Потенциал развития ребенка в игре

Потенциал развития ребенка в игре thumbnail

Наталья Шарова
Образовательный потенциал игровой деятельности

«Образовательный потенциал игровой деятельности детей».

Игра имеет большое значение у детей дошкольного возраста. Через игру дети познают окружающий их мир. Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста рак же развивается от игры с предметами, к ролевой игре.

Игра – это основной вид деятельности ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, навыками, умениями, как же учатся правилам общения между людьми. Игра оказывает влияние на психологическое развитие ребёнка, мышление, воображение, нравственное и волевое развитие.

Как только ребёнок освоил действия с предметами, такие как, еда с ложкой, умывание мылом и др. ребёнок осваивает игровые действия у него появляется символическое мышление, что в дальнейшем способствует появлению воображения. Наиболее ярко это проявляется в сюжетно-ролевой игре, когда дети начинают замечать, что между предметами и действиями существуют определенные связи.

Важная особенность символического мышления: действия и предметы получают подвижный характер. Один и тот же кубик это и строительный материал и хлеб, и мыло.

Воспитательный потенциал игры.

Игра – деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В игре развивается познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интерес.

Именно интерес к самому процессу игры является движущей силой, которое развивает игровое действие.

Игра для ребёнка это его самовыражение и самореализация. Он учится реализовывать свои стремления и желания. По средствам игры в учебно-воспитательном процессе трудно переоценить. В игре развивается речь ребёнка, наполняется и активизируется его словарный запас, развивается связная речь. Соблюдая определенные правила игры у ребёнка формируются нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, к окружающим предметам, о нормах поведения. Так же в процессе игры пробуждается интерес к труду взрослых, формируется уважение к трудящемуся человеку.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает и укрепляет мускулатуру, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, его познавательной деятельности, воображения, воли.

Игра – это школа общения. Ребёнок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра – действительное средство воспитания и модель «взрослой» жизни.

Литература:

Брунер Д. Игра, мышление, речь //Перспективы: Вопросы образования. 1987. — № 1.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

Гельфан, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика. — 1971. — 104с.

Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б.Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572с.

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании. — М.: Просвещение, 2000. — 246 с. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 1998.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31с. — (Стандарты второго поколения)

Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Владос» 1999. — 360с. Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, результат игры, окружающий мир, процесс игры, личность ребенка, влияние игры, игровая задача, сфера

Источник

«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное окно, через
которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра —
это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Игра – это особый вид деятельности, который, основываясь на интересе и положительных эмоциях, способствует пробуждению потенциала умственного и физического развития ребенка. Именно в игре ребенок свободно и легко может усвоить общественно-исторический опыт. Погружаясь в условные ситуации, ребенок воспроизводит правила человеческой жизни, труда, подчинение которым способствует познанию предметной и социальной действительности. Игра является, с одной стороны, развлечением, а с другой – не всегда простой, продуктивной деятельностью ребенка. Играя, ребенок демонстрирует уже имеющиеся знания и приобретает новые, во время игры формируются и развиваются социально-коммуникативные навыки. Начиная с первых дней жизни, значение игры для ребенка трудно переоценить. Игра – это некий мост, соединяющий детство со взрослой жизнью. И качество этого моста зависит от взрослого. Игра – это не просто короткое слово, за которым скрываются положительные эмоции, игра – это серьезное дело взрослого человека, несущего ответственность за последствия, ее важно правильно организовать.

Читайте также:  Отклонения познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Как сказал английский философ Джон Локк, ребенок – это «чистая доска» и на ней общество пишет любую программу и хорошую, и плохую. Игра как раз и является тем мелом, которым пишут эти программы. При этом необходимо отметить, что с течением времени и темпом развития человеческой цивилизации меняются программы, меняется «мел», меняется и само общество.

В современном мире отмечается грустная статистика: ежегодно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). К решению данной проблемы подключены медицина и наука, но, пока не найдена панацея, представителям педагогики и психологии нужно искать «пути социализации» по которым наиболее комфортно должны пройти дети, имеющие дефекты развития. Игра, как раз и является одной из «тропинок» с помощью которой можно выстроить дальнейший маршрут движения вперед. Игра универсальна по своей сути, но все не так просто.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: Детская практическая психология. Развитие ребенка от 3-х до 7-ми лет.

Участвовать

Несмотря на то, что к настоящему времени написано огромное количество литературы, раскрывающей ценность игры в развитии ребенка, многие родители и специалисты затрудняются в выборе игры с ребенком. Дело в том, что дети, имеющие сложные диагнозы, затрагивающие не только соматику, но и психику, воспринимают мир абсолютно иначе, чем взрослые. Так, например, родители задаются вопросом: «Что делать? Моему ребенку не интересна игра. Ему интересно только включать и выключать выключатели во всей квартире…» (ситуация А). Другие родители: «Нашего ребенка интересуют только поезда. Мультики про поезд, игрушка-поезд, звуки поезда и при этом игры нет. Простые манипуляции с игрушкой-поездом назад-вперед и все…» (ситуация В).

Вот и получается, что, вроде бы, есть у взрослого знания об игре, но нет знаний с чего начать. Для начала ребенку надо пройти психолого-педагогическую диагностику, результаты которой выявят уровень развития ребенка и возраст, которому соответствует его развитие. Далее необходимо подобрать игры, подходящие выявленному возрасту, и приступать к игре. Казалось бы, всё: диагноз поставлен, уровень развития определен, игры выбраны… И вот здесь появляются очередные «подводные камни». Играть ребенок всё равно отказывается. Причиной отказа ребенка от игры может быть, например, элементарное отсутствие интереса со стороны ребенка, а без интереса игра невозможна. У ребенка из-за возраста или из-за наличия сложного диагноза отсутствует сила воли, и заставить играть ребенка тоже нельзя. А своей настойчивостью в такой ситуации взрослый может нанести ребенку только вред, навсегда закрепив в его сознании формулу страха перед игрой.

И снова возвращаемся к вопросу: «С чего начать?». Ответим на поставленный вопрос на примере описанной выше ситуации В.

1. Необходимо установить с ребенком зрительно-эмоциональный контакт. Вы должны убедиться, что ребенок вас видит и слышит.

2. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности.

3. Игра должна соответствовать интересам ребенка.

Если ребенка привлекает только то, что связано с поездом, в игру должен быть включен поезд и подключена фантазия взрослого. Можно включить песню про поезд и потанцевать с ребенком вокруг поезда; поиграть в поезд, расставив стулья, ребенок может выполнять роль машиниста и т.д. Если это дидактические игры, например, направленные на формирование и развитие зрительного восприятия цвета, то подготовленные цветные карточки должны быть сделаны в форме поезда. В случае, если цель игры – формирование и развитие зрительного восприятия формы, то на материале разных форм (квадрат, круг, треугольник и т.д.) должны быть изображены поезда. Но необходимо помнить, что постепенно и аккуратно, не травмируя «привязанность» ребенка к поезду, тему поезда надо исключать из игры.

То есть, с одной стороны, навязчивый интерес ребёнка к поезду был использован с целью включения ребенка в игру, а с другой стороны, с помощью правильно организованной игры, можно и нужно избавиться от этой навязчивости.

Читайте также:  Деятельность как фактор развития личности ребенка

Таким образом, подводя общий итог, можно сказать, что игра – это «И – интересная», Г – «грамотно организованная», «Р – развивающая», «А – активность».

Источник

Опыт работы: «Образовательный потенциал игровой деятельности детей».

Игровая деятельность у детей дошкольников имеет очень большое значение. Через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающею его действительность. Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражения лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Давно известно, что игра — основной вид деятельности ребенка, оказывающая многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Так какое же дальнейшее развитие у ребёнка можно наблюдать при активной игровой деятельности? Например, через сюжетно-ролевую игру, у дошкольника развивается символическое мышление. Особенно это становится заметно, при длительном наблюдении за детьми в течение рабочей недели. Оказывается, дети замечают, что о предметах и действиях можно говорить в их отсутствие, можно помнить о них и воспроизводить в памяти (во внутреннем плане). Так у них начинает складываться воображаемый план, в котором особым образом сочетаются предметы и действия.

Первый уровень развития ребенка при формировании символического мышления можно связать со становлением игрового действия. Игровое действие строится одномоментном с освоением детьми простейших предметных действий, таких как еда ложкой, умывание мылом, вытирание полотенцем и т. п.

Как только ребенок начинает производить подобные действия-движения по собственному желанию, а не по чьему-то требованию, это будет проявлением у ребёнка символического мышления, то есть то, что в дальнейшем поспособствует появлению воображения. При этом мир для ребенка особым образом изменяется.

Наиболее ярко, на мой взгляд, всё это можно проследить в сюжетно-ролевой игре. По тому, как именно сюжет игры позволяет объединять определенные наборы игровых действий, «собирать» их и разнообразить. По мере того как ребенку удается символически воспроизводить цепочки действий, его опыт обогащается.

Складываются определенные ассоциативные схемы между предметами и действиями, объединенные ситуациями, — у ребенка формируется ситуативное мышление. Дети замечают, что между предметами и действиями существуют определенные связи: чашки, ложки, вилки, тарелки объединены между собой одним названием «посуда» и имеют отношение к ситуации кормления, еды — посуду раскладывают, собирают, моют, вытирают. Ванночка, мыло, вода, мочалка, полотенце относятся к ситуациям купания и т. п. Благодаря таким наборам-связкам мир, окружающий ребенка, начинает структурироваться, объединяться в группы, классифицироваться.

Ещё одна важная особенность символического мышления: благодаря чему действия и предметы получают весьма подвижный характер. Одни и те же кубики участвуют то в построении ванночки, то гаража для машин, то кроватки и т. п. Один и тот же шарик может выступать в качестве «мыла», «хлеба», «клубнички», «мячика». Один и тот же кусок материи может служить полотенцем, носовым платком, простынкой, крышей и т. д.

Эта взаимозаменяемость предметов, входящих то в одни группы, то в другие, по моим наблюдениям, чрезвычайно важна. Она не дает возможность сложиться жестким стереотипам. Благодаря этому ребёнок может отобразить множество вариантов одного и того же сюжета.

Благодаря все возрастающим наборам-связкам между предметами и действиями становится возможным движение по сюжету — разыгрывание сначала элементарных, а затем и более сложных. Вместе с тем появление у ребенка сюжетной игры знаменует коренной сдвиг в его развитии: появляется такое внутреннее образование, как замысел.

Конечно, сами игрушки пока еще многое определяют, но дети уже начинают действовать в соответствии с некоторыми внутренними смыслами. Ребенок уже в три-четыре года способен к разнообразным комбинациям эпизодов, услышанных или увиденных в разное время.

Дидактические игры и их влияние, на развитие ребёнка, тоже нельзя приуменьшать. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведу примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача в играх, прослеживается в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Читайте также:  Развитие речи у гиперактивного ребенка

Однако, я заметила, что если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Например, в дидактической игре «Найди по цвету» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета.

Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей действительности. 
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия.

Настольно- печатные игры, в моей группе уже давно и прочно заняли место в повседневной жизни ребят. Они разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Эти игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. В начале детям я предлагала такие игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам уже можно предложить отыскать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото ребенок д к картинке на большой карте подбирает схожие изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др. 
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино представляет разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и др. 
Для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Рыжий Ап в космосе», «Правила дорожного движения», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. 

Некоторые настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко» — от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста — от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису)раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle — игра на выдержку), где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей.

На своём опыте я убедилась, что игровая деятельность имеет важнейшее значение в становлении личности ребёнка.

Источник