Права ребенка на физическое развитие образование

Права ребенка на физическое развитие образование thumbnail

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Основные положения

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Российской Федерации. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

В том числе не принимаются во внимание следующие факторы:

  • состояние здоровья;
  • язык;
  • религия;
  • пол;
  • убеждения;
  • раса;
  • место жительства;
  • социальное положение;
  • национальность;
  • происхождение и любые другие причины.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из следующих форм обучения:

  • Надомное. Педагоги посещают ребенка по месту жительства.
  • Родительское. Мама и папа сами дают несовершеннолетнему знания, предусмотренные школьной программой. Ученик сдает экзамены на общих основаниях.
  • Дистанционное. Ребенок обеспечивается необходимой аппаратурой для участия в обучении на расстоянии от педагога.

Дети имеют право получить бесплатно образование:

  • дошкольное (доу);
  • общее (начальное, основное, среднее);
  • среднее профессиональное;
  • 1 высшее на конкурсной основе.

Важно! Отказ в зачислении в школу может быть обусловлен только отсутствием мест в классах. При этом законный представитель ребенка имеет право на обращение в любую другую образовательную организацию.

Перечень

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних.

При этом все они должны соблюдаться одновременно. Среди них:

  • Уважительное отношение к ребенку и родителям со стороны педагогов и школьной администрации.
  • Бесплатное обучение.
  • Специализированная программа для детей с особенностями развития.
  • Выбор учебной организации на усмотрение ребенка и родителей.
  • Право на перемену образовательного учреждения.
  • Бесплатное предоставление в пользование материалов школьной библиотеки.
  • Обеспечение безопасности учеников в период получения знаний.
  • Участие в общественно полезной трудовой деятельности с учетом мнения ребенка и родителей.
  • Равенство всех детей перед учителем.
  • Получение знаний от педагогов и помощи от специалистов (психологов, социальных педагогов).

Законодательные нормы

Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.

Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании 2012 года.

Важно! Если несовершеннолетний не желает получать образование, ответственность возлагается на его законных представителей.

Если ребенок плохо учится, допускает много пропусков по неуважительной причине, отличается скверным поведением в период занятий или на перемене, вопрос о его воспитании может быть поднят на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). К родителям применяется меры ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАПРФ.

Виды нарушения права на образование

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

Родители/опекуны

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения. Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  • отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  • отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  • запрет на посещение школы;
  • отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Читайте также:  Развития и воспитания ребенка в контакте

Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Важно! Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Педагоги

Учителя также могут нарушать образовательные права детей. Хотя проведение уроков является их профессиональной деятельностью, зачастую между учеником и педагогом складываются личные неприязненные отношения, таким образом, нарушается принцип равенства детей.

Межличностные конфликты между учениками не являются редкостью, особенно в подростковом возрасте. Обеспечение безопасности ребенка от противоправных действий других несовершеннолетних возлагается на педагога. Игнорировать подобные факты нельзя.

При этом учитель не может применять к детям физическую силу. Конфликт должен быть урегулирован при помощи беседы, привлечением родителей, директора школы и/или полиции.

Должностные лица

Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.

Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.

Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.

Защита образовательных прав

Право детей на образование также означает, что дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние из бедных семей не должны подвергаться дискриминации со стороны педагогов, администрации школы и других учеников. Именно образование дает им шанс на абилитацию в обществе, социализацию и профессиональную ориентацию для дальнейшей жизни.

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них:

  • родители;
  • другие законные представители;
  • должностные лица образовательных организаций;
  • педагоги;
  • районный отдел образования;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • региональное министерство;
  • правительство субъекта РФ;
  • прокуратура;
  • суд.

Защита права на образование имеет заявительный характер. Законный представитель несовершеннолетнего должен обратиться с жалобой о нарушении интересов ребенка. При обращении необходимо соблюдать последовательность. Единовременная жалоба во все органы редко дает хороший результат.

Но если цель законного представителя – причинить вред нарушителю, более эффективный результат даст обращение в СМИ. Ролик, показанный в новостях, станет основанием для проверки образовательного учреждения всеми органами одновременно. Однако ребенку в дальнейшем будет сложно продолжать обучение в этой организации. Поэтому лучший вариант – это последовательное решение проблемы.

Конституция закрепила право на обязательное общее образование для всех жителей страны. Оно обеспечивается и защищается как законными представителями, так и специализированными органами. Несмотря на то, что в сфере знаний случаются свои сложности, Россия обеспечила для своих граждан максимально доступное обучение.

Источник

Библиографическое описание:


Стешенко Я. Д., Степанько С. Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/50/ (дата обращения: 18.02.2020).

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Читайте также:  Создание единого пространства речевого развития ребенка

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

—                   развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

—                   воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

—                   воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

—                   подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

—                   воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

—        качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

—        доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

—        приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

—        соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

—        недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

Читайте также:  4 месяц развития ребенка рацион

—        наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

—        непрерывность и системность образования;

—        единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

Литература:

1.      Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2.      Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3.      Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4.      Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5.      Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6.      Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, социологический опрос, ребенок, воспитание уважения, волгоград, законный интерес ребенка, общеобразовательное учреждение, Российская Федерация, Конституция РФ, качественное образование.

Источник