Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрасте

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрастеКак известно, не существует двух абсолютно одинаковых людей. Каждый живущий на земле человек индивидуален, неважно взрослый он или маленький ребенок. Человек уникален в своем роде, поэтому развитие, рост, взросление и т.д. происходит у него по-своему. Однако все же существуют определенные усредненные показатели физического и умственного развития. Они относятся к определенным возрастным группам и предполагают наличие тех или иных знаний и умений. Что такое возрастные нормы развития ребенка, и как вовремя обнаружить отклонение?

Зачем нужны показатели норм развития детей дошкольного возраста

Зачем нужны эти показатели? Для удобства использования все возрастные нормы физического развития ребенка, т.е.показатели умственного и физического развития, заключены в таблицы, которые называются центильными. Они помогают маме самой маме и врачам-педиатрам определять наличие отклонений в развитии малыша.

Нормированию подлежат не только психофизические данные развития, но также патологические и физиологические состояния. Так, к примеру, очень важной и информативной оценкой является шкала Апгар, которая предназначена для оценки состояния грудничка при рождении, т.е. на первой минуте жизни и далее на пятой минуте.

В процессе роста также важно контролировать изменение головы ребенка в размерах и пропорциях, скорость зарастания родничков, сроки прорезывания зубов, прибавку в весе и росте и т.д. Пристальное внимание родителей и врачей на первом году жизни должно уделяться своевременному появлению способности ползать, сидеть, переворачиваться, стоять, ходить, говорить и улыбаться.

По мере того как ребенок растет, «вступают в силу» возрастные нормы развития детей дошкольного возраста, в соответствии с которымидобавятся способности вести диалог, отвечать на вопросы, соболезновать, принимать решения и пр. Чтобы лучше ориентироваться во всех этих нормах, нужно внимательно изучить информацию приведенную ниже.

Развитие детей до года по нормам ВОЗ

Самое стремительное развитие происходит в первые годы его жизни. Для каждого родителя первый год своего материнства или отцовства запоминается на всю жизнь, как самый яркий, полный впечатлений и положительных эмоций период.

Согласно нормам ВОЗ возрастного развития детей до года, эволюция малыша от новорожденного кричащего комочка до бегающего годовалого малыша должна происходить следующим образом:

  • к своему первому юбилею, т.е. к возрасту один месяц малыш уже должен поднимать и удерживать голову непродолжительное время, рассматривать все вокруг и реагировать на голос мамы;
  • в два месяца – должен уметь удерживать рукой взятую игрушку, улыбаться родным;
  • в три месяца – фиксируются первые попытки удержать свое тело, опершись на ручки. Малыш уже умеет поворачиваться на бок, гулить, реагируют на знакомые игрушки;
  • в четыре месяца – ему очень хочется сесть, чтобы увидеть все, что есть в доме;
  • в пять месяцев активность резко повышается и появляется желание стоять с поддержкой мамы или папы;
  • в шесть месяцев – малыш может сидеть и уверенно опираться на руки;
  • к семи месяцам, как правило, малыши уже начинают ползать;
  • к восьми месяцам – дети устойчиво сидят, встают на четвереньки, может самостоятельно садиться, любят играть со взрослыми;
  • в девять месяцев малыши уверенно ползают на четвереньках, могут у опоры вставать на ножки;
  • к десяти месяцам могут собирать пирамидку, долго стоять у опоры;
  • в одиннадцать месяцев большинство детей уже умеют самостоятельно стоять, многие делают первые шаги;
  • к первому дню рождения он уже самостоятельно ходит, приседает и встает на ножки.

Годовалый ребенок уже осознает себя личностью, умеет общаться со взрослыми, сопереживает, радуется, выражает беспокойство и недовольство как взрослый.

Психофизические нормы развития ребенка в 2 года

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрастеПсихологи настаивают на том, что уже в 2 года ребенок начинает активно проявлять себя как самостоятельную личность, наблюдается повышенная капризность и настойчивое желание исследовать границы дозволенного и заявить о своей независимости. Задача родителей в этот период — помочь ребенку с минимальными потерями пережить этот этап своего взросления.

Психофизические нормы развития ребенка в 2 года предполагают наличие сильной эмоциональности в его поведении. Он проявляет разнообразные и очень яркие эмоции во время общения с близкими людьми. Выражение эмоций происходит с помощью мимики, возгласов и жестов.

В возрасте двух лет дети сильно подражают взрослым, копируют их мимику, движения, походку и речь. При обиде, испуге или ссоре они долго плачут, но основную часть времени находится в прекрасном настроении и положительно реагируют на внимание и общение, много улыбаются, бегают и прыгают, понимают и запоминают простые короткие рассказы.

Нормы развития ребенка в 3 года: что должны знать дети

В соответствии с нормами развития ребенка в 3 года, он уже должен знать свое имя и называть его, также должен различать и называть окружающие его предметы, давать им краткое описание, называть и описывать свои повседневные действия, запоминать и повторять небольшие стихи.

К возрасту трех лет он должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине.

В этом возрасте дети становятся очень самостоятельными и общительными, проявляют все чаще и ярче свое осознанное «Я». Часто проявляют непослушание, любят демонстрировать свои достижения, нуждаются в похвале взрослых. Трехлетние дети с интересом принимают участие в играх, спокойно делятся своими игрушками и выполняют несложные поручения.

В этом возрасте происходит формирование причинно-следственных связей, возникают и никогда не заканчиваются вопросы «почему?». Ребенок успешно учится различать предметы по вкусу, запаху, цвету, форме и величине, может обобщать их в группы по определенным критериям.

Словарный запас после трех лет стремительно расширяется, он уже умеет говорить несложными предложениями, различает части речи, знает и называет фамилию и имя.

Развитие ребенка в 4 года: речевые и другие нормы для детей 4 лет

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрастеВ четыре года ребенок в соответствии с нормами речевого развития детей 4 лет должен уметь рассказывать о том, где он живет сам, где живут те или иные животные, что они едят и умеют делать. Глядя на предложенную картинку ребенок должен суметь описать ее и составить небольшой рассказ.

В четырехлетнем возрасте ребенок уже разбирается в категориях «справа — слева» и «шире — уже». Обычно в 4 года он уже имеет навыки лепки и рисования, умеет завязывать узлы, застегивать пуговицы и молнии нанизывать на нитку крупные бусины.

Нормы развития ребенка в 4 года предполагают, что в этом возрасте ребенок обязан знать адрес, где он проживает, имена родителей и других членов семьи и их профессии. Словарный запас в этом возрасте составляет порядка 1,5 тысяч слов. Большую часть звуков дети в этом возрасте произносят хорошо. Некоторые незначительные логопедические отклонения до 6 лет считаются нормой.

Читайте также:  Признаки развития сахарного диабета у ребенка

Четырехлетние детки добрые, очень эмоциональные и открытые для всего интересного и нового. Они еще не умеют обманывать и совсем не разбираются в категории «правда-вымесел», их очень просто обидеть.

Общепринятые нормы развития ребенка в 5 лет

Согласно общепринятым нормам развития ребенка в 5 лет, дети должны проявлять готовность во всем помогать взрослым. В этом возрасте дети с радостью демонстрируют свою веселость и жизнерадостность, настроены очень оптимистично. Дети прекрасно контактируют со сверстниками и взрослыми людьми.

С радостью принимают любые поручения и последующую похвалу за его выполнение. В конфликтной ситуации чаще всего он уступает. Речь развита на отлично, имеется богатый словарный запас.

У пятилетнего ребенка очень быстро получается запоминать большие стихотворения, появляется склонность к изучению языков, легко разучивают песни.

Малыш очень общительный, любит играть с детьми, принимает участие в ролевых играх, к примеру, в «маму и дочку» или в «пассажира и водителя». Пятилетние мальчишки с удовольствием играют в летчиков, моряков и космонавтов, могут принимать участие в представлениях домашнего театра.

Нормы развития и поведения ребенка в 6 лет

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрастеНормы развития ребенка 6 лет предполагают наличие хорошо развитого вестибулярного аппарата, поэтому он уверенно чувствует себя на шведской стенке. Прыжки становятся дальше, он может прыгать через скакалку, девочки могут часами играть в «классики», а мальчишки – скакать через лестничные ступеньки.

В этом возрасте он должен уметь оценивать правильность своих поступков, контролировать собственное поведение и запоминать правила, проявлять чувства сопереживания и справедливости, отличать хорошие поступки от плохих.

В этом возрасте очень важна атмосфера в семье, которая должна быть спокойной, без конфликтов и споров. В этом возрасте ребенка нужно правильно подготовить к школе.  Он уже способен концентрироваться на определенном задании как минимум в течение 10-15 минут, удерживать в поле зрения одновременно 8–10 предметов, копировать движения, находить отличия между рисунками или предметами.

Нормы развития ребенка в 7 лет: запоминание и анализ информации

В этом возрасте дети уже ходят в школу, поэт ому должны уметь ориентироваться по часам. Семилетний школьник называет цвета радуги не задумываясь, знает дни недели и их последовательность, различает время суток и года, пишет числа до 20, решает несложные примеры, самостоятельно читает тексты, передает их содержание.

В норме развитие ребенка 7 лет предполагает наличие такого умения как запоминание и анализ информации. Он должен уметь запомнить 10 случайных слов и повторить их. Так, после первого прочтения он должен повторить как минимум 5 слов, после 3 прочтений – 9-10, а через час вспомнить как минимум 8 из 10.

Ребенок имеет представления о природе, о диких и домашних, хищных и травоядных животных, о перелетных и зимующих птицах; о травах, деревьях, кустарниках, цветах, явлениях природы. Также должен присутствовать запас географических знаний.

Физические и речевые нормы развития ребенка в 8 лет

Показатели нормального развития ребенка в дошкольном возрастеВ этом возрасте происходят первые изменения пропорций тела. Именно в 8 лет большеголовый и коротконогий человечек превращается в пропорционально сложенную девочку или мальчика. В этот период происходит значительное увеличение длины рук и ног, меняется соотношение туловища и головы, они становятся более похожими на взрослых.

Согласно нормам развития ребенка 8 лет, у детей в этот период должен активно развиваться опорно-двигательный аппарат, каждая косточка которого изменяет свою форму, размер и внутреннее строение. У них хорошо развиты крупные мышцы конечностей и туловища. Поэтому они хорошо овладевают сложными движениями.

Восприятие становится целенаправленным, осмысленным и анализирующим. В нем выделяются такие действия как наблюдение, рассматривание и поиск. Речь становится разнообразной и богатой ребенок активно использует название качеств.

Развитие ребенка 9-10 лет? Нормы для предпубертатного периода

Специалисты называют возраст с 9 до 12 лет предпубертатом. В этот период ребенок начинает быстро расти, как в физическом, так и в психическом плане. Некоторые дети стремительно вытягиваются вверх и быстро взрослеют. У каждой десятой девочки в возрасте 9-10 лет начинается менструация.

Нормой развития ребенка 9-10 лет считается его ровное отношение и общение как с матерью, так и с отцом. С ним можно договориться, хотя и только на взаимовыгодных условиях. К концу этого периода начинают все чаще себя проявлять перепады настроения, так как ребенок вплотную приблизился к возрасту подростка.

В каждой группе 9-12 летних детей есть неформальный лидер, признанный всеми. Очень явно в этот период выделяются среди общей массы отличники и аутсайдеры, те, кто лучше, чем другие бегает, прыгает, учит стихи или генерирует блестящие идеи. В 10-11 лет друзья все еще выбираются преимущественно среди ровесников того же пола. Зависимость младшего школьника от мнения его друзей становится значительной и более важной, а влияние и мнение семьи снижается и отходит на второй план.

Полноценное и многогранное развитие человека – это сложный и очень многообразный процесс. Основная задача родителей – неустанный контроль правильности развития их чада, и своевременное реагирование на отклонения.

Статья прочитана 15 171 раз(a).

Источник

Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым.

— лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);

— различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);

— голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:


3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);

— на вытянутые руки (5 мес.);

— приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);

— садится (6 мес.);

— хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);

— держит в каждой руке по предмету (6 мес.) 

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);

Читайте также:  Особенности социальной ситуации развития ребенка

— садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)

— встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);

— стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);

— уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);

— ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);

— перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);

— манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);

— берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);

— вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);

— выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);

— вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.). 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);

— локализует звук в пространстве (с 4 мес.);

— адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется

(5 мес.);

— поворачивается на звук (с 6 мес.);

— фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);

— смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);

— тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);

— захватывает предмет (5-5,5 мес.);

— локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);

— занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);

— узнает голоса близких (с 7 мес.);

— отвечает на имя (с 8-9 мес.);

— хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);

— прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов

(с 11 мес.);

— обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)

Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: «пища», «одежда». 

Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный -пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Возрастные нормы развития детей

от 3 до 4 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. 

Читайте также:  Кризис развития ребенка 7 лет андрущенко

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»). 

Возрастные нормы развития детей

от 4 до 5 лет

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. 

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. 

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. 

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. 

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные нормы развития детей

от 5 до 6 лет

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе

бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации

каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Возрастные нормы развития детей

от 6 до 7 лет

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. 

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. 
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. 

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: 

•    личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

•    интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. 

•    социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

Источник