Показатели отклонений в развитии ребенка раннего возраста

Показатели отклонений в развитии ребенка раннего возраста thumbnail

Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.

Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.

В некоторых случаях на данном возрастном этапе, напротив, может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи, что при наличии сопутствующих неблагоприятных факторов может явиться причиной эволютивного возрастного заикания.

Кроме того, у детей с легкой мозговой дисфункцией нередко выявляются различные нарушения развития психомоторики в сочетании с синдромом гиперактивности.

Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны прежде всего для синдрома раннего детского аутизма. Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т. п.

На этом же этапе более отчетливо проявляется синдром «счастливой куклы» — редкое заболевание, впервые описанное в 1965 г. При этом синдроме дети с рождения отстают в психическом развитии. В конце 1-го — начале 2-го года жизни у них развиваются эпилептиформные припадки и появляются приступы смеха и нарушения моторики, напоминающие движения заводной куклы. У таких детей часто наблюдаются дефекты зрительной системы в ви-

де недоразвития сосудистой оболочки глаз, атрофии зрительного нерва и др. Характерны также стабильные отклонения показателей ЭЭГ.

Психические и неврологические заболевания, возникающие к концу раннего возраста (шизофрения, эпилепсия и др.), приводят часто к быстрому распаду сформированных и формирующихся психических функций и в дальнейшем имеют неблагоприятное течение.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.

Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии.

Современный уровень развития медицинской генетики, клинической медицины и психологии позволяет не только диагностировать различные формы отклонений развития (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, аномалии развития при различных наследственных заболеваниях нервной системы, детском церебральном параличе и др.) и оценивать степень сформирован-ности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений.

Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консультирования семьи.

На основе анализа специфики аномального развития, патогенетических механизмов нарушения, учета локализации и распространенности поражения центральной нервной системы педагог и психолог могут ориентироваться в структуре дефекта. Такой подход приводит к выделению единого симптомокомплекса нарушений и клинических, педагогических и других закономерностей его развития.

Данные научных исследований в области медицинской генетики, молекулярной биологии, цитогенетики и биохимии, а также клинической медицины показали необходимость пересмотра представлений о причинах и механизмах возникновения многих форм аномального развития и прежде всего умственной отсталости, речевых и сложных дефектов, а также раннего детского аутизма, сочетающегося с различными неврологическими нарушениями. В настоящее время доказано, что эти формы аномального развития имеют различную этиологию, но в большинстве случаев связаны с генетическими заболеваниями.

Диагностика конкретных нервно-психических заболеваний и

синдромов у детей с отклонениями в развитии открывает новые перспективы для лечения и психолого-педагогической коррекции этих заболеваний, а также для их предупреждения.

В настоящее время является бесспорным, что диагностика аномального развития — это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема. Она направлена на определение степени выраженности психической (интеллектуальной, эмоционально-поведенческой, речевой) недостаточности и на качественную оценку структуры дефекта с выделением основного психопатологического синдрома, на установление связей его с другими клиническими проявлениями, возрастом, соматическим и неврологическим состоянием ребенка. Кроме того, диагностика опирается на данные других параклинических и психолого-педагогических методов обследования.

Важное значение для диагностики и прогноза имеет выявление связи между дизонтогенетическими и энцефалопатическими расстройствами, т. е. признаками нарушенного развития и повреждения различных мозговых структур.

Наличие энцефалопатических расстройств во всех случаях осложняет и утяжеляет ход аномального развития. Чаще всего энце-фалопатические расстройства проявляются в виде стойких и выраженных нарушений умственной работоспособности, памяти, внимания, различных нарушений эмоциональной сферы и поведения — неврозоподобных и психопатоподобных синдромов, а также в виде эпилептиформных расстройств.

Важное значение в диагностике аномального развития придается методу системного анализа состояния высших психических функций. Этот метод является чрезвычайно полезным в системе комплексного обследования ребенка при сопоставлении нейропси-хологических и неврологических нарушений с данными электрофизиологических и других методов обследования. Роль этого метода очевидна только при учете общих принципов эволюции мозга, прежде всего принципа гетерохрониости (неравномерности) его развития. Например, установлено, что в дошкольном периоде возможен некоторый регресс -в становлении отдельных высших психических функций. Так, «зеркальность» графической деятельности в возрасте 5—6 лет может становиться даже более выраженной, что не обязательно указывает на локальную недостаточность высших психических функций, а может быть обусловлено особенностями межполушарных взаимодействий.

Источник

Тревожные сигналы возможных нарушений  психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза

Родители могут дать своему малышу любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они — не специалисты, но их внимание к особенностям и поведению поможет вовремя обратить внимание на признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. Для правильного и своевременного развития тех или иных психомоторных умений родителям в первую очередь надо знать закономерности роста и развития ребенка, физиологические проявление в определенном возрастном периоде, особенности функционирования различных систем организма, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем.

Эти знания сформируют представления о границах нормы и патологии, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем, связанных с задержкой формирования крупной или мелкой моторики, речи или психических процессов. «Правильно ли развивается ребенок?» — этот вопрос тревожит едва ли не всех родителей. Это естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Часто говорят, что каждый ребенок развивается по-своему и у каждого своя «норма». Такой подход не совсем оправдан, ведь он снижает внимание родителей к развитию малыша и как следствие — к риску формирования «пропущенной» задержки в его психическом и моторном развитии. В развитии ребенка нет одного-единственного, раз и навсегда установленного «сценария», существует определенный временной диапазон, в течение которого должны появиться определенные навыки. Один ребенок начинает раньше держать головку, переворачиваться на живот, садиться, другой все это осваивает гораздо позже. Но если появление нужных навыков не выходит за границы установленного временного диапазона, то развитие ребенка протекает «в пределах нормы». Например, навык слежения за горизонтально движущимся предметом формируется у ребенка от 2 недель до 2 месяцев. Поводом для беспокойства должна стать ситуация, когда малыш к концу 2 месяца жизни не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону горизонтально. Какие же проявления должны насторожить родителей и побудить их обратиться за помощью специалистов

Читайте также:  Педагогика развитие ребенка первого года

1. Факторы эмоционального неблагополучия: от рождения до 6 месяцев:  

безразличное отношение к кормлению, к звуку знакомого голоса;

подергивание лица, рук;

постоянное нарушение сна

 От 6 месяцев до года:  

неумение имитировать звуки и жесты;

общая апатия;

 постоянное отсутствие признаков неудовольствия при контакте с посторонними.

Физическое развитие: ребенок демонстрирует задержку моторного  развития  с рождения до года на 2-3 эпикризных срока (промежуток времени, через который обязательно проводится оценка состояния здоровья ребенка), а с года до 3 – на 1-2 эпикризных  срока

3. Слух, зрение, мелкая моторика в период до полугода

К концу 2 месяца

* не прислушивается и не пытается найти  звучащий предмет

 * не следит глазами за  перемещающимися в пространстве предметами, К концу 3 месяца  не ищет глазами, откуда доносится звон колокольчика

  не берет предметы в руки

до года: не дейтвует разнообразно предметами,: стучит, рахмахив, скидывает

Не обращает внимание на говорящего  взрослого

 4. Восприятие и развитие речи

До полугода: отсутствие гуления, гуканья, вокализаций

Отсутствие речи сигнала  с целью удовлетворения физиологических потребностей никогда не кричит перед кормлением, не демонстрирует недовольство

не улыбается, когда с ним заговаривают

до 1 года: остутствие слогового лепета

не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)  не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы, которые она называет

не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками

Эмоциональное развитие и социальные навыки  

До полугода:

не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе

не улыбается, когда к нему приближается и разговаривает взрослый

до года:

не пугается и не стесняется чужих людей

Нервно-психическое и двигательное развитие ребенка от рождения до года тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. Задержка двигательного развития может привести к задержке психического развития, поскольку ограничивает возможность восприятия окружающего мира. И если у малыша наблюдаются какие-то задержки в развитии или нарушения, то есть отклонения от нормы, обязательно необходима  консультация специалиста (детский врач, психолог, дефектолог, логопед).

Раннее детство (с года до трех лет) — период интенсивного физического и психического развития ребенка. Подражая взрослым и по их побуждению ребенок осваивает навыки самообслуживания: к трем годам он сам ест ложкой и вилкой, сам пользуется туалетом или горшком, сам может раздеться и частично одеться. В двигательном развитии ребенка особое значение приобретает развитие мелких точных движений пальцев кистей и рук и ручной умелости. Ребенок постепенно осваивает сложные движения пальцами: от захвата всеми пальцами в кулачок к концу первого года жизни он переходит к «пинцетному» захвату. Развитие мелкой моторики движений важно не только для освоения разнообразных действий – оно оказывает стимулирующее действие на развитие речи. С развитием движений и улучшением их координации тесно связано развитие предметных действий — важнейшего показателя психического развития ребенка раннего возраста. К полутора годам показателем достаточного уровня развития является умение использовать (или имитировать) предметы (ложка, чашка, карандаш, расческа) по назначению. Ребенок должен знать, на что надеваются носки, шапочка, хотя сам еще не в состоянии сделать этого, уметь копать совочком в песочнице, везти за веревочку машинку, строить башню из 3-4 кубиков, различать большие и маленькие предметы.

И здесь очень важно обратить внимание на два момента:

 1. Для успешного освоения действия ребенку этого возраста необходимо сотрудничество со взрослым: неоднократный показ того, как это действие совершается, оценка правильности действия, эмоциональная поддержка. Сам по себе, без участия взрослого, освоить специфические действия с предметами ребенок не может.

2. У детей разное по темпам развитие и разные интересы, что-то удается им легче и доставляет больше удовольствия, что-то затрудняет и не вызывает интереса. Если ребенок несколько отстает от возрастных показателей, некритично, главное, чтобы относительно своих предыдущих достижений ребенок продвигался вперед.

Одни дети говорят много и активно, другие — меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости — у психоневролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое — вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Читайте также:  Книги для развития речи у ребенка 2 лет купить

 Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:

 ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);

 в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;  поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

 у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;  

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

 не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);  

импульсивен (сначала делает, потом думает);

 склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

  неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

 неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;  

быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;  

 у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к  этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными:

АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ

После этого проводится диагностика нервно-психического развития ребенка. В своей работе для выявление нарушений в раннем периоде онтогенеза мы используем тесты МСНАТ, диагностический материал программы Каролина, а также диагностическую часть программы Маленькие ступеньки.

 Таким образом, внимательность со стороны родителей и своевременное обращение к соответствующим специалистам поможет в дальнейшем выстроить коррекционно-развивающую работу и по возможности предотвратить либо сгладить вторичные нарушения развития.

Источник

Основные закономерности нормального возрастного развития

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (генетической программой развития). Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания [4, 32].

Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностями созревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволюции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал Л. С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Например, при нормальном психическом развитии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговорной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все понимает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном развитии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом [5, 12].

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возникнет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что приведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на различный темп созревания каждой функциональной системы на разных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все периоды жизни работает как единое целое, что предполагает формирование межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начинается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуществляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука — слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой — зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-моторные, самоподражание звукам — слухо-вокальные. И наконец, развивается одна из узловых функций первого полугодия жизни — зрительно-моторная координация, которая будет совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста [15].

У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врожденных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отмечается преобладание восприятия контактных раздражении. На различные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и местной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или области рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажмуривает глаза, в области угла рта — поворачивает голову в противоположную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения [37]. Это проявляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 месяцев ребенок начинает захватывать предметы.

Читайте также:  В ф базарный здоровье и развитие ребенка это

Зрительно-моторная координация становится узловой функцией с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характерны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружающему; или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипии — длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачивается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное поведение характерно для детей с различными отклонениями в психическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отсталых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутизмом или задержкой психического развития вследствие эмоциональной депривации.

В основе формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего — с окружающими взрослыми [27].

Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него прежде всего нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. Несформированность предметных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зрительное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере действия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция — стереогноз — имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, особенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спонтанное развитие этой функции нарушено, и необходимы специальные коррекционные занятия по ее формированию [17, 21, 24].

На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в общем поступательном характере психомоторного развития. У ребенка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локализации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в возрасте 7-8 недель, более отчетливо — в 10-12 недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на звучащую игрушку. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положении лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает [37].

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специальном обследовании — электрокорковой аудиометрии. При этом следует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на звуковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположенные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями поведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребенка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание родителям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.

При оценке слуховой функции у ребенка 3-6 месяцев следует обратить внимание на способность локализовать звук в пространстве, избирательность и дифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 месяцев быстро и точно поворачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5-6 месяцев быстро поворачивает голову к источнику звука только тогда, когда его внимание не отвлечено другими более сильными раздражителями, т. е. если он в этот момент не занимается с игрушкой, не общается со взрослым и т. п. В противном же случае ребенок может вообще не проявить реакции на звук либо отреагировать на него после длительного латентного периода. Это свидетельствует не о снижении уровня звукового восприятия, а о развитии функции активного внимания [23, 34].

У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут отсутствовать, быть неярко выраженными, фрагментарными или патологическими. Отсутствие реакций наблюдается при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственной отсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когда ребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не поворачивается к нему, может быть обусловлена двигательными или зрительными дефектами. Снижение реакции проявляется в виде удлинения латентного периода, ее быстрого угасания. Это имеет место у заторможенных и апатичных детей, а также при раннем детском аутизме. В отличие от тугоухих детей, которые реагируют только на более громкие звуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторная стимуляция.

У ребенка, перенесшего родовую травму, асфиксию, особенно при наличии у него повышенного внутричерепного давления, реакция на звуковой стимул часто усилена и возникает очень быстро. Такой ребенок в ответ на любой звуковой раздражитель сильно вздрагивает, кричит, иногда у него появляется дрожание ручек и подбородка. Подобного типа реакция является патологической. Ее длительное сохранение характерно для детей с задержкой психического развития и повышенной возбудимостью нервной системы.

Источник