Положение о карте индивидуального развития ребенка

Согласовано

Председатель ПК МБДОУ д/с №16

_____________               Е.В.Гутова

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ д/с № 16

_______________ И.Н.Ковалёва

Приказ №__ от _________2018г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки индивидуального развития детей

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район

1.Общие положения

1.1.Настоящее   Положение  о  системе  оценки   индивидуального   развития  детей (далее — Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район (далее – ДОУ) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), а также Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);

1.2.Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса ДОУ: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОУ и родителей (законных представителей) детей.

1.4.Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в том числе оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.

1.5.Система оценки индивидуального развития детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей  результатов системы оценки качества образования в ДОУ.

1.6.В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

1.8.Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ:

— индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;

— оптимизации работы с группой детей.

1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.

1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей

  1. Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

2.2.Осуществление оценки индивидуального развития детей систематически и последовательно.

2.3.Оценка индивидуального развития детей направлена на:

— поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

  • учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

3.Организация проведения оценки индивидуального развития

  1. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.

1 раз в год (в течение первых двух недель мая) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

  1. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
  2. В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах развития ребенка» и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
  1. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОУ.
  2. Ведение  «Карт развития  ребенка» осуществляется педагогами групп  на  каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.

3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

4. Права участников образовательных отношений

  1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности.

5.Обязанности участников образовательных отношений

5.1.Педагогические работники обязаны:

— проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);

  • вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
  • регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты развития ребенка»;
  • обеспечивать  хранение  диагностических  данных  по  каждому  ребенку  в архиве детского сада на протяжении  всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;

— обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с  ходом, содержанием и оценкой результатов  образовательной  деятельности  в  ДОУ,  а  также  (в индивидуальном порядке) с  диагностическими данными их ребенка;

— ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.

5.2.Старший воспитатель обязан:

— обеспечивать наличие «Карт развития ребенка во всех возрастных группах ДОУ;

— проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО на итоговый Педагогический совет;

— осуществлять   контроль   и   методическую   помощь   педагогам   в   проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.

6.Ответственность

  1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОУ.
  2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка.

7.Делопроизводство

  1. Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОУ.

7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у старшего воспитателя не менее 5 лет.

7.3. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также ОП ДО и Устава ДОУ.

Источник

Ирина Земскова
Карта индивидуального развития ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кирилловский детский сад №36

Карта индивидуального маршрута

развития ребёнка

Фамилия, имя

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон

Начата

2016-2017г. г.

Специалисты, работающие с семьей и ребёнком

Воспитатели группы: Земскова Ирина Сергеевна,

Музыкальный руководитель

Медицинская сестра

Заведующий детским садом

Общие сведения о ребёнке

Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….

Характеристика семьи

Состав семьи Полная

Тип семьи Благополучная

Мать

Место работы

Отец:

Место работы

Другие члены семьи:

Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы

брат

сестра

Кто занимается воспитанием ребенка: родители

Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)

Результаты комплексной диагностики ребёнка

Семья (наблюдения специалистов).Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.

Ребёнок: Алексей

Педагогическая диагностика воспитателей группы:

* речь развита с дефектами, память на низком уровне,интерес к новому не всегда;

*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;

* развитие сенсорных способностей слабое;

*низкая обучаемость;

* слабо развита моторика рук;

*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,

* не всегда самостоятелен.

(по характеристикам мышление и память страдает)

Музыкального руководителя

Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма. Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.

Психологическая диагностика

Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитиеинтеллекта не соответствует возрастной норме: внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка, имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.

Мальчику свойственны слабо развитое воображение, слабое использование мимики, жестов, речи.

Познавательная активность средняя: любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине. Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.

В поведении Алёши — стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.

Вывод

Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

Индивидуальная программа развития ребенка

Актуальность: уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего.

Цель индивидуального маршрута:

способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи индивидуального маршрута:

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. обогащение активного словаря ребёнка;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. реализация самостоятельной творческой деятельности;

Работа воспитателей группы с ребенком

Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями

Сентябрь-

Октябрь

Упражнения для развития фонематического слуха и развитияартикуляционного аппарата: «Оркестр»,

«Что звучит?»,

«Найди пару»,

«Тихо – громко»,

«Запомни слова»,

«Телефон»,

«Назови первый звук слова»,

«Сломанный телевизор»

Проговаривание

скороговорок,

артикуляционная гимнастика Создать условия для игры с другими детьми «Оркестр», «Что звучит?»

(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)

Рекомендовать маме Алёши проговаривать дома скороговорки и проведение самомассажа в домашних условиях

(картотека № 4, №5)

Ноябрь

декабрь

Обогащение словаря.

Подбирается лексический материал:

— слова обозначающие предметы;

— слова обозначающие качества и свойства предметов;

— слова обозначающие различные действия

Игра «Картина- корзина»,

«Едим, летим, плывём»,

«Что вы видите вокруг?»,

«Скажи какое?»,

«Высокий – низкий»,

«Найди точное слово»,

«Назови одним словом»,

«Кто у кого»,

«Давай искать на кухне слова».

Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке

(разместить дидактический материал к игре «Назови одним словом» и «Найди точное слово») Рекомендовать игры для обогащения словаря

«Давай искать на кухне слова»

Январь

февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,

Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики

(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.

Март-апрель Развитие словесного творчества

игра в рассказчика;

Деформированные слова;

«Продолжи стих»;

«Рисунок в несколько рук»

«Перевирание сказки»;

«Сказки на изнанку»

«Салат из сказок»;

«Карты на стол»

«Начало и конец» Создать условия для игр

«Придумывание историй»;

Игра «Зачем?»

Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако

-мить маму Алёши с рекомен-

дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.

Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.

Пересказ текста по вопросам,

«Заполни пропуски»,

Игра «Один – много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», «Кто самый наблюдательный»,

«Закончи предложение»,

«Приготовим сок»

Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм

«Накорми животное», и др. Предложить родителям картотеку игр и упражнения на формирование навыков словообразования

(картотека №2)

Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком

В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка, развитие речевого творчества, овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи.

Динамика развития (сентябрь, октябрь):

на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.

Источник

Приложение 1

Утверждено

приказом управления образования

администрации Вейделевского района

от ___________________ № ______

Положение

о Карте индивидуального развития выпускника

 дошкольного образовательного учреждения

I. Общие положения

  1.  Карта индивидуального развития выпускника дошкольного образовательного учреждения (далее Карта) является одной из форм психолого-медико-педагогического сопровождения  детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, и может считаться портфолио ребенка (приложение к положению).
  2.  Заполнение Карты предполагает работу специалистов разного профиля.
  3.  Составление Карты  осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях дошкольного образования, способствующих обретению его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
  4.  При составлении Карты специалисты руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования), настоящим положением, другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
  1. II. Цель и основные задачи Карты выпускника дошкольного образовательного учреждения
  1. .  Цель  Карты – организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей  на  основе проведения комплексного  диагностического обследования.  
  1. Основными задачами Карты являются:
  • своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми предшкольного возраста;
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика развития ребенка и его потенциальных возможностей;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей предшкольного возраста;
  • содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
  • определение способностей и достижений ребенка.
  1. III.  Организация заполнения Карты

3.1. Карта заполняется  в дошкольном образовательном учреждении.

3.2. Специалисты, заполняющие Карту, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы.

3.3. Состав специалистов и педагогов, заполняющих Карту, может включать: педагога-психолога,  учителя-логопеда, социального педагога, воспитателя.

3.4. Формулировки должны быть корректными и иметь рекомендательный характер.

3.5.  Карта должна содержать в приложении творческие работы ребенка.

IV. Организация передачи Карты

4.1. Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости предоставления в школу Карты.

4.2. Обследование ребенка для заполнения Карты осуществляется каждым специалистом поэтапно, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.

4.3. В  диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование.

4.4. По результатам обследования составляется  Карта.

Карта  является документом, подтверждающим право детей  на обеспечение оптимальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей.

4.5. Родители (законные представители) имеют право:

  • защищать законные права и интересы детей;
  • присутствовать при обследовании ребенка.

4.6. В случае несогласия с заключением специалистов родители (законные представители) имеют право обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.

VI. Ответственный за Карту

6.1. Ответственным за своевременное составление Карты является старший воспитатель (заведующая) муниципального дошкольного образовательного учреждения.

6.2. Карты будущих учеников, зачисленных в 1 класс, предоставляются классному руководителю  по его запросу, направленному в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Приложение к положению

Утверждена приказом управления образования

администрации Вейделевского района

от 12 декабря 2012 года №706

Карта индивидуального развития выпускника

ДОУ ____________

ФИО ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Сведения о семье:

Статус семьи

________________________________________________________________________

Жилищные условия

_______________________________________________________________________

Мать _____________________________________________________________________________

(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, рабочий телефон)

Отец

_______________________________________________________

(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, рабочий телефон)

Сведения о ребенке

Основные гигиенические навыки

Речевое развитие:

Первые слова: до I года; 1-1,5 года; 1,5-2 года; после 2лет, после З лет.

подчеркнуть нужное

Заикание: (есть, нет). Другие проблемы:        

Занимался ли с логопедом, с какого возраста        

Индивидуальные особенности ребенка:

Темперамент        

Особенности характера        

Настроение: устойчивое, ueycmoimieoe (легко меняется от незначительных причин).

Преобладает: (хорошее, плохое).

Поведение:

•        в домашней обстановке — спокойное, часто бывает вспыльчивым, часто бывает капризным.

•        в детскомсаду- спокойное, часто бывает вспыльчивым, часто бывает капризным.
При раздражении: теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, драчлив        

После обиды: успокаивается быстро, долго не может успокоиться, повышенная обидчивость        

Другие проблемы поведения:        

Работоспособность        

Утомляемость: при физических нагрузках: утомляется быстро, долго не утомляется; при умственных нагрузках: утомляется быстро, долго не утомляется;

При утомлении/ нарушается внимание,  появляется головная боль,  снижается аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность, появляется физическая вялость.

Другие проблемы        

Увлечения ребенка        

Артикуляционный аппарат (строение):

подвижность языка        

прикус        

строение неба        

зубов        

состояние подъязычной уздечки        

губы        

Состояние моторики:        

Общее звучание речи:

Голос        

Темп        

Плавность        

Дыхание        

Интонированность         Разборчивость        

Звукопроизношение:

Отсутствие гласных, согласных звуков (указать каких)        

Фонетический слух:

Дифференциация звуков        

Умение выделять звук в слове        

Умение произносить слова сложного состава        

Понимание речи:

Умение выполнять инструкции        

Понимание значения предлогов        

Уметь отвечать на вопросы развернутым предложением        

Связная речь:

Грамматически правильно строит сложные предложения        

Умение пересказать короткий рассказ        

Умение составлять рассказ по картинке (по серии картин)        

Использует обыгрывание слова, синонимы, антонимы, сравнения        

Грамматический строй речи:

Умение образовать множественное число существительного и родительного падежа

Существительные множественного числа                

Умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы,        

   согласовывать    существительные    с    числительными,    прилагательные    с существительными        

 образовывать предложно-падежные формы        

образовывать прилагательные от имен существительных

физические навыки:

ведущая рука: правая        левая        

 оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических  особенностей (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития

математические навыки:

владеет  представлениями, лежащими в основе счета        

умеет считать в пределах        

владеет прямым и обратным счетом        

умеет сравнивать два множества по числу элементов_______

владеет  операциями сложения и вычитания        

сформированность понятий величины_____        

Кругозор:

Имeeт достаточно развернутые и конкретные представления о мире        

Может рассказать о городе, стране, животных, растениях, временах года        

Может рассказать о себе и своей семье (Ф.И. О., возраст, пол и пр.)        

Сформированность познавательных психических процессов:

память: преобладающая модальность а)зрительная, б)слуховая, в)моторная, г)смешанная

(нужное подчеркнуть);

проблемы: а) без особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает, г) иные проблемы        

Мышление.

умение анализировать        

обобщать        

классифицировать        

сравнивать_        

устанавливать причинно-следственные связи        

Восприятие:

цвет        

форма        

пространство        

время        ,        

Срормированность    качеств        внимания    (распределение,    переключение,    объем, концентрация)        

Познавательная активность: высокая, средняя, низкая (нужное подчеркнуть)

Произвольная деятельность:

Удерживает цель деятельности и алгоритм деятельности, намечает ее план        

Самостоятельно выбирает адекватные средства, проверяет результат        

Сам преодолевает трудности, доводит дело до конца 

Сформированность произвольной регуляции деятельности
Темп деятельности

Оценка мотивационной готовности__________________________________

Оценка прогноза адаптации выпускника в первом классе начальной  школы____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подписи

Источник