Помощь семье воспитывающей ребенка с нарушением развития

Помощь семье воспитывающей ребенка с нарушением развития thumbnail

Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии

Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии

Чигирёва Наталья Александровна, учитель — логопед,

МБДОУ №73

г. Каменск — Уральский

В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.

Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.

По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].

Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:

— психотерапевтическое

— социально-педагогическое.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.

Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.

В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.

Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей,которым свойственны специфические характеристики:

1. Родитель невротичного типа.

Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.

2. Матери авторитарного типа

Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

3. Матери психосоматического типа

Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.

Основные формы работы с матерями:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Три этапа в работе психолога с матерями:

1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.

2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.

3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.

Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].

Читайте также:  Что должен уметь ребенок 1 год и 1 месяц развитие

Формы взаимодействия семьии детских учреждений:

1) Создание более широкой сети консультаций

Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.

2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].

Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.

Помощь психолога.

В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.

Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Работа дефектолога

Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.

На консультативных пунктах предполагается проведение работы:

психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);

чтение лекций для родителей;

проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.

Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.

Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.

Список литературы

1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57

2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36

3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002

Источник

Какие проблемы могут возникнуть в семье, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии и как их предупредить?

Если в семье появляется малыш с нарушениями в развитии, то как бы родители не любили его и не пытались сохранить полноценные отношения между собой, рано или поздно в семье назревает конфликтная ситуация.

+

Медицинская консультация

Гарантированный ответ в течение часа

Она связана с неудовлетворенностью родителей данной ситуацией. Какие еще опасности подстерегают семейные пары, имеющих ребенка с нарушениями в развитии и как их предупредить – именно об этом мы и поговорим в этой статье.
 
Социальные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии
 
В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит свыше 300000 инвалидов.
 
Истинная распространенность детской инвалидности значительно больше (около 1 млн.), т.к. в это число не входят дети, находящиеся на государственном обеспечении. Ежегодно в стране рождается около 30 тыс. детей с врожденными заболеваниями, среди них 70-75 % являются инвалидами.
 
Общеизвестно, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и физического развития, окружающие испытывают страх, неловкость и жалость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от знакомых. Наше общество старательно скрывает наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитать ребенка с нарушениями в развитии в семье, иногда встречают непонимание врачей, педагогов, недоумение знакомых и родственников.
 
За последние годы в России прилагались определенные усилия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов.
 
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов , целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских , экономических , политических и других прав и свобод , предусмотренных Конституцией РФ , а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
 
Однако, несмотря на отдельные положительные начинания, реализация вышеуказанных условий на практике оказалась затруднительной и не только ввиду сдерживающих экономических факторов, но и по причине недостаточного теоретического обоснования системы такой помощи. Так, например, не в полной мере учтены проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями; не отработаны условия взаимодействия различных специалистов; не определено содержание деятельности отдельных профессионалов. 
 
На сегодняшний день специалистами социальных служб определяются следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида:

  1. неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
  2. незнание юридических и правовых норм;
  3. нарушение социального статуса семьи. В частности, более 30% семей (являются социально неблагополучными (детей воспитывает один родитель, опекун и т. д.);
  4. жилищные и материальные проблемы;
  5. полная или частичная изоляция от общества ребенка-инвалида;
  6. нарушения психологического климата в семье.
Читайте также:  Ветлугина н а музыкальное развитие ребенка м 1968 читать

Поэтому, если у Вас в семье появился малыш с нарушениями в развитии не стоит его стесняться, старайтесь как можно теснее взаимодействовать с социальными службами, которые помогут в социализации и адаптации ребенка.
 
Психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в развитии
 
Сильные эмоциональные переживания родителей вызывает появление в их семье физически или психически неполноценного ребенка. При этом жизненные позиции родителей начинают очень быстро меняться коренным образом. В.В.Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
 
В западной коррекционной педагогике выделяют три стадии преодоления семейного кризиса, возникшего вследствие появления неполноценного малыша:
 

  1. Когнитивная (внешне управляемая) стадия. Семейный кризис начинается с сомнения в нормальности развития малыша. Родители организуют обследование ребенка специалистами и осознают медицинский диагноз.
  2. Эмоционально – неуправляемая стадия. Родители начинают ощущать фрустрацию (ощущения лишения и обделенности), возникает агрессия. Родители начинают искать вину в действиях врачей. Нарастает непонимание в отношениях. Родителям тяжело переносить любопытство окружающих. Нагрузки по уходу за ребенком, воспринимаются как несправедливые. Происходит потеря обычного круга друзей. Социальная изоляция начинает приводить к сильным эмоциональным потрясениям обоих родителей. Могут возникнуть разрывы в семье.
  3. Действенная (самоуправляемая) стадия. Является заключительной стадией понимания факта инвалидности ребенка. Она подразумевает под собой установление тесных контактов с родителями детей с нарушениями в развитии. Семья начинает принимать ограниченность возможностей ребенка и сложившуюся ситуацию. Определяет четкую стратегию дальнейших действий.

Преодоление семейного кризиса протекает в каждой семье по-разному. Некоторые справляются со сложившейся жизненной ситуацией без серьезных проблем. А некоторые супружеские пары застревают на этапе осознания диагноза. Они полностью социально изолируются и сами нуждаются в поддержке специалистов (прежде всего психологов и специальных психологов).
 
Качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии проявляются на трех основных уровнях:
 
1. Психологический уровень. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, является причиной сильного эмоционального стресса для родителей. Особая психологическая нагрузка в этот период ложится на мать. Стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с отцом малыша. Депрессивное настроение, раздражительность, постоянное беспокойство матери формируют у супруга чувство эмоционального дискомфорта. Если отношения в паре были без взаимопонимания, то появление ребенка с нарушениями в развитии только усиливает скрытый внутренний конфликт и проявляет негатив взаимоотношений. В данной ситуации неизбежны взаимные обвинения в рождении ребенка с нарушениями в развитии и очень часто семья распадается.
 
Эмоциональная напряженность мамы, так же неблагоприятно влияет на взаимоотношения с ребенком. Зачастую мать ребенка с отклонениями в развитии скованна, редко улыбается, напряжена, нервна в общении с малышом.
 
Малыш, в этом случае, стает нервным, легко возбудимым. Он требует к себе постоянного и пристального внимания. Не отпускает мать от себя ни на минуту. А в присутствии мамы не успокаивается, а ведет себя возбужденно еще больше. Это ведет к формированию болезненной привязанности и зависимости «мать – ребенок», которая является недоступной для других членов семьи и общества.
 
В том случае, если мать ребенка находит в себе силы, сохраняет спокойствие, становится активным и незаменимым помощником малышу, то создается благоприятная семейная атмосфера, в которой возможно развитие ребенка и успешная компенсация его дефектов.
 
Если у вас появился ребенок с отклонениями в развитии, то старайтесь избегать следующих неблагоприятных форм поведения:

  1. Не отвергайте своего ребенка. Проявляйте искренний интерес и взаимодействуйте с малышом.
  2. Не устанавливайте над ребенком чрезмерную опеку. Реально оценивайте его возможности и давайте возможность проявить себя.
  3. Будьте компетентны в вопросах касающихся обучения, воспитания и развития своего ребенка. Старайтесь понять и изучить специфические особенности возникшего дефекта.
Читайте также:  Развитие института уполномоченного по правам ребенка

2. Социальный уровень. Семья, в которой появился малыш с отклонениями в развитии, становится малообщительной. Она максимально старается сузить круг знакомых, в связи с состоянием ребенка и личностных установок родителей.
 
Малыш с проблемами в развитии всегда вносит некоторую степень недопонимания и напряженности в семейные отношения. К сожалению, в 32% случаев браки, попавшие в такую ситуацию, распадаются (по данным В.В.Ткачевой).
 
Но следует учесть, что позиция родителей, которые ограничивают общение своего ребенка со взрослыми и сверстниками в корне не верна. Так как условием успешного его развития является сохранение активных контактов с окружающим миром. Очень важным является, чтобы семья ребенка с нарушениями в развитии не замыкалась в своих проблемах и горе, не изолировала себя от окружающего мира, не уходила в себя и, самое главное, не стеснялась своего особенного ребенка.
 
3. Соматический уровень. Переживания, которые испытывает мама в связи с появлением в семье аномального ребенка, часто истощают ее нервную систему. У мамы начинают проявляться соматические заболевания, вегетативные и астенические расстройства.
 
Считается фактом, что семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии переживают сильнейшие эмоциональные перегрузки только в первое время после рождения ребенка. На самом деле это не так, первые острые чувства родителей (шок, чувство бессилия, вина, горечь, страх) никогда и никуда не исчезают. Они становятся постоянной частью жизни семьи. Эти чувства вспыхивают с новой силой и могут дезадаптировать семью в определенные периоды семейного цикла, а семье приходятся преодолевать новый кризис отношений.
 
Чем могут помочь социальные службы семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии и какую информацию они должны знать о малыше?
 
Направления работы социальной службы разнообразны. Основными являются:

1. Ознакомительное. Социальная служба должна выявить особенности отношений в семье между родителями, они обследуют их и помогут налаживанию взаимоотношений между родителем. Помогут наладить взаимоотношения с учреждением, к которому прикреплен ребенок.
 
Работники социальной службы должны проделать большую работу по созданию информационного банка данных о ребенке с нарушениями в развитии и семье, в которой он воспитывается. Пожалуйста, окажите посильное содействие и не отказывайте социальным службам. так как чем большей информацией они владеют, тем успешней смогут оказать помощь вашей семье.
 
Что включает в себя информационный банк данных о ребенке с нарушениями в развитии? Он включает в себя полные сведения о ребенке: паспортные данные, диагноз, интеллект, степень самостоятельности, моторное развитие, речевые навыки и отклонения о нормы, психические отклонения. Социальная служба должна представить поэтапный план реабилитации ребенка.
 
2. Информационно — консультативное направление социальной службы. Предполагает ознакомление родителей ребенка с отклонениями в развитии с нормативными документами, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, консультирование по вопросам предоставлению льгот и жилья.
 
3. Должна быть организована социально — медицинская помощь семье и ребенку с отклонениями в развитии. Включающая в себя оказание реабилитационных услуг через учебно-образовательные и медицинские учреждения по восстановлению и поддержанию здоровья детей-инвалидов, их психологического состояния. Специалисты социальной службы должны выявить необходимость услуг логопеда, массажиста, врача-невропатолога, психолога, инструктора по ЛФК, дефектолога, специального психолога.
 
4. Службами должна быть организована социально-бытовая помощь, которая улучшит бытовые условия жизни детей. Данная помощь заключается в оказании своевременной материальной помощи малообеспеченным семьям предметами ухода за больным ребенком, продуктами питания и лекарств.
 
5. Оказание социально-экономической помощи. Семьи, имеющие ребенка с нарушениями в развитии, должны получать пособия, единовременные выплаты и адресную помощь. Социальная служба собирает и передает документы в Комитет по социальной защите населения. Так же должно быть организовано бесплатное питание в учреждениях, которые посещают дети с нарушениями в развитии.
 
6. Социокультурное направление. Для детей с нарушениями в развитии должны быть организованы праздники, выезды, отдых.
 
Дорогие родители, поделитесь опытом, возникли ли у Вас проблемы в семье, которые были связаны с появлением особенного ребенка. Как Вам удалось с ними справиться? Помогла ли социальная служба адаптироваться к данной ситуации и сгладить ее?

Автор статьи:
Дьяконова Катерина Сергеевна

Дата публикации: 28.03.2014 16:23

Просмотров: 13762

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4.75, Голосов: 4

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник