Причины нарушений в психическом развитии ребенка в речи

Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.
Какие бывают нарушения речи?
Почему возникают речевые нарушения?
Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?
Ответы на эти вопросы можно найти здесь.
Содержание:
- Что указывает на речевые нарушения
- Причины нарушения речи у детей
- Виды речевых нарушений
- Нарушение речи дошкольников
- Исправление и коррекция речи
- Рекомендации для родителей
Что указывает на речевые нарушения у детей
Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.
Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.
Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.
- В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
- После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
- После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
- Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
- К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
- В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
- В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
- В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
- В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.
Причины нарушения речи у детей
Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.
Внутриутробные патологии
На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:
- гипоксия,
- инфекционные заболевания,
- травмы живота,
- алкоголь,
- курение,
- употребление наркотических веществ,
- бесконтрольный прием лекарств,
- несовместимость резус-факторов мамы и малыша.
Наследственность
К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка).
Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.
Родовые травмы
К этим факторам относятся:
- недоношенность,
- малый вес ребенка,
- асфиксия (удушье),
- акушерские травмы.
Послеродовые патологии
Сюда включают:
- перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
- травмы артикуляционного аппарата.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
К таким причинам относятся:
- недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
- неверный пример речи от взрослых,
- сильный испуг, стресс, психические травмы.
Виды речевых нарушений
Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.
Психолого-педагогическая классификация
Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.
ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха.
ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.
ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.
Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.
Клинико-педагогическая классификация
Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.
По нарушению образования голоса:
- дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
- ринофония — носовое звучание голоса;
- фонастения — нарушение силы голоса;
- афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.
По ритму и темпу речи:
- брадилалия — слишком медленная речь;
- тахилалия — чрезмерно быстрая речь.
По звукопроизношению:
- дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
- ринолалия — аномальные органы артикуляции;
- алалия — полное отсутствие речи;
- афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.
По функциям письма и чтения:
- дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
- аграфия — невозможность освоения письма;
- дислексия — нарушение чтения.
Нарушение речи дошкольников
Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие.
Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.
Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!
Исправление и коррекция речи ребенка
Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.
- Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
- Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
- Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
- Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
- К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
- На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика.
- Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.
Рекомендации для родителей
- С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
- Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
- Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
- Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
- Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
- Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
- Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
- Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
- Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.
Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.
Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.
Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
Симптомы и причины нарушений психического развития
Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
- наследственные патологии головного мозга;
- хромосомные заболевания;
- пороки головного мозга;
- эпилептический синдром;
- поражения и патологии центральной нервной системы;
- опухоли головного мозга;
- гидроцефалия;
- тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
- наследственные эндокринные заболевания;
- соматические патологии;
- нарушения и заболевания органов чувств;
- отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.
Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.
При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.
К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.
Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.
Типы нарушений психического развития
Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.
К основным типам нарушений психического развития можно отнести:
- дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
- необратимое психическое недоразвитие;
- дисгармоничное психическое развитие;
- дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
- патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.
Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.
В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.
Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.
Профилактика нарушений психического развития
Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.
Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.
Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.
После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.
У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.
Лечение нарушений психического развития
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.
В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:
- коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
- коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
- сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
- аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
- релаксационные упражнения;
- лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
- физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть неблагоприятные факторы внешней среды.
Все причинные факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные — факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.
К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, истощение и др.
Инфекции занимают одно из первых мест среди причин психических расстройств у детей, особенно слабоумия. Дети и подростки с психозами, умственной отсталостью, аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы в большинстве случаев перененесли инфекционные заболевания. Срени них следует выделить:
* нейроинфекции, при которых поражается ЦНС (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);
* детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия);
* общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз).
Инфекционные заболевания при снижении защитных свойств организма могут привести к возникновению временных или стойких и необратимых психических расстройств. Исход заболевания (временное или стойкое, обратимое или необратимое) зависит:
во-первых, от силы воздействия фактора,
во-вторых, от того, на какой стадии развития действуют эти факторы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем, дошкольном, школьном возрасте),
в-третьих, от способности ЦНС мобилизовать защитные свойства организма.
Интоксикации (отравления)организма различными токсическими (ядовитыми) веществами также могут вызвать психические расстройства. Токсическими веществами называют те, которые при воздействии на организм способны вызвать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах).
Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, эти вещества могут поражать будущее потомство. Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная.
Травмы головного мозга, особенно закрытые, — важный фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга могут развиваться различные дефекты интеллекта — от незначительных до весьма глубоких. Травматизация головного мозга может произойти:
* внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд беременной женщины, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина),
* во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство),
* в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.).
Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию (удушье) и связанное с ней кислородное голодание головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо спустя некоторое время после нее.
Неблагоприятные гигиенические условия среды: истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности — могут быть причиной аномалий психики у детей.
Психогенные факторы, т.е. события и ситуации, травмирующие психику, могут приводит к развитию реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, обиды, потери близких, краха надежд может рассматриваться как фактор психических расстройств.
К эндогенным факторам, вызывающим развитие психических расстройств, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации (во время нарушения функций пищеварения), нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, наследственные факторы и наследственная предрасположенность.
Наследственные факторы связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.
Наследственная предрасположенность — особая восприимчивость, чувствительность организма к внешней вредности, к пониженной сопротивляемости организма.
ЛИТЕРАТУРА
Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток.- М., 1991.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.- СПб., 1992.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1988.
Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия.- Воронеж, 1993.
Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 1967.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т. 3, 5.
Грехем Дж. Как стать родителем самому себе.- М., 1993.
Гроф С. За пределами мозга.- М., 1992.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.- М., 1971.
Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с англ.- М.,1991.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- М., 1985.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1974.
Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы.- М., 1993.
Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. М.Г.Ярошевского.- М., 1990.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л. 1990.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник