Значение пословиц и поговорок в развитии ребенка

Значение пословиц и поговорок в развитии ребенка thumbnail

Наталья Викторовна Десятова
Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитательное значение пословиц и поговорок в речевом развитии детей»

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

Тема: «Воспитательное значение пословиц и поговорок в речевом развитии детей»

Учитель-логопед Десятова Наталья Викторовна

Исилькуль 2013 г.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…»

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речь. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств, станут самой надежной рекомендацией общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на становление нравственного облика ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Богатейший материал для воспитания нарвственных качеств и культуры речи содержит в себе устное народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр. У детей наблюдается также некоторые особенности в эмоционально-волевой и мотивационной сфере, которые проявляются в психофизической расторможенности или заторможенности, в отсутствии устойчивого интереса. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку,который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое,когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл,например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

Пословицы использую в любой ситуации. Собираясь на прогулку,напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут»,а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф,предостерегаю: «Береги нос в большой мороз».На занятии напоминаю: «Ученье – свет, а не ученье — тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем».При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ,то его поправляю такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается,в зависимости от ситуации говорю: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».

Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций,как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать,дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело,говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

Читайте также:  Центр развития ребенка цветы жизни

Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы,чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой,а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого,несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы,согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе — тесно, а врозь — скучно», «Старый друг лучше новых двух».А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать — переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.

Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Например, атмосферы неприятия, высмеивания лени, нерадивости. В педагогическом процессе нахожу место «тематическим подборкам» пословиц и поговорок, например, после прочтения сказки «Колосок»,разыгрываем сценку прибаутку:

— Тит, поди молотить!

— Живот болит!

— Тит, поди кисель есть!

— Где моя большая ложка?

Итог подвожу пословицей: «Ленив работать, да не ленив поесть»

Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.

«О чем говорить пословица»

После беседы о значении какой-нибудь пословицы предлагаю детям придумать сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендую использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек — волк».

«Что не так»

Даю детям деформированный пословицыи предлагаю произнести ее верно:

«Глаза – делают, руки — боятся»;

«Работнику – еловые шишки, а лодырю – медовые пышки»;

«Маленькое безделье лучше большого дела».

«Найди пару»

Дети делятся на две команды. Каждому ребенку первой команды даю свою часть пословицы, каждому ребенку второму команды продолжение пословицы. После сигнала ребенок должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» свой пословицу.

Материал:

«Один за всех, все за одного»;

«Делу – время, потехе — час»;

«Легко сломать, трудно сделать»;

«Долог день до вечера, коли делать нечего»;

«Любишь кататься – люби и саночки возить».

Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаю не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствую их внутренний мир, делаю его более духовным.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Влияние пословиц и поговорок на развитие ребенка. 3

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Значение загадок, как малой формы фольклора, для развития ребенка. 4

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Использование загадок, пословиц и поговорок в процессе обучения. 6

<![if !supportLists]>4. <![endif]>Пример занятия с использованием малых фольклорных форм. 7

Список литературы.. 10

Влияние пословиц и поговорок на развитие ребенка

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.

Пословицы, поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Пословица — это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Пословицы и поговорки — это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А. М. Горького, «формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа…». В пословицах отразились, писал К. Д. Ушинский, «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут — по лесу рыщут» — это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл — она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Читайте также:  В развитии произвольного внимания ребенку помогают

Незаменимый материал для дикционных упражнений — пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Значение загадок, как малой формы фольклора, для развития ребенка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи — доказательства и речи — описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Использование загадок, пословиц и поговорокв процессе обучения

Пословица по содержанию характеризуется тем, что заключает в себе определенную мысль, законченное суждение. Поэтому ее композиции чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй — вытекающее следствие, вывод.

Поговорка — это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи. Пословицы и поговорки в учебных пособиях чаще всего представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Понятно, что огромное число только одних русских пословиц и поговорок может быть распределено по неизмеримо большему числу тематических гнезд. Однако и эти пять тематических подборок позволят показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определенной теме, за которой соответственно стоит определенная сторона жизни, какое-то конкретное явление действительности.

Образовательно-воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично-поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.

Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное — уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется — выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью».

Итак, в работе над пословицами и поговорками в учащимися необходимы следующие условия:

1) понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;

2) владение известным запасом произведений данного жанра;

3) умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;

4) выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.

Загадка — это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющее сходные черты с другим предметом или явлением, которое остается скрытым и о котором нужно догадаться. Загадка побуждает человека порассуждать, сопоставить нередко трудно сопоставимое, перебрать множество предметов и явлений, их признаков и проявлений, чтобы обнаружить какое-либо сходство. Загадка развивает сообразительность, открывает в самых привычных и повседневных предметах и явлениях неожиданное, образно-поэтическое.

В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждения, обобщенную мысль, загадки предельно конкретны, они выражают определенный предмет, зачастую построены на описании его деталей, видовых и частных признаков, внешних качеств и свойств, их назначения, иногда и происхождения.

Читайте также:  Презентация показатели развития ребенка 3 лет

Загадки тесно связаны с трудовой деятельностью народа, окружающей его действительностью. Они также группируются по темам, за каждой из которых стоит определенная сторона жизни.

В «Книге для чтения» представлено пять тематических групп загадок — о явлениях природы, об инструментах, о саде и огороде, о животных, и наконец, о книге и письме.

Пример занятия с использованием малых фольклорных форм

1. Урок начинается с того, что учитель предлагает детям медленно перелистать книгу для чтения и на страницах, где напечатаны вопросы и задания к прочитанному, найти такие, в которых предлагается подобрать пословицы, соответствующие содержанию определенного текста или даже целой темы. Подобные задания имеются, например, к сказке «Два Мороза» или в обобщении к теме «Великая радость — работа» и других. Каждый раз мы будем выяснять, как понимают дети прямой и переносный смысл той или иной пословицы. Свои ответы ученики будут подкреплять толкованием прочитанного текста.

2. Далее обращаемся к тематическим подборкам пословиц, которые даны в разделе «Устное народное творчество». Прочитывается каждая пословица (учащимися), выясняется ее смысл, приводятся факты, случаи и т. п., почерпнутые из окружающей жизни или прочитанных произведений, которые могут быть связаны с содержанием пословицы. Например, ученик прочитывает пословицу «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата — поймать рыбку):

1) раздобыть и отладить снасть — удочку или сеть;

2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки или какого-иного водоема, найти рыбное место;

4) изготовить снасти;

5) насадить на крючок червяка;

6) умело закинуть удочку;

7) следить за поплавком;

8) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

9) снять пойманную рыбу с крючка и опустить в ведро с заранее налитой в него водой.

Действительно, чтобы все это выполнить, надо поработать. Переносный смысл пословицы выявляется посредством приложения ее к различным ситуациям из жизни учеников. Например, ученики говорят:

— Одна девочка все собирается четверки и пятерки получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела-смотрела на нее и говорит: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Или разбираем смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит»:

— Мы говорим: «Ребята заготовили корм для кроликов», «Птичница кормит кур», «Мальчик кормит собаку». А как это труд может кормить?

Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.

Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица «Поспешишь — людей насмешишь» применима к рассказу Н. Носова «На горке», точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как

посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.

3. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например:

«Каков мастер, такова и работа»;

«Делаешь наспех, сделаешь на смех»;

«Не сиди сложа руки, не будет и скуки»;

«Книга для ума — что теплый дождь для всходов»;

«Ум без книги, как птица без крыльев»;

«Читает — летает, да ничего не понимает»;

«Ленивому Микишке все не до книжки» и другие.

Получивший карточку выразительно ее прочитывает классу. Устанавливается, в чем ее смысл и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме «Книга, чтение», используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.

4. В заключение работы над пословицами молено провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. Или по-другому: ученики перелистывают свой учебник по чтению и, остановив свое внимание на рассказе или каком-то эпизоде, который им лучше других запомнился, кратко его пересказывают; другие ученики называют подходящую пословицу.

5. Вторая половина урока посвящается знакомству с загадками. К. Д. Ушинский писал, что на этот жанр он смотрел, как на «картинное описание предмета». Изучение загадок, считал великий педагог, надо построить так, чтобы «доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой и все объяснения, к ней привязанные».

Лучше всего урок, точнее, ту часть урока, которая запланирована для знакомства с загадками, построить по методике, предложенной М. А. Рыбниковой (см. «Очерки по методике литературного чтения», с. 60-62).

Загадки записываются на карточки: по две на каждую тематическую подборку. У нас окажется десять карточек, которые мы раздадим по одной на две парты, т. е. на четыре ученика. Даем время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаем условие соревнований: плюс получает та группа, которая не только отгадает загадку, но и сможет объяснить, как это удалось отгадать ее. С другой стороны, та группа, которая вызовется отгадывать, также должна будет для получения плюса рассказать, по каким предметам догадалась, о чем говорится в загадке.

Затем учитель может всему классу загадать свою загадку, например: «Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит — воет, падает — землю роет». (Жук.) Основной признак, по которому удается догадаться, о ком вдет речь в загадке, — это то, что жук имеет шесть ног и может летать.

6. Задание на дом: подобрать по одной загадке, пословице и научиться читать прибаутки, считалки, приговорки и скороговорки; подумать, где, когда, в каких случаях их можно услышать.

Список литературы

<![if !supportLists]>1. <![endif]>Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.

<![if !supportLists]>2. <![endif]>Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

<![if !supportLists]>3. <![endif]>Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. — 2004. — №10.

Источник