Презентации музыка в развитии ребенка

Презентации музыка в развитии ребенка thumbnail

Слайд 1

Влияние музыки на развитие ребёнка

Слайд 2

Музыка — одно из древнейших видов искусств. Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта.

Слайд 3

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними малыша.

Слайд 4

Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Слайд 5

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозировано.

Слайд 6

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны. В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические): ❥ благотворно влияют на общее состояние; ❥ успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией; ❥ способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль; ❥ способствуют концентрации, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Слайд 7

Существует целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Слайд 8

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на: ❥ коммуникативные способности детей, ❥ развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления, ❥ усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, ❥ аккуратность, грамотность, творчество, ❥ усвоение учебного материала, ❥ формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Слайд 9

Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана. Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому.

Слайд 10

Чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши.

Слайд 11

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному. ❥ Успокаивают, расслабляют: флейта , скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана. ❥ Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса. ❥ Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна , «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена. ❥ Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

Слайд 12

❥ Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского , увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа. ❥ Уменьшают боль: «Симфония № 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, « Фиделио » Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона. ❥ Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка , пьесы П.И. Чайковского , «Пер Гюнт » Э. Грига. ❥ Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой̆ ночной̆ серенады».

Слайд 13

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные).

Слайд 14

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.

Слайд 15

Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причем не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.

Слайд 16

Современные родители все реже заботятся о музыкальном образовании своих детей, а ведь этим они лишают их целой сферы человеческого духа, обедняют его мир. Даже если ребенок, занимающийся музыкой, не станет профессиональным музыкантом, это лишь положительно повлияет и на его интеллект, и на развитие в целом.

Источник

Инфоурок

Музыка
›Презентации›Презентация «Влияние музыки на ребёнка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Музыка и её влияние на развитие ребёнка

Описание слайда:

Музыка и её влияние на развитие ребёнка

2 слайд

Презентации музыка в развитии ребенка

3 слайд

Музыка – один из факторов положительно влияющих на развитие ребенка.  Малыш с

Описание слайда:

Музыка – один из факторов положительно влияющих на развитие ребенка.  Малыш слушает и воспринимает музыку еще до рождения, начиная с 14 недели беременности. Мягкая, нежная музыка его успокаивает, активная — бодрит, заставляет активно двигаться.

4 слайд

Презентации музыка в развитии ребенка

5 слайд

Музыка влияет на развитие ребёнка. Слушавшие классическую музыку, будущие ма

Описание слайда:

Музыка влияет на развитие ребёнка. Слушавшие классическую музыку, будущие мамочки отмечали, что их малыш развивается лучше своих сверстников, раньше начинает говорить, легче запоминать, у него прослеживаются музыкальные способности.

6 слайд

Презентации музыка в развитии ребенка

7 слайд

После рождения, малыш реагирует на музыку, которую слушала его мама при бере

Описание слайда:

После рождения, малыш реагирует на музыку, которую слушала его мама при беременности – под нее, он начинает агукать, шевелить ручками и ножками и улыбаться.

8 слайд

Презентации музыка в развитии ребенка

9 слайд

Связь музыки и развития речи Музыка и язык – близнецы-братья. Фразы и предло

Описание слайда:

Связь музыки и развития речи Музыка и язык – близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

10 слайд

Какая музыка полезна малышам! Мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс

Описание слайда:

Какая музыка полезна малышам! Мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

11 слайд

Читайте также:  Обязанность родителей о воспитании и развитии ребенка

Презентации музыка в развитии ребенка

12 слайд

Под классическую музыку малыши затихают, улыбаются и засыпают. Классика край

Описание слайда:

Под классическую музыку малыши затихают, улыбаются и засыпают. Классика крайне полезна для недоношенных деток. Младенцы, которым включали произведения Моцарта, быстрее начинали набирать вес и поправляться. Лучше, включать проверенную музыку Моцарта, Баха или Бетховена, инструментальную музыку и мелодии со звуками природы. Классическая музыка

13 слайд

Звуки природы Звуки природы увеличивают скорость мыслительных процессов, акти

Описание слайда:

Звуки природы Звуки природы увеличивают скорость мыслительных процессов, активизируют клеточную активность части мозга, отвечающую за творческое вдохновение и гениальность.

14 слайд

Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он бы

Описание слайда:

Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он был в животике у мамы. Это успокаивает и расслабляет. 2. Дельфины умеют лечить экстрассенсорно. Центральная нервная система успокаивается, а работа головного мозга наоборот активируется, это помогает справиться с различного рода неврозами.

15 слайд

3. Звуки леса благотворно влияют на эмоциональное состояние, успокаивая и ра

Описание слайда:

3. Звуки леса благотворно влияют на эмоциональное состояние, успокаивая и расслабляя, повышая тонус и настроение. 4. Шум прибоя, пение китов, крики дельфинов облегчают стресс младенца от появления на свет. 5. Орнитотерапия — лечение пением птиц помогает уравновесить все процессы в организме человека. Тело и психика человека приходят в состояние гармонии.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель музыки

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-006494

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Елена Моисеенко
Влияние музыки на развитие ребенка. Презентация «Весна»

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни.

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи.

Читайте также:  В месяц ребенку нужны игрушки для развития

Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни.

Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.

Источник

Альфия Бахтеева
Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста»

Классическая музыка как средство нравственного воспитания

ребенка дошкольного возраста.

(слайд 2) Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.

В. Сухомлинский.

(слайд 3) Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

(слайд 4) В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной основа в нашей, музыкальных руководителей, работе.

(слайд 5) Мы начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаем их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую назвают искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

(слайд 6) Цель работы: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников.

Знакомство детей с композиторами и народной музыкой подразумевает:

1. Прослушивание музыкальных произведений.

2. Активное слушание.

(слайд 7) Задачи:

• развивать интерес, любовь к музыке;

• повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;

• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

(слайд 8) Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям.

(слайд 9) Особо следует отметить, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений, в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.

Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, еду, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано, это задача музыкального руководителя, при поддержке воспитателя.

(слайд 10) Особой важности значение уделяется классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Мы слушаем произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

«Какие чувства передает музыка,

«О чем рассказывает музыка

«Как рассказывает музыка (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Одним из любимых произведений детей подготовительной группы стал романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Дети затаив дыхание, слушают симфонический оркестр. Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души! Дети старшей группы, прослушав пьесу «Печальная история» Д. Кабалевского, почти единодушно решили, что грустная музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо.

(слайд 11) Прием оркестровки (самый веселый этап- можно пошуметь) позволяет разнообразить структуру музыкальной деятельности, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка что должен уметь

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (одни оркеструют, другие инсценируют). В этом случае объединяются разделы — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Отход от стереотипной структуры придает музыкальной деятельности живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу. Отмечу: прием оркестровки целесообразен не ранее третьего занятия, после того как дети, неоднократно прослушав произведение, ознакомились с характером музыки, выделили изобразительные моменты, средства выразительности. Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса.

(слайд 12) А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать? Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям. Роли- Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей группой): заговорила Птичка — помашем «крылышками», появляется Дедушка — руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя — марш с помощью «барабанных палочек, ударяющих в барабан» — по два пальца каждой руки. Закрякала Утка — руки к плечам — получились короткие крылья; мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, — это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения. Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

(слайд 13) Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

(слайд 14) Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников. Возникла необходимость разработки педагогической технологии восприятия детьми классической музыки.

(слайд 15) Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.

Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

(слайд 16) Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского, работа с тканью (волны); по теме «Сказка в музыке» слушая Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

(слайд 17) Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

(слайд 18) Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

Заключение.

(слайд 19) Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с ранне