Польза лепки для развития ребенка

Польза лепки для развития ребенка thumbnail

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

Польза игр с пластилином для детей

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:

  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.

При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Польза игр с пластилином для детей

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Источник

Елена Ботникова
Зачем нужна лепка ребенку?

Читайте также:  Развития ребенка и его критерии

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.

Мы живем в XXI веке, наши дети это поколение компьютерных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать, родителям удобнее посадить свое чадо за компьютер, нет беспорядка, ребенок сидит, играет. У родителей появляется больше свободного времени, ребенок не бегает, не мешает, играть с ним не надо. Удобно и хорошо, но вот пришло время школьной поры, учителя жалуются, что дети плохо рассказывают, речь невнятная, плохо пишут. И только тогда начинаем анализировать данную проблему. Почему не умеет рассказывать? Потому что у вашего ребенка не развита мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Можно заниматься лепкой, не только с пластилином, но и с соленым тестом. В наше время оно получило название тестопластика.

Тестопластикой занимались люди с древних времен, при встречи весны из теста выпекали птичек, дарили их в качестве подарков. Лепка из соленого теста приносит удовольствие и радость, малозатратно, но имеет широкие возможности. Материал экологически чистый, эластичный, легко обрабатывается, изделия долговечны. Лепка развивает мышление, формирует слаженность работы не только рук, но и глаз.

Лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, занятия проходят в дружеской, спокойной обстановке, дети учатся работать вместе. Учатся помогать друг другу в работе, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

Лепка это творческий процесс, ребенок-автор, может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.

Ботникова Е. В МКДОУ «Детский сад «Солнечный»

Источник

В чем польза лепки для ребенка?

Маленький ребенок нуждается не только в том, чтобы родители общались с ним и любили, но также и в качественно проведенном времяпрепровождении. Когда родители организовывают досуг с детьми, они придумывают разные занятия и игры, которые бы могли доставить малышу положительные эмоции и оказать влияние на его развитие. Так, мать и отец играют с ребенком, рисуют, читают, танцуют и поют, вырезают и лепят. Если этого не делать, дети вырастают не приспособленными к деятельности и возникает риск развития педагогической запущенности. Поэтому все родители знают о том, что ребенка нужно развивать и чем раньше начать делать это, тем лучше для становления его характера и формирования процессов познавательной сферы.

С детьми занимаются педагоги в детском саду и учителя в школе, однако самые лучшие занятия — это дома с мамой, потому что там есть настоящая близость, много свободного времени и внимание уделяется только одному ребенку. В этой статье речь пойдет о том, чем полезны для детского развития занятия лепкой. Работа с этим материалом служит одним из способов формирования гармонично развитой личности.

Как правильно лепить с ребенком? Какие виды лепки бывают? Какой материал является самым безопасным и интересным для малыша? Какие игры и упражнения можно выполнять дома, чтобы весело и с пользой провести время?

Читайте также:  Как развить ребенка в 2 года план развития

Возможность лепить положительным образом сказывается на эмоциональном и психическом развитии. Иногда взрослые считают, что в занятиях с пластилином нет ничего особенного, и если ребенок не лепит, то не лишается чего-то важного. Это представление является неверным. Работая с мягким материалом, ребенок активизирует подушечки пальцев, создавая мелкие предметы из пластилина или теста, заставляет пальцы напрягаться. Все это способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с деятельностью мозга.

Все процессы детской психики тесно связаны между собой. Это говорит о том, что благодаря работе руками, у ребенка развивается память, внимание, мышление, а вслед за ними — речь и восприятие.

Когда ребенок лепит вместе с мамой по образцу — то есть, повторяя то, что сделала она, у него бессознательно укрепляется чувство доверия к ней, развивается воображение, фантазия, а также такие мыслительные процессы, как сравнение и зрительное восприятие.

Мягкий материал, такой как пластилин, глина и тесто имеет достаточно устойчивую форму, которую, при желании можно легко изменить или разрушить. Таким образом, взаимодействие с лепкой для ребенка всегда легко и безопасно — он знает, что может исправить свою работу в любой момент, поэтому не боится совершить ошибку.

Во время лепки ребенок взаимодействует не только с текстурой, но также и с цветом — его изучение, выбор, смешение способствуют тому, что эмоциональный фон ребенка налаживается, он становится более спокойным, чувствительным, сосредоточенным.

Лепка развивает абстрактное мышление и математические способности.

Если психика ребенка не стабильна — он взбудоражен и обеспокоен — то сосредоточенная работа с пластилином способна быстро гармонизировать психическое состояние.

Игры и упражнения с пластилином приучают к доведению дела до конца, и формируют способность гордиться с собой. Это происходит, когда малыш видит результат своего труда, гордится, демонстрирует поделку взрослым и получает в ответ много похвалы и одобрения.

Какая лепка бывает для детей?

Психика человека устроена, так, что от того, как налажено его рабочее место, во многом зависит результат выполняемого дела. Взрослые люди знают об этом на собственном опыте, поэтому они заботятся о том, чтобы рабочее место было максимально комфортным и удобным. Так они понимают, что их продуктивность повышается, и во время работы находятся в хорошем расположении духа. То же самое можно применять к детям, когда те занимаются творчеством или решают учебные задачи. Прежде чем сажать ребенка лепить из пластилина, следует позаботиться о том, чтобы пространство для этого как можно больше соответствовало детским особенностям. Где лучше всего лепить с детьми дома?

  • За рабочим столом. Выбирая это место, следует позаботиться о том, чтобы на нем не было лишних предметов — бумаги, карандашей, ручек, книг. Кроме пластилина или глины, ребенку понадобится доска для лепки, специальные палочки или ножи для вырезания, влажные салфетки или тряпочки.
  • Лепка на полу. В таком случае ребенок получает большее пространство для фантазии и воображения, однако родителям необходимо создать особые условия для занятий лежа или сидя: застелить пол клеенкой, дать ребенку все необходимые принадлежности для лепки, убрать подальше предметы, которые могли бы упасть и разбиться или малыш мог нечаянно их испачкать.

Чем можно лепить? Пластилин, соленое тесто, глина.

Последнее — это то, что родители и дети делают своими руками. Надо сказать, что видов пластилина и глины много, они отличаются по консистенции и цвету, возможности смешивания, составу. Пластилин отличается от некоторых видов глины тем, что после того, как с ним поработали, он не высыхает. Глина же или соленое тесто хороши тем, что из них можно делать игрушки, фигурки животных, затем сушить их и раскрашивать — обычно этот процесс очень привлекает детей.

Игры и упражнения с ребенком

Для самых маленьких лучше использовать обычный пластилин без дополнительных добавок к цвету или составу — он самый безопасный. Другие виды пластилина: плавающий, флуоресцентный, восковой, зернистый, скульптурный, кинетический.

Какие игры и упражнения можно придумать с ребенком дома, занимаясь лепкой?

  • Рисование пластилином. Техника, которую любят дети и которая хорошо развивает мелкую моторику. Рисовать пластилином можно на подготовленном листе бумаги — белом или закрашенном. Лист будет фоном, а пластилином можно изобразить сюжет на нем. Кусочки пластилина в данном случае плотно прижимаются к бумаге и размазываются по ней. Таким образом, ребенок сам придает форму тому, что он хочет изобразить.
  • Из пластилина можно лепить любимых сказочных или мультипликационных героев.
  • Для налаживания эмоционального состояния можно предложить ребенку слепить свою семью или себя.
  • При желании можно делать настоящие картины или объемные предметы из пластилина, добавляя к работе другой материал — камни, траву, сухие цветы, пуговицы, нитки, бумагу.
Читайте также:  Морфологические особенности мозга в развитии ребенка

Ребенок может лепить из пластилина все, что ему угодно. Часто во время этого занятия важен не результат — то, что получилось у ребенка — а сам процесс лепки, который успокаивает и развивает детскую психику.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней.

Для умственного развития

• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление.

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.

• Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.

• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.

• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.

• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

Для развития личности

• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.

• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».

• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.

• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.

• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Источник