Семейная среда как источник развития ребенка

Семейная среда как источник развития ребенка thumbnail

Статья на тему:»Семейная среда как основной фактор формирования личности ребенка»

Автор Педаева Наталья Владимировна

Одной из  сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее  формирования. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Под развитием подразумевается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный вниманием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Следовательно, развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий.

Рассмотрим подробно группы факторы, влияющих на формирование личности.

Какой смысл мы вкладываем в слово «фактор»? С. И. Ожегов предлагает следующее определение: фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого – либо процесса, явления. Многообразие факторов принято классифицировать на следующие группы:

— внешние: макросреда, мезо- и микросреда, природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смыслах.

— внутренние: собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и в общении.

-биологические: наследственность.

— социальные: среда, воспитание.

Какой из факторов занимает главенствующую позицию в формировании личности растущего индивида? Этот вопрос остается открытым. Существуют различные точки зрения в области данной проблемы, но единого ответа на поставленный вопрос пока не удается сформулировать. Большинство ученых уверены, что основная роль в формировании личности отведена биологическим факторам. Ведь по наследству ребенку передается:

— анатомо – физиологическая структура, лежащая в основе видовых признаков индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

— физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

— физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление, группа крови, резус – фактор, стадии созревания организма;

— особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

— аномалии в развитии организма;

— предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера.

Конечно, наследственность чрезвычайно важна при развитии ребенка и формировании полноценной личности, но не менее важным фактором является та среда, в которой ребенок находится и по законам которой он живет.

В широком педагогическом смысле, среда – это реальная действительность, в условиях которой и происходит развитие личности ребенка. Принято выделять географическую, социальную, национальную, школьную и семейную среду.

Мы остановимся на влиянии семейной среды на формирование личности ребенка. Ведь семья — первый социальный институт, где ребенок получает первые знания, наблюдения, умения и навыки, где закладываются черты его будущей личности.

Современная семья – это клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ее структура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, существенно сказалось на становлении личности ребенка. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института формирования личности, обусловлена тем, что в ней, ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на развивающуюся личность никакой из вышеперечисленных факторов не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Отметим, что основная функция семьи – воспитательная.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сначала из подражания, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания и формирования личности.

Читайте также:  Программа развития внимания у ребенка 6 лет

Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.

Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. В свою очередь мы можем наблюдать обратную связь: появление ребенка в семье является огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.

Таким образом, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.

Нужно стремиться, чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотой природы, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей России, — патриотизм, служение родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда, уважение к ним — источник человеческой нравственности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

Современные дети очень рано узнают буквы и рано начинают читать. Чем раньше ребенок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше дает чтение для умственного развития. Одновременно ребенок читает и думает, осмысливает, соображает.

Детское сердце очень чутко к призыву творить красоту и радость для людей — важно только, чтобы за призывами следовал труд, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственное желание с интересами людей. А это очень важно для воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает границ только своим желаниям, никогда не станет хорошим человеком. Умению управлять желанием нужно учить маленького человека, так как это источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. И очень важно воспитывать эту человечность с самого раннего возраста. Нравственные убеждения, взгляды, привычки — все это тесно связано с чувствами, а чувства это живительная почва для высоконравственных поступков. Воспитание чуткости тонкости восприятия окружающего мира, формируется с раннего детства. Если упущены ранние детские годы для воспитания чуткости и впечатлительности души, то вырастут из них бездушные, бессердечные люди.

Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений — одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать — это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь — тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Именно семья — первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций, развитию личности растущего ребенка. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности — одно из условий полноценного развития человека.

Таким образом, главным, определяющим фактором в формировании личности индивида является среда, в которой происходит его развитие после рождения. Если вокруг растущего малыша не организована благоприятная среда для развития заложенных способностей, задатков даже самые благоприятные наследственные прогнозы теряют свою значимость. И наоборот, создание благоприятной среды является верным путем в развитии тех наследственных показателей, которые унаследовал ребенок. Более того, в индивидуальных случаях благоприятная семейная среда способна скорректировать, сгладить трудности наследственного фактора.

Источник

Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà. Âëèÿíèå ñåìüè íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ èíäèâèäóóìà. Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Âçãëÿäû îñíîâîïîëîæíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè íà ñîöèàëèçàöèþ äåòåé. Ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ëåáåäåâà Îëüãà Ìèõàéëîâíà

Ñîðóêîâîäèòåëü Áóðêèíà È.Â.

Ñåìüÿ êàê îñíîâíàÿ ñðåäà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Ñåìüÿ — ýòî îïðåäåëåííûé ìîðàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò äëÿ ðåáåíêà, øêîëà îòíîøåíèé ñ ëþäüìè. Ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì è îïîñðåäóþùèì çâåíîì ïåðåäà÷è ðåáåíêó ñîöèàëüíî-èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, è ïðåæäå âñåãî îïûòà ýìîöèîíàëüíûõ è äåëîâûõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ìîæíî ñ ïîëíûì ïðàâîì ñ÷èòàòü, ÷òî ñåìüÿ áûëà, åñòü è áóäåò âàæíåéøèì èíñòèòóòîì âîñïèòàíèÿ, ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà. [Êóëèêîâà] Íà ëþáîì ýòàïå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà èìåííî ñîñòîÿíèå ñåìüè, óðîâåíü åå ñàìîîðãàíèçàöèè, îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü, âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò áëàãîïîëó÷èå èëè íåáëàãîïîëó÷èå îòäåëüíûõ ÷ëåíîâ îáùåñòâà. Íå ñëó÷àéíî âî âñåîáùåé Äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà (1984 ã.) êîíñòàòèðóåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî «ìàòåðèíñòâî è ìëàäåí÷åñòâî äàåò ïðàâî íà îñîáîå ïîïå÷åíèå è ïîìîùü». Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ î ïðàâàõ ðåáåíêà (1989 ã.) ïðèçíàåò ïåðâîñòåïåííóþ ðîëü ñåìüè è ðîäèòåëåé â äåëå îñóùåñòâëåíèÿ çàáîòû, âîñïèòàíèÿ è çàùèòû äåòåé. Ïðèîðèòåòíîñòü ïðàâ ñåìüè íàøëà îòðàæåíèå â òåêñòå Êîíñòèòóöèè (Îñíîâíîãî Çàêîíà) Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (1993 ã.).

Ñåìüÿ — ýòî ïåðñîíàëüíàÿ ìèêðîñðåäà èíòåëëåêòóàëüíîãî, ïñèõîëîãè÷åñêîãî è ìîðàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. (Øíåéäåð)

Читайте также:  Влияние среды на развитие речи ребенка

Ñîâðåìåííàÿ íàóêà ðàñïîëàãàåò ìíîãî÷èñëåííûìè äàííûìè, ñâèäåòåëüñòâóþùèìè î òîì, ÷òî áåç óùåðáà äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåâîçìîæíî îòêàçàòüñÿ îò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ïîñêîëüêó îíî äàåò ðåáåíêó âñþ ãàììó ÷óâñòâ, øèðî÷àéøèé êðóã ïðåäñòàâëåíèé î æèçíè. Êðîìå òîãî, åãî ñèëà è äåéñòâåííîñòü íåñðàâíèìû íè ñ êàêèì, äàæå î÷åíü êâàëèôèöèðîâàííûì, âîñïèòàíèåì â äåòñêîì ñàäó èëè øêîëå. [Êóëèêîâà] Ðåàëèçàöèÿ ñåìåéíîé êîíöåïöèè òðåáóåò âûäåëåíèÿ ãëàâíîãî â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà: âîñïèòàíèÿ êà÷åñòâ îðãàíèçîâàííîñòè, âûñîêîé ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè äåòåé ñ ìàëûõ ëåò ïåðåä ñîáîé è ïåðåä ñåìüåé.  ñâÿçè ñ ýòèì ñ îñîáîé îñòðîòîé âûñòóïàåò çàäà÷à ñîçäàíèÿ ñðåäû, áëàãîïðèÿòíîé äëÿ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.

Âîñïèòàòåëüíûå ôóíêöèè ñåìüè áåçãðàíè÷íû. Íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ äíåé ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò, âåñü ìëàäåí÷åñêèé è äîøêîëüíûé ïåðèîä ÷åëîâåê âîñïèòûâàåòñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ñåìüåé, åå æèçíåííûì óêëàäîì. Çäåñü ïîëó÷àþò ðàçâèòèå åãî ñêëîííîñòè, çàðîæäàþòñÿ ñèìïàòèè, ïîòðåáíîñòè, èíòåðåñû, îáîçíà÷àåòñÿ åãî õàðàêòåð: «Ñåìüÿ — ñâîåîáðàçíûé öåíòð è ôîêóñ âîñïèòàíèÿ, â íåé ïðîèçâîäèòñÿ è òâîðèòñÿ ÷åëîâåê — ãëàâíîå áîãàòñòâî îáùåñòâà» (135, ñ. 3 ).

Ñåìüÿ äàåò ãëàâíîå, ÷òî íå ìîæåò äàòü íèêàêîé äðóãîé ñîöèàëüíûé èíñòèòóò — èíòèìíî-ëè÷íîñòíóþ ñâÿçü è èñõîäíîå åäèíñòâî ñ ðîäíûìè. Ñåìüÿ — ýòî æèçíåííûé «òûë» ÷åëîâåêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðåáåíêà ñåìüÿ ÿâëÿåòñÿ âñåì Ìèðîì â åãî ñàìûõ ãëàâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ», — ñïðàâåäëèâî îòìå÷àåòñÿ â Êîíöåïöèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ (1989 ã.).

Ñîöèàëèçàöèÿ ëè÷íîñòè — ýòî äëèòåëüíûé ñîöèàëüíî — èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ëè÷íîñòü ïîñëå ñâîåãî ðîæäåíèÿ îêàçûâàåòñÿ â ñîñòàâå ñîöèàëüíûõ ãðóïï. Ïåðâàÿ ãðóïïà, â êîòîðîé îêàçûâàåòñÿ ëè÷íîñòü è ãäå íà÷èíàåòñÿ åãî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè — ýòî ñåìüÿ (åñëè íå ñ÷èòàòü èñêëþ÷åíèé). Ñîöèàëèçàöèÿ — ýòî «ïðîöåññ âõîæäåíèÿ èíäèâèäà â ñîöèàëüíóþ ñðåäó», óñâîåíèÿ èì ñîöèàëüíûõ âëèÿíèé», ïðèîáùåíèå åãî ê ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé» (Àíäðååâà Ã.Ì., 1980, ñ. 335).

Ðåòðîñïåêòèâíûé àíàëèç ñîñòîÿíèÿ ñèñòåìû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà ïîçâîëÿåò óáåäèòüñÿ â òîì, ÷òî âî âñå âðåìåíà ñîäåðæàíèåì ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿëàñü ïåðåäà÷à ïîäðàñòàþùåìó ïîêîëåíèþ íàêîïëåííûõ çíàíèé è óìåíèé, ôîðìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ íîðì ïîâåäåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ âîçìîæíîñòü ñàìîîðãàíèçàöèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.  ñåìüÿõ äîëæíû ãëàâåíñòâîâàòü ëþáîâü ê äåòÿì, îñíîâàííàÿ íà ñïðàâåäëèâîñòè, òðóä êàê ôîðìà ñàìîðàçâèòèÿ è îðãàíèçàöèè ïîìîùè äðóãèì, èíòåëëåêò êàê ñïîñîáíîñòü ïîñòîÿííîãî, ðàçóìíîãî îñìûñëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè, îñíîâàííàÿ íà ãëóáîêîì ïîçíàíèè êóëüòóðû, è êàê ôàêòîð ñàìîâîñïèòàíèÿ, — ýòî òðè äîáðîäåòåëè, êîòîðûå, ïî ãëóáîêîìó óáåæäåíèþ À.Ñ. Ìàêàðåíêî, ñäåëàþò ÷åëîâåêà ñ÷àñòëèâûì (100, 101).

Äîáèòüñÿ ïîíèìàíèÿ ðîäèòåëÿìè çíà÷èìîñòè ñâîåé ðîëè â êà÷åñòâå ïåðâûõ è îñíîâíûõ âîñïèòàòåëåé ñâîåãî ðåáåíêà, âîñïðèÿòèÿ åãî êàê ëè÷íîñòè, îñîçíàíèÿ ñàìîöåííîñòè åãî ñóùåñòâîâàíèÿ, ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíîé äëÿ åãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäû îáèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ — âîò êàêîâû àêòóàëüíûå è îñíîâíûå çàäà÷è ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè.

Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, â ñåìüÿõ, ãäå ðîäèòåëè îñîçíàþò ñâîþ îòâåòñòâåííîñòü è ðîëü ñåìüè, äåòè, êàê ïðàâèëî, âûðàñòàþò ñàìîñòîÿòåëüíûìè, òâîð÷åñêèìè, óâåðåííûìè â çàâòðàøíåì äíå. Êàæäîé ñåìüå ïðèñóùè ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå ôîðìû âçàèìîîòíîøåíèé è âçàèìîâëèÿíèé, ÷òî, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ÿâëÿåòñÿ ôîðìîé îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè òðóäà, áûòà, òðàäèöèé, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ îò ïîêîëåíèÿ ê ïîêîëåíèþ. Òîò ôàêò, ÷òî â îäíîé ñåìüå ÷àñòî âûðàñòàþò ëþäè, óâëå÷åííûå îäíèì è òåì æå âèäîì äåÿòåëüíîñòè, ñ îäèíàêîâûìè èíòåðåñàìè è õîááè, îáðàçóÿ äèíàñòèè, íå ðàç äîêàçûâàëà èñòîðèÿ. Ýòî ÿâëåíèå ìîæíî îöåíèòü êàê ðåçóëüòàò ñîçäàíèÿ ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ðàçâèâàþùåé ïðåäìåòíîé è íðàâñòâåííî-äóõîâíîé ñðåäû, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ çàäàòêîâ è ñïîñîáíîñòåé, ôîðìèðóåò ïðîôåññèîíàëüíî-ãðàæäàíñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Ýòè ñâîéñòâà ìîæíî îòíåñòè ê îáëàñòè äóõîâíîãî íàñëåäèÿ ñåìüè.

Ñîäåðæàíèåì ïîäîáíîãî ïðîöåññà íàñëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïåðåäà÷à îïûòà ñòàðøèõ ïîêîëåíèé ìëàäøèì, ÷òî â áîëüøåé ÷àñòè ïðîõîäèò íåçàìåòíî, áóäíè÷íî, áåç èçëèøíåé ñóåòû (27, 96, 139).

×åëîâåê, âîñïèòûâàþùèéñÿ â òàêîé ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòàòåëüíîé ñðåäå-ñèñòåìå, âîñïðèíèìàåò ýòî äóõîâíîå íàñëåäèå, êîòîðîå è ñîñòàâëÿåò «ñòåðæåíü» ñàìîîðãàíèçàöèè — ñèëó ëè÷íîñòè. Îí ïðîíîñèò ýòîò æèâîé èñòî÷íèê ìóäðîñòè ÷åðåç âñþ æèçíü è ïåðåäàåò, â ñâîþ î÷åðåäü, ýñòàôåòó ñâîèì äåòÿì. Òàêèì îáðàçîì, îñóùåñòâëÿåòñÿ «êðóãîâîðîò» áûòèÿ.

Î ñîäåðæàíèè, ìåòîäàõ è ïîäõîäàõ ê ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ âûñêàçûâàëè â ðàçíîå âðåìÿ ñâîè âçãëÿäû åùå îñíîâîïîëîæíèêè ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè ß.À. Êîìåíñêèé è È.Ã. Ïåñòàëîööè, Æ-Æ. Ðóññî è Ë.Í. Òîëñòîé, Í.È. Ïèðîãîâ è Í.À. Äîáðîëþáîâ, À.Ñ. Ìàêàðåíêî è Â.À. Ñóõîìëèíñêèé. Îíè ïðèçíàâàëè, ÷òî «âîñïèòàíèå â ñåìüå â ïðîöåññå ïîâñåäíåâíîé æèçíè ñîâåðøàåò âåëèêîå òàèíñòâî — ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðàñòóùåãî ðåáåíêà» (100,162).

Êàê ïîêàçûâàåò àíàëèç ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, â ñâîèõ ðàáîòàõ ïåäàãîãè-èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò ðàçíîîáðàçíûå àñïåêòû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ*.

— îïîðà íà ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåè ñåìåéíîé ïåäàãîãèêè â ðàìêàõ òåîðèè «ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ» (Æ-Æ. Ðóññî, Ë.Í. Òîëñòîé, Ñ.Ò. Øàöêèé, Ê.Í. Âåíöåëü);

— èñïîëüçîâàíèå ïðèíöèïîâ íàðîäíîñòè â ñèñòåìå îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ïî òåîðèè Ê.Ä. Óøèíñêîãî (Å.Â. Âîäîâîçîâà, Ì.È. Äåìêîâ, ÏÔ. Ëåñãàôò, À.Ñ. Ìàêàðåíêî, Â.À. Ñóõîìëèíñêèé, È.ß. ßêîâëåâ);

— îïðåäåëåíèå ñåìüè êàê ôàêòîð ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà, êàê «êîìïëåêñ óñëîâèé è ñðåäñòâ» (Â.Ã. Àëåêñååâà, À.Ï. Áàðàíîâà, È.Â. Ãðåáåíùèêîâà, Â.ß. Òèòàðåíêî, À.Ã. Õàð÷åâà è äð.);

— âîñïèòàíèå «ñâîáîäîñïîñîáíîé ëè÷íîñòè» (Á.Ç. Âóëüôîâ, Î.Ñ. Ãàçìàí, À.Â. Ïåòðîâñêèé);

— ïðèìåíåíèå òåîðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé èäåíòèôèêàöèè ëè÷íîñòè ñ ýòíîñîì (Ñ.À. Àðóòþíîâ, Ã.Í. Âîëêîâ, È.Ñ. Êîí, À.Ñ. Ìóõèíà, Ý.È. Ñîêîëüíèêîâà);

— îïîðà íà íàðîäíî-ïåäàãîãè÷åñêèå èäåè â îáëàñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé (Â.Ô. Àôàíàñüåâ, Ä.À. Äàíèëîâ, Ì.Ä. Ãåðìîãåíîâà, À.À. Ãðèãîðüåâà, Ì.Ã. Êîëîäåçíèêîâà, Á.Í. Ïîïîâ, È.Ñ. Ïîðòíÿãèí, Ë.Ñ. ßäðèõèíñêàÿ);

— ñîöèàëüíîå âîñïèòàíèå â ðàìêàõ «òóýëáýíýíèèòèè» (âîñïèòàíèå âñåì ìèðîì) Â.Í. Àðãóíîâà, Ì.Ï. Ãóðüÿíîâà, À.Ã. Êîðíèëîâà, Ë.È. Îìóêîâà.

Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ëèòåðàòóðû ïîäâîäèò íàñ ê ïîíèìàíèþ, ÷òî ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè — âàæíûé êîìïîíåíò ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.  ñóùíîñòè, ýòî âíóòðåííåå óïîðÿäî÷åíèå óêëàäà ñåìåéíîé æèçíè è ñîãëàñîâàííîñòü äåéñòâèé ðîäèòåëåé è äåòåé íà îñíîâå îáîþäíîãî æåëàíèÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü. Ñîâðåìåííàÿ îòå÷åñòâåííàÿ ãóìàíèñòè÷åñêàÿ ïåäàãîãèêà ðàññìàòðèâàåò ðåáåíêà êàê ñóùåñòâî ïðèðîäíîå (áèîëîãè÷åñêîå), ñîöèàëüíîå (êóëüòóðíîå) è êàê ýêçèñòåíöèàëüíîå (íåçàâèñèìîå, ñàìîñóùåå, ñâîáîäíîå), ò.å. «ñâîáîäîñïîñîáíóþ» ëè÷íîñòü (Î.Ñ. Ãàçìàí). Ðåáåíîê, êàê ëè÷íîñòü ñòðåìèòñÿ ê àâòîíîìíîìó, íîíêîíôîðìèñòñêîìó ñóùåñòâîâàíèþ — ò.å. ñàìîñòîÿòåëüíî, íåçàâèñèìî ñòðîèòü ñâîè îòíîøåíèÿ ñî ñðåäîé. Èìåííî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåàëèçàöèè èíòåãðèðóåò ÷åëîâåêà êàê öåëîå, ïîçâîëÿåò åìó îáåñïå÷èâàòü ãàðìîíè÷íîå ñóùåñòâîâàíèå.  ýòîì êîíòåêñòå, íà íàø âçãëÿä, áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ, êîòîðàÿ îêàçûâàåò ïðèîðèòåòíîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå êà÷åñòâ ëè÷íîñòè. ñåìüÿ ñîöèàëèçàöèÿ âîñïèòàíèå

 êà÷åñòâå òàêîé ñðåäû âûñòóïàåò, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñåìüÿ.

Ñåìüÿ, êàê ñðåäà âîñïèòàíèÿ, äèíàìè÷íà, îáëàäàÿ ñïîñîáíîñòüþ ñàìîîðãàíèçàöèè è ñàìîðàçâèòèÿ: ðåçóëüòàòû åå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îòêðûâàþò âîçìîæíîñòè äëÿ ïîñòàíîâêè è ðåøåíèÿ íîâûõ çàäà÷, ðîæäàÿ íîâûå ôîðìû îòíîøåíèé. Ðîñò óðîâíÿ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè çàêëþ÷àåòñÿ ïðåæäå âñåãî, â îáîãàùåíèè ñåìåéíîãî îáðàçà æèçíè, óâåëè÷åíèè åå ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè, òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà, ÷òî äåëàåò âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ÷ëåíàìè ñåìüè áîëåå íàñûùåííûìè, ïîçâîëÿåò ðàçâèâàòüñÿ âñåì è êàæäîìó. Âîò ïî÷åìó íåîáõîäèìî çàäåéñòâîâàòü â ñåìüå ïðèíöèï ñàìîîðãàíèçàöèè.

Читайте также:  Упражнения для развития артикуляционных мышц ребенка

Ìåæäó òåì ïîëîæåíèå äåë â ïðàêòèêå ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàñòîÿòåëüíî òðåáóåò ðàçðàáîòêè êîíêðåòíîãî ïîäõîäà ê äàííîé ïðîáëåìå. Ñóùåñòâóþùèå ïðîãðàììû, ïåäàãîãè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïðåäíàçíà÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, íåêîé «àáñòðàêòíîé» ñåìüå: ïðè ýòîì íå ïðèíèìàþòñÿ âî âíèìàíèå îñîáåííîñòè ñàìîîðãàíèçàöèè â ðàçëè÷íûõ òèïàõ ñåìåé; íå ó÷èòûâàþòñÿ îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüÿõ ñ ðàçëè÷íûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ñàìîîðãàíèçàöèè; íå èñïîëüçóþòñÿ âîçìîæíîñòè êîíêðåòíîé ñåìüè ïðè âîñïèòàíèè äåòåé; íåäîñòàòî÷íî èñïîëüçóåòñÿ áîãàòåéøèé îïûò íàðîäíîé ïåäàãîãèêè â îáëàñòè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.

Ðåàëüíàÿ ñèòóàöèÿ òàêîâà, ÷òî íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ óõóäøåíèÿ êà÷åñòâà ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Èìåííî ñåìüÿ — ñàìàÿ åñòåñòâåííàÿ è áëàãîðîäíàÿ ñðåäà äëÿ ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà íèçâåäåíà äî ïðèìèòèâíîãî óðîâíÿ ïèòàíèÿ, îäåâàíèÿ è íàêàçàíèÿ. Ïðîèçîøëè ãëóáèííûå äåôîðìàöèè â ïñèõîëîãèè ëþäåé, êîòîðûå ñòàëè ñëåäñòâèåì íåäîñòàòî÷íîãî ìàòåðèíñêîãî è îòöîâñêîãî òåïëà, àòìîñôåðû ñ÷àñòüÿ. Íàáëþäàåòñÿ íèçêèé óðîâåíü ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íå îáåñïå÷èâàþùèé ñòàáèëüíîñòü è áëàãîïîëó÷èå, íåäîñòàòî÷íîå èñïîëüçîâàíèå åþ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ äåòåé ÷åðåç ñîçäàíèå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.

Ñëåäîâàòåëüíî, òðåáóåòñÿ îïðåäåëèòü óñëîâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå. Äëÿ ýòîãî ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé íåîáõîäèìîñòü âûÿâëåíèÿ òîãî, êàêèå òðóäíîñòè îñëîæíÿþò ðàçâèòèå ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè. Êàê ïîêàçûâàåò îïûò, ýòà ïðîáëåìà åùå äàëåêî íå ðåøåíà. Áîëåå òîãî, â ñèëó öåëîãî ðÿäà îáñòîÿòåëüñòâ ýòà ïðîáëåìà â íàñòîÿùåå âðåìÿ èìååò òåíäåíöèþ âñå áîëåå îáîñòðÿòüñÿ è óñëîæíÿòüñÿ.  íàó÷íî-èñòîðè÷åñêîì ïëàíå ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ â äîëæíîé ìåðå èññëåäîâàòåëÿìè íå àêöåíòèðîâàëàñü.

Èìåþùèåñÿ íåñîîòâåòñòâèÿ ìåæäó ïåäàãîãè÷åñêèìè òðåáîâàíèÿìè, ïðåäúÿâëÿåìûìè ê ñåìüå, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ñóùåñòâóþùåé ïðàêòèêîé ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, à òàêæå íåäîñòàòî÷íàÿ ðàçðàáîòàííîñòü ôåíîìåíà ñåìüè êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñðåäû è îáóñëîâèëî âûáîð òåìû äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ: «Ñåìüÿ êàê ñàìîîðãàíèçóþùàÿñÿ ñðåäà âîñïèòàíèÿ äåòåé».

Ôàêòîðàìè ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, ÿâëÿþòñÿ äâà âèäà ôàêòîðîâ: ýòî — îáùèå ôàêòîðû: îáðàç (óêëàä) æèçíè ñåìüè, îòíîøåíèå ñîöèàëüíîé ñðåäû ê ñåìüå, òðàäèöèè íàöèè, íàðîäíîñòè, òóýëáý, ñåìüè, ÷àñòíûå ôàêòîðû, óñòàíîâêè ðîäèòåëåé íà âîñïèòàíèå, ìîòèâàöèÿ, öåííîñòíûå îðèåíòàöèè, ïåäàãîãè÷åñêàÿ êóëüòóðà ðîäèòåëåé, áûòîâûå è ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ìèêðîñðåäà ñåìüè.

Ñèñòåìà ñàìîîðãàíèçàöèÿ ñåìüè, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, îñíîâûâàåòñÿ íà ñëåäóþùèõ ïðèíöèïàõ: ãóìàíèçì è äåìîêðàòèçì — îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ñîçäàíèè îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé â ñåìüå äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà, åãî ñàìîðåàëèçàöèè è ñàìîóòâåðæäåíèÿ, â ñîçäàíèè ýìîöèîíàëüíî êîìôîðòíîé è ñàìîîðãàíèçóþùåé ñðåäû; òîëåðàíòíîñòü ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì âíóòðåííåé êóëüòóðû ñåìüè, âûðàæàåòñÿ â óâàæåíèè ê ÷óæîìó ìíåíèþ è óáåæäåíèÿì, ñâÿçàíà ñ ïðîÿâëåíèåì âîëè, âûäåðæêè è ëþáâè; öåëåíàïðàâëåííîñòü è ñèñòåìíîñòü îðèåíòèðîâàíû íà ðàñøèðåíèå èíòåíñèôèêàöèè è îïòèìèçàöèè ôåíîìåíà ñàìîîðãàíèçàöèè; ëè÷íîñòíî- îðèåíòèðîâàííîå îáùåíèå îðèåíòàöèÿ íà ïîèñê îïòèìàëüíûõ ïóòåé, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ âíóòðåííåãî ïîòåíöèàëà ëè÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèþ ñàìîîðãàíèçóþùåãîñÿ ñòåðæíÿ» â êàæäîì ðåáåíêå.

Ñàìîîðãàíèçàöèè, êàê äåÿòåëüíîñòè, íà íàø âçãëÿä, ïðèñóùè ñëåäóþùèå êîìïîíåíòû: ïëàíèðîâàíèå, âíóòðåííÿÿ îðãàíèçàöèÿ è óïðàâëåíèå, ìîòèâàöèÿ è êîíòðîëü, êîððåêòèðîâêà è ðåãóëèðîâàíèå, ñòèìóëèðîâàíèå è ò.ä. Ýòè êîìïîíåíòû, êàê óñòàíîâëåíî â õîäå äèññåðòàöèîííîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðèñóòñòâóþò âî âñåõ âûÿâëåííûõ íàìè ñîñòàâëÿþùèõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòàõ ñèñòåìû ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè: ñàìîîðãàíèçàöèÿ â èãðîâîé, â áûòó è òðóäîâîé, ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé, êóëüòóðíî-äîñóãîâîé äåÿòåëüíîñòè, â îáùåíèè. Ïðè÷åì, êàê ïîêàçàëî èññëåäîâàíèå, íàðóøåíèå è íèçêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ õîòÿ áû îäíîãî èç âûøåíàçâàííûõ êîìïîíåíòîâ ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè âëå÷åò çà ñîáîé íåñòàáèëüíîñòü è êîíôëèêòíîñòü â ëþáîé ñåìüå.

Ê êðèòåðèÿì ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìåé ìîæíî îòíåñòè âûÿâëåííûå íàìè òèïû ñåìåé, â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ èõ ñàìîîðãàíèçàöèè: ñòàáèëüíûå, íåñòàáèëüíûå è êîíôëèêòíûå, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþòñÿ îñîáåííîñòÿìè íå òîëüêî â ïëàíå îðãàíèçàöèè è ñàìîîðãàíèçàöèè ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè, íî, ãëàâíîå — â ïîäõîäàõ ê âîñïèòàíèþ äåòåé, ê ñîçäàíèþ óñëîâèé äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ äåòåé è äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè.

Íà íàø âçãëÿä, âûøåíàçâàííûå ïðèíöèïèàëüíûå ïîëîæåíèÿ ñîñòàâëÿþò îñíîâó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè ëþáîé ñåìüè, íåçàâèñèìî îò íàöèîíàëüíîñòè, ìåñòà æèòåëüñòâà è ëþáûõ äðóãèõ õàðàêòåðèñòèê, ÷òî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î öåëåñîîáðàçíîñòè ïðîâåäåíèÿ ðàáîòû ïî îïòèìèçàöèè ïðîöåññà ñàìîîðãàíèçàöèè êàê ïåäàãîãè÷åñêîãî óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ äåòåé â ñåìüå.

Âûøåíàçâàííûå ïîëîæåíèÿ íå áåññïîðíû, ïîýòîìó â äàëüíåéøåì òðåáóåòñÿ óãëóáëåííîå èçó÷åíèå, ïðè÷åì êàæäûé êîìïîíåíò ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè, íà íàø âçãëÿä, ìîæåò ñòàòü ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ è ñàìîñòîÿòåëüíîãî èññëåäîâàíèÿ. Ôåíîìåí ñàìîîðãàíèçàöèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ÷åì ãëóáæå ïðîíèêàåøü â ñóùíîñòü, òåì áîëüøå ïîÿâëÿåòñÿ ïèùè äëÿ ðàçìûøëåíèÿ. Íàøå èññëåäîâàíèå ïîçâîëèëî ñâÿçàòü ñàìîîðãàíèçàöèþ ñ ñåìüåé, ðàññìîòðåòü åå â êà÷åñòâå ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ âîñïèòûâàþùåé ñðåäû.

Òåìà ñåìüè êàê ñðåäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîâîëüíî øèðîêî ïðåäñòàâëåíà â ðàçëè÷íûõ íàó÷íûõ îáëàñòÿõ: ôèëîñîôèè, ñîöèîëîãèè, ýòíîãðàôèè, àíòðîïîëîãèè, ïåäàãîãèêå, ïñèõîëîãèè è äð. Îäíàêî, ñåìüÿ, ÿâëÿÿñü äðåâíåéøèì ñîöèàëüíûì èçîáðåòåíèåì, äî ñèõ ïîð íå èìååò åäèíîãî òîëêîâàíèÿ â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå. Íà íàø âçãëÿä, ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î ñëîæíîñòè, ìíîãîïëàíîâîñòè, ïðîòèâîðå÷èâîñòè è èçìåí÷èâîñòè (è ò.ä.) èññëåäóåìîé ïðîáëåìû. Ñëåäîâàòåëüíî, ñåìüÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíóþ ñîöèàëüíóþ ñèñòåìó ñ ñîîòâåòñòâóþùåé ñòðóêòóðîé è ìåõàíèçìîì ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.

Èçó÷åíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî ñàìîîðãàíèçàöèè äàåò âîçìîæíîñòü ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ýòî ïîíÿòèå ïðåäñòàâëÿåò øèðîêèé ñïåêòð òîëêîâàíèé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïîäõîäîâ ê ðåøåíèþ ýòîé ïðîáëåìû: êèáåðíåòè÷åñêèé, êîììóíèêàöèîííî- òåõíè÷åñêèé, ñòðóêòóðíî-ëîãè÷åñêèé, ëè÷íîñòíûé, äåÿòåëüíîñòíûé è ìîäóëüíûé. Ïðèñòàâêà «ñàìî» óêàçûâàåò íà àêòèâíîñòü ñàìîé ëè÷íîñòè — ÷ëåíà ñåìüè, íà åãî ñïîñîáíîñòü ê ñàìîðåãóëÿöèè, ñàìîàêòóàëèçàöèè, ñàìîâîñïèòàíèþ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ýòè æå ñîñòàâëÿþùèå ÿâëÿþòñÿ è êîìïîíåíòàìè ïðîöåññà äåÿòåëüíîñòè è âûäåëÿþòñÿ íàìè â êà÷åñòâå «ñòåðæíåâûõ» äëÿ ñàìîîðãàíèçàöèè, òî åñòü îíè â ñîâîêóïíîñòè è â êîìïëåêñå ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè.

Ïðèíöèï àêòèâíîñòè ñåìüè, â äàííîì ñëó÷àå, ñåìüè èìåííî êàê ñàìîîðãàíèçóþùåéñÿ ñèñòåìû, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðè èçìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ ñèñòåìà ñïîñîáíà ìåíÿòü ñâîþ âíóòðåííþþ àêòèâíîñòü. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ çíà÷èìîñòü äàííîãî ïîëîæåíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â àêòóàëüíîñòè îñîçíàííîãî ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé â ïðîöåññå æèçíåîáåñïå÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé, â ïîèñêå ðàöèîíàëüíûõ ñïîñîáîâ îðãàíèçàöèè è óïðàâëåíèÿ. Ñåãîäíÿ, ó÷èòûâàÿ ðåàëüíîå ïîëîæåíèå ñåìüè â óñëîâèÿõ íåñòàáèëüíîñòè â îáùåñòâå, ïðîáëåìà ñàìîîðãàíèçàöèè ñåìüè èìååò îñîáóþ àêòóàëüíîñòü.

Ïðàâèëüíîñòü âçãëÿäà íà ñåìüþ êàê íà ñàìîîðãàíèçóþùóþñÿ ñèñòåìó îñíîâàíà âåðíîñòüþ òîãî ïîëîæåíèÿ, ÷òî ñóùíîñòüþ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå â ñåìüå óñëîâèé äëÿ ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè, ðàçâèòèå åãî èíäèâèäóàëüíîñòè ïîñðåäñòâîì âíåäðåíèÿ â ïðàêòèêó ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íàðîäíûõ òðàäèöèé. Ñëåäîâàòåëüíî, íåîáõîäèìîñòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ óðîâíÿ ñåìåéíîé ñàìîîðãàíèçàöèè äèêòóåòñÿ çàáîòîé îá ýôôåêòèâíîñòè è óëó÷øåíèè óñëîâèé äîìàøíåãî âîñïèòàíèÿ äåòåé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник