Развитие речи у гиперактивного ребенка

Слайд 1

МБДОУ ДС №169 г. Ростов-на-Дону Консультация для воспитателей Развиваем речь гиперактивных детей учитель-логопед: Дроботова Светлана Викторовна

Слайд 2

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность отвлекаемость импульсивность повышенную двигательную активность проблемы во взаимоотношениях с окружающими трудности в обучении низкая самооценка (часто) При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Как правило, в 50% случаев в основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невролог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение .

Слайд 3

Типичные нарушения у детей с СДВГ:

Слайд 4

Зрительно-моторная координация При слежении ребенком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него легкие подёргивания глаз – нистагм. Это приводит к частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается тремор в вытянутых руках. С трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, часто спотыкается. Нарушение сна Ребенка трудно уложить спать с раннего детства. Часто страдает энурезом так-как тяжело просыпается. Неспособность к сосредоточению Плохо удается концентрировать внимание. Они Постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задание лишь частично, не вникая в их суть. Дети легко и много обещают и не выполняют обещания; некритичны к себе; им кажется, что всё выполнено безупречно. Замечания они не воспринимают – срабатывают механизмы психологической защиты. Осознание ошибки лишь кратковременное.

Слайд 5

Дезорганизованность Нарушение восприятия Часто не может правильно понять и использовать, полученную информацию от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у их сверстников встречаются нелепицы в речи, искажение различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Плохо различает признаки сходства и различия, размеры в рисунках, звуки в словах и буквы на письме. Сложно сложить из отдельных частей целую фигуру. Часто путают право и лево. «Отключаются» каждые 5-15 минут на 1-3 минуты. Не чувствуют времени и не могут его планировать. Метеозависимы. Трудности переключения Несмотря на то, что эти дети не умеют сосредоточиться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает их интерес. Конструктор, пазлы, компьютер.

Слайд 6

Интересные факты о СДВГ: Преобладание СДВГ среди мальчиков объясняется рядом причин Влиянием наследственных факторов Плод мужского пола более уязвим во время беременности У мальчиков межполушарная асимметрия больше, что обуславливает меньшие компенсаторные возможности У многих детей с СДВГ наблюдаются трудности в формировании навыков чтения, письма и счета (причем нарушения в случаях дисграфии и дискалькулии имеют вторичный характер и возникают в условиях перенапряжения, когда к детям предъявляются завышенные требования) и нарушения в развитии речи (более чем в 60% случаев). Очень важно при СДВГ соблюдать диету…

Слайд 7

Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в первой половине дня, а не вечером Уменьшить рабочую нагрузку ребенка Делить работу на более короткие, но более частые периоды Организовывать физминутки, рифмовки с движениями, стихи с мячом, грамматические рифмовки Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать ситуацию успеха. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять

Слайд 8

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребенку возможность выбора. Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Не требовать идеального соблюдения дисциплины, не допуская грубых нарушений Не стоит ставить в пример успехи другого, более усидчивого и работоспособного ребенка По возможности использовать тетради для развития в том числе и речи с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д.

Слайд 9

Обучение чтению должно опережать обучение письму При построении занятия организуйте многократное повторение с целью выведения материала из кратковременной памяти в долгосрочную Ребенку необходима заслуженная похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка. Замечайте его небольшие достижения. Помните: наказание лишает детей желания работать, а чрезмерная похвала расслабляет. «ПРАВИЛО ЗЕЛЁНОЙ ПАСТЫ» Оставаться спокойным, заинтересованным в его успехе Нет хладнокровия — нет пре­имущества! Для подкрепления устных инструкций, используйте зрительную стимуляцию. Крупные схемы, плакаты, предъявляемые поочередно. В ыполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов Ч аще побуждать к диалогу , Особенно это удается в сюжетно-ролевых играх и в рассказах из опыта. Н е давать громоздких заданий, а для сильных детей заготовить дополнительное задание

Слайд 10

Один из вариантов наглядных схем — в виде книжечки Очень часто дети не знают имя и отчество своих родителей, адрес. Им очень тяжело рассказать и о себе. Наиболее эффективной является организация тематических недель. В рамках недели книги я знакомлю детей с профессиями связанными с изданием книг, со структурой книги (содержание , иллюстрации, переплет, страницы) Рассказываю о истории книги и какие книги есть сейчас. Показываю презентацию «Путешествие в типографию». Совместно с детьми мы разработали проект книги о своей семье. На первой странице мы решили вклеить семейную фотографию, под ней написать домашний адрес на второй фотографию родителей и краткий рассказ о их профессиях нарисовать герб и написать девиз семьи, п осадить фамильное «дерево» желательно с фотографиями, чтобы ребёнок мог рассказать о себе и о своих близких лучше. Корни дерева — это прабабушки и прадедушки, ребёнок – это веточка дерева.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 8месяцев

Слайд 11

Следующая страница н ачинается словами — Мне нравятся многие люди, но некоторые из них особенно. Я называю их своими друзьями. Еще в книге есть такие страницы: Страница об увлечениях ребенка — Лучше всего я умею… Мои любимые книги. Мои любимые игры. А это моя самая заветная мечта. Когда я вырасту я буду вот таким (такой)… коллаж из журналов. После того как все книги были изготовлены дети с увлечением рассказывали о себе и своей семье. В результате этого проекта были достигнуты очень хорошие результаты : дети без стеснения имея импровизированную схему рассказа научились рассказывать о себе и своих близких.

Слайд 12

Гиперактивным детям очень полезны спокойные настольные игры . Можно также увлечь их конструированием из строительного материала, конструктора; лепкой, аппликацией, составлением пазлов , рассматриванием сюжетных картинок, книг и иллюстраций к ним. Такие занятия развивают усидчивость, ребенок учится концентрировать внимание. И всё проговаривать. «Волшебный мешочек». Возможности этой игры весьма вариативны вы можете помещать туда различные фигуры, предметы по лексической теме, буквы , картинки , слова, конвертики со словами , из которых потом можно сложить предложение . Игры для развития речи детей с гиперактивностью «Горшочек слововар » похожа на волшебный мешочек

Слайд 13

«Тряпичная кукла и солдат» ( Фопель К.) Цель: упражнение на релаксацию Инструкция: «Пожалуйста , все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными , как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными . Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося , как будто вырезанного из дерева. ( 10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом . ( 10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой .» Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Примечание . Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул. Вместо физминуток очень хорошо включать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов.

Слайд 14

«Замороженные » или «Фотограф» Всем известно, что гиперактивные дети не могут усидеть на месте, они постоянно в движении. Эта игра поможет научить ребенка концентрировать внимание, находясь в определенном положении несколько секунд. Играть в нее можно как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети выполняют любые движения (летают снежинки, танцуют феи). Взрослый в роли снеговика или волшебника замораживает детей / «Фотограф» фотографирует их, то есть, подает сигнал, после которого ребенок замирает в определенной позе на несколько секунд. Гиперактивный ребенок усилием воли стремится удержать позу. Это нелегко для него. Начните с 5-10 секунд. Если ребенок справился с задачей, он становится ведущим.

Слайд 15

«Быстрые превращения» ( Фопель К.) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки. Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по группе. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить . ( Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.) Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. ( Снова включите музыку на 30 секунд.) Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы . (Снова поставьте музыку на 30 секунд.) Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Слайд 16

«Молчу-шепчу-кричу» У гиперактивных детей часто возникают проблемы с речью, так как им сложно ее регулировать. Они слишком быстро говорят, глотая слова или слоги. Эта игра поможет решить проблемы, связанные с речью. Перед началом игры взрослый объясняет правила игры. Объясните, что во время игры ребенок должен четко произносить слова, говорить надо медленно, чередуя громкую и тихую речь. Игра отлично развивает память, внимание, мышление. В начале игры договоритесь, какие знаки вы будете использовать во время игры, и что будет обозначать каждый знак. Например, коснувшись носа, ведущий дает команду говорить шепотом и двигаться в замедленном темпе; взявшись за уши, он разрешает двигаться быстро, бегать, говорить громко, даже кричать. А когда ведущий хлопнет в ладоши, ребенок должен замолчать и замереть. Каждый раз можно придумывать новые знаки, это внесет разнообразие в игру. Заканчивать игру надо командами «шепчу» или «молчу», это поможет избежать перевозбуждения психики гиперактивного ребенка.

Слайд 17

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения. 1. Для развития произвольности: «Да» и «нет» не говори»; «Летает-не летает»; « Съедобное — несъедобное»; «Запретное движение»; « Запретное слово »: (ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши); «Раз-два-три — говори!» «Море волнуется»

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Слайд 18

2 . Для развития внимания и памяти: «Что исчезло? » : педагог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»; «Что изменилось ?» : игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами; « Внимание — рисуй !» : взрослый показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти; «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка — прыгать (как лягушка). «Сделай наоборот» Эта игра поможет ребенку сконцентрировать внимание, тренировать мышление, развивать воображение. Дети очень любят играть в нее. Игра достаточно простая и не требует никакой предварительной подготовки. Взрослый показывает ребенку движение, ребенок же должен выполнить это движение наоборот. Например , если взрослый встал на носочки, ребенок, наоборот , должен присесть; взрослый наклонился влево – ребенок наклоняется вправо и т. д.

Слайд 19

Очень важно при СДВГ соблюдать режим дня, исключить бесконтрольный просмотр телевизора, особенно новостей и агрессивных мультфильмов. Исключить и агрессивные компьютерные и особенно планшетные игры. Очень много интересных рекомендаций для родителей м ожно найти в серии пособий СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ Ох уж эти детки!

Слайд 20

Спасибо за внимание

Источник

Развитие речи и преодоление синдрома дефицита вниманияу детей с гиперактивностью

          Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л.О. Бадалян, 4 — 10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.

          Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

           Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

           Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом, признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.

          По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина, полная картина синдрома разворачивается к 7—12 годам.

          Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму». Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту — социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.

          Понимание серьезности нарушения необходимо донести до  педагогов и родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. «Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию… Важное место … занимает медикаментозная терапия». Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

          Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

— возникает в возрасте до 8 лет;

— присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

— не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

— вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

— признаки сохраняются не менее 6 мес.

          Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений СДВГ.

         На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного многолетнего опыта, нами разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в саратове

Основные принципы взаимодействия с ребенком

         1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

        2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

        3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

        4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

        5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения

занятий

        1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

        2. Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.

        3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

        4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но

и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

         5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

         6. Использовать разнообразный наглядный материал.

         7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

         8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

         9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

        10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

        Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше

находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения — совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

           Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

        —   расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате — р-р-р;

        — «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

       — запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) —шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

       — «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

       — игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

       — «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

 Варианты заданий при работе на уровне предложения:

—   «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении;

—   «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

—  «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

        Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Учитель-логопед

МБДОУ №2 «Ладушки»:

Полякова С.С.

Источник