Развитие координации движений руки у ребенка

Ольга Акимова
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту. Перед собой я ставлю следующие задачи: научить детей правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г. В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обучению письму С. О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С. Е. ; методику развития мелкой моторики, глазомера и координации движений Т. А. Воробьевой, Т. В. Гузенко.

Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях с детьми аппликацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампами, тычками, пластилином, с помощью трафаретов, конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки, для составления узоров нитью на гвоздиках (графика, игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы», «Сделай так же», «Сделай сам», «Определи на ощупь», игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет», «Юный архитектор», игры с пинцетом для формирования и закрепления пинцетного захвата пальцев («Мозаика», «Разбери по цветам», «Золушка»). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пуговицами, крупами, прищепками.

Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей. Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребёнком:

• изобразительных умений;

• музыкально – исполнительских умений;

• конструктивных умений;

• трудовых умений;

• овладения родным языком;

развития первоначальных навыков письма.

В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце.

В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (аккупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук, используя специальные массажоры (он представляет 2 части: мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воздействуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовостановления организма. Также применяем различные виды массажа рук, в т. ч. самомассаж зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т. д. В группе имеется большая картотека таких игр, дети сами обыгрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом, пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в результате чего развивается:

• сила и ловкость руки;

• переключаемость с одного вида движений на другой;

• внимание ;

• глазомер и зрительная память;

• усидчивость и аккуратность;

• фантазия и образное мышление;

• подготовка руки к письму

Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений, которые я использую в работе с детьми и советую родителям выполнять их дома со своими детьми:

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с умственной отсталостью

• Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

• Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладонями.

• Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложнение – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – треугольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально).

• Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кисти работающей руки.

• Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать слоги на отработанные звуки.

• Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар правой рукой — 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).

В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и тонизирующий массаж на акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.

Источник

Надежда Борисова
Развитие координации у детей младшего школьного возраста

Развитие координации у детей младшего школьного возраста

Педагог дополнительного образования

Борисова Надежда Юрьевна

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:

• одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);

• разноименными — выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).

Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть:

• однонаправленными (например, обе руки подняты вверх);

• разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть:

• одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги);

• поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);

• последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга).

Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны детям поочередные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки, затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т. п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориен-тировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами педагога. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты. На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

Читайте также:  Предпосылки определяющие развитие ребенка мухина

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и т. д.).

2. Упражнения в сопровождении музыки.

3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три — присели», «четыре — вы-прямились»).

4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается для начала упражнения. Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости

оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину, перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).

2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками и т. д.).

3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолиро-ванных, а также сложных комбинаций движений.

Поэтому в работе с детьми используются лишь некоторые упражнения. Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в младшем школьном возрасте.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной.

2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).

3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же — с закрытыми глазами; то же — с задержкой на одной ноге.

4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из него; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же — в другую сторону; то же — повернуться два раза и т. д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на «островке», присесть и выпрямиться).

Для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения

рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения

выполняются детьми без специального обучения и более точно и

координировано. Обучение детей произвольному выполнению координированных

действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные

действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит

ребенка peгyлировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей

экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного

аппарата.

Пути определения координационных способностей

у детей младшего школьного возраста

При выборе двигательных заданий по определению координационных возможностей детей школьного возраста руководствуются рядом общих положений. Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст до 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания младших школьников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационных отношений видов движений. До настоящего времени координация движений у детей младшего школьного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

• не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия

специальных двигательных навыков;

• не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче — на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в общеразвивающих упражнениях. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

Читайте также:  Мышечное развитие ребенка до 3 лет

При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных

возможностей детей в движениях руками учитывается следующие данные:

координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для младших школьников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

• качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

• ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т. е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации; с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:

• перекрестная координация в работе рук и ног;

• более естественной легкой в выполнении является односторонняя координация;

• большую сложность для детей представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения;

• на проявление координации движения рук и ног большое влияние оказывают:

а) направленность совершаемых действий;

б) темпы их выполнения;

в) методика демонстрации показа словесного пояснения.

Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

Так как освоение сложно координированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.

Влияние ритмической разминки на формирование координации

движений у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагогов, так как требует особой сосредоточенности, сконцентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься танцевальной хореографией в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и различные движения выполняют более качественно.

Упражнения на координацию движений дети учат на занятиях. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Из всего выше сказанного следует, что развитие координационних движений осуществляется уже с раннего возраста.

Но так как совершенствование координации у маленьких детей — процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это младший школьный возраст.

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать детей от работы. К занятиям такого рода и относится танец.

Источник