Природа и творческое развития ребенка

Природа и творческое развития ребенка thumbnail

Марина Цыбина (Казакова)
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка

Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы, красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции.

Мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

По мнению К. А. Тимирязева, «природа и есть тот источник красоты, которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения». Это значит, что восприятие природы требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм и контуров, творческое восприятие природы означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение природы требует чувства, страсти, взволнованности.

В природе людей поражают ее творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – все это воспринимается нами как прекрасное начало. Природа – удивительный зодчий, который в своей созидательной деятельности основывается на поразительных по своей красоте и целесообразности конструктивных принципах и закономерностях.

Материал любого искусства и разные стороны действительности, имеющие эстетический характер, творчески воспринимаются лишь на основе эмоционально-чувственного отклика на них. Эмоции и чувства – конституирующие компоненты эстетического освоения мира, занимающие базисное положение в психической культуре личности. Вне чувственно-эмоционального отношения не может быть подлинного освоения искусства и эстетических свойств действительности. Эмоционально и глубоко осознанное переживание природы и пейзажного искусства вызывает у учеников волю к деятельности, творческую активность.

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе. Он писал: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы…Идите в поле, в парк, пейте из источников мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами…Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями».

Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.

Необходимо, чтобы ребенок в своем творчестве всегда находился у источника мысли, то есть среди наглядных образов и, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, предлагаемой учителем. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок творческого мышления. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.

Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель, в свою очередь, помогает ребенку «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип – одухотворение природных явлений.

Большую пользу приносит одновременное приобщение школьников к восприятию красоты реальной природы и искусства. Когда дети наблюдают заход солнца, осенний лес, полезно прочитать им стихотворение или прозаический отрывок из произведения. Впечатления, вызываемые реальной природой и искусством, усиливают друг друга. Таким образом, природу можно сравнить с мощным катализатором, который пробуждает в маленьком человеке дремлющие доселе душевные силы, не только помогает эмоционально окрасить огромный поток информации, каждый день, обрушивающийся на ребенка, но и облегчает ему осмысление происходящего через призму красоты, гармонии, эстетики.

Источник



В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Нужны не только знающие, но и способные к нестандартному творческому применению этих знаний люди. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, смекалке, инициативе, интересу к новому, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Детское творчество — это такой вид деятельности ребёнка, в процессе которого он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (например, создание рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций и т. д.).

Развитие творческих способностей у детей — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. К сожалению, если эти качества не начать развивать в дошкольном возрасте, то в последующем снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Работая в детском саду, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла мне в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании с введением ФГОС, позволяют мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческих способностей моих воспитанников через изображение природы.

Читайте также:  Семейная среда как источник развития ребенка

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества. Н. Е. Румянцев, известный русский педагог, писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества». В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества». К. Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Природа, является средой обитания человека, источником его жизненной силы. Природа вдохновляет человека. Она заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Взаимодействуют с окружающей природой в разное время года, ребёнок наиболее полно познаёт красоту окружающего мира. Дошкольник с помощью органов чувств, воспринимает все множество свойств природных объектов: познает форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и многое другое. У него формируются четкие начальные и очень яркие, незабываемые представления о природе.

Разнообразие окружающего мира, объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. В ходе игр, наблюдений, труда дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Наблюдение красоты природы — восход и закат, весенняя капель, цветение садов и многое другое — не знающий предела источник художественных впечатлений. Действуя на эмоции ребёнка своей красотой — совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление заботиться и ухаживать за ними. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление, произвольное внимание, а самое главное, творческие способности.

Расширение представлений о мире природы происходит у дошкольников каждый день, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, во время наблюдений. Для формирования у детей творческих способностей, необходимо использовать в моменты наблюдений много образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях, ведь картины природы вдохновляли многих поэтов и писателей.

Также, помогают ребёнку познать красоту, истину, добро произведения художников-пейзажистов. Красочные образы произведений пейзажной живописи учат ребят фантазировать, у них возникает желание самим создать нечто подобное. Поэтому очень важно научить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

При ознакомлении детей с природой, важно давать им правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида в интересной, доступной форме. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, тем, что связаны с человеком. Необходимо показать детям многообразие животного мира, позволить им наблюдать и изучать животных (на улице, в зоопарке, дома).У некоторых ребят дома есть домашние питомцы, и они, конечно же, с удовольствием их рисуют и много о них рассказывают. Это всегда вызывает у них положительный отклик, а также содействует уточнению их знаний об объектах природы и позитивное отношение к ней.

Изображая природу, дети стараются точно отразить в своих рисунках большое количество образов, а также дети вновь испытывают яркие чувства к ней, что делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту окружающего мира. Ведь рисовать природу это не всегда изображать то, что ты видишь, но всегда передавать на листе то, что чувствуешь. Детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную технику выполнения рисунков, а также, разные материалы: акварель, гуашь, восковые мелки и многое другое.

В процессе создания рисунка, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. Создавая свою картину, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе такой работы у детей развиваются кроме творческих способностей ещё и психические процессы, которые лежат в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое развитие личности ребенка, воспитание его эстетического вкуса. С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное воздействие. Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единении.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, окружающий мир, родная природа, дошкольный возраст, мир природы, изображение природы, произведение искусства, ранний возраст, детский сад.

Источник

Скворцова Ирина Владимировна
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ

СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

2014 год

«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». – Сухомлинский В. А.

1. Условия возникновения опыта.

Исходя из главной идеи образования – личностное развитие детей, основной частью которого является развитие творческих способностей ребёнка, я занимаюсь развитием детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с миром природы. Так как самовыражение ребёнка в изобразительной деятельности способствует не только развитию личностных качеств, но и воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в норме шпаргалка

Работаю по данной теме 5 лет. Первый шаг в работе – это анализ детских работ по рисованию, лепке и аппликации. Пришла к выводу, что навыки детей свидетельствуют о среднем уровне развития. Отсюда возникла необходимость в более широком подходе к проблеме изобразительной деятельности детей. Конкретно к изобразительной деятельности детей, через ознакомление с природой, что способствует его разностороннему и творческому развитию. Тем более что потребность разностороннего и творческого развития личности ребёнка с каждым годом становится всё более востребованной со стороны родителей.

2. Актуальность.

Свою тему считаю актуальной, так как влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая за природой, они делают свои выводы, умозаключения. Окружающая природа воспитывает у детей эстетическое отношение к окружающей жизни, способствует развитию внимания, памяти, мышления и воображения, формирует интерес к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что необходимо для подготовки детей к школе. Поэтому я веду целенаправленную педагогическую работу по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с природой».

3. Ведущая педагогическая идея.

Природа, является средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие природы. Воздействуя на эмоции ребенка, природа вызывает эстетические чувства у ребенка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника.

Взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны: первая – приобретение ребенком знаний на основе восприятия природы; вторая – влияние изобразительной деятельности на развитие и углубление знаний ребенка о природе.

Главной целью моей работы является развитие творческой личности, через ознакомление с миром природы. Ведущей педагогической идеей, является воспитание гармонично развитой личности, способной воплощать в жизнь свой творческий потенциал.

4. Теоретическая база.

В своей работе опираюсь на знание закона Р. Ф. «Об Образовании», знаю дошкольную педагогику и психологию. Работаю по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Использую личностно-ориентированный подход, основываясь на индивидуальных особенностях каждого ребёнка.

А также, в своей работе над темой, опираюсь на два раздела программы «Детство»: Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Парциально использую в работе две программы: Т. С. Комаровой – «Красота. Радость. Творчество», и С. Н. Николаевой – «Юный эколог».

Изучаю и внедряю в работу технологию Т. А. Копцевой – «Природа и художник».

5. Новизна опыта.

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, необходимо рассматривать как творческую. Дети знакомятся с временами года, их спецификой и сменой, с явлениями природы, растениями, животными. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречается детьми положительно. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из листьев, цветов, веток; лепят птиц и зверей; в своих рисунках изображают родную природу в разные времена года.

Для того чтобы ребенок мог изобразить все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений, а также следует подчеркивать красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева и так далее.

Для того чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, растений, явлений природы, необходимо рассказывать малышам о них. Для уточнения образа можно использовать соответствующие игрушки, фотографии, иллюстрации, картины. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом будет изображать, но и обвести рукой каждую часть. Впоследствии это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное, растение и так далее.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Нужно поддерживать интерес детей, играть вместе с ними, фантазировать, что можно сделать из природного материала, как изобразить увиденную детьми природу, и конечно использовать в творчестве разнообразный изобразительный материал.

Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

В работе над темой я использую разнообразные методы и приёмы.

Наиболее интересными считаю проектный метод. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он помогает развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проектно — исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно — следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Наиболее интересными считаю такие проекты, как: «Елочка, зеленая иголочка», «Чудо дерево», «Мир комнатных растений», «Наши соседи, насекомые», «Птицы наши друзья», «Разноцветные дни», «Капелька», «В мире животных», «Лес полон сказок и чудес» и др.

Читайте также:  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

В своей работе я использую следующие виды проектов: долгосрочные, краткосрочные, исследовательские.

Задачи проектной деятельности:

1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

2. Познакомить детей с правилами поведения на природе.

3. Учить анализировать, делать выводы; учить видеть красоту русской природы.

4. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Проектный метод позволяет дать детям более глубокие знания об объектах и явлениях природы, помогают развить творческие способности у детей, изобразительные умения и навыки.

Л. С. Выготский писал, что кроме воспроизводящей деятельности, в поведений человека присутствует деятельность комбинирующая или творческая, на базе которой и создаются произведения изобразительного искусства у детей. Поэтому мир природы у детей не всегда похож на реальный. Тем не менее, именно живые звери, птицы и растения становятся огромным стимулом для творчества и источником вдохновения.

6. Технология опыта.

Для достижения положительных результатов в работе над темой, поставила цель – Развивать изобразительную деятельность ребёнка, в процессе ознакомления с миром природы.

И выявила основные задачи своей деятельности:

1. Организация предметно — развивающей среды для развития изобразительной деятельности детей.

2. Использование разнообразных методов и приёмов повышающих интерес детей к миру природы и к самостоятельной изобразительной деятельности.

На основе наблюдений за детьми, изучения программ составила перспективный план работы по изобразительной деятельности в соответствии с темами наблюдений за природой, и с учетом интересов детей к нетрадиционной технике изображения. Вся деятельность взаимосвязана, она основывается на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества. Образовательная деятельность проводится в 1 половине дня, во 2 половине дня проводится кружковая работа.

Кружковые занятия способствуют развитию творческих способностей, психических процессов у детей.

Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия в кружке «Природа и фантазия».

Для создания интереса, в группу был внесен персонаж-игрушка «Пчелка Майя», она живет в мастерской «Маленький художник» учит детей, помогает, подсказывает и рассказывает. Дети делятся с ней своим опытом. В мастерской созданы условия для проявления самостоятельности и творчества – дети могут найти любой материал для художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, изготавливают поделки «Оригами», игрушки из природного, бросового материала. Это интересно, красочно и познавательно. Работы детей представлены на выставке «Мир глазами детей», «Полянка детского творчества».

Невозможно способствовать развитию творческой активности без участия родителей. Дети вместе с родителями выполняют домашние задания: семейное рисование «Мы рисуем вместе…», композиции из природного материала «На лесной поляне…».

Наш кружок «Природа и фантазия» способствует формированию экологической культуры у детей, развивает представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

7. Результативность.

Организация интересной содержательной жизни ребенка, организация повседневных наблюдений за природой, общение с искусством, грамотный отбор материала, а так же учет индивидуальных особенностей детей, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества, имели положительные результаты мониторинга по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности.

2012 – 2013 уч год. (младшая группа 23 чел.)

Уровни развития Май

высокий 17%

средний 74%

низкий 9%

2013 – 2014 уч год. (средняя группа 23 чел.)

Уровни развития Май

высокий 21%

средний 74%

низкий 5%

2014 – 2015 уч год. (старшая группа 22 чел, изменился состав группы)

Уровни развития Сентябрь Декабрь

высокий 12% 23%

средний 71% 72%

низкий 17% 5%

Мониторинг доказывает эффективность применения современных технологий, игровых методов и приемов работы с детьми, взаимодействия с родителями. Систематизация работы по теме, способствовало росту интереса детей к изобразительной деятельности, а также отмечается положительная познавательная активность и любознательность детей к окружающей природе. Дети с большим удовольствием рисуют, лепят, конструируют не только в совместной деятельности, но и самостоятельно создавая разнообразные образы природы и окружающего мира.

8. Адресная направленность.

Данный опыт может представлять интерес для воспитателей ДОУ, где основным направлением является развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, через ознакомление с природой.

9. Используемая литература.

В своей работе я опиралась на теоретическую базу крупнейших специалистов в области изобразительной деятельности, таких как: Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина — «Красота. Радость. Творчество» — программа по эстетическому воспитанию.

Т. С. Комарова – «Дети в мире творчества», «Занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста».

Изучила опыт работы Т. А. Копцевой – «Природа и художник» — художественно-экологическая программа по изобразительному искусству.

Познакомилась с опытом работы таких авторов как: Л. В. Компанцева – «Поэтический образ природы в детском рисунке», Р. Г. Казакова – «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» и внедрила эти методики работы в свою деятельность.

А также опираюсь на теоретическую базу специалистов в области экологического воспитания, таких как:

С. Н. Николаева – «Методика экологического воспитания дошкольников»

О. А. Воронкевич – «Добро пожаловать в экологию»

Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова – «Мир природы и ребёнок»

О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – «Экологические проекты в детском саду».

Н. Ф. Виноградова – «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

Всю выше перечисленную литературу (методики работы, использую в своей работе с детьми по принципу доступности, постепенности, последовательности, систематичности, наглядности и интегрирования.

Источник