Положение о карте индивидуального развития ребенка
Согласовано Председатель ПК МБДОУ д/с №16 _____________ Е.В.Гутова | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с № 16 _______________ И.Н.Ковалёва Приказ №__ от _________2018г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки индивидуального развития детей
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее — Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район (далее – ДОУ) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), а также Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);
1.2.Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса ДОУ: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОУ и родителей (законных представителей) детей.
1.4.Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в том числе оценку индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.
1.5.Система оценки индивидуального развития детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ.
1.6.В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
1.8.Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ:
— индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;
— оптимизации работы с группой детей.
1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.
1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей
- Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.
2.2.Осуществление оценки индивидуального развития детей систематически и последовательно.
2.3.Оценка индивидуального развития детей направлена на:
— поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
3.Организация проведения оценки индивидуального развития
- Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.
1 раз в год (в течение первых двух недель мая) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
- В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
- В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах развития ребенка» и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
- Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОУ.
- Ведение «Карт развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
4. Права участников образовательных отношений
- Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности.
5.Обязанности участников образовательных отношений
5.1.Педагогические работники обязаны:
— проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);
- вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
- регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты развития ребенка»;
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
— обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
— ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.
5.2.Старший воспитатель обязан:
— обеспечивать наличие «Карт развития ребенка во всех возрастных группах ДОУ;
— проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО на итоговый Педагогический совет;
— осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.
6.Ответственность
- Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОУ.
- Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка.
7.Делопроизводство
- Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОУ.
7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у старшего воспитателя не менее 5 лет.
7.3. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также ОП ДО и Устава ДОУ.
Источник
Ирина Земскова
Карта индивидуального развития ребёнка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кирилловский детский сад №36
Карта индивидуального маршрута
развития ребёнка
Фамилия, имя
Дата рождения
Домашний адрес
Телефон
Начата
2016-2017г. г.
Специалисты, работающие с семьей и ребёнком
Воспитатели группы: Земскова Ирина Сергеевна,
Музыкальный руководитель
Медицинская сестра
Заведующий детским садом
Общие сведения о ребёнке
Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….
Характеристика семьи
Состав семьи Полная
Тип семьи Благополучная
Мать
Место работы
Отец:
Место работы
Другие члены семьи:
Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы
брат
сестра
Кто занимается воспитанием ребенка: родители
Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)
Результаты комплексной диагностики ребёнка
Семья (наблюдения специалистов).Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.
Ребёнок: Алексей
Педагогическая диагностика воспитателей группы:
* речь развита с дефектами, память на низком уровне,интерес к новому не всегда;
*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;
* развитие сенсорных способностей слабое;
*низкая обучаемость;
* слабо развита моторика рук;
*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,
* не всегда самостоятелен.
(по характеристикам мышление и память страдает)
Музыкального руководителя
Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма. Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.
Психологическая диагностика
Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитиеинтеллекта не соответствует возрастной норме: внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка, имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.
Мальчику свойственны слабо развитое воображение, слабое использование мимики, жестов, речи.
Познавательная активность средняя: любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине. Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.
В поведении Алёши — стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.
Вывод
Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.
Индивидуальная программа развития ребенка
Актуальность: уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего.
Цель индивидуального маршрута:
способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.
Задачи индивидуального маршрута:
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
2. обогащение активного словаря ребёнка;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. реализация самостоятельной творческой деятельности;
Работа воспитателей группы с ребенком
Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями
Сентябрь-
Октябрь
Упражнения для развития фонематического слуха и развитияартикуляционного аппарата: «Оркестр»,
«Что звучит?»,
«Найди пару»,
«Тихо – громко»,
«Запомни слова»,
«Телефон»,
«Назови первый звук слова»,
«Сломанный телевизор»
Проговаривание
скороговорок,
артикуляционная гимнастика Создать условия для игры с другими детьми «Оркестр», «Что звучит?»
(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)
Рекомендовать маме Алёши проговаривать дома скороговорки и проведение самомассажа в домашних условиях
(картотека № 4, №5)
Ноябрь
декабрь
Обогащение словаря.
Подбирается лексический материал:
— слова обозначающие предметы;
— слова обозначающие качества и свойства предметов;
— слова обозначающие различные действия
Игра «Картина- корзина»,
«Едим, летим, плывём»,
«Что вы видите вокруг?»,
«Скажи какое?»,
«Высокий – низкий»,
«Найди точное слово»,
«Назови одним словом»,
«Кто у кого»,
«Давай искать на кухне слова».
Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке
(разместить дидактический материал к игре «Назови одним словом» и «Найди точное слово») Рекомендовать игры для обогащения словаря
«Давай искать на кухне слова»
Январь
февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,
Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики
(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.
Март-апрель Развитие словесного творчества
игра в рассказчика;
Деформированные слова;
«Продолжи стих»;
«Рисунок в несколько рук»
«Перевирание сказки»;
«Сказки на изнанку»
«Салат из сказок»;
«Карты на стол»
«Начало и конец» Создать условия для игр
«Придумывание историй»;
Игра «Зачем?»
Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако
-мить маму Алёши с рекомен-
дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.
Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.
Пересказ текста по вопросам,
«Заполни пропуски»,
Игра «Один – много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», «Кто самый наблюдательный»,
«Закончи предложение»,
«Приготовим сок»
Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм
«Накорми животное», и др. Предложить родителям картотеку игр и упражнения на формирование навыков словообразования
(картотека №2)
Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком
В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка, развитие речевого творчества, овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи.
Динамика развития (сентябрь, октябрь):
на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.
Источник
Приложение 1
Утверждено
приказом управления образования
администрации Вейделевского района
от ___________________ № ______
Положение
о Карте индивидуального развития выпускника
дошкольного образовательного учреждения
I. Общие положения
- Карта индивидуального развития выпускника дошкольного образовательного учреждения (далее Карта) является одной из форм психолого-медико-педагогического сопровождения детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, и может считаться портфолио ребенка (приложение к положению).
- Заполнение Карты предполагает работу специалистов разного профиля.
- Составление Карты осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях дошкольного образования, способствующих обретению его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
- При составлении Карты специалисты руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования), настоящим положением, другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
- II. Цель и основные задачи Карты выпускника дошкольного образовательного учреждения
- . Цель Карты – организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей на основе проведения комплексного диагностического обследования.
- Основными задачами Карты являются:
- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми предшкольного возраста;
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика развития ребенка и его потенциальных возможностей;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей предшкольного возраста;
- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- определение способностей и достижений ребенка.
- III. Организация заполнения Карты
3.1. Карта заполняется в дошкольном образовательном учреждении.
3.2. Специалисты, заполняющие Карту, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы.
3.3. Состав специалистов и педагогов, заполняющих Карту, может включать: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, воспитателя.
3.4. Формулировки должны быть корректными и иметь рекомендательный характер.
3.5. Карта должна содержать в приложении творческие работы ребенка.
IV. Организация передачи Карты
4.1. Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости предоставления в школу Карты.
4.2. Обследование ребенка для заполнения Карты осуществляется каждым специалистом поэтапно, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
4.3. В диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование.
4.4. По результатам обследования составляется Карта.
Карта является документом, подтверждающим право детей на обеспечение оптимальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей.
4.5. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права и интересы детей;
- присутствовать при обследовании ребенка.
4.6. В случае несогласия с заключением специалистов родители (законные представители) имеют право обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.
VI. Ответственный за Карту
6.1. Ответственным за своевременное составление Карты является старший воспитатель (заведующая) муниципального дошкольного образовательного учреждения.
6.2. Карты будущих учеников, зачисленных в 1 класс, предоставляются классному руководителю по его запросу, направленному в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Приложение к положению
Утверждена приказом управления образования
администрации Вейделевского района
от 12 декабря 2012 года №706
Карта индивидуального развития выпускника
ДОУ ____________
ФИО ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Сведения о семье:
Статус семьи
________________________________________________________________________
Жилищные условия
_______________________________________________________________________
Мать _____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, рабочий телефон)
Отец
_______________________________________________________
(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, рабочий телефон)
Сведения о ребенке
Основные гигиенические навыки
Речевое развитие:
Первые слова: до I года; 1-1,5 года; 1,5-2 года; после 2лет, после З лет.
подчеркнуть нужное
Заикание: (есть, нет). Другие проблемы:
Занимался ли с логопедом, с какого возраста
Индивидуальные особенности ребенка:
Темперамент
Особенности характера
Настроение: устойчивое, ueycmoimieoe (легко меняется от незначительных причин).
Преобладает: (хорошее, плохое).
Поведение:
• в домашней обстановке — спокойное, часто бывает вспыльчивым, часто бывает капризным.
• в детскомсаду- спокойное, часто бывает вспыльчивым, часто бывает капризным.
При раздражении: теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, может нагрубить, драчлив
После обиды: успокаивается быстро, долго не может успокоиться, повышенная обидчивость
Другие проблемы поведения:
Работоспособность
Утомляемость: при физических нагрузках: утомляется быстро, долго не утомляется; при умственных нагрузках: утомляется быстро, долго не утомляется;
При утомлении/ нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит, нарушается сон, появляется раздражительность, появляется физическая вялость.
Другие проблемы
Увлечения ребенка
Артикуляционный аппарат (строение):
подвижность языка
прикус
строение неба
зубов
состояние подъязычной уздечки
губы
Состояние моторики:
Общее звучание речи:
Голос
Темп
Плавность
Дыхание
Интонированность Разборчивость
Звукопроизношение:
Отсутствие гласных, согласных звуков (указать каких)
Фонетический слух:
Дифференциация звуков
Умение выделять звук в слове
Умение произносить слова сложного состава
Понимание речи:
Умение выполнять инструкции
Понимание значения предлогов
Уметь отвечать на вопросы развернутым предложением
Связная речь:
Грамматически правильно строит сложные предложения
Умение пересказать короткий рассказ
Умение составлять рассказ по картинке (по серии картин)
Использует обыгрывание слова, синонимы, антонимы, сравнения
Грамматический строй речи:
Умение образовать множественное число существительного и родительного падежа
Существительные множественного числа
Умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы,
согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными
образовывать предложно-падежные формы
образовывать прилагательные от имен существительных
физические навыки:
ведущая рука: правая левая
оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических особенностей (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития
математические навыки:
владеет представлениями, лежащими в основе счета
умеет считать в пределах
владеет прямым и обратным счетом
умеет сравнивать два множества по числу элементов_______
владеет операциями сложения и вычитания
сформированность понятий величины_____
Кругозор:
Имeeт достаточно развернутые и конкретные представления о мире
Может рассказать о городе, стране, животных, растениях, временах года
Может рассказать о себе и своей семье (Ф.И. О., возраст, пол и пр.)
Сформированность познавательных психических процессов:
память: преобладающая модальность а)зрительная, б)слуховая, в)моторная, г)смешанная
(нужное подчеркнуть);
проблемы: а) без особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает, г) иные проблемы
Мышление.
умение анализировать
обобщать
классифицировать
сравнивать_
устанавливать причинно-следственные связи
Восприятие:
цвет
форма
пространство
время ,
Срормированность качеств внимания (распределение, переключение, объем, концентрация)
Познавательная активность: высокая, средняя, низкая (нужное подчеркнуть)
Произвольная деятельность:
Удерживает цель деятельности и алгоритм деятельности, намечает ее план
Самостоятельно выбирает адекватные средства, проверяет результат
Сам преодолевает трудности, доводит дело до конца
Сформированность произвольной регуляции деятельности
Темп деятельности
Оценка мотивационной готовности__________________________________
Оценка прогноза адаптации выпускника в первом классе начальной школы____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подписи
Источник