей?

Одной из важнейших причин «кризиса» игровой деятельности дошкольников является то, что в современном обществе на первый план выходит требование ранних успехов и достижений. Многие современные родители стремятся как можно раньше научить ребенка читать, писать, считать, определяя ребенка в детские развивающие центры. При этом совершенно забывается, что именно через игру в этом возрасте можно и нужно развивать, обучать, воспитывать и корректировать.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в онтогенезе

Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. То есть игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.

В то же время, нередки случаи, когда в связи с занятостью родителей или их нежеланием играть с ребенком, дома дети практически всё своё свободное время проводят за просмотром телевизора, или играя в компьютерные игры, которых в современном мире очень много (даже для младших дошкольников). В результате появились игры, заимствованные из мультфильмов и кинофильмов, с простыми, даже примитивными действиями и сюжетами; резко увеличилось количество детей, которые испытывают большие затруднения при вербальном восприятии информации и в общении с другими детьми.

Также ученые выяснили, что в связи с тем, что родители не могут ясно и внятно объяснить детям сущность и функции своей профессии, жизнь взрослых перестала быть содержанием сюжетных игр, и их место в игре начинают занимать виртуальные персонажи.

В современном мире остро встала проблема того, что детям негде учиться играть, ведь передача игровых умений детям происходит при включении в игру. А естественным образом это происходит при вхождении ребенка в разновозрастную группу играющих детей. Но в настоящее время это стало очень трудно. Такая ситуация обусловлена отсутствием разновозрастных детских сообществ. Ведь в современных детских садах набираются в основном одновозрастные группы, и ребенок находится в обществе сверстников — детей, играющих также как и он сам. Раньше эту проблему помогали решить дворовые и соседские сообщества или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Но сейчас это стало трудноосуществимо из-за того, что в семьях очень часто только один ребенок, а общение между детьми во дворе ограниченно из-за чрезмерной опеки взрослых и высокой занятости детей старшего возраста. Таким образом, игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».

В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но и в этом случае возникают проблемы. Во-первых, в режиме дня ДОУ на свободную игру фактически не остается времени. Во-вторых, нередки случаи низкого уровня игровой грамотности, игровой культуры воспитателей, а также излишний дидактизм руководства игрой.

Также одной из причин низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников является изобилие товаров и развлечений для детей, качество оснащения игровой среды. Разнообразие игрушек настолько велико, что они перестают быть средством игры, а становятся просто предметом обладания ребенка. Мало того, что многие из них не просто не соответствуют действительности, а представляют собой выдуманных героев, роботов и монстров, так они к тому же не только не развивают игровую деятельность, но и препятствуют её развитию.

А популярные в последнее время технические игрушки даже не стимулируют самостоятельную активность детей, и игра превращается лишь в простое манипулирование и созерцание возможностей модной игрушки. Так игрушки все чаще превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей, и игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, тех или иных игрушек в детской субкультуре считается престижным. Также этому способствует производство и реклама в СМИ серийных игрушек. Дети хотят поскорее собрать всю серию, но получив желаемое, быстро охладевают к этим игрушкам. Игрушки перестают побуждать внешнюю и внутреннюю активность детей.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что основополагающим является положение о том, что у детей в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, посредством которой происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

С одной стороны, игра — самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо руководство детской игрой со стороны взрослого.

При том, что важность игры в развитии дошкольников учеными не оспаривается, в современном мире наблюдается тенденция к снижению уровня развития игровой деятельности у детей. Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников педагогов и родителей.

Литература:

  1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника./ Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–75.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А..Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — 286с
  4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15–24.
  5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. — М., 1976.
  6. Ханова Т. Г., Вавилова В. С. Особенности современной субкультуры
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры Издание второе, М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, младший дошкольный возраст, дидактическая игра, игровая деятельность дошкольников, современный мир, сюжетно-ролевая игра, игрушка, дошкольный возраст.

Источник