Речевое развитие ребенка одна из образовательных областей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОДНА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС.

Для методического объединения учителей – логопедов, дефектологов г. Троицка Челябинской области.

  Наша беседа по изучению ФГОС  посвящена сегодня важнейшей  из  образовательных  областей  –  речевому  развитию  дошкольников.  Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое  развитие,  художественно-эстетическое  или  социально-коммуникативное.

  Да, все они важны, но обратите внимание, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной  деятельности?    Познавательное  развитие –  это  всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем,  уточнение,  чтение.  Физическое  развитие  не  может  обойтись  без правил,  команд  и  объяснений,  а  художественно-эстетическое  без  художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии  социально-коммуникативной  области   звучит  необходимость  использования речевых средств  реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить. Речь  –  это  особый  вид  деятельности,  тесно  связанный  с  сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями.

Все  эти  процессы,  как  и  сама  речь,  активно  развиваются  в  раннем  и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область  «Речевое  развитие»

Если мы  посмотрите  в  тексте  ФГОС  пункт  1.9.  О  чем  там  идѐт речь?   ФГОС утверждает, что образовательные программы ДОО реализуются  на  государственном  языке.   Программа  может  быть  реализована  и  на языке  народов  России,  но  не  в  ущерб  русскому  языку.  Т.е.  русский  язык  в Российской Федерации все должны изучать с детства.

Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы в этом направлении.  Вы помните, в каком разделе ФГОС об этом говориться?  Да,  это  второй  раздел  «Требования  к  структуре  образовательной  программы и еѐ объѐму». Само содержание здесь не определяется, оно в деталях для каждой группы представлено в примерных образовательных программах, а в стандарте определена структура материала, который должен быть обязательно включен в программу.  В пункте 2.6.  указаны материалы о структуре программы по речевому развитию.  Сколько компонентов речевого развития там выделено?

 Итак, таких компонентов 7.

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

— Владение  речью  как средством общения  и культуры.

— Обогащение  активного  словаря.

— Развитие связной  речи (диалогической,  монологической).

— Развитие речевого творчества

— Развитие  звуковой  и  интонационной культуры  речи,  фонематического слуха

— Знакомство  с книжной культурой,  понимание на  слух текстов различных жанров детской  литературы.

— Формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности,  как предпосылки обучения грамоте.

Вам знакома работа, которую требует выполнять ФГОС?  

Конечно,  мы  всегда  занимались   развитием  навыков  общения,  обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты

Давайте подробнее рассмотрим каждый из компонентов.

1.  Научить ребѐнка  владеть  речью,  как средством общения и культуры –  главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на  таком  уровне,  чтобы  они  не  испытывал  трудностей  в установлении  контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь  была понятна окружающим.  Мы  формируем  правильную  устную  речь  детей  на  основе  овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

 2.  Владеть  речью  –  это,  во-первых,  владеть  словарём.  Обогащение активного словаря  дошкольника  происходит  за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей.  Для  расширения  словаря  детей  создаются  благоприятные  условия  при комплексно-тематическом  планировании  работы.  Например,  сейчас  вы  реализуете какую тему?  (Осень.) Какие слова должны пополнить словарь детей, если вы разумно организуете работу? (Ответы).

3.  Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога.  Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи.  Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых.  Кроме  этого  мы  проводим  специальные  упражнения,  помогающие  детям  усвоить  наиболее  сложные  конструкции.  Например,  игры  «Что было  бы…»  (усвоение  сослагательного  наклонения),  «Чего  не  хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).

4.  Развитие  речевого  творчества  —  работа  непростая.  Она предполагает,  что  дети  самостоятельно  составляют  простейшие  короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Помните сказку о Дюймовочке. Нужно, чтобы это было не просто чтение. На каком-то этапе дети  мастерят колыбельку и саму Дюймовочку лепят, чтобы представить её размер, а затем обсуждают, а что могло бы случиться:  Если бы рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы?  Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?…  Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка».

5.  Ребёнок осваивает речь, начиная со  звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка  есть практически у каждого здорового дошкольника.  В ФГОС этот компонент называется  «Развитие  звуковой  и  интонационной  культуры  речи,  фонематического слуха»  и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй

родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

6.  Знакомство  с  книжной  культурой,  понимание  на  слух текстов различных жанров детской  литературы.  Обсуждая данный вопрос ,  мы найдём  много  нерешённых проблем. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во  многих  семьях, дети  не  приобретают  опыт домашнего  чтения-слушания. Насколько  это  возможно  необходимо  изменять  ситуацию,  а  в  детском  саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником  детей,  заполнять  их  досуг,  оживать  в  инсценировках,  играх-драматизациях.

7.  И ещё один компонент речевого развития  —  Формирование звуковой  аналитико-синтетической  активности,  как  предпосылки  обучения грамоте.  Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка  к  школе,  где  необходима  правильная  устная  речь,  умение  слушать других, вникать в содержание  их речи. Речь  уже в детском саду  становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность  из-за особенностей мышления.

  Итак,  мы  выделили  7  основных  компонентов  (задач)  речевого  развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.

Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырёх  оставшихся областей,  и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает  решать  проблемы  социально-личностного,  художественного  и  даже физического развития.

Поскольку  у  многих  детей  возникают  трудности  в  речевом  развитии, ФГОС  предусматривает  коррекционную  работу,  которая  может  осуществляться в специальных или инклюзивных группах.

Типичные проблемы развития речи дошкольника

1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Употребление нелитературных слов и выражений.

4) Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5) Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст своими словами.  

6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7) Отсутствие навыков культуры речи.

8) Плохая дикция.

9) Нарушения произношения.

Требования  к  условиям  реализации основной образовательной программы.

Каждый из пяти компонентов (психолого-педагогические  условия, кадровые,  материально-технические,  финансовые  и  развивающая  среда),  выделенных  в  данных  требованиях,  имеет  прямое  отношение  к  речевому  развитию.  Все эти требования направлены на создание благоприятной социальной ситуации  развития,  внутри  которой  и  будет  происходить  речевое  развитие детей.

—  Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребёнку,  необходимо непосредственное общение.

—  Поддержка  индивидуальности  ребёнка  связана  с  умением  выражать свои чувства, формулировать свои мысли, договариваться  о совместной деятельности или о разрешении конфликтов.

— Такое условие как установление правил взаимодействия связано с  развитием коммуникативных способностей.

—  Ещё  одно  условие  –  обучение  с  учётом  зоны  ближайшего  развития, предполагает  овладение  культурными  средствами  деятельности, развитие мышления, речи, общения.

—  Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна осуществляться  совместно  с  родителями.  Думаю,  вас  не  нужно  убеждать в том, что если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребѐнка, и речевые тоже,  решаются легче.

Вы,  конечно,  уже  хорошо  знаете,  какое  внимание  в  ФГОС  уделяется

созданию предметно-развивающей среды. Посмотрите пункт 3.3.2. и 3.3.3.

Итак, предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создаётся с учётом возрастных особенностей  детей,  региональных  отличий  и  направлена  на  реализацию  программы. Если в детском саду есть инклюзивные или коррекционные группы для них создаётся среда, соответствующая проблемам в развитии детей, которые посещают группу.

Давайте попробуем общие требования к развивающей среде конкретизировать для образовательной области «Речевое развитие».  Как вы думаете, что следует включить в эту среду?

—  Главное  –  ребёнок должен  слышать чистую русскую речь,  обращённую к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращённые ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него  вещах  и  на  это  всегда  должно  быть  время  у  педагога.  Мы должны  обеспечить  каждому  ребёнку  достаточную  речевую практику и в быту, и в процессе обучения.

— Важно  создать  условия,  выделить  время  и  место  для  игр  детей.

Нет  такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи.  Наши дети уже год с интересом играют с новым конструктором ЛЕГО,  как  эти  игры  повлияли  на  речь  ребят?     Да, появились  новые  слова-существительные:  арка,  бойницы,  крепость,  крепостная  стена,  башня  и  даже  мезонин;  слова,  обозначающие  пространственное  расположение  объектов:  спереди  -сзади, внутри —  снаружи, слева – справа; и конечно прилагательные: красный, жёлтый, синий, большой, красивый, длинный, тяжёлый и др.

—  Важнейшим  компонентом речевой среды является иллюстрированная книга. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и  они  всегда  вызывают  положительные  эмоции.  Простое  рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами,  вопросами,  высказываниями,  желанием  поделиться  со сверстниками впечатлениями.

—  Мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без

наглядных  пособий:  игрушек,  картин  и  картинок,  слайд-презентаций, видеофильмов. Они помогают нам, даже достаточно  сложные  вещи,  представить  понятно  для  детей.  Слайд-презентации  об  истории  России,  о  правах  ребёнка,  об олимпиаде. Конечно, все они сопровождались словом педагога, которое направляет внимание детей, вызывает их на участие в

общем разговоре.

— Развивающей  средой  для  речевого  развития  является  любая деятельность  детей.  Например, одевание  –  раздевание вы  можете использовать для освоения сложных речевых конструкций:

одеть Таню – надеть шапку; много чулок, но мало носков; ….

Напомню только требования СанПина к организации непосредствстенно образовательной деятельности. (Это разъяснение требования  –  учёт возрастных особенностей детей).

Возраст

детей

1,5 – 3года

1,5 – 3года

4 — 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Длительность

непрерывной

НОД

по

10 минут

в первую и

вторую

половину

дня

по

15 минут

по

20 минут

по

25 минут

по

30 минут

Максимально

допустимый

объём  НОД  в

первой  поло-вине дня

30 минут

40 минут

45 минут

1,5 часа

Перерывы между НОД не менее 10 минут. Допускается осуществлять НОД на площадке.

Во второй половине дня в старших и подготовительных группах НОД составляет

не более 25-30 минут с физкультминутками в середине.

И ещё одно. В разделе «Требования к условиям….» пункт 3.2.5. предполагается возможность педагогической и психологической диагностики.

Для чего используется педагогическая диагностика? (для индивидуализации образования, разработки индивидуальных траекторий развития ребёнка, для коррекции развития, оптимизации работы с группой).

А  психологическую  диагностику,  кто  проводит  и  зачем?  (проводит только психолог, только с согласия родителей, чтобы выявить индивидуальные  особенности  развития,  обеспечить  квалифицированное  психолого-педагогическое сопровождение и необходимую коррекцию).

Вы помните, чем ФГОС принципиально отличается от ФГТ?

Да, конечно, в ФГОС есть требования к результатам реализации образовательной программы.

Рассмотрим целевые ориентиры речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

Итак,  к трём годам, к концу раннего возраста:

—  Ребёнок способен овладеть активной речью и включаться в общение.

—  Он может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.

— Знает названия окружающих предметов и игрушек.

—  Стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им.

В дошкольном возрасте возможности ребёнка значительно больше и к семи годам, к переходу в школу он:

— Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания.

—   Может построить речевое высказывание в ситуации общения.

—  Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности.

—  Способен договариваться, учитывая интересы других.

— Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

—  Знаком с произведениями детской литературы.

Завершая  сегодняшнее  обсуждение,  разрешите  ещё  раз  подчеркнуть,  что  овладение  речью  в  дошкольном  возрасте  –  одна  из  наиболее трудных  и  в тоже  время  основных  задач  дошкольного  развития.  Остается  только  удивляться,  как  маленький  ребёнок,  не  умеющий  серьёзно сосредоточиться,  не  владеющий интеллектуальными операциями,  всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь  сложной  знаковой  системой, как язык. Мы должны помнить  и о том,  что  если  определённый  уровень  овладения  родным  языком  не  достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам  нельзя упускать  время,  помогать  ребёнку  нужно  в  сенситивный период!

Источник

Ирина Ивановна Литвинова
«Речевое развитие» — одна из самых важных образовательных областей в соответствии с ФГОС

Чародейка Речь. Знакомы ли Вы с ней?

Это речь стихов, сказок, рассказов.

Эту речь составляют для нас писатели.

У волшебницы много секретов и чудес

для того, чтобы веселить и радовать,

удивлять и учить.

Уважаемые коллеги!

Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» — подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.

Образовательная область «Речевое развитие»одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме того, задачи развития речи включены в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Основные цели и задачи

Развитие речи

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитиевсех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.

Специальные занятия – лишь часть работы по развитию речи. За их пределами работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни, художественной литературой и др. Значительную роль играет так же осуществляемая в разных формах работа по развитию речи вне занятий.

Рассмотрим формы деятельности с детьми

1.Режимные моменты:

* Образцы коммуникативных кодов взрослого;

* Освоение форм речевого этикета (пассивное);

* Использование в повседневной жизни форм речевого этикета;

* Беседы.

2.Совместная деятельность с педагогом:

* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и

сюжетными игрушками);

* Обучающие игры;

* Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм

(потешки, прибаутки, колыбельные);

* Сюжетно – ролевая игра;

* Игра – драматизация;

* Работа в книжном уголке;

* Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);

* Имитативные упражнения, пластические этюды;

* Коммуникативные тренинги;

* Совместная продуктивная деятельность;

* Экскурсии;

* Проектная деятельность;

* Интегрированные занятия;

* Тематические досуги;

* Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

3.Самостоятельная деятельность детей:

* Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры);

* Совместная предметная и продуктивная деятельность детей;

* Игра – драматизация с использованием разных видов театров;

* Игры в парах и совместные игры (коллективный;

* Самостоятельная художественная деятельность детей;

* Сюжетно – ролевая игра;

* Игра – импровизация по мотивам сказок;

* Театрализованные игры;

* Игры с правилами;

4. Совместная деятельность с семьёй:

* Эмоционально – практическое взаимодействие;

* Продуктивная деятельность;

* Игры парами;

* Пример коммуникативных ходов взрослого;

* Чтение, и рассматривание иллюстраций;

* Игры – драматизации;

* Досуги, праздники;

* Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;

* Беседа, пояснение;

* Экскурсии;

* Тренинги;

* Участие в проектной деятельности;

* Информационная поддержка родителей.

Важная задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.

Диагностическое направление включает:

своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

диагностику отклонений в развитии речи;

комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Коррекционно-развивающеенаправление включает:

выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением речи программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития:

организация и проведение учителями-логопедами индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Информационно-просветительское направление предусматривает:

Проведение тематических выступлений (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям, воспитателям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса по коррекционной работе.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением речи, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование воспитателей логопедических групп по возникающим вопросам при работе с детьми с нарушениями речи;

консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка (в том числе с ОВЗ).

Координирующая роль в реализации коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, воспитателем, врачом) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ должны намечать и реализовывать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Закончить хочется словами Аллы Викторовны Аджи:

«Шаг за шагом, через задушевную беседу, через игру, через песенки, прибаутки, стихи и потешки вы научите ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями; вы поймёте, как много узнали ваши дошколята, и как много вы обрели сами, каждый день «соприкасаясь с детством».

Источник