Правовые основы жизнедеятельности и развития ребенка

Наталья Клочкова
Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка

Доклад к слайдам.

«Правовые основы безопасности жизнедеятельности ребенка»

воспитателей I категории МДОУ «Д/с №69 комбинированного вида» города Ухты Республики Коми Клочковой

Натальи Валентиновны, Стеганцовой Розы Николаевны.

«Правовые основыбезопасности жизнедеятельности ребенка» Слайд 1

Идеей появления проекта был случай, который наблюдала на улице нашего города во время прогулки семьи с ребенком. Малыш нашел красивую коробку и стал брать ее в руки, разворачивать, а родители даже не отреагировали на эту ситуацию, не увидели в ней опасности. После этого случая провела беседу с детьми своей старшей группе я поняла, что и наши дети имеют недостаточный уровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.

Сл. 2

Существует несколько международных документов, где зафиксированы Права ребёнка:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Сл. 3

В конвенции о правах ребенка написано, что ребенок имеет право на защиту своей жизни и здоровья. Государство, А в его лице и наше ДОУ берет на себя обязательство защищать права детей, делать их жизнь безопасной. Конечно это первостепенное дело взрослых (воспитателей, родителей, но и дети должны правильно и безопасно себя вести в окружающем мире, овладеть алгоритмом безопасного поведения.

Сл. 4

Поэтому целью проекта является формирование представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью; выработка алгоритма безопасного поведения в данных ситуациях

Сл. 5

Исходя из целей нами были поставлены следующие задачи:

Закреплять представления детей об источниках опасности

Формировать навык безопасного поведения в проблемных ситуациях

Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление

Развивать умения детей работать с моделями (схемами)

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшим

Повышать родительскую компетентность в вопросах защиты прав и интересов ребенка, формировать индивидуальную родительскую позицию

Сл. 6

Сл. 7

Наш проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели, в нем принимали в нем участие старшие дошкольники и их родители, воспитатели.

Сл. 8

Работа строилась в 4 этапа:

Сл. 9

Первый этап информационно-аналитический, где разрабатывались анкеты для родителей., диагностическая викторина для детей, которая позволила выявить уровень сформированности знаний у детей, разработаны план и конспекты занятий для детей, родителей, педагогов

Сл. 10 (задачи этапа) Сл. 11 (анкета)

Сл. 12 (паутинка)

Второй этап -практический, где было проведено анкетирование родителей с целью Выявления уровня знаний об источниках опасности и порядке действий в опасных ситуациях. так же это позволило получить информацию от родителей о том, как они знакомят детей с опасными предметами и ситуациями, а так же с мерами предосторожности.

2. проведена диагностическая Викторина для детей, позволившая определитьуровень сформированности знаний об источниках опасных ситуаций и способах поведения в них.

Сл. 13 (задачи)

Сл. 14 (цели анкетирования и викторины для детей) Сл. 15

для повышения компетентности родителей и детей по данной проблеме мы использовали разнообразные формы работы.

С детьми, такие,как:

образовательные ситуации

беседы

практические упражнения

сюжетно-ролевые игры

просмотр специально подобранных мультфильмов с использованием рефлексии

знакомство с произведениями художественной литературы, посещение библиотеки

рассматривание иллюстраций, плакатов

прослушание музыки

продуктивная деятельность Сл. 16 -20

наибольший интерес у детей вызвали театрализованные игры, по мотивам народных сказок, где они раскрывали и отрабатывали алгоритм безопасного поведения. Полученные знания дети использовали в самостоятельной игровой деятельности (Школа безопасности для кукол, делились своими впечатлениями с родителями.

Сл. 21

в работе с родителями мы использовали

анкетирование

открытые занятия

родительское собрание, консультации

совместные с детьми образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности

организация выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями

наглядную агитацию: папки-передвижки, оформление стенда «На заметку родителям»

Сл. 22 — 26

третий этап контрольно-аналитический На этом этапе мы подвели итог проведенной нами работы: контрольный диагностический срез, у воспитанников группы, направленный на определение уровня усвоение детьми безопасного поведения в разных ситуациях, с помощью игры «На планете детства», а родители были зрителями и наставниками.

Сл. 27 -28

2. получили обратную связь от родителей о пользе этого проекта через отзывы и оценку знаний у своих детей самими родителями.

100% родителей отметили, что этот проект был интересным и полезным не только для детей, но и для них, родителей. что многие проблемы безопасной жизнедеятельности детей они просто не осозновали. Совместные мероприятия способствовали сплочению семьи.

Читайте также:  Концепция выготского об аномальном развитии ребенка

На вопрос: считаете ли вы необходимым повышать свои знания в области безопасной жизнедеятельности, большинство родителей (85%) ответили положительно.

А так же изъявили желание посетить консультации и совместные с детьми педагогические образовательные ситуации с практическим выполнением заданий на тему безопасности

Сл. 29,31

проанализировав результаты входящего и контрольного мониторинга по заявленной проблеме у детей, мы пришли к выводу, что уровень сформированности представлений у детей о ситуациях, несущих угрозу их жизни и здоровью повысился (1 диагностика только 25 % детей имели представления об опасных ситуациях и правилах поведения в них. то контрольная диагностика показала, что у 87,5% сформировался алгоритм безопасного поведения в изучаемых во время проекта ситуациях.

Оформили продукт проекта — мультимедийную презентацию Сл. 31

на четвертом, заключительном этапе мы представили нашу презентацию на итоговом совете педагогов и родительском собрании группы. Эту работу мы демонстрируем и Вам

все поставленные задачи были выполнены, следовательно, цель проекта достигнута

Вывод: Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли. Главное в работе с родителями – постепенность, высокое доверие, уважение, поиск новых путей взаимопонимания, при которых родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Сл. 31 (задачи) — 33

Авторы проекта Сл. 34, 35

Источник

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование, как первая ступень системы непрерывного образования.

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения, вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно — правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно — правовой базой, которая наполнена необходимыми документами.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений — это обязательное лицензирование образовательного учреждения, его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно-правовыми актами в управлении образовательным учреждением, которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании», т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения, взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель: создание нормативно — правовой базы ДОО, обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи:

— сформировать банк нормативно-правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

— изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения, соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Основополагающими документами нормативно — правовой базы, регламентирующими деятельность образовательных учрежденийв условиях введения ФГОС являются:

• Конституция Российской Федерации;

• Семейный кодекс Р. Ф.

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования: в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

Читайте также:  Игры с ребенком для развития речи в 3 года упражнения

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей». В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами.В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов: Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5.ДокументыФедерального уровня:

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом » Об образовании в Российской Федерации» устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования. В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении«.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях.

Читайте также:  Если у ребенка задержка в развитии

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации, ее учредителях, месте нахождения, графике работы, уровне образования, формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы, педагогических работниках. Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации, лицензия на осуществление деятельности, свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др. На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг«В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг. Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования.

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются:

По научно-методическому обеспечению:

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12).

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

По организационному обеспечению:

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25).

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении.

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению:

1. Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению:

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г.

N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации«).

По финансовому обеспечению:

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 » Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг«).

По материально- техническому обеспечению:

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений, сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно — правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении.

Источник