Развитие мышления ребенка с использованием методик триз

Развитие мышления ребенка с использованием методик триз thumbnail

Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению. В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

    Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

— Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

— Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

— Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

— Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

— Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

— Дает возможность проявить себя.

— Стремление получать новую информацию об окружающем.

— Развивает потребность в познавательной деятельности.

— Дает возможность созидать, творить.

— Способствует развитию аналитических способностей.

— Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

— У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

— ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

— ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.    Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

ТРИЗ в ДОУ.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
   Например, воспитатель обращается к детям: «давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Источник

вершинина наталья
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

Читайте также:  Как определить развитие ребенка по данным фетометрии

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

Детский возраст — период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие задачи:

• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

• Обучение самостоятельной работе.

• Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа — учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.

При этом я применяю ряд превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение — увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

— наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

— оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-как уберечь продукты от мышей;

-как не намокнуть под дождем;

-как выгнать лесу из зайкиной избушки;

— как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

-исключение всякой критики;

-поощрение самых невероятных идей;

-большое количество ответов, предложений;

-чужие идеи можно дополнять и улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

3. Метод аналогий

Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.

4. Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).

Работу по М. Ф. О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней группе я реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим воспитателем.

Игровая форма подачи теории дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Читайте также:  Список литературы по воспитанию и развитию ребенка

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр, которые использую в своей группе:

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

— Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

— Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

— Тук-тук. Кто в теремочке живет?

— Это я, лиса. А ты кто?

— А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

— И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … — все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

— все учебники

— все спички

— ручки

— игрушки и т. д.

Игра «Чем был — чем стал?»

Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце. » Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя элементы ТРИЗ-педагогики, я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.

Развитие мышления ребенка с использованием методик тризРазвитие мышления ребенка с использованием методик триз

Источник

Именно так называется книга Тамберга. Прочитать ее можно здесь.

Я ее прочитала. Основные тезисы под катом. Я продолжаю нести ТРИЗ в массы)

Первый мой пост по методике был тут.

Что мне понравилось: мои хаотичные знания легли в систему. А систему я люблю, без нее мой мозг не существует. Эту систему я постаралась кратенько изложить. Если освоить хотя бы то, что я написала, то это будет МЕГА прорыв в занятиях с ребенком.

Система ТРИЗ выделяет четыре уровня мышления (или базируется на них): системный, функциональный, диалектический и синергетический. Один без другого не существует, мы развиваем их последовательно, а с определенного возраста — параллельно. Для развития каждого типа мышления действует своя система игр, решаются определенные задачи.

Развивать системное мышление можно с ребенком уже лет с 2-х. Основная функция «системных» игр — научить видеть мир системно. Я уже писала о таких играх, когда предмет или явление рассматриваются в системе. В принципе мы играем в рамках такого подхода на тематических занятиях, когда изучаем какие-то явления. Ведь когда мы говорим о лягушке, например, мы расскажем, что у нее есть лапки, глазки, что она прыгает, а живет в пруду. Это и есть система и подсистема. Какие-то элементы этого подхода имеют место быть в различных методиках.

Игры в рамках системного подхода:

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей

1. Собери предмет из частей. Сюда относят паззлы, конструкторы, где собирают заданный предмет из деталей.

2. Составь иерархию. По сути — цепочка от большего к меньшему. Например, Африка — пустыня — песок — верблюд — голова верблюда. Дерево — ствол — ветка — листок. Делают картинки и раскладывают перед ребенком в хаотичном порядке.

3. Что система, а что часть системы. Играют парными карточками. Например, листок и дерево. Лист — часть дерева, не наоборот. Вода и суп, машина и колесо.

4. Любой предмет состоит из частей. Например, дом — стены, окна, двери и т.д. Любой предмет (картинка) разложить на части.

5. Найди целое по части. Дается долька яблока, нужно найти яблоко. Играется как лото.

6. Найди, что посередине (что-то среднее, как продолжи ряд). Колесо — …- транспорт (машина).

Функциональное мышление целесообразно развивать лет с 3-х. Функциональное мышление нужно нам, чтобы определять, для чего существует тот или иной предмет. У всего есть своя функция. Важно понимать, что любой предмет может выполнять, кроме главной, неограниченное количество различных функций.

И обратное: любая функция (цель) может быть выполнена большим количеством различных способов.

Например, главная функция карандаша — оставлять след на бумаге, но кроме этого он может выполнять другие функции. И обратное: также оставлять след на бумаге могут ручка, фломастер и т.д.

Игры в рамках функционального подхода.

1. Назови функцию одним словом. Важно задавать вопрос «Зачем».

Зачем машина? Чтобы ездить. Ездилка.

2. Обратная задача — расшифровка. Что такое ездилка? Машина, велосипед, самокат, трактор и т.д.

3. Назови главную функцию. Продолжать задавать вопрос «зачем». Зачем автомобиль? Возить людей и грузы. А зачем еще? Давить, гудеть, тормозить и т.д. А главное? Возить людей и грузы.

Назвать второстепенные функции.

4. Находчивость. Ситуация проблема: что-то нужно сделать. Например, забить гвоздь. Чем это можно сделать. Эту функцию выполняет несколько предметов.

5. Что общее из функций — назови чем предметы похожи. Например, нож, вилка, тарелка — прием пищи.

И диалектическое мышление — умение посмотреть на одну и ту же вещь с разных сторон. Это мышление нужно развивать не раньше 5-6 лет, когда картина мира уже сложилась. Иначе можно только запутать ребенка.

Самая первая игра, в которую можно играть в рамках развития этого мышления, «хорошо-плохо». Каждое явления смотрится через призму положительных, отрицательных эффектов. Играть со словами «зачем», «когда», » почему».

Игры в рамках диалектического подхода.

1. Я — оптимист. Найди хорошее в явлении. Например, чем хорошо болеть.

2. Я — пессимист. Обратное упражнение. Например, чем плохо гулять.

3. Кому хорошо, а кому плохо. Кому хорошо от выпавшего снега, а кому плохо.

4.Когда хорошо, а когда плохо. Когда хорошо, если идет дождь. Когда плохо.

5. Почему хорошо, а почему плохо.

Синергетическое мышление.

Синергетика ищет универсальные законы развития систем любой природы. Для детей тут важен лишь один аспект: когда что-то заканчивается, что-то другое обязательно начинается. Хорошо бы знать, что и когда. И не только детям)

Например, забыли выключить чайник и ушли на работу. Когда вода выкипит (процесс завершен), начнутся разные процессы с разной степенью вероятности: от нейтральных до плохих. Хозяин может вспомнить о чайнике и вернуться (успел вовремя), начаться пожар и т.д.

В любой сказке хорошо находить такие судьбоносные события, раскладывать сказку по частям и проводить анализ.

Из всего этого мы строим ТРИЗ мышление. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления — это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! Основные ТРИЗ вопросы: «Что я хочу?», «Кто я есть?», «Что надо делать?» (Один из хороших ответов — ДУМАТЬ), «Зачем это делать?» (Это важнейший целевой вопрос), «КАК ДЕЛАТЬ?» (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).

Важное понятие для детей «Противоречие«. Обычно ТРИЗ пытается его решить, важно научиться их видеть.

Противоречие — это предъявление противоположных требований к одному и тому же элементу.

Например, человек понимает, что надо учиться, но лень, надо идти к зубному врачу, но страшно…

Игры для детей по ТРИЗ для малышей.

1. Назови наоборот. Мягкое — твердое, живое — не живое и т.д.

Назови предметы с противоположными свойствами: противоположное по форме «мячик — кубик — звезда», по весу «перышко- трактор».

2. Назови противоположную функцию: увеличить — уменьшить, приблизить — удалить..

Назови предметы с противоположными функциями.

3 Назвать героев с противоположными свойствами: волк — козлята, волк — красная шапочка, золушка — мачеха. Разрешать противоречия в сказках: как герои выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства.

Кто прочитал до конца, поздравляю! Осталось применить знания на практике.

Источник